Возрождение (Ренессанс)
Введение.
«Возрождение» является термином,который,в качестве
историографической категории вошёл в употребление в XIX веке, в большой
степени благодаря работе Якоба Буркгардта «Культура Ренессанса в
Италии»,ставшей самой известной и долго служившей образцом и необходимым
путеводителем. В работе Буркгардта ренессанс выступал в качестве
изысканного итальянского явления, для которого характерны индивидуализм
практический и теоретический, культ светской жизни с подчёркнутой
чувственностью, светский дух религии с тенденцией к язычеству, освобождение
от власти авторитетов, особенное внимание к истории, философский натурализм и
чрезвычайный вкус к искусствам. Главная особенность философии Ренессанса —
антропоцентризм. Ренессанс, согласно Буркгардту,был поэтому эпохой рождения
новой культуры, противоположной культуре средневековой, и в этом состоит её
важная роль,она не определялась лишь воскрешением античности. «То, что мы
должны установить в качестве существенного момента – это то, что не возрождённая
античность сама по себе, а соединённая вместе с новым итальянским духом,
имела силу привлечь к себе весь западный мир».[1]
Возрождение античности, таким образом, дало название «Ренессанс» (Возрождение)
всей эпохе, которая всё же намного сложнее, поскольку в ней действительно
происходит синтез нового духа в Италии, с самой античностью, и в то же время
этот дух, разрушая окончательно Средневековье, открывает новую эпоху.
Возрождение — это культура переходного периода, исключительно интенсивная, но
— если не говорить об Италии — очень недолговечная.
И, тем не менее, за это время, исторически не столь уж
длительное, произошло много событий в политической, экономической и духовной
жизни Западной Европы. За сравнительно небольшое время сложились современные
национальные обособленности, в рамках которых начала развиваться европейская
культура. Феодальная раздробленность уступила место абсолютной монархии,
которая опиралась не только на феодалов, но и на буржуазию городов. Города,
бывшие ранее изолированными островами в средневековой Европе, стали центрами
культурной жизни нации. Складывались и новые производственные отношения.
Рутинный, «феодальный» способ производства утрачивал прежнее значение. Начался
переход от ремесла к мануфактуре. Вопросы христианской веры перестали быть
заповедной областью и стали подвергаться обсуждениям.
Ренессанс в Европе (прежде всего в Италии) занимает
период с XIV по XVI вв. и считается важным периодом в истории философии.
Также эпоха Возрождения рассматривается в следующих
книгах:
Баткин Л.М.,
«Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. – М.,1978; Баткин Л.М.,
«Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности».-М.,1989; Горфункель
А.Х., «Философия эпохи Возрождения».-М., 1980; Сергеев К.А., «Ренессансные
основания антропоцентризма».-СПб., 1993; «Эстетика Ренессанса. Антология: в
2-х томах».-М., 1981; Соколов В.В., «Европейская философия XV-XVII вв.» - М.,1984; Кузанский
Н., Сочинения: в 2-х томах. – М.,1979;
Глава 1.
Общие положения эпохи Возрождения.
1.1. основные понятия Ренессанса.
Путь философии лежит через знания о человеке к знанию
о мире.
В эпоху Возрождения в центре внимания мыслителей
оказывается именно человек. (Важно заметить, что в античности в центре
внимания была природно-космическая жизнь, в средние века — Бог и идея
«спасения» человека.) Философское мышление ренессансного периода можно
охарактеризовать как антропологическое.
В новое историческое время человек приобретает гораздо
большую самостоятельность. Он не считает, что своими успехами всецело обязан
традиции, наоборот, в качестве художника, ученого, философа он сам вносит вклад
в традицию. Поэтому человек эпохи Возрождения склонен приписывать все заслуги
только самому себе.
Знаменитые философы ренессанса утверждали ценность
человеческой культуры, человеческого знания, способного изменить мир к лучшему.
Широко распространено было мнение о том, что главное в человеке — его
добродетель, активное проявление добрых начал. Подлинное благородство не в
происхождении, а в добродетельной душе, в стремлении человека к знаниям
«беседы с древними», в творческой деятельности.
Образованность и разносторонность в образовании сопутствуют
идеалу человека этого времени. Существовали многочисленные примеры близости
такому идеалу. Теория архитектуры, живописи и ваяния, математика, механика,
картография, философия, этика, эстетика, педагогика — вот приблизительный круг
занятий флорентийского художника и гуманиста Леона Баттиста Альберти.
Возрожденческое понимание человека отличается от
античного и средневекового тем,что в античности человек был природным
существом в том смысле, что его границы были определены его природой и от него
зависело только — последует он природе либо отойдет от нее. Средневековье
поддерживало убеждение, что человек изначально греховен и природа его
испорчена. Потому человек нуждается в божественной благодати и спасении. В
эпоху Возрождения этот библейский мотив ослабевает. Человек осознает себя в
качестве творца и своей судьбы, и самого себя. Чувствует он себя также и
неограниченным господином над природой. Географический детерминизм утрачивает
своё значение, точно также, как утрачивают значения различные корпорационные и
сословные связи, без которых нельзя было обойтись в Средневековье.
Известный гуманист Джованни Пико делла Мирандола
(1463-1494) в своей знаменитой «Речи о достоинстве человека» полагает, что
Бог, сотворив человека и «поставив его в центре мира», не дал ему ни особых
обязанностей и ни даже собственного образа. Человек сам должен найти и свое
место, и лицо, и обязанности, согласно его собственной воле и решению.[2]
Флорентийский гражданин Джаноццо Манетти (1396-1457) в
трактате «О достоинстве и превосходстве человека» провозглашает человека из
всех живых существ «самым богатым и могущественным, потому что он может
пользоваться по своей воле всем, что было создано...». Манетти с гордостью
перечисляет все то, что, по его мнению, принадлежит человеку: «Нам принадлежат
земли, поля, горы, долины... деревья... плоды всех растений, мелкий и крупный
скот... домашние и дикие животные... реки, озера, болота... моря... все виды
рыб... птицы». Далее Манетти высказывает мысль, которая для средневековья
показалась бы слишком смелой: «...И что может показаться наиболее
удивительным, нам принадлежат ангелы, которые, как говорит апостол, созданы для
пользы людей как духовные руководители».
1.2.Культ творческого индивидуализма человека.
В эпоху Возрождения всякая деятельность — будь то
деятельность художника, скульптора, архитектора, мореплавателя или поэта —
воспринимается иначе, чем в античности или в средние века.
У древних греков созерцание ставилось выше деятельности
(исключение составляла государственная деятельность). Созерцание, по мнению
греков, приобщало человека к сущности природы, к тому, что есть вечное. Кроме
того, не следует забывать, что многие виды деятельности были для греков
дискредитированы рабским трудом.
В средние века отношение к деятельности несколько
меняется. Христианство рассматривает труд как своего рода «искупление за грехи»
(«в поте лица твоего будешь есть хлеб»). То есть труд — уже не рабское занятие.
Но, тем не менее, высшей формой деятельности признается здесь та, что ведет к
спасению души: молитва, богослужение, чтение священных книг.
В эпоху Возрождения деятельность приобретает творческий
характер. С ее помощью человек не просто удовлетворяет свои нужды, а созидает
новый мир, создает красоту, наконец, творит самое высокое — самого себя.[3] Личность теперь как бы
перенимает, берет на себя творческие функции Бога: она способна владеть и
собой, и природой. У теоретиков возрожденческой эстетики встречается такое,
например, сравнение: художник должен творить так, как бог творил мир, и даже
совершеннее того. Здесь средневековая маска спадает и перед нами предстаёт
творческий индивидуум Нового времени, который творит по своим собственным
законам. Такое индивидуальное творчество в эпоху Возрождения часто понимали
тоже как религиозное, но ясно, что это была уже не средневековая религиозность.
Это был индивидуалистический протестантизм, крепко связанный с
частнопредпринимательским духом восходящей буржуазии. О художнике теперь не
только говорят, что он должен быть знатоком всех наук, но и выдвигают на первый
план его труд, в котором пытаются найти даже критерий красоты. Художник
постепенно обособляется от церковной идеологии. В нем больше всего ценятся
теперь техническое мастерство, профессиональная самостоятельность, ученость и
специальные навыки, острый художественный взгляд на вещи и умение создать живое
и уже самодовлеющее произведение искусства.
Вообще художник в эпоху Ренессанса занимает очень
высокое положение и характеризуется как свободный творец прекрасных форм. «...Живопись
должна быть поставлена выше всякой деятельности, поскольку она содержит все
формы как существующего, так и не существующего в природе»[4] –Леонардо Да Винчи.
Преклонение перед человеком порождает особый эстетический
настрой — культ красоты. У великих художников — Боттичелли, Леонардо да Винчи,
Микеланджело, Рафаэля — мировосприятие Ренессанса получает свое высшее
выражение.
Новизной является в данную эпоху чрезвычайно
энергичное выдвижение примата красоты, и притом чувственной красоты.
1.3.Проблема личности.
Как уже замечалось ранее, в эпоху Ренессанса резко
возросла ценность отдельного человека как уникального существа. Непохожесть на
других стала необходимым признаком великого деятеля, знаменитого
мастера-художника. Однако нельзя не заметить, что качество неповторимости как
таковое не ориентировано ни на добро, ни на зло. Критерий оригинальности не
учитывает нравственных потенций человека. Это — как бы взгляд на него со
стороны, извне.
Указанный нравственный фактор не учитывался тем более,
что люди, впитавшие в себя идеи Ренессанса, не столько оценивали себя, сколько
гордились и любовались собой, своими, как им казалось, неограниченными возможностями.
Многие из них становились «титанами» Возрождения. Отечественный исследователь
А. Ф„ Лосев (1893-1988) точно назвал такое состояние ренессансных «нравов» обратной
стороной титанизма, «В термине „обратная сторона" нет ничего ненаучного,
— писал А. Ф. Лосев, — всякая вещь на свете имеет свою прямую и свою обратную
сторону»[5].
Не всегда обратная сторона предмета или явления значима для исследователя, но
в нашем случае важно дополнить ею прямое, «парадное» представление об эпохе.
Историкам известно, что Возрождение прославилось
примерами бытового коварства, вероломства, убийствами из-за угла, борьбой
страстей и самолюбий. Своеволие и распущенность достигают в ренессансной Италии
предельных выражений.
Разгул страстей и преступлений затронул и многих
известных и выдающихся деятелей Ренессанса.
«Гуманисты непрерывно соперничали и боролись друг с
другом, их полемика пересыпана оскорблениями и обвинениями, — передает бытовой
настрой эпохи А. Ф. Лосев. — ...причины их столкновений обычно ничтожны — это
взаимные ущемления тщеславия»[6].
Можно увидеть, что здесь наличествует определенная
трагичность ренессансного существования. Современный автор Б. Г. Кузнецов
(1979) полагает, что такая оценка связана с переживанием исторического времени,
которое «вдруг» поглотило казавшуюся незыблемой тысячелетнюю эпоху
средневековья. «Прошлого уже нет, будущего еще нет, настоящее — это нулевая
граница между ничем и ничем». Разрушив статические каноны Средневековья,
«Возрождение явилось апофеозом локальной ценности, ценности теперь».
Известный учёный П.О.Кристеллер полагал, что
гуманисты того периода, что нас интересует, были переоценены, им присвоили
заслугу в деле обновления мысли, которой они в действительности не имели,
поскольку если и занимались философией и науками, то лишь косвенно. В общем,
согласно Кристеллеру, гуманисты не были истинными реформаторами философской
мысли, потому что совсем не были философами.
"...Гуманизм эпохи Возрождения не был философской
системой, это была скорее культурная и педагогическая программа, которая
разрабатывала важный, но ограниченный сектор знания. Этот сектор имел в
качестве своего главного центра группу предметов, которые касались, в основном,
не классических наук или философии, но того, что приблизительно может быть
названо литературой. Были в этой особенной озабоченности словесностью,
заставлявшей гуманистов посвящать себя изучению греческого и особенно
латинского, черты впоследствии присущие второй половине XVIII века. Кроме
того, гуманитарное образование включениет философию и этические дисциплины, но
исключает логику, философию природы, а также математику, астрономию, медицину,
право и теологию, с той целью, чтобы упомянуть некоторые предметы, которые
имели явно определенное место в программах университетов и в классификационных
схемах того времени. Нам кажется, что этот ясный и простой факт дает
неопровержимое доказательство несостоятельности попыток связать гуманизм эпохи
Возрождения со всем комплексом философии, науки или культуры того времени"[7].
Как доказательство в пользу собственного тезиса
Кристеллер использует, между прочим, тот факт, что на протяжении всего XV в.,
к примеру, итальянские гуманисты не претендовали на замену средневековой энциклопедической системы
знания на другую новую, и что» "напротив, они сознавали, что их предмет
изучения занимал место вполне определенное и ограниченное в пределах всей
системы знания". Таким образом, гуманизм не представлял совсем, как
показано, "полной суммы наук итальянского Ренессанса". В заключение
можно отметить, что гуманизм, по мнению многих учёных, может представлять
только половину феномена "Возрождение".
1.4. Пантеизм и алхимия.
Пантеизм характерен для натурфилософии Возрождения.
(В переводе с греческого это слово означает «всебожие».) Христианский Бог
утрачивает свой внеприродный характер, он как бы сливается с природой.
Последняя тем самым обожествляется и приобретает черты, которыми ее наделяли в
античности.
В эпоху Возрождения философия вновь обращается к
изучению природы. В значительной степени она становится «натурфилософией»,
которая представляет собой умозрительное истолкование природы в ее
целостности. Этот взгляд формирует новую картину мира.
Начало натурфилософии положил Бернардино Телезио
(1509-1588). Свою философскую доктрину Телезио изложил в сочинении «О природе
вещей согласно ее собственным началам» (1565). Здесь как бы дана заявка на
новый метод — изучать природу в соответствии с ее собственными принципами
существования. Формально Телезио признает Бога в качестве Творца, но реально
божественное начало исключается из природы и из сферы
философского анализа. Естествоиспытателя интересует
природа, как она есть. Так, в частности, причину движения нужно искать в самой
природе. Небесные тела находятся в движении, потому что внутри они раскалены,
в них пылает огонь. Но состоянием огня как раз и является движение. Многие
натурфилософы этого времени видели в природе некое живое целое, пронизанное
магическими силами. Такой полагал природу знаменитый немецкий врач, алхимик и
астролог Парацельс (1493-1541). Вообще же алхимики устанавливали особые связи
между веществами и уровнями существования человека. Например, элемент ртуть у
них соответствовал духу, сера — душе, а соль — телу. Чтобы управлять силами
природы, алхимик стремился войти с ними в особый магический контакт.
Страницы: 1, 2
|