Мифологическое
мировоззрение строится в основном на ассоциативных, а не на смысловых связях,
которые первобытное сознание неспособно открыть. Ассоциации по сходству, по
смежности и контрасту в мифологическом мировоззрении превалируют над
смысловыми, об”ективными связями (открытие которых - все еще незавершенное дело
науки). Поэтому в мифологическом мировоззрении несущественное оказывается
существенным (например, имя предмета),а несвязанное - связанным.
Из ассоциации по
сходству вырастает еще одна особенность мифологического мировоззрения: в нем
превалируют умозаключения по аналогии, т.е. выводы, сделанные о свойствах
одного предмета на основании его сходства с другим предметом.
Метод аналогии в
мифологическом мировоззрении проявляется главным образом в том, что
мифологическое мировоззрение формируется путем перенесения на природу чуждых ей
свойств человеческого рода. В этом и состоит центральная, главная особенность
мифологического мировоззрения.
В результате
такого перенесения природа и природные явления антропоморфизируются в широком
смысле этого слова. Внешняя человекообразность здесь не обязательна, важно лишь
то, что природные явления (небесные тела, ветер, море, пожар и т.п.) и животные
представляются наделенными волей и действиями по сознательным мотивам. Полная
антроморфизация - результат длительного развития мифологии, ее высшая ступень.
Антроморфизация - тоже одна из особенностей мифологического мировоззрения.
Но мифологическое
мировоззрение строится на основе перенесения на природу не просто свойств
человека, а человеческого рода. Родовой социоморфизм, как особенность
мифологического мировоззрения, заключается в том, что природа об”ясняется не
только по аналогии с поведением человека, но и по аналогии с родовой структурой
общества.[16]
Поскольку
мифологическое мировоззрение формируется путем перенесения на природу чуждых ей
свойств человеческого рода, возникает сверхприродное, сверхнатуральное
(супранатуральное). Таким образом, супранатурализм оказывается одной из
особенностей мифологического мировоззрения. На уровне фетишизма и анимализма
(преанимизма) это сверхприродное еще смутно и не оформлено, на уровне тотемизма
оно раскрывается как род животных. При этом необходимо отметить
стихийно-материалистический характер персонатуралистического супранатурализма:
мир богов также телесен, как и человеческий род.
Перенесение на
природу свойства человеческого рода влечет за собой оживотворение природы
(гилозоизм)[17]
и ее одушевление (анимизм, панпсихизм),что является неот”емлемой чертой
мифологического мировоззрения. Первобытному анимизму присуща стихийная
материалистичность.[18]
Понятия бездушной материальной вещи и чистого бесплотного духа, будучи
результатом абстракции, появляются поздно, на уровне философского сознания.
В.Холличер также подчеркивает, что, хотя исторически идеалистическое
обособление идей примыкает к анимистической вере в духов, ”эта вера сама по
себе не была еще собственно дуалистической в полном смысле этого слова, так как
дух считался лишь особенно утонченным видом тела”.[19]
Это верно как в отношении древних, так и в отношении современных слаборазвитых
народов.
Знаменитый
норвежский путешественник Ф.Нансен, долгое время пробывший в Гренландии,
сообщает об эскимосах, думающие, что “душа имеет тот же образ, что и тело, но
более воздушной природы”, так что эта душа, двойник тела, худеет и толстеет
вместе с ним.[20]
Особенностью
мифологического мировоззрения является генетизм. В мифологии нет еще понятия
пребывающего, субстанционального первоначала. Если в мифологии и говорится о
первоначалах, то как о генетических. При этом действует тот же закон
перенесения на природу родовой структуры общества. Эволюционистские мифы
дополняются креационистскими - важнейшей формой мифологического генетизма.
Но так или иначе,
мифологическое мировоззрение сводит объяснение к рассказу о происхождении.
Мировоззренческий миф есть рассказ, отвечающий на вопрос, как произошло
мироздание в целом и в своих частях, откуда что взялось. Это “объяснение”
соответствует низкому уровню мифологического сознания, хорошо показывает его
“детскость”. Л. Фейербах замечает, что “вопрос что? ставит взрослый, вопрос -
откуда? - ребенок”.[21]
Мифологическое мировоззрение как раз и сводится к фантастическому ответу на
вопрос: откуда? Откуда произошел мир и населяющие его живые существа?
Г.В.Плеханов даже полагал, что основным вопросом, на который отвечает “... мифология,
является вопрос не о том, кто создал человека и животных, а о том, откуда они
пришли”.[22]
Мифологическое
мировоззрение, можно, видимо, определить как такую картину мира, которая
строится по принципам мифологического “мышления” ,т.е. на уровне
эмоционально-чувственной ступени познания по законам воображения и методам
аналогии, переноса на мироздание основных черт человеческого рода, в результате
чего “мы” онтологизируется, а “оно” персонифицируется. Так возникает
мифологический надприродный мир, а вместе с тем и основной вопрос
мифологического мировоззрения - вопрос о взаимоотношении природного и
сверхприродного. Этот вопрос решается мифологическим сознанием в пользу
первенства сверхприродного перед природным (природа -результат организующей
деятельности богов, человек - их творение). Возможность второго ответа на
основной вопрос мифологического мировоззрения означает кризис последнего, а
реализация этой возможности - появление философии.
Итак, мы выяснили,
что о первоначальных формах мировоззрения можно говорить как о родовых формах
мировоззрения. Отсюда вытекают все основные особенности этого мировоззрения и
все его формы (фетишизм, анимизм, аниматизм и др.), которые не есть нечто
самодовлеющее, а имеют свой исток в особенностях мифологизирующего сознания,
которое, в свою очередь, определяется родовым строем, первобытнообщинной
формацией. Мифологическое мировоззрение - это мировоззрение родового общества,
которое основывается “на незрелости индивидуального человека, еще не
оторвавшегося от пуповины естественнородовых связей с другими людьми...”[23]
Развитая
мифология содержит в себе мировоззрение, первобытную теорию мира. Возможность и
необходимость такой “теории” была заложена в самой сущности человека как такой
части природы, которая выступила по отношению к целому как активная,
преобразующая сила, созидающая из бесчеловечного стихийного мира очеловеченный
мир, из естественной среды - искусственную, и в этом смысле как бы творя мир.
Переделывая мир, человек создавал и самого себя как мыслящее существо.[24]
С момента выделения человека из природы, раскола ее на активную и пассивную
части встала необходимость определения взаимоотношения деятельного
человеческого рода и неопределенного в своих границах и деталях предмета
приложения этой деятельности. Так зародился основной вопрос мировоззрения -
вопрос о соотношении “мы” и “оно”. Но, начав выделяться из природы, становясь
существом сознательным, человек оказывался тем самым в состоянии глубокого
невежества. Между человеческим родом и природой образовалась брешь, которую
нужно было чем-то заполнить. Это заполнение и совершается на единственно
возможном тогда уровне - на уровне мифологии.
Разумеется, все
это происходило постепенно. Мировоззренческие мифы, интересующие нас, и которые
мы имеем прежде всего в виду, когда говорим о мифологии, сложились постепенно.[25]
Например, у австралийцев и индейцев Южной Америки имеются мифы о происхождении
Земли и Вселенной не обнаружено.
Хотя в мифологии
отношения между предметами выступают в отчужденной форме отношений между
супранатуральными существами, мифологию нельзя отождествлять с религией. Во-первых,
религия включает в себя не только мировоззренческую, мифологическую часть, но и
культ (обряды), и объединение людей для совместного исполнения обрядов (религия
всегда коллективна). Во-вторых, не все мифы были религиозными, не все они
обслуживали культ. Поэтому мифологию нельзя сводить к религии, хотя и нельзя
забывать о религиозном аспекте мифологии.
Особую проблему
представляет собой вопрос о магии. Дж. Фрезер считал, что в магии “дикарь
создал мировоззрение, которое является зародышем современного понятия о
естественном законе”, тогда как религия - это “умилостивление или привлечение
на свою сторону сил, стоящих выше человека...”[26] Имеется
существенное различие не только между магией и религией, но и между магией и
мифологией. Мифология останавливается на объяснении, магия же связана с
действием, с практикой. Магическое сознание противоречиво: преднаучный аспект
(сознание однозначности и об”ективной необходимости в мире) тесно связан в нем
с религиозным и с донаучным.
Но в этом
тождестве нельзя не видеть и различия: религиозные культовые действия нельзя
отождествлять с магическими так же, как нельзя отождествлять
просительно-самоуничижительное отношение к миру от императивно-требовательного
даже по отношению к личным богам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Ко всему
вышеизложенному хотелось бы еще добавить, что, исходя из посыла о том, что
мировоззрение - это “более или менее целостное понимание людьми мира и самих
себя”[27]
важно отметить, что такие формы мировоззрения, как “анимизм” и “фетишизм”
отнюдь не являются таковыми в точности и скорее сбивают с толку, чем об”ясняют что-либо. Дело в том, что
первобытные люди еще не дошли до основного вопроса “философии - спора о примате
материи над духом или духа над материей - по той причине, что они не додумались
до такой величайшей абстракции, как дух . Всякое существо, действовавшее в
сновидении ли, в мифологии ли (“сверх”естественное” - с нашей точки зрения, но
вполне естественное - с точки зрения древних), представлялось не иначе, как
вполне телесным; вместо того, чтобы говорить об “одушевлении” предметов
древними людьми, правильнее говорить об их “оживлении”, но существо,
управлявшее предметом, не было “душой, духом” (anima -“душа”) в философском
смысле слова.[28]
Что касается
“фетишизма”, т.е. культового поклонения неодушевленным предметам, то это
явление не имеет всеобщего значения, потому что каждый такой неодушевленный
предмет - это не более как проявление одного вещественного звена семантического
ассоциативного ряда, построенного в осмысление явлений мира, и отнюдь не
специально свойственно какому-то одному определенному этапу в развитии человеческих
мировоззрений. В любой современной религии сколько угодно фетишей.
Сложнее обстоит
дело с “тотемизмом”, т.е. с системой верований в родовых и племенных предков,
которые могут являться в виде животных и - реже - растений и неодушевленных
предметов, причем они мыслятся как активно действующие в пользу своих ныне
живущих человеческих родичей. По-видимому, тотемизм в конечном счете отражает
мифологическое осмысление условий для поддержания существования человеческих
коллективов при охотничье-собирательском
или также и
скотоводческом хозяйстве; это осмысление шло по таким же самым семантическим
рядам, что и в других мифах, но тотемические представления являют собой уже
развившуюся, сложную систему. Данные же, которые миссионеры и этнографы успели
записать до окончательного распада первобытнообщинного строя, весьма неполны.
Поэтому в настоящее время многое в тотемизме остается загадочным.
Список
использованной литературы.
1.Амосов
А.М. Мое мировоззрение //Вопросы философии. - 1992. N 6.
2.Бойс М.
Зороастрийцы. Верования и обычаи. - М.,1988.
3.Введение в курс философии. -
Уфа,1993.часть1.
4.Введение
в философию. - М.,1989.часть1.
5.Вейнберг И.П. Рождение истории.
- М.,1993.
6.Вейнберг
И.П. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока -М.,1986.
7.Гегель.
Лекции по истории философии. - М.,1932.книга2. - Соч., т.Х.
8.Горан
В.П. Древнегреческая мифология судьбы. - Новосибирск,1990.
9.Гуторов
В.А. Античная социальная утопия. Л.,1989.
10.Дьяконов
И.М. Архаические мифы Востока и Запада. - М.,1990.
11.Зотов
А.Ф. Мировоззрение на рубеже тысячелетий //Вопросы философии. - 1989,N 9.
12.Кант И. Соч. в 6-ти томах -
М.,1965. -часть1.
13.Кессиди
Ф.Х. От мифа - к логосу. - М.,1972.
14.Клочков
И.С. Духовная культура Древней Вавилонии. - М.,1983.
15.Крывелев
И.А. К критике анимистической теории //Вопросы философии. - 1956. - N 2.
16.Лосев
А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.,1991.
17.Маркс
К., Энгельс Ф.,Соч.2-е изд. - Т.Х111,ХХ1,ХХ111.
18.Митрохин
Л.Н. Философия и религия //Вопросы философии.-1989,N9.
19.Мифология древнего мира. -
М.,1977.
20.Мотрошилова
А.В. Рождение и развитие философских идей. -М.,1991.
21.Немировский А.И. Рождение Клио.
- М.,1991.
22.Орлов
В.В. Человек, мир, мировоззрение. - М.,1985.
23.Панов В.Г. Эмоции. Мифы. Разум.
- М., 1992.
24.Плеханов
Г.В. О религии и церкви. - М.,1957.
25.Поку А.
Мифы, сказки, легенды, басни, пословицы и загадки народа бауле. - М.,1960.
26.Фейербах
Л. Избр. философ. произв. в 2-х томах. - М.,1965.,т.1.
27.Философская энциклопедия. -
М.,1960.,т.1.
28.Франкфорт
Г., Уилсон Дж., Якобин Т. В преддверии философии.
29.Духовные
искания древнего человека. - М.,1984.
30.Холличер
В. Природа в научной картине мира. - М.,1960.
31.Чанышев
А.Н. Эгейская предфилософия. - М.,1970.
32.Чанышев А.Н. Начало философии.
- М.,1982.
33.Чанышев
А.Н. Курс лекций по древней философии. - М.,1991,т.1.
34.Эпос о
Гильгамеше ( “О все повидавшем”). - Перевод с аккадского И.М.Дьяконова. - М.-
Л.,1961.
[1] Введение в курс философии. - Часть 1. - Уфа, 1993. - С.7.
[2] Введение в философию. - М., 1989. - С.23.
[3] Орлов В. Человек, мир, мировоззрение. - М., 1985. - С.192.
[4] Введение в философию. - Часть 1. - М., 1989. - С.24.
[5] Введение в философию. - Часть 1. - М., 1989. - С.25.
[6] Там же, с.25.
[7] Кант И. Сочинения в 6-ти томах. - М., 1965. - Часть 1. - С.499-500.
[8] Введение в философию. - Часть 1. - М., 1989. - С.26.
[9] Введение в философию. - Часть 1. - М., 1989. - С.27.
[10] Там же, с.28-29.
[11] Введение в курс философии. - Часть 1. - Уфа. 1993. - С.8.
[12] Чанышев А.Н. Эгейская предфилософия. - М., 1970. - С.44.
[13] Аура Поку. Мифы, сказки, легенды, басни. Пословицы и загадки народа
бауле. - М., 1960. - С.,35-36.
[14] Там же, с.40-45.
[15] Гегель. Лекции по истории философии. - Соч., том 10, книга 2. - М.,
1932. - С.139.
[16] Чанышев А.н. Курс лекций по древней философии. - М., 1991. - Т. 1. -
С.20-27.
Он же. Эгейская предфилософия. - С.47.
[17] См.: Философская энциклопедия. - М., 1960. - Т. 1. - С.368.
[18] Эпос о Гильгамеше (“О все повидавшем”). - Перевод с аккадского
И.М.Дьяконова. - М.-Л., 1961. - С.104.
[19] Холличер В. Природа в научной картине мира. - М., 1960. - С.55.
[20] Крывелев И.А. К критике анимистической теории //
Вопросы философии. - 1956. - №2. - С.186-193.
[21] Фейербах Л. Избр. филос. произв. в 2-х томах. - М., 1955. - С.265.
[22] Плеханов Г.В. О религии и церкви. - М., 1957. - С.267.
[23] Маркс К. И Энгельс Ф. - Соч., - том 23. - С.89.
[24] Чанышев А.Н. Эгейская предфилософия. - С.54.
[25] Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., - С.24.
[26] Чанышев А.Н. Эгейская предфилософия. - С.63.
[27] Введение в философию. - Часть 1. - М., 1989. - С.23.
[28] Мифологии древнего мира. - М., 1977. - С.17.
Страницы: 1, 2
|