В гносеологическом аспекте власть есть целенаправленный способ утилизации
знания. По своей природе власть - сущность двусоставная. В плоскости
"знание актуализируется сознательный расчет действий и их последствий в
заданных обстоятельствах, учреждается рациональность. В плоскости
"воля" оформляется жесткая подчиненность действий целям, складываются
целеустремленность, настойчивость. Знание и воля - равнообязательны,
равноприсущи власти. Без знания власть дика, необузданна, импульсивна; без воли
она мягкотела, недееспособна.
В политическом аспекте власть есть способ осуществления влияния,
подчинения, принуждения, побуждения в соответствии с фактическим балансом сил.
[20]
Немаловажно для прояснения сущности власти знать ее корни. Они - в
объективном ходе социогенеза, где посредством обрядов, обычаев, традиций,
законов, иных внешних рычагов практической организации целесообразный
человеческой общительности мало - помалу кристаллизируется и закрепляется
специализированный механизм регуляции поведения индивидов. В истоках власти -
объективная неоднородность положения людей в социуме, расчлененность их ролевых
функций. При тотальном равенстве власти нет.
Возникая из ролевой неоднородности людей, власть сводится к системе
преимуществ, представляющих дополнительные степени свободы и дающие право одним
влиять на самоутверждение других. Операционализируют власть позитивные
(стимулирующие добровольные подчинение) и негативные (осуществляющие
принуждение) санкции, которые усиливают ассиметрию субъекта и объекта власти. Вообще
говоря, наличие такой ассиметрии - стандартное место в ситуации власти, между
тем обнаруживается нюанс, упустить из виду который недопустимо. Все упирается в
предел полномочий властных функций, преступать который нежелательно, опасно:
там, где баланс кардинальных целей и средств поддержания власти подрывается,
власть вырождается.
Немаловажно обозначить и цель власти. Она состоит в том, чтобы
посредством прямого или косвенного воздействия на людей их объединения или
разъединения:
а) противодействовать кризису, упадку, нейтрализовать напряжение;
б) стремиться к максимуму стабильности общественного целого,
способствовать его совершенствованию, упрочнению, прогрессу.
Функции и структура власти
Проявление власти естественно для человека заложено в биологических,
природных и социальных началах его жизни. Командование и исполнение - два
универсальных принципа власти, которые нераздельны и взаимодействуют, как и два
типа личности - властной и подчиняющейся. Оба эти типа общественно необходимы.
Они воспроизводятся в крупных общественных структурах и отношениях между ними,
например, государства и общества, партий и лидеров. Координация этих отношений
и относится к общественным функциям власти (политической). Власть призвана
формировать политическую систему общества, политические отношения между
государством и обществом, общественными группами, политическими институтами,
партиями, гражданами, органами государственного управления. Власть призвана
контролировать эти отношения, превращать по возможности в бесконфликтные и
организованные. Власть управляет делами общества и государства на разных
уровнях:
макроуровне высших центральных политических институтов, государственных
учреждений, партий и организаций;
мезоуровне, который образует учреждения регионального, областного и
районного масштабов;
микроуровне охватыванием непосредственное политическое общение людей,
малых групп, самоуправление. На этом уровне формируется политическая культура,
складываются мнения, убеждения людей. Этот уровень не является низшим, он составляет
политическую ткань общества в целом, включая и все другие уровни власти.
Структура власти представляет совокупность институтов осуществляющих
манипулирование в процессе развертывания властных отношений. Многоаспектность
данного понятия обуславливает и соответствующую типологию элементов структуры.
Часть из них (законодательная, исполнительная, судебная) выделена и
описана по институционально - правовыми функционально - юридическим критериям,
другие же характеризуются с точки зрения способов реализации власти.
Информационность
Во все эпохи обладание знанием, информацией создавало необходимую основу
для выделения индивида из "массы" "рядовых" членов общества
и для установления отношений господства и подчинения. Отличительная особенность
информационной власти заключается в ее опосредованном характере. В том или иным
виде она присутствует в деятельности любых других элементов власти.
Совершенствование информационных технологий, создание новых технических средств
массовой информации значительно расширяет возможность властвующих элит
осуществлять свое господство через подчиненные или институции. С выделением
информационных услуг в самостоятельную сферу, она приобретает собственный
специфический объект воздействия - общественное мнение, вследствие чего ее роль
в политической жизни неизмеримо возрастает. Посредством оказания постоянного
влияния на общественное мнение, манипулирование им, средства массовой
информации содействуют поддержанию в обществе баланса интересов. Усиление
социальной значимости средств массовой информации как симптом превращения их
"в самостоятельную" четвертую власть. Однако в реальной жизни
абсолютно независимых mass media не
существует. В той или иной степени они отражают позиции различных социальных и
политических групп, а не только свои собственные.
"Коридоры власти"
Для исследования взаимодействия различных элементов власти чрезвычайно
важным является такое понятие как "коридоры власти". Оно
характеризует среду, в которой вырабатываются и принимаются политические
решения. Эта среда практически не институализирована, но она обладает
несколькими отличительными параметрами.
Во-первых, именно здесь осуществляется процесс бюрократического
манипулирования политическими лидерами. Бюрократическое манипулирование
реализуется разными способами: целенаправленным односторонним информированием
политика, внесением в текст подготавливаемого к подписанию документа
бесконечных поправок и корректив, проволочками в подготовке решений.
Одновременно "Коридоры власти" представляют собой среду, где активно
происходит селекция бюрократических верхов и их включения в состав политической
элиты. Во-вторых, "коридоры власти" являются каналом циркуляции
политических элит (тоннельный эффект) при помощи которого одни и те же политики
успешно перемещаются из одного руководящего кресла в другое, переход из
законодательных структур в исполнительные. Таким образом "Коридором
власти" принадлежит огромная роль в создании "политической
погоды". Типология элементов структуры власти по функционально - юридическим
критериям предполагает, как отмечалось выше, выделение законодательных,
представительных, исполнительных и судебных институций.
Законодательная власть. Обладает исключительным правом издавать
нормативные акты, имеющие высшую юридическую силу - законы.
Представительство
Точная, поэтапная характеристика эволюции системы представительной власти
следующая:
Сначала парламентаризм отождествлялся с конституционной и законодательной
властью парламента:
Это означало, что принятые парламентом конституции и прочие законы
призваны ограничить волю правителя. Позже сущность парламентаризма нашла
отражение в принадлежности парламенту верховной власти, и идее парламентского
суверенитета народа обусловило новое содержание парламентаризма: верховная
власть принадлежит не парламенту, а народу, парламентская власть в этом случае
- лишь уполномоченная, акцидентная власть, ибо суверен - народ, а парламент
только олицетворяет народный суверенитет, не внося при этом изменений в объект
прав суверенности. По поводу парламентаризма существует несколько концепций.
Вот некоторые основные:
Избранный народом представительный орган выражает волю всех граждан,
всего народа в целом, а не отдельных сословий или индивидов. Однако, будучи
доведенный до логического завершения теория народного суверенитета впадала в
противоречие с идеей представительства. Последняя отчетливо проявлялась во
взглядах Ж-Ж. Руссо. По его мнению, народная воля первичного заданна и акт
избрания представительного собрания имеет смысл только в том случае, если
депутаты будут простыми её исполнителями. Идея Ж-Ж. Руссо фактически отрицала
естественные права личности, что наглядно продемонстрировала революция во
Франции 1789 г., когда якобинцы, действующие от имени народа, грубо попрали
своду тех, чьими мандатами они прикрывались. В практичном смысле, несомненно,
более продуктивный оказалась теория представительства, разработанная Ш.
Монтескье. С точки зрения Ш. Монтескье народ массам по себе не может эффективно
и квалифицированно управлять государством. Для этой цели из народа выбираются наиболее
знающие и уважаемые люди. Представительный орган, приобретая в итоге значение
совершенно самостоятельного учреждения, в задачу которого входило определение в
ходе дискуссий народной воли, общего интереса и выражения их в соответствующей
форме - законах. Однако сам факт учреждения, определявшего волю народа, от её
непосредственного источника таит в себе серьезную опасность, так как в
законодательные собрания избирались не идеалы, а люди с присущим или
человеческими слабостями, пороками. Никто не мог дать гарантий, что став
депутатами, они не забудут, волю своих избирателей и начнут преследовать свои
цели. Поэтому в конституционном праве появляется идея референдума, который
должен дополнить концепцию поиска и определения народной воли непосредственным
изъявлением, представительную демократию - прямой. Существует мнение, будто
референдум по сравнению с представительством имеет ощутимые преимущества как
принцип народовластия. Мнение это ошибочно. Во-первых, сама постановка вопроса
пусть и выраженная в весьма простой и доходчиво форме изначально предполагает
наличие весьма узкого разброса мнений, ограничивая возможность выбора.
Во-вторых, социологи уже в XIX
веке приняли к выводу, что общественное мнение вовсе не обязательно бывает
самостоятельным. И, в-третьих, далеко не каждый вопрос политической жизни может
быть решен общенародным голосованием. Для принятия решения по сложным проблемам
требуется их профессиональная специальная проработка в законодательных и
исполнительных структура власти с привлечением экспертов. Наиболее
последовательная принципа народной воли как источника законодательства,
законодательной власти возложена при сочетании представительной и прямой
демократий.
Исполнительная власть
По своей сути власть правоприменительная в задачи, которой входит
исполнение законов. По природе исполнительная власть неразрывно связана с
процессом повседневного управления страной что предопределяет динамичный
характер её деятельности, требующий соответствующей нормативной базы в виде
многочисленных подзаконных актов, издаваемых в пределах её компетенции.
Эффективность функционирования исполнительной власти возможна лишь при условии,
если создана устойчивая, централизованная, жестко иерархичная её вертикаль,
позволяющая точно и своевременно приводить в жизнь принятые решения.
Судебная власть
По точному выражению Ш. Монтескье, "из трех властей судебная в
известном смысле как бы совсем не власть". В её функции входит
осуществление правосудия, реализуемое в форме разрешения уголовных дел,
гражданских и трудовых споров, административно-правовых нарушений. В этом плане
судебная власть не является властью политической. Таковое качество она
приобретает лишь в том случае, если начинает выполнять роль института
конституционного надзора в задачу которого входит проверка законов и других
нормативных актов на соответствие конституции страны. В одних (США, Япония) его
функции возложены на обычные суды, но при этом, право окончательного решения по
вопросу о конституционности конкретного закона признается за Верховным судом. В
других государствах (ФРГ, Италия, Россия) конституционный надзор осуществляется
специальными конституционными судами, в третьих (Франция) - конституционным
советом. Формальные органы конституционного надзора не имеют права вмешиваться
в политический процесс, однако реальная практика говорит о другом. Нередко они
выходят за пределы полномочий верховного арбитра и активно вторгаются в
политику. В некоторых странах на институты конституционного надзора возлагаются
функции, прямо не связанные с задачей проверки на соответствие конституции тех
или иных нормативных актов (наблюдение за правильностью проведения
референдумов).
Заключение
В данной работе были представлены различные аспекты данной проблемы:
1) Были исследованы наиболее влиятельные направления развития современной
западной философии власти. История определения власти весьма богата. Она
представлена широким спектром концепций, каждая из которых рассматривала власть
с той или иной стороны.
Так, системные концепции рассматривают власть как свойство политической
системы.
Бихевиоралисты объясняют её из присущих человеку свойств, поведения. У
них власть и политика являются тождественными. Они рассматривают политические
отношения как рынок власти, которому присущи те же черты что и рынку в
экономическом плане. Реляционисткие концепции понимают власть как межличностные
отношения, позволяющие одному индивиду изменять поведение другого. Здесь
фокусирование внимания идёт на отношениях.
2) Была представлена попытка анализа сущности власти и основных аспектов
её проявления.
Несмотря на различные подходы ученых к определению сущности власти можно
выделить и общие её характеристики. Власть всегда связана с понятием господства
и подчинения. Без подчинения нет власти, как без власти нет подчинения.
3) Была рассмотрена структура власти и её основные функции.
Многоаспектность понятия структуры власти обусловило и соответствующую
типологию элементов структуры.
Часть из них была описана по институционально - правовым и функционально
- юридическим критериям, другие же характеризовались с точки зрения способов
реализации власти.
Литература
1. Власть:
очерки современной политической философии Запада. М., 1989.
2. Вебер
М. Избранные произведения М., 1991.
3. Введение
в теорию политических систем: Учебное пособие по курсу "Политология"/
С.В. Решетников, В. В Ровдо и др. /Мн., 1995
4. Гаджиев
К.С. Политическая наука: Учебное пособие. М., 1995.
5. Гоббс
Т. Сочинения: в 2-х т. М., 1991.
6. Ильин
В.В., Панарин А.С., Философия политики. М., 1994.
7. История
политических и правовых учений: Учебник. М., 1988.
8. Макиавелли
Н. Избранные сочинения. М., 1982.
9. Матусевич
А.В. Политическая система. Мн., 1992.
10. Мировое
политическое развитие: Век XX.М.,
1995.
11. Мельник
В.А. Политология: Учебник. Мн., 1995.
12. Основы
политологии: курс лекций / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1992.
13. Пугачев
В.П., Соловьев А.И. введение в политологию. М., 1995.
14. Политология:
Учебное пособие / Под ред. Ю.А. Северова. В 2-х частях. Тула, 1992.
15. Политическая
социология: Курс лекций / Под редакцией Ж.Т. Тощенко. М., 1993.
16. Политическая
теория и политическая практика: Словарь-справочник / Под ред. А. А.
Миголатьева. М., 1994.
17. Сорокин
П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
18. Старовойтова
Л.В., Ровдо В.В. Теория политики. Мн., 1994.
19. Унтелев
А.Г. Политология: власть, демократия, личность: Учебное пособие. М., 1994.
20. Философия
власти / К.С. Раджиев, В.В. Ильин, А.С. Панарин. М., 1993.
21. Шаран
П. Сравнительная политология. В 2-х ч.М., 1992.
Страницы: 1, 2
|