Возникновение логики как науки и основные этапы её развития
Московский
гуманитарно-экономический институт
Тверской филиал
Юридический
факультет
Контрольная работа
Учебная
дисциплина: логика
Тема:
Возникновение логики как науки и основные этапы её развития.
Студента 3 курса юридического факультета
Группы № Ю-335 специальность юриспруденция
Белоконь Николая Андреевича
Преподаватель
Иванов Николай Иванович
Тверь
2010
1. Зарождение и сущность логики как науки
Логика имеет долгую и богатую историю, неразрывно
связанную с историей развития общества в целом.
Возникновению логики как теории, предшествовала уходящая
в глубь тысячелетий практика мышления. С развитием трудовой,
материально-производственной деятельности людей шло постепенное
совершенствование и развитие их мыслительных способностей, прежде всего
способности к абстракции и умозаключению. А это рано или поздно, но неизбежно
должно было привести к тому, что объектом исследования стало само мышление с
его формами и законами.
История свидетельствует, что отдельные логические
проблемы возникают перед мысленным взором человека уже свыше 2,5 тыс. лет назад
— сначала в Древней Индии и Древнем Китае. Затем они получают более полную
разработку в Древней Греции и Риме. Лишь постепенно складывается более или
менее стройная система логических знаний, оформляется самостоятельная наука.
Основных причин развития логики две. Одна из них —
зарождение и первоначальное развитие наук, прежде всего математики. Этот
процесс относится к VI в. до н. э. и получает наиболее полное развитие в
Древней Греции. Рождаясь в борьбе с мифологией и религией, наука основывалась
на теоретическом мышлении, предполагающем умозаключения и доказательства.
Отсюда — необходимость исследования природы самого мышления как средства
познания.
Логика и возникла, прежде всего, как попытка выявить и
обосновать те требования, которым должно удовлетворять научное мышление, чтобы
его результаты соответствовали действительности.
Другая, пожалуй, еще более важная причина, что особенно
полезно знать юристам, — это развитие ораторского искусства, в том числе
судебного, которое расцвело в условиях древнегреческой демократии. Величайший
римский оратор и ученый Цицерон (106—43 гг. до н. э.), говоря о могуществе
оратора, обладателя «божественного дара» — красноречия, подчеркивал: «Он может
безопасно пребывать даже среди вооруженных врагов, огражденный не столько своим
жезлом, сколько своим званием оратора; он может своим словом вызвать
негодование сограждан и низвергнуть кару на виновного в преступлении и обмане,
а невинного силою своего дарования спасти от суда и наказания; он способен
побудить робкий и нерешительный народ к подвигу, способен вывести его из
заблуждения, способен воспламенить против негодяев и унять ропот против
достойных мужей; он умеет, наконец, одним своим словом и взволновать и
успокоить любые людские страсти, когда этого требуют обстоятельства дела».
Помимо политических и торжественных речей развитию
красноречия особенно способствовали множество, разнообразие и значительность
судейских дел. В хорошо подготовленных судебных речах обнаруживалась огромная,
потрясающая умы слушателей сила убеждения и в то же время великая
принудительная сила. Она буквально заставляла их склоняться к тому или иному
мнению, делать те или иные выводы.
Логика и возникла как попытка раскрыть «тайну» этой
принудительной силы речей, понять, в чем же именно заключается ее источник, на
чем она основывается, и наконец, показать, какими свойствами должна обладать
речь, чтобы убеждать слушателей и вместе с тем вынуждать их с чем-либо
соглашаться или не соглашаться, признавать что-то истинным или ложным.
По словам Цицерона, Греция «поистине пылала страстью к
красноречию и долгое время им славилась...». Не случайно, что именно Древняя
Греция стала родиной логики как науки. Естественно также, что сам термин
«логика» — древнегреческого происхождения.
Основателем логики — или, как иногда говорят, «отцом
логики» — принято считать крупнейшего древнегреческого философа и
ученого-энциклопедиста Аристотеля (384—322 гг. до н. э.).
Аристотелю принадлежит ряд трактатов по логике,
объединенных позднее под названием «Органон» (от греч. organon — орудие,
инструмент).
B фокусе всех его логических размышлений — теория
выводного знания — дедуктивных умозаключений и доказательства. Она разработана
с такой глубиной и тщательностью, что прошла сквозь толщу столетий и в основном
сохранила свое значение до наших дней. Аристотель дал такжеклассификацию
категорий — наиболее общих понятий и близкую к демокритовской классификацию
суждений, сформулировал три фундаментальных закона мышления — закон тождества,
закон противоречия и закон исключенного третьего. Логическое учение Аристотеля
замечательно тем, что в зародыше оно содержит, по существу, все позднейшие
разделы, направления и типы логики —индуктивной, символической, диалектической.
Правда, сам Аристотель называл созданную им науку не логикой, а прежде всего
аналитикой, хотя и употреблял термин «логическое». Сам же термин «логика» вошел
в научный оборот несколько позднее, в III в. до н. э. Причем в соответствии с
двуединым смыслом древнегреческого слова «logos» (и «слово», и «мысль») он
объединил и искусство мыслить — диалектику, и искусство рассуждать — риторику.
Лишь с прогрессом научных знаний этим термином стала обозначаться собственно
логическая проблематика, а диалектика и риторика выделились в самостоятельные
отрасли знания.
Логика получила дальнейшее развитие, как в Греции, так и
в других странах, причем и на Западе и на Востоке. Это развитие вызывалось, с
одной стороны, непрерывным совершенствованием и обогащением практики мышления
(в котором все больший удельный вес занимало научное познание), а с другой —
все более глубоким проникновением в сущность мыслительных процессов. А
проявлялось оно не только во все более полном и точном истолковании
сложившегося круга проблем, но и в последовательном расширении предмета логики
за счет выдвижения и анализа все новых ее проблем. Первоначально это
выразилось, например, в детализации и обобщении аристотелевской теории
дедукции. Наряду с усиленной разработкой теории умозаключений из простых
суждений исследовались и новые формы дедуктивного вывода — из сложных суждений.
Новый, более высокий этап в развитии логики начинается с
XVII в. Этот этап органически связан с созданием в ее рамках наряду с
дедуктивной логикой логики индуктивной. В ней нашли отражение многообразные
процессы получения общих знаний на основе все более накапливавшегося
эмпирического материала. Потребность в получении таких знаний наиболее полно
осознал и выразил в своих трудах выдающийся английский философ и
естествоиспытатель Ф. Бэкон (1561—1626). Он и стал родоначальником индуктивной
логики. «... Логика, которая теперь имеется, бесполезна для открытия знаний», —
вынес он свой суровый приговор. Поэтому как бы в противовес старому «Органону»
Аристотеля Бэкон написал «Новый Органон...», где и изложил индуктивную логику.
Главное внимание в ней он обратил на разработку индуктивных методов определения
причинной зависимости явлений. В этом огромная заслуга Бэкона. Однако созданное
им учение об индукции по иронии судьбы оказалось не отрицанием предшествующей
логики, а ее дальнейшим обогащением и развитием. Оно способствовало созданию
обобщенной теории умозаключений. И это естественно, ибо, как будет показано
ниже, индукция и дедукция не исключают, а предполагают друг друга и находятся в
органическом единстве.
Индуктивная логика была позднее систематизирована и
развита английским философом и ученым Дж. Ст. Миллем (1806—1873) в его
двухтомном труде «Система логики силлогистической и индуктивной». Она
существенно повлияла на дальнейшее развитие научного познания, способствовала
достижению им новых высот.
Потребности научного познания не только в индуктивном, но
и в дедуктивном методе в XVII в. наиболее полно воплотил французский философ и
ученый Рене Декарт (1596—1650). В своем главном труде «Рассуждение о
методе...», основываясь на данных, прежде всего математики, он подчеркивал
значение рациональной дедукции как основного метода научного познания.
Последователи Декарта из монастыря в Пор-Рояле А. Арно и П. Николь создали труд
«Логика, или Искусство мыслить». Он получил известность как «Логика Пор-Рояля»
и долгое время использовался в качестве учебника по этой науке. В нем авторы
вышли далеко за пределы традиционной логики и уделили главное внимание
методологии научного познания, логике открытий. Логика рассматривалась ими как
познавательное орудие всех наук. Создание подобных «расширенных логик» стало
характерным в XIX—XX вв.
2. Основные исторические этапы развития логики
2.1 Становление символической (математической) логики
Подлинную революцию в логических исследованиях вызвало
создание во второй половине XIX в. математической логики, которая получила еще
название символической и обозначила новый, современный этап в развитии логики
Зачатки этой логики прослеживаются уже у Аристотеля, а
также у его последователей, в виде элементов логики предикатов и теории модальных
выводов, а также логики высказываний. Однако систематическая разработка ее
проблем относится к гораздо более позднему времени.
Растущие успехи в развитии математики и проникновение
математических методов в другие науки уже во второй половине XVII в.
настоятельно выдвигали две фундаментальные проблемы. С одной стороны, это
применение логики для разработки теоретических оснований математики, а с другой
— математизация самой логики как науки. Наиболее глубокую и плодотворную
попытку решить вставшие проблемы предпринял крупнейший немецкий философ и
математик Г. Лейбниц (1646-1416) Тем самым он стал, по существу, зачинателем
математической (символической) логики. Лейбниц мечтал о том времени, когда
ученые будут заниматься не эмпирическими исследованиями, а исчислением с
карандашом в руках. Он стремился изобрести для этого универсальный
символический язык, посредством которого можно было бы рационализировать любую
эмпирическую науку. Новое знание, по его мнению, будет результатом логической
калькуляции — исчисления.
Идеи Лейбница получили некоторую разработку в XVIII в. и
первой половине XIX в. Однако наиболее благоприятные условия для мощного
развития символической логики сложились лишь со второй половины XIX в.К этому
времени математизация наук достигла особенно значительного прогресса, а в самой
математике возникли новые фундаментальныепроблемы ее обоснования. Английский
ученый, математик и логик Дж. Буль (1815-1864) в своих работах, прежде всего,
применял математику к логике. Он дал математический анализ теории
умозаключений, выработал логическое исчисление («Булева алгебра»). Немецкий
логик и математик Г. Фреге (1848—1925) применил логику для исследования
математики. Посредством расширенного исчисления предикатов он построил
формализованную систему арифметики. Английский философ, логик и математик Б.
Рассел (1872—1970) совместно с А. Уайтхедом (18б 1—1947) в трехтомном
фундаментальном труде «Принципы математики» в целях ее логического обоснования
попытался осуществить в систематической форме дедуктивно-аксиоматическое
построение логики.
Так открылся новый, современный этап в развитии
логических исследований. Пожалуй, наиболее важная отличительная особенность
этого этапа состоит в разработке и использовании новых методов решения
традиционных логических проблем. Это разработка и применение искусственного,
так называемого формализованного языка — языка символов, т.е. буквенных и
других знаков (отсюда и наиболее общее наименование современной логики —
«символическая»).
2.2 Становление индуктивной логики
Опытно-индуктивный метод Бэкона состоял в постепенном
образовании новых понятий путем истолкования фактов и явлений природы. Только
посредством такого метода, по мнению Бэкона, возможно открыть новые истины, а
не топтаться на месте. Не отвергая дедукцию, Бэкон так определял различие и
особенности этих двух методов познания: "Два пути существуют и могут
существовать для открытия истины. Один воспаряет от ощущений и частностей к
наиболее общим аксиомам, и, идя от этих оснований и их непоколебимой истинности,
обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путем и пользуются ныне. Другой же
путь выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и
постепенно, пока наконец не приходит к наиболее общим аксиомам. Это путь
истинный, но не испытанный".
Хотя проблема индукции и раньше ставилась
предшествовавшими философами, только у Бэкона она приобретает главенствующее
значение и выступает первостепенным средством познания природы. В противовес
индукции через простое перечисление, распространенной в то время, он выдвигает
на передний план истинную, по его словам, индукцию, дающую новые выводы,
получаемые на основании не столько в результате наблюдения подтверждающих
фактов, сколько в результате изучения явлений, противоречащих доказываемому
положению. Один- единственный случай способен опровергнуть необдуманное
обобщение. Пренебрежение к так называемым отрицательным инстанциям, по Бэкону,
- главная причина ошибок, суеверий, предрассудков.
В индуктивный метод Бэкона необходимыми этапами входит
собирание фактов, их систематизация. Бэкон выдвинул идею составления трех
таблиц исследования - таблицы присутствия, отсутствия и промежуточных ступеней.
Если, используя любимый Бэконом пример, кто-то хочет найти форму тепла, то он
собирает в первой таблице различные случаи тепла, стремясь отсеять все то, что
не имеет общего, т.е. то, что есть, когда тепло присутствует. Во второй таблице
он собирает вместе случаи, которые подобны случаям в первой, но которые не
обладают теплом. Например, в первой таблице могут быть перечислены лучи солнца,
которые создают тепло, во вторую -включаться такие вещи, как лучи, исходящие от
луны или звезд, которые не создают тепла. На этом основании можно отсеять все
те вещи, которые наличествуют, когда тепло присутствует. Наконец, в третьей
таблице собирают случаи, в которых тепло присутствует в различной степени.
Используя эти три таблицы вместе, мы можем, согласно Бэкону, выяснить причину,
которая лежит в основе тепла, а именно - по мысли Бэкона - движение. В этом
проявляется принцип исследования общих свойств явлений, их анализ. В
индуктивный метод Бэкона входит и проведение эксперимента.
Для проведения эксперимента важно варьировать его,
повторять, перемещать из одной области в другую, менять обстоятельства на
обратные, прекращать его, связывать у другими и изучать в немного измененных
обстоятельствах. После этого можно перейти к решающему эксперименту. Бэкон
выдвинул опытное обобщение фактов в качестве стержня своего метода, однако не
был защитником одностороннего его понимания. Эмпирический метод Бэкона отличает
то, что он в максимальной степени опирался на разум при анализе фактов. Бэкон
сравнивал свой метод с искусством пчелы, которая, добывая нектар из цветов,
перерабатывает его в мед собственным умением. Он осуждал грубых эмпириков,
которые подобно муравью собирают все, что им попадается на пути (имея в виду
алхимиков), а также тех умозрительных догматиков, которые как паук ткут паутину
знания из себя (имея в виду схоластов). Предпосылкой реформы науки должно
стать, по замыслу Бэкона, и очищение разума от заблуждений, которых он
насчитывает четыре вида. Эти препятствия на пути познания он называет идолами:
идолы рода, пещеры, площади, театра. Идолы рода - это ошибки, обусловленные
наследственной природой человека. Мышление человека имеет свои недостатки, так
как "уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей
свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде".
Страницы: 1, 2
|