Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не
только обнаружение внутреннего содержания, существующих связей объекта, но и
всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего. Явления
динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во
всех изменениях. Но будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также
изменяется: “...не только явления преходящи, подвижны, текучи..., но и сущности
вещей...” (В.И. Ленин). Теоретическое познание сущности объекта связано с
раскрытием законов его развития: “...закон и сущность понятия однородные...,
выражающие углубление познания человеком явлений, мира...”.
22. Взаимодействие противоположностей
Противоположности
присущи вещам. Противоположны качества, стороны, тенденции и т.д. Противоположности
– это то в вещи (вещах), что по отношении друг к другу выступает как иное.
Движущую
силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Закон
единства и борьбы противоположностей охватывает любые противоположности, а
всеобщими отношениями их являются единство и противоречие (борьба). Сущность
этого закона состоит в том, что предметы и явления объективного мира в процессе
своего развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия между различными
предметами и явлениями и различными сторонами внутри предметов и явлений,
переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих
данное явление сторон, тенденций к существенным различиям моментов целого и к
противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую
внутренний источник развития данного явления. Будучи отраженным в системе
теоретического знания, этот закон входит основным стержнем или ядром в
диалектический метод научного познания.
Противоположности
находятся в отношении единства. Их единство в одинаковости общего, родового
признака. Северный полюс и южный одинаково являются полюсами, черное и белое -
цвета.
Противоположности
находятся также в отношении противоречия, или борьбы. Противоречие - это
отношение, при котором одно исключает другое, одно несовместимо с другим, одно
осуществляется за счет вытеснения другого. Противоположности исключают друг
друга, между ними существует отношение противоречия в одном и том же отношении.
Вот поэтому два противоположных высказывания в одном и том же отношении,
никогда не могут оказаться оба истинными. Но два противоположных высказывания в
разных отношениях, если они правильно отражают их, являются истинными.
Степень
обострения противоречий бывает различной. Высшей степенью является конфликт,
который может возникать между странами, социальными группами, членами
коллектива или семьи и т.д. Разрешение противоречия ведет к преобразованию
противоположностей. Стороны, например, перестают быть враждующими, пролетариат
превращается в рабочий класс и т.д.
23. Форма и содержание
"Содержание" – это всеобщая категория, поэтому в мире нет
ничего такого, что нельзя было бы рассматривать как относящееся к содержанию
(как содержание) чего-то. Вот поэтому то, что составляет вещь, относится к
содержанию ее: это и элементы, и процессы, и отношения. Однако говорить о
содержании конкретных вещей вне систем отсчета - заранее обречь себя на
неудачу. Есть отношение, в котором, например, вузовский учебник не имеет
никакого другого содержания, кроме листов с напечатанными на них языковыми
знаками и переплета. В другом отношении учебник содержит сведения, относящиеся
к основам данной науки. Вещь может не иметь того или иного содержания, но не
бывает, чтобы не имела вообще содержания. В этом смысл положения,
утверждающего, что нет бессодержательных вещей.
А
теперь выясним, что такое форма. Форма – это вид, в котором существует
содержание. Форма есть всегда форма какого-то содержания. Бесформенных во всех
отношениях вещей нет, хотя вещь может и не иметь той или иной формы
("бесформенная груда" и т.п.).
Всеобщим
законом является то, что содержание определяет форму, что форма зависит от
содержания, что форма влияет на содержание. Формами воды (не отдельных молекул,
а множеств их), формами определенных содержаний являются капля, лужа, море и
т.п. Форма зависит от количества содержания, здесь также количество переходит в
качество. Неверно, что разное содержание может быть выражено в одинаковой форме
и наоборот.
Применительно к мышлению проблема взаимоотношения
содержания и формы рассматривается в диалектике на основе принципа, согласно
которому мышление отражает объективный мир как содержанием, так и формой.
Содержание мышления — это результат отражения в совокупной духовной культуре
человечества природных и социальных явлений. В содержание мышления входят все
многообразные определения действительности, воспроизводимые сознанием, в т.ч.
её всеобщие связи и отношения; эти последние при определенных условиях
приобретают специфически логические функции, выступают в качестве форм
мышления. Категориальная структура мышления развивается по мере развития
познания, и чем полнее, глубже и всестороннее содержание мышления, тем в более развитых
и конкретных формах оно выражается.
Во взаимоотношении содержания и формы содержание
представляет подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает систему
устойчивых связей предмета. Возникающее в ходе развития несоответствие
содержания и формы, в конечном счете, разрешается “сбрасыванием” старой и возникновением
новой формы, адекватной развившемуся содержанию. Разрешение противоречий между
содержанием и формой может протекать по-разному — от полного отбрасывания
старой формы, переставшей соответствовать новому содержанию, до использования
старых форм, несмотря на существенно изменившееся содержание. Но в последнем
случае и форма не остаётся прежней, новое содержание “... может и должно
проявить себя в любой форме, и новой и старой, может и должно переродить,
победить, подчинить себе все формы, не только новые, но и старые...”
24. Необходимое и случайное
Исторически категории
необходимое и случайное возникли как следствие размышления о человеческой
судьбе, божественном провидении, свободе воли, о предопределенности или
стихийности всего человеческого бытия. Освободились от такого этического толкования,
прежде всего с успехами науки, в частности теории вероятностей.
Сопоставим существующие точки зрения на соотношения
случайности и необходимости. «Все необходимо и только необходимо, случайного
ничего нет», - утверждали такие философы, как Демокрит, Спиноза, Гольбах.
Другие считали, что миром правит случай, что все случайно и только случайно,
ничего необходимого нет (Г.Фишер и другие). Наиболее распространенным взглядом
является следующий: в мире есть и случайность, и необходимость, но они
принадлежат разным событиям: одни события случайны, другие – необходимы. Все
эти взгляды не могут быть приняты, ибо они метафизичны, отрывают необходимость
и случайность друг от друга, не «схватывают» единство противоположностей.
Что же такое случайность? Случайность
- это такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними,
приходящими для данного явления причинами. Случайность – отражение в основном
внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности;
выражение начального пункта познания объекта; результат перекрещивания
независимых причинных процессов, событий; способ превращения возможности в
действительность, при котором в данном объекте, при данных условиях имеется
несколько различных возможностей, могущих превратиться в действительность, но
реализуется только одна из них; форма проявления необходимости и дополнение к
ней.
Необходимость - это закономерный тип связи явлений, определяемый
их устойчивой внутренней основой и совокупностью существующих условий их
возникновения, существования и развития. Необходимость может быть внешней и внутренней,
т.е. порожденной собственной природой объекта или стечением внешних
обстоятельств.
Необходимость выражается
главными, регулярными причинам процесса, полностью ими детерминирована в
данном отношении, характеризуется строгой однозначностью и определенностью,
часто неизбежностью, подготовлена всем предшествующим ходом развития явлений.
Необходимость не сводится к неизбежности. Последняя – только одна из стадий ее
развития, одна из форм ее осуществления. Случайность столь же причинно
обусловлена, как и необходимость, но отличается от нее особенностью своих
причин. Она появляется в результате действия отдаленных, нерегулярных,
непостоянных, незначительных, малых причин или одновременного воздействия комплекса
сложных причин, характеризуется неоднозначностью, неопределенностью своего
протекания.
Диалектика рассматривает
необходимость и случайность в единстве. Суть этих воззрений можно
сформулировать в следующем положении: «Любое событие, любой признак и т.д.
случайны и необходимы в разных отношениях».
Вот поэтому закон связи
необходимости и случайности можно сформулировать так: все возникает, исчезает,
существует на достаточном основании в определенном ходе событий, но не имеет
основания в других связях, ходе событий. Достаточное основание имеют не только
доброе, ценное, полезное, но и ошибочное, злое, дурное. Знание соотношения
необходимости и случайности позволяет понять, что любое событие, которое имеет
основание в какой-то системе событий, может быть предотвращено теми действиями,
в которых оно не имеет оснований. На жизнь нельзя смотреть фаталистически, т.е.
полагать, что все предопределено необходимостью, и человек бессилен что-либо
изменить. Но ничто не дается без усилий, труда, терпения, ибо всё возникает на
какой-то основе.
25. Возможность и действительность
Возможность и действительность – категории
диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или
явления в природе, обществе и мышлении. Действительность и возможность -
противоположности. Действительность - это то, что имеет наличное бытие,
существует как данность. Возможность - то, что хотя и имеет бытие, но не
имеет наличного бытия, однако для появления которого из достаточных условий
есть хотя бы одно или более условий. Возможность и действительность — это
категории, отражающие свойства самого материального мира и фиксирующие основные
моменты движения и развития материи. Возможность и действительность —
соотносительные категории, выражающие диалектический характер всякого процесса
развития. В процессе развития каждого предмета в неорганической и органической
природе, в человеческом обществе и мышлении та или иная возможность
превращается в действительность. Какая из возможностей превратится в
действительность - это зависит от обстоятельств, от условий, в которых
протекает развитие.
При
наличии одного условия существует формальная возможность. Если для
превращения возможности в действительность недостает лишь одного условия, то
такая возможность называется реальной. Если наличие условий иное - это
означает превращение формальной возможности в реальную или наоборот. Если все
условия налицо, возможность неизбежно превращается в действительность.
Ни
формальная, ни реальная возможности не являются неизбежностью. Неизбежным
что-то становится только при наличии достаточных условий. Если этого нет,
возможность может не превратиться в действительность, если в силу действия
определенной причины не будет нужного условия.
Любая
действительность содержит ту или иную возможность и делает невозможным что-то,
исключает иное. В обществе необходимым условием превращения реальных
возможностей в действительность является деятельность людей. Ни один замысел не
становится действительностью сам собой. Не придут сами собой благосостояние,
духовность, правовая защищенность личности без усилий, действий.
26. Общество и природа. Проблемы экологии
Природная среда - естественное условие жизни общества.
«История Земли и история человечества - это две главы одного романа» - Герцен.
Общество является частью более обширного целого - природы. Человек живет на
земле в пределах тонкой ее оболочки - географической среды. Она есть
зона обитания человека и сфера приложения его сил. Географическая среда - это
та часть природы, которая составляет необходимое условие жизни общества, будучи
вовлеченной в процесс общего производства. Вне нее наша жизнь невозможна.
С самого возникновения
человека общество изменяло окружающую природу, и само менялось под ее
воздействием. Воздействие общества на природу обуславливается развитием
материального производства, науки и техники, общественных потребностей. При
этом происходит расширение рамок географической среды, накопление новых
свойств, все более отдаляющих ее от девственного состояния. Если лишить
современную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколений,
и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет
существовать.
В свою очередь и
географическая среда влияет на развитие общества. Географическая среда
оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран и районов. Так, в
условиях тундры население занимается оленеводством, а в субтропиках -
разведением цитрусовых. Влияние географической среды на общество - явление
историческое: чем глубже в глубь веков, чем слабее силы общества, тем больше
его зависимость от географической среды.
Экология - наука, изучающая закономерности
взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания
динамического равновесия системы “общество-природа”.
Человек, превращая все большую
часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по
отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за
преобразующее воздействие на нее. Здесь находит отражение общефилософский
принцип: “чем полнее свобода, тем выше ответственность”.
В настоящее время глобальность
экологических проблем требует от человека иного способа мышления, новой формы
самосознания - Экологического сознания. Это, прежде всего, означает, что
человечество должно осознать себя как единое целое в своем отношении к природе.
Самое первое и главное условие сохранение равновесия и гармонии с природой -
это разумное сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия
всех людей, всего человечества в решениях этих проблем. В современном обществе
потребления решение экологических проблем невозможно...
27. Формации и
цивилизации
Понятие «цивилизация» утвердилось в европейской
науке в эпоху просвещения и с тех пор приобрело такую же многозначность, как и
понятие «культура». В самом общем виде понятие «цивилизация» можно определить
как социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации
жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества.
Цивилизационный подход к решению вопроса о соотношении государства и
социально-экономического строя исходит из стремления покончить с
абсолютизацией материально-экономического начала, из взгляда на государство с
позиций воздействия на него, прежде всего духовно-нравственных и культурных
факторов общественного развития. В отличие от формационной теории,
обосновывающей наличие детерминации государства экономическими причинами,
цивилизационная теория доказывает наряду с ней и существование детерминации
духовными факторами, которые могут блокировать, или поощрять развитие
государства. Но было бы неверным в характеристике и понимании государства
стоять на позициях признания равноправности двух подходов, или представлений,
что цивилизационное влияние на развитие государства, осуществляется в рамках
формационного, базисно-надстроечного и социально-экономического подхода.
Каждое государство становится полем борьбы
двух видов воздействия на него: формационного и цивилизационного. Какая из них
победит, сказать заранее нельзя. Именно с этим связана многовариантность
развития в государственной и других сферах общественной жизни.
Формационный подход - исследование состояния и развития общества,
закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных
изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и
классовой структуре. С позиций формационной теории, как она традиционно
трактовалась в отечественной марскистско-ленинской теории государства, тип
государства определяется тем, какому классу оно служит, а значит, какому
экономическому базису. То есть тип государства – это тесно взаимосвязанные его
черты государства, соответствующие определенной классовой структуре общества,
которая обусловлена экономическим базисом.
Цивилизационный подход - исследование состояния и развития общества,
закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных
изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его
религии и нравах. В развитии цивилизации проходят несколько этапов. Первый
– локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных
социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, китайская, западноевропейская,
индская, эгейская и др.). Второй – особенные цивилизации (индийская,
китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с
соответствующими типами государств. И, наконец, третий этап –
современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время
только складывается и для которой характерно совместное существование
традиционных и современных социально-политических структур.
28. Общество и культура
Общество
– это
единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой
совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей,
в основе которых, в конечном счете, лежит человеческий труд.
Культура
– это
активная творческая деятельность людей по освоению мира, в процессе которой
производятся и потребляются материальные и духовные ценности и происходит
становление человека, как субъекта культурной деятельности.
Словом
«культура» называют все созданное человеком. При этом важной особенностью ее
является заложенное в ней человеческое начало, что говорит о единстве культуры,
человека и его деятельности. Там, где есть человек, его деятельность, отношения
между людьми, там имеется и культура. Нужно лишь различать материальную и
духовную культуру, при этом не противопоставляя их друг другу. Это разделение
кажется очевидным. Однако в материальной культуре заключено формирующее ее
духовное начало, так как она есть воплощение идей, знаний, целей человека, что
и делает ее культурой; продукты же духовной культуры всегда облечены в материальную
форму. Все это дает основание говорить о культуре как таковой, независимо от
деления ее на материальную и духовную.
Определяя
сущность культуры, нужно исходить из того, что любое внешнее выражение культуры
есть проявление степени развития самого человека. Поэтому не будет
преувеличением сказать, что культура представляет собой меру человеческого в
человеке, характеристику развития человека как общественного существа. Þ Культура существует в
постоянном взаимодействии своего внешнего материализованного выражения с самим
человеком.
Всякий
человек способен включиться в различные виды деятельности и общественные
отношения (то есть стать членом общества), только овладев определенными знаниями,
методами, способами, нормами, средствами соответствующих видов деятельности, то
есть, овладев культурой этих видов деятельности. Овладение культурой – это
решающий способ социализации личности, т. е. ее способности выполнять различные
социальные функции в процессе деятельности: чем разносторонне культура человека,
чем она выше, тем эффективнее он может включиться в общественные отношения. С
учетом этого культура часто определяется как мера социального в человеке, как
мера человеческого; как показатель того, насколько ушел человек от своего животного
состояния к духовному.
29. Структура
общественного сознания
Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем,
главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего
труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее,
политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера
духа.
Общественное сознание возникло одновременно и в
единстве с возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично
существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не только
возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа. В силу
того, что общество есть объективно-субъективная реальность, общественное бытие
и общественное сознание как бы “нагружены” друг другом: без энергии сознания
общественное бытие статично и даже мертво.
Итак, сознание как отражение и как активно-творческая
деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того
же процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая его
потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей
преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только
отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается
та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его
объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного
устройства.
Тот факт, что общественное сознание включает в себя
разные уровни (обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию,
идеологию и т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие
отражается по-разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании
феномена общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую
сумму понятий “сознание” и “общественное”.
Общественное сознание может как отставать, так и
опережать бытие в рамках закономерного для данного общества эволюционного
процесса. В этом плане общественное сознание может играть роль активного
стимулятора общественного процесса, либо механизма его торможения. Мощная
преобразовательная сила общественного сознания способна воздействовать на все
бытие в целом, вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. В этом
плане оно отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности),
конечного и ограниченного отдельным человеком индивидуального сознания.
Общество обладает четкой внутренней расчлененностью
составляющих его компонентов и их тесной взаимосвязью. Экономика, политика,
наука, право, нравственность, искусство, семья, религия не существуют вне связи
друг с другом.
30. Основные направления зарубежной
философии
Философия XXb. является
продолжением развития философии XIXв. и прежде всего ее завершающего
этапа — немецкой классической философии. Философия всегда была связана с
социально-экономическими, культурными и научными достижениями своего времени.
В связи с
развитием теоретического естествознания в конце прошлого и начале нынешнего
века спекулятивные как материалистические (Спиноза, Фейербах), так и идеалистические
системы (Шеллинг, Фихте, Гегель) обнаружили свою недостаточность и даже
непригодность для объяснения изменений в области науки и в развитии общества. В
философских школах XXв. противостояние идеализма и материализма не занимает того места, как в
эпоху Нового времени, метафизический материализм и идеалистическая диалектика
не имели большого влияния.
На новой
научно-исторической основе сохранились доктрины материализма
(антропологический материализм, научный материализм) и некоторые системы
спекулятивного идеализма (неотомизм, неореализм и др.). В то же время
просматривается тенденция к диалогу и синтезу (но не к слиянию) ряда современных
направлений в области философии.
В XX столетии
философия представлена, в частности, такими противоположными направлениями,
как сциентизм и антисциентизм. Сциентизм (от лат. scientia — наука)
ориентирован больше на развитие естествознания и является продолжением
позитивизма XIXв. Образцом научности прежде всего рассматривается современная физика. Однако
ее новейшие открытия, приведшие к созданию теории относительности и квантовой
теории в ее новейшем варианте, обусловили появление нового вида рациональности,
исходящей из учета противоречивой природы физических объектов. В силу этого
противоположность сциентизма и антисциентизма, который отнюдь не полагается на
ясность научного мышления, оказывается весьма относительной. Стирается также
резкое противоречие между рационализмом и эмпиризмом, рационализмом и
иррационализмом.
Философию XXв. отличает
также многопредметность. Это выразилось в многообразии ее школ и направлений и
свидетельствует о многослойности современной науки и культуры. Все новые и
новые сферы мира, ранее остававшиеся неизвестными, включаются в орбиту их
научного и философского осмысления.
Вопрос о
классификации направлений и школ философии XX в. разработан пока не очень подробно и
глубоко. Можно предложить следующее разграничение современной философии на три,
иногда пересекающиеся группы школ:
•
аналитически-позитивистские школы (Эта школа имеет и другие названия, такие,
как неопозитивизм, логический позитивизм, современный эмпиризм.
Её представители считают себя наследниками английского эмпиризма Локка,
Юма, Беркли.);
•
экзистенциально-феноменологические (Экзистенциализм (от лат. exsistentia — существование),
или философия жизни, играла и продолжает играть значительную роль в
развитии философии XXв. Она характеризуется антисциентистской направленностью и ориентирована
на проблемы, связанные с человеком, смыслом его бытия в современном мире);
•
религиозно-философские.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|