Владимир Ильич Ленин как философ
Министерство
образования Российской Федерации
Московский
Государственный Индустриальный Университет
Сергиевопосадский
филиал
(СПФ
МГИУ)
РЕФЕРАТ
По предмету «Русская философия»
«Владимир Ильич Ленин как философ»
Выполнил: Ермилов
Ю.А., гр. 7722
Сдано
«____»__________________ 2001 года.
Научный руководитель:
проф. Анисимов А.С.
Проверено «____»______________
2001 года.
СЕРГИЕВ ПОСАД
Ленин (Ульянов) Владимир Ильич
(10/22.04.1870 –
21.01.1924) – вождь революционного марксизма, основатель Советского
государства, организатор коммунистического движения XX
века.
После Маркса и Энгельса главным духовным учителем
Ленина был Чернышевский и его концепция «разумного эгоизма». На раннем этапе
развития философской личности Ленина значительное влияние на него оказывал
Плеханов, на трудах которого воспиталось целое поколение русских марксистов.
Можно выделить три основных периода в истории
ленинской мысли: первый – 1893-1908 гг., второй – 1909-1917 гг.,
третий – 1917-1923 гг. Характерная черта всех трех этапов – разработка
всех составных частей марксизма, их изменение в соответствии с новыми историческими
веяниями. На каждом новом этапе происходило изменение ранее выдвинутых теорий в
соответствии с новыми проблемами.
Значение Ленина как философа
может быть понято лишь в контексте тех грандиозных исторических свершений,
которые наложили отпечаток на весь XX век – опыта истории утверждения и краха
коммунистических режимов в России и других странах. Значительность и
влиятельность духа и идеологии ленинизма (революционного марксизма эпохи
империализма и пролетарских революций) определялись практической силой, широтой
и основательностью коммунистического движения, прочностью социалистического
движения в СССР, не в последнюю очередь – жизненной силой и притягательностью
коммунистических идей. Ленин не занимался серьезно философией до 1908 года
(когда была написана его важнейшая работа – "Материализм и
эмпириокритицизм"). Ее вообще считают знаковой исследователи
развития марксизма того периода в России, говоря, что именно с ее изданием
началась та идеологическая и тактическая перестройка марксизма, которая и
привела к революционной ленинской интерпретации. Две остальные работы
глобального характера – "Философские тетради" и "О
значении воинствующего материализма" не имели такого влияния, хотя
и им придавалось определенное значение в формировании марксизма-ленинизма.
В первую очередь Ленин известен
как философ, значительно развивший марксизм с очки зрения его практического
применения политической реальности. Говоря о развитии марксизма, Ленин выделяет
ряд объективных (общие условия возникновения, развитие и упрочение
идеологии, накопленные объем и количество знаний, уровень развития науки) и субъективных
(научная работа марксистов, внесение учения его идеологами в рабочее движение)
сторон.
Ленин говорил, что марксизм имеет
определенное ядро, систему основных принципов, которая всякий раз выступает в
конкретных исторических условиях в качестве базы, объективно-теоретической
предпосылки для творческого решения практических задач. При этом осуществляется
двусторонняя связь между теорией и тем новым социально-историческим материалом,
который дает жизнь. По отношению к уже установленным основоположениям марксизма
это взаимодействие может означать их дальнейшее обогащение и развитие,
видоизменение в частностях либо конкретизацию, уточнение пределов истинности
определенных марксистских идей, временных или социальных границ их применения.
тем самым в любом случае имеется некоторый позитивный научный итог. Если на
базе известного в марксизме устанавливаются новые теоретические положения, то
они делают прежние более точными и конкретными, повышая, так сказать,
"концентрацию истинности" концептуального ядра доктрины,
"удельный вес" абсолютно объективной истины марксизма не только за
счет расширения пределов ее применения, но и за счет их сужения, конкретизации.
В данном случае под теорией понимается прежде всего марксистская философия, а
под практикой – марксизм как общественно-политическое течение. Т.е. ленинская
трактовка марксизма учит: будучи наукой, марксизм, хотя и неравномерно,
развивается по восходящей линии, подтверждая свою истинность в ходе
теоретической практики и демонстрируя необратимость своего теоретического
роста.
Формулировка общей закономерности
взаимодействия теории марксизма и истории дополняется указанием на то, что
"при богатстве и разносторонности идейного содержания марксизма нет ничего
удивительного в том, что в России, как и в других странах, различные
исторические периоды выдвигают вперед то одну, то другую сторону
марксизма". Выдвижение различных аспектов теории объективно постольку,
поскольку этого требуют ее соответствующие предметные области, либо особенно
бурно развивающиеся и потому требующие более глубокого теоретического
осмысления, либо, напротив, испытывающие кризис, неразвивающиеся и потому
вызывающие потребность теоретическом анализе с целью приведения в действие
определенных социальных сил. Субъективно же это выдвижение потому, что все
развитие проходит через головы субъектов – марксистов.
Оставаясь на словах (и во многом в действительности)
верным Марксу, Ленин по существу оторвался от него и открыл в истории марксизма
новую страницу. Однако все новое, что он ввел, можно свести к следующим
принципам:
1.
Значительное упрощение
марксизма, полное сращивание его с материализмом;
2.
В области диалектики –
упор на антитезис в ущерб синтезу. Антитезис (политический символ революции),
противоречие, есть главное в диалектике, синтез же носит временный, переходящий
характер;
3.
В области философии
истории – учение о примате политики над экономикой, по крайней мере – в
революционные эпохи (согласно классическому марксизму – политика есть лишь
активизированное выражение экономики);
4.
Огромная роль партии,
которая фактически из средства зашиты интересов превратилась в самоцель, в
самостоятельно существующую силу.
Философия в творчестве Ленина (как у всякого
революционного марксиста) занимает особое место. Она представляет собой часть
единого марксистского мировоззрения, фундаментальные принципы которого не
подлежат никакому сомнению. Творческое развитие марксизма возможно лишь в сфере
применения его на практике, конкретизации теории в свете новых исторических
реалий и т.д. однако марксизм не только теория, но и связанная с ним практика –
дело с конкретными историческими целями революционной борьбы и деятельности.
Теория в марксизме не автономна и не самоценна, но всегда ориентирована на
конкретные цели и обязана представлять интересы пролетариата, наделенного
исторической миссией могильщика капитализма и строителя нового бесклассового
общества.
Для Ленина теория вообще – прежде всего процесс и
результат исследования определенных, вполне конкретных областей
действительности.
Философия, предоставленная самой себе, конституирующая
себя в качестве свободного поиска истины, представляла в глазах Ленина
небольшую ценность. Академическая, профессорская философия – предмет
откровенной насмешки. Вполне понятно, что сама возможность какого-либо
академического философского творчества в жесткой и иерархически выстроенной
системе марксизма, всецело подчиненной достижению определенных целей,
проблематична в высшей степени. Для Ленина все вопросы, возникающие не по
собственной воле, а по логике революционного дела, были «текущими». Тем не
менее Ленин, будучи материалистом, не только не тяготеет к релятивизму[1] и скептицизму[2], но ненавидит их (по словам
Бердяева) как порождение буржуазного духа. Ленин- абсолютист, он верит в
абсолютную истину; хотя материализму очень трудно построить систему знания,
опирающуюся на абсолютную истину, Ленина это не слишком беспокоит.
Что касается философского понятия материи, то оно
зачастую у Ленина совпадает с понятием бытия вообще. Например "материя
есть объективная реальность, данная нам в ощущениях". Материя вообще
признается неопределимой через род и вид, именно потому, что она есть
всеобъемлющая реальность. Т.о. материальное признается единственным и
объективным основанием человеческого духа, практики, объективного изменения в
природе и обществе, базисом всякого изменения, способом, каким сознание,
идеальное или субъективное, может быть не только выявлено, но и внешне организовано,
объективировано и социализировано, обращено на достижение новых социальных
отношений, на расцвет индивидуальности, а в конечном счете и на
"самовозрастание" духа. Ленин-теоретик всецело полагается на
суверенность объективноо мира, на мощь народных масс – творцов истории, на
способность материи мира коренным образом меняться под воздействием
целенаправленной, одухотворенной (в смысле правильно идеологически
поставленной) и научно организованной человеческой практики.
Ленин одним из первых заявил о своем видении проблемы
революционности и революции в России. Если ортодоксальные марксисты, в духе
последовательного марксизма, должны были бороться за капитализм с его
эксплуатацией рабочих в России – за тем, конечно, чтобы потом, в неопределенном
будущем, стать на сторону рабочих и повернуть фронт против капитализма. Ленин,
напротив, сразу выступил за пролетарскую революцию в России, в надежде, что она
будет поддержана мировым пролетариатом (главным образом – немецким). Отличает
Ленина и вера в то, что Россия может миновать буржуазно-демократическую стадию
развития, или предельно сократить ее, стремление к совершению именно к
пролетарской революции. Фактически прав оказался именно Ленин (а не Плеханов и
другие классические марксисты), но именно потому, что учение его не было
ортодоксальным марксизмом, а своеобразным неомарксизмом, или даже русским
марксизмом.
Общечеловеческой морали для Ленина не существовало.
Морально, утверждал он, все, что способствует осуществлению социализма;
аморально все, что этому препятствует. Идеи добра и зла, справедливости и
несправедливости были только идеалистическими выдумками, которые существовали
для прикрывания благочестивыми сентенциями факт "эксплуатации
трудящихся".
Ленин признавал человека деятельным существом, т.е.
действующим, активным, преобразующим себя и окружающий мир. однако поиск
человеческого счастья и борьба за него должны основываться на строжайшем и
трезвом анализе действительности, т.е. на научном учете и знании того, что есть
человек, каковы реальные закономерности и условия его существования.
Развивая материалистическое понимание истории, Ленин
уделял большое значение исследованию таких феноменов XX
века, как Мировая война,
мировой революционный процесс, антиколониальное движение, мировое
коммунистическое и рабочее движение.
Обобщая, можно сказать, что Ленин построил
классический марксизм в "боевой порядок", внес определенные
дополнения там, где это было необходимо для полкрепления революционной теории.
Ленинский этап в истории марксистской философии органично
включил в себя не только закономерное завершение радикального замысла Марксовой
революции и философии, но и богатое содержание отечественной, прежде всего –
леворадикальной традиции.
ЛИТЕРАТУРА.
1.
Кувакин В.А.
Мировоззрение В.И. Ленина. Формирование и основные черты. – М.: Издательство МГУ, 1990. – 207 с.
2.
Левицкий С.А. Очерки по
истории русской философии. –
М.: Канон, 1996. – 496 с. – (История философии в памятниках).
[1] Релятивизм
– философское учение, утверждающее относительность и недостоверность знания
в связи с тем, что мир постоянно меняется. Таким образом невозможно познать то,
что находится в постоянном развитии (постоянное развитие абсолютизируется), а
иметь мы можем лишь отражение какого-то момента, истинность которого уже
утеряна, как и он сам.
[2] Скептицизм
– древнегреческое учение, утверждавшее о неистинности знания, полученного
нашими органами чувств и, как следствие, непознаваемость мира такими
«чувственными» способами.
|