рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Возникновение сознания

Рассмотрим вкратце основной вопрос философии – соотношение материи и сознания.


«Материя есть то, что, действуя на наши органы чувств, производит ощущения, материя есть объективная реальность, данное нам в ощущении и т.п.»

                                                                      В.И.Ленин том 18 стр. 149


«…Если … поставить вопрос, что же такое мышление и сознание, откуда они берутся, то мы увидим, что они продукты человеческого мозга и что сам человек – продукт природы, развивающийся в определенной среде и вместе с ней. Само собой разумеется, в силу этого, что продукты человеческого мозга, являющиеся, в конечном счете, тоже продуктами природы не противоречат остальной связи природы, соответствуют ей».

                                                  К.Маркс и Ф.Энгельс соч.том 20 стр.34-35


Принцип первичности материи и вторичности сознания является исходным принципом, общим для всех форм материализма: - материя существует как объективная реальность вне и независимо от нашего сознания, сознание же существует как отражение материи, как внутренний духовный мир человека, как субъективная реальность.

Можно ли возразить против подобного подхода? Подобного понимания материального мира? Против такого соотношения материи и сознания? – Нет.

Возражение вызывает другое, то, что это же понимание материального мира, это же соотношение материи и сознания, почти один к одному переносится на человеческое общество, на исторический материализм, на материальное производство, т. е. за этим следует жесткий вывод – общественное бытие определяет сознание. Создается такое впечатление, что материалисты в борьбе с идеалистами «не заметили» факт возникновения сознания, явления уникального для материального мира.

Действительно, не будь сознания, не было бы общественного бытия, не было бы человеческого общества, т.е. сознание определенно первично по отношению к этим категориям.

Сознание не только обладает относительной самостоятельностью и не просто оказывает активное обратное влияние на общественное бытие (вынужденные и неохотные отступления материалистов), - сознание есть решающий фактор в развитии человеческого общества.

Любой предмет, подвергнутый тому или иному воздействию человека, нередко приобретает совершенно новые качества и характеристики, и не могут рассматриваться нами как просто материальное тело, скорее наоборот, этот предмет рассматривается, оценивается, изучается именно в той степени, в которой он был подвергнут этому воздействию. И не только предметы, подвергнутые воздействию человека, но и способ производства материальных благ, отношения, возникающие в процессе этого производства, т.е. общественное бытие, есть отражение сознания в материи.

Вместе с тем, сознание по отношению к объективному материальному миру, объективным законам природы, т.е. к материи вообще – вторично.

Если такое соотношение материи и сознания, -  верно, то следует простой вывод: - для познания человеческого бытия, познания развития человеческого общества, надо познать сознание как явление, познать, в чем суть его развития.


  1. ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ.

Развитие, согласно философии марксизма, выражается законом «единства и борьбы противоположностей». Развитие есть борьба противоположностей, которые В.И.Ленин назвал, ядром материалистической диалектики.

Причем противоречивость присуща всем предметам и явлениям объективного мира, а значит и сознанию как объективному явлению природы.

Тогда источник развития сознания, согласно материалистической диалектики, есть единство и борьба двух противоположностей сознания.

Сознание подразделяется на две взаимосвязанные части: общественное сознание и сознание индивидов.

Когда имеют ввиду общественное сознание, то отвлекаются от всего индивидуального, личностного и берут взгляды, идеи, характерные для данного общества в целом или для определенной социальной группы. Хотя общественное сознание прямо или опосредованно создается определенными людьми, но оно выходит из-под их власти, становится достоянием всего общества.  Подобно тому, как общество не есть простая составляющая его людей, так и общественное сознание не есть сумма сознаний отдельных людей. Оно есть нечто большее, чем эта сумма, оно представляет собой качественно особую духовную систему, оказывает огромное влияние на каждого человека, заставляет его считаться с исторически сложившимися формами общественного сознания как с чем-то реальным, хотя и не материальным. Общие условия социальной среды, в которой живут те или иные люди, определяют единство их интересов, привычек, обычаев.

 Однако даже при этой общности, это общее выступает у отдельных людей в индивидуальном своеобразии. По отношению к отдельному индивиду общность социального происхождения и положения представляет лишь известную возможность, но отнюдь не абсолютную гарантию соответствующей социальной ориентации.

Индивидуальное сознание рождается и умирает вместе с рождением и смертью данного человека. Оно выражает неповторимые черты его жизненного пути, особенности воспитания, разнообразные политические и идеологические влияния.

Общественное и индивидуальное сознание постоянно взаимодействуют между собой, взаимно обогащают друг друга. Каждый индивид на протяжении своей жизни через отношения с другими людьми, путем обучения, воспитания испытывает влияние общественного сознания, хотя и относится к этому влиянию не пассивно, а избирательно активно.

Общественное сознание и сознание индивидов нельзя рассматривать оторвано друг от друга. Можно сказать это такая же нелепица, как например дом из которого вынуты все кирпичи. В тоже время они находятся в противоречии друг к другу. В движении общественное сознание поступательно, непрерывно. Общественному сознанию присуща стабильность, инертность. В общественном сознании всегда одерживают верх теории, идеи, проверенные практикой, временем, но никогда это не происходит мгновенно, в отличие от сознания индивида, движение, развитие которого прерывисто, хаотично, отличается своей непредсказуемостью. Сознанию индивида и только сознанию индивида характерны такие свойства как чувственное и логическое мышление и их формы. Именно на уровне абстрактного мышления – высшей функции мозга – сознание индивида вырывается за пределы общественного сознания, раздвигая ее границы, обогащая ее, делая продукты своего познания природы, бытия достоянием всех.

Т.о. можно утверждать, что сознание выступает как единство двух противоположностей – общественного сознания и сознания индивидов.

Теперь обратимся к нашему вопросу: - Что есть развитие сознания в борьбе двух этих противоположностей?

Чтобы решить этот вопрос рассмотрим проявление «борьбы» и «единства» противоположностей в неживой и живой природе.

Как известно внутри атомного ядра действуют противоположные силы – силы притяжения и отталкивания. Ядро и оболочка атома находятся в отношении противоречия, ибо ядро заряжено положительно, а оболочка, состоящая из электронов, отрицательно. Противоположность и единство очевидны. А развитие? Развития нет, поскольку атом, как мы знаем, очень стабилен. Скорее всего, в данном случае, противоположности  обеспечивают стабильность атома.

В живой природе, как известно, существуют две противоположности – наследственность и приспособляемость, которые обеспечивают, с одной стороны – стабильность, с другой – возможность адаптироваться к новым, изменяющимся условиям среды обитания. Известно, что приспособляемость это мутация (ошибки в механизме наследственности), и они, эти мутации, постоянно имеют место быть. Если среда обитания неизменна, то эти мутации, практически не играют ни какой роли, но их роль резко вырастет, если в среде обитания начинаются изменения (похолодания, потепления и т.д.). Среди множества особей, родившихся с отклонениями, находятся такие, которые оказываются, более других приспособлены к этой изменившейся среде и, таким образом, имея определенное преимущество, они, эти особи, вытесняют других. А мутация, в ходе дальнейшей эволюции, закрепляется как наследственность.

Следовательно, изменение (развитие) животных идет под воздействием внешней силы – развитие животных есть копирование, отражение изменяющейся внешней среды. Механизмом, обеспечивающим копирование, является механизм наследственности-приспособляемости.

Суть развития живого организма состоит в том, что внешняя среда, внешняя сила, изменяясь, нарушает равновесие, в котором находится данный вид особей, с другой стороны механизм наследственности-приспособляемости стремится к восстановлению нарушенного равновесия и достигает равновесия, но уже на другом качественном уровне.

Таким образом, развитие это взаимодействие, -  «триединство» двух противоположностей и внешней силы.


Что схематично можно изобразить таким образом:

 

Изменяющаяся внешняя среда  

Данный вид особей


Изменения, происходящие под воздействием внешней среды

Мутации наиболее соответствующие изменениям в среде


Мутации (приспособляемость)

 
                                      

                                              


 



Можно заметить, что наследственность, по всем характеристикам и признакам соответствует общественному сознанию, приспособляемость – сознанию индивидов. И тогда, просто согласно логике, внешней силой, внешней изменяющейся средой, по отношению к сознанию, является познание объективных законов природы, материального и духовного мира.

                    

 

Познание объективных законов природы

Общественное сознание


Изменения в общественном сознании происходящие под воздействием познания объективных законов природы


Теории идеи подтвержденные практикой

Сознание индивидов

 
                                      

                                              


 

  

  1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЗНАНИЯ.

«Труд – источник всего богатства», утверждают политэкономы. Он действительно является таковым, наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он – первое основное условие всей человеческой жизни и притом в такой степени, что мы, в известном смысле, должны сказать: труд создал человека. Под влиянием, в первую очередь надо думать, своего образа жизни, требующего, чтобы при лазании руки выполняли иные функции чем ноги, эти обезьяны начали отвыкать от помощи рук при ходьбе по земле и стали усваивать все более и более прямую походку. Этим самым сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку (…)

Прежде чем первый кремень при помощи человеческой руки был превращен в нож, должен был, вероятно, пройти такой длинный период времени, что в сравнении с ним, известный нам исторический период является незначительным. Но решающий шаг был сделан, рука стала свободной и могла теперь усваивать себе все новые и новые сноровки, а приобретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и возрастала от поколения к поколению.

(…) .Сначала труд, а потом вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг…

(…). Развитие мозга и подчиненных ему чувств, все более и более проясняющееся сознание, способности к абстракции и умозаключению оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая все новые и новые толчки к дальнейшему развитию».

                                                          К.Маркс и Ф.Энгельс  том 20 стр. 486-496.

Т.о. труд и членораздельная речь создали, по мнению К.Маркса, из обезьяны человека.

Вот здесь К.Маркс и ошибается, и даже противоречит сам себе, - сознание есть явление, человек есть новое качественное состояние, т.е. переход от обезьяны к человеку есть качественное изменение, а качественные изменения, как учит К.Маркс происходят скачкообразно, в отличие от количественных изменений, которые носят относительно медленный и непрерывный характер.

К.Маркс, объясняя возникновение сознания, скорее говорит о биологических предпосылках возникновения сознания и о дальнейшем его развитии, но никоим образом не о факте возникновения сознания. Это очевидно, если скрупулезно проанализировать его умозаключения.

Ни труд, ни членораздельная речь, не могли быть причинами возникновения сознания. Здесь явно были другие причины и другие факторы.

Чтобы выяснить, что же послужило причиной возникновения сознания, рассмотрим поближе сообщество обезьян. Обезьяны, как и все животные, как мы уже знаем,  развиваются благодаря взаимодействию, «триединству» механизма наследственности – приспособляемости и внешней среды:


Изменяющаяся внешняя среда  

Данный вид особей


Изменения, происходящие под воздействием внешней среды

Мутации наиболее соответствующие изменениям в среде


Мутации (приспособляемость)

 
                                      

                                              



                                                                                                      

Из предлагаемой схемы видно, чтобы обезьяна изменилась, а в нашем случае, - превратилась в человека, нужно чтобы изменилась внешняя среда – среда обитания. И эти изменения должны носить такой характер, и никакой иной, чтобы обезьяньему сообществу, для того чтобы выжить, – приспособиться к изменившейся среде, -  необходимо было бы возникновение сознания. Т.е. в выигрышном положении оказались бы те обезьяны-мутанты, которые были бы более умны, а не те, которые, скажем, более сильны и ловки или, скажем, не те, у кого длиннее шея, как в случае с жирафами или длиннее нос, как в случае со слонами и т.д.

Именно такое изменение, именно такой катаклизм природы, выжить в которой обезьяны могли бы только благодаря возникновению у них сознания.

Как видите, такой подход к причинам возникновения сознания кардинально отличается от подхода К.Маркса.

Но почему более умная обезьяна – мутация? Мутация, как мы знаем, это ошибка в механизме наследственности, это отклонение от каких-то средних значений, средних характеристик, которые определяют, характеризуют данный вид особей. Поэтому появление намного более, или наоборот, намного менее умной обезьяны – это мутация, хотя и не такое явное, «кричащее».


Но эту, или этих, более умных обезьян, нельзя назвать людьми или прачеловеками, или даже прапрачеловеками потому, что они были, не настолько умны, чтобы называться таковыми. Но вполне вероятно, они обладали теми зачатками сознания, которые были бы необходимы для возникновения сознания.

Вместе с тем, даже если бы они, эти обезьяны, по развитию ума и не уступали бы первым прачеловекам или даже превосходили их, что маловероятно, нельзя утверждать что у этих обезьян есть сознание, потому что сознание это не только  сознание индивидов, но и сознание общественное.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.