Взаимосвязь основных форм бытия
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
Тверской филиал
Кафедра общегуманитарных дисциплин
РЕФЕРАТ
Специальность: Бухгалтерский учет,
анализ и аудит.
Учебная дисциплина:
«Философия»
Тема: «Взаимосвязь основных форм
бытия»
Руководитель-консультант
Иванов Николай Иванович
Ученая степень: доктор
философских наук
Ученое звание: профессор
2007
Оглавление
Введение
1. Бытие
человека в мире вещей
2.
Пространство и время - форма бытия материи
3. Специфика человеческого бытия
4.
Взаимосвязь человека и общества
5.
Общественное бытие и общественное сознание
Заключение
Список
литературы
Введение
“Бытие” - одно из тех понятий, которые многими мыслителями
прошлого и современности положены в основание философии. Философское понимание
бытия близко к сокровенным глубинам человеческой жизни, к тем коренным
вопросам, какие человек способен ставить перед собой в минуты высочайшего
напряжения духовно-нравственных сил. Проблема бытия возникает тогда, когда
естественное убеждение человека в том, что мир есть, имеется “здесь” и
“теперь”, наличествует и что при всех изменениях, совершающихся в
природе и обществе, мир сохраняется как относительно стабильное целое,
становится предметом сомнения и раздумий. Природа, человек, мысли, идеи,
общество равно существуют; различные по формам своего существования, они,
прежде всего, благодаря своему существованию образуют целостное единство
бесконечного, непреходящего мира. Иными словами, существование всего, что есть,
было и будет в мире - предпосылка единства мира. А исследование бытия - только
предпосылка осмысления единства мира.
Впервые этот термин-термин «Бытие» ввёл античный философ Парменид.
Определяя бытие как истинное сущее, Парменид учил, что оно не возникло,
неуничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во времени.
Бытие мира и бытие человека взаимосвязаны и эта взаимосвязь бытия мира и
бытия человека осуществлена именно в мышлении, которое тем самым приобретает
статус самостоятельной, как бы посредничающей между миром и человеком,
реальности, но реальности при этом все же самым тесным образом связанной именно
с глубинами существования человека.
Раскрытие источника, качества и мучения бытия как всегда - моего бытия. В
мышлении и речи вообще не только и не столько говорится о…, сколько нечто
впервые выговаривается, открывается в своем бытии, ибо только так и может
сбыться. Отсюда, «уклончивость» и часто «абстрактный» характер философского
языка, призванный всякий раз впервые, на собственный страх и риск,
устанавливать суть вещей. А, установив, держать ее до времени в себе и для
себя, словно оберегая разум человека и его душу перед доселе неведомым,
непростым и даже страшным началом этого мира, началом как таковым, началом
всего, началом как Бытием. И быть может поэтому, рождение философа, что
называется, от Бога, происходит так редко.
Бытие - философская категория, которая фиксирует существование и
взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом).
Оно представлено в нескольких формах.
1)Бытие вещей и процессов.
В свою очередь также может быть представлено в двух формах:
а) бытие вещей и состояний природы, которое большинство людей
воспринимают как объективную реальность, которая существовала до них и от них
не зависит. Это взгляд с позиции материализма. б) бытие второй природы,
цивилизации. Идеалистическая позиция. Это бытие двойственно, так как с одной
стороны, они сделаны из тела природы, а с другой - в них вложена сознание и
душа человека.
2) Бытие человека.
а) бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть
природы, как вещь); б) специфическое человеческое бытие (человек не как тело, а
как индивидуум).
3) Бытие духовное, идеальное: а) индивидуальное духовное (сознание
индивида). Структура бессознательного: рефлексы, подсознание, интуиция. б)
объективно-существующее духовное - то, что материализовано в культуре.
4) Бытие социальное: а) бытие человека; б) бытие человека в обществе.
Подлинно или неподлинно бытие - что мы видим?
Имеется ли нечто объединяющее главные формы бытия, некая общая основа,
объединяющая многообразие явлений, событий, процессов, включённых в эти формы,
можно ли говорить о единстве всего бесконечного многообразия мира?
1. Бытие человека в мире вещей
Бытие отдельного человека и человека в целом специфично и уникально.
Однако в этом бытие есть стороны существования, общие и для человека и для
любой переходящей вещи природы. Следовательно, оправдан подход материализма и
естественных наук: «человек как вещь среди вещей и тело среди тел», но только
если сущность человека не сводится к жизни и проявлениям его тела. Сущность - это
внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и
противоречивых форм его бытия.
Тело человека - тело природы, и это делает человека конечным, переходящим
(смертным) существом. К бытию человеческого тела относится все то, что
относится к диалектике бытия: возникновение - становление - гибель переходящих
тел природы. Относится к телу человека и то, что оно, погибнув, не исчезает из
бесконечной и непреходящей природы, а переходит в другое состояние 1-ой
природы. Проблема человеческого бытия включена в вопрос об эволюции природы и
генезисе, возникновении самого человека.
Человек существует как тело в мире вещей, следовательно, первичная
предпосылка - существование тела (существование в соответствии с законами
жизни, циклами развития и гибели организмов, с циклами природы) удовлетворение
его человеческих потребностей (пища, защита от холода) без этого вообще
невозможно человеческое существование.
Материализм уделял большое внимание данному факту:
1
Подтверждается
идея первичности материального по отношению к духовному.
2
Отсюда вытекают
важные следствия относительно прав каждого отдельного человеческого существа
(вылечивание, сохранения жизни, право иметь пищу, одежду, жилище).
3
Подвластность
человека законам жизни, и, прежде всего, наследственности.
4
Философия
оправданно искала и ищет связь между телом человека и психикой.
Значит, бытие отдельного человека - диалектическое единство тела и духа:
5
Функционирование
тела тесно связано с работой мозга и нервной системы, следовательно, с
психикой, с духовной жизнью индивида.
6
Работа духа
зависит от здоровья тела человека.
7
Человек для
самого себя не только 1-ая, но и 2-ая природа. Мысли и эмоции - важнейшая
сторона целостного бытия человека.
8
Существование
человека как вещи в мире природы (мыслящей и чувствующей) - одна из первых
предпосылок, побудивших людей к производству и общению (характерно для
марксистской философии).
Хотя бытие вещей совершенно непонятно, но есть один вид бытия, отлично
нам знакомый - это наше собственное бытие. Здесь то и открывается доступ к
бытию как таковому, он идет через наше существование. Но это существование
нечто внутреннее и невыразимое в понятиях: “существование есть то, что никогда
не становится объектом”, ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны.
2. Пространство и время - форма бытия материи
Пространство и время неразрывно связаны друг с другом и с движением
материи. Таким образом, пространство и время не существуют вне движения
материи, как и оно - вне пространства и времени. Поэтому Ф.Энгельс утверждал:
“Основные формы всякого бытия суть пространство и время...”.
Бытие это и есть материя. Основной признак материи - неисчерпаемость,
следовательно: бытие неисчерпаемо. Действительный принцип единства мира - мир
материален, следовательно различные формы материи связаны (жидкое, твердое,
газообразное состояния), то есть одна форма бытия может переходить в другую.
Все конкретные формы бытия, например, звезды, растения, животные, как бы
возникают из небытия и становятся наличным актуальным бытием. Но бытие сущего
приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную форму бытия.
Переход в небытие есть уничтожение данного вида бытия и превращение,
становление его в иной форме. Возникновение той или иной формы бытия есть результат
перехода от одной формы бытия в другую. Какие бы формы бытия мы не
рассматривали, все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией
материю.
Важнейший атрибут, способ существования материи включает в себя все
процессы (всякое изменение и движение частиц, мышление, общение людей).
Движение так же неисчерпаемо, как и материя. Бесконечное самодвижение материи -
внутреннее движение перерастает во-внешнее. Движение - есть вечное изменение,
взаимодействие материальных объектов и смена их состояний. Бесконечное движение
мира - закон развития и вечности. Нет материи без движения. Движение абсолютно,
так как покой относителен и являет собой одну из стадий движения (Земля, Луна,
Солнце). Движение входит в структуру бытия основным компонентом. Формы движения
различны.
Бытие есть движение. Мир не может существовать без движения. Любой объект
существует только потому, что в нем существует определенный тип движения. При
прекращении движения объект распадается и переходит в другой объект, с другим
типом движения.
Одни формы движения превращаются в другие. Формы движения материи
органически связаны с определенным уровнем ее структурной организации, каждый
из которых характеризуется своей системой закономерностей и своим носителем.
Субмикроэлементарный уровень - форма существования материи полевой природы, из
которой рождаются элементарные частицы (микроэлементарный уровень). Далее
образуются ядра (ядерный уровень), а из них молекулы (молекулярный), из молекул
агрегаты - газообразные, жидкие, твердые тела (макроскопический). Последние
образуют звезды, планеты, галактики (космический уровень). Органический уровень
- результат постепенного усложнения молекул углеродистых соединений, приведшего
к образованию органических соединений. Человек и общество (социальный уровень)
- высшая форма движения материи. Формы движения: механическая - химическая -
биологическая - социальная.
Появление нового качества - это появление нового предмета с новыми
закономерностями жизни, с новой мерой, в которой заложена уже иная количественная
определенность. При этом глубина качественных изменений может быть различной:
она может как ограничиваться уровнем данной формы движения, так и выходить за
его пределы. Процесс становления нового качественного состояния противоречив:
он есть единство уничтожения и возникновения, бытия и небытия, отрицания и
утверждения. Мера, выражающая единство количества и качества как применительно
к предметам, для которых характерно простое превращение в пределах данного
уровня организации системы, так и границам перехода с одного уровня организации
системы на другой, является как бы межевым знаком процесса развития.
Пространство - оно есть форма бытия материи, характеризуемая такими
свойствами как протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие.
Понятие времени возникает как из сравнения различных состояний одного и того же
объекта, который в результате длительности своего существования неизбежно
меняет свои свойства, так и из факта сменяющейся последовательности различных
объектов в одном и том же месте. Время - есть форма бытия материи,
характеризуемая такими свойствами изменения и развития систем, как
длительность, последовательность смены состояний.
Понятия пространства и времени соотносительны: в понятии пространства
отражается координация различных противоположных друг другу объектов в один и
тот же момент времени; а в положении времени отражаются координация сменяющих
друг друга объектов в одном и том же месте пространства.
Специальная теория относительности, построение которой было завершено Эйнштейном
в 1905 году, доказала, что в реальном физическом мире пространственные и
временные интервалы меняются при переходе от одной системы отсчета к другой.
Следовательно, пространственно временной интервал всегда сохраняется.
Пространственные и временные свойства объектов порознь оказываются изменчивыми,
но пространственно-временные интервалы остаются постоянными. Тем самым
специальная теория относительности раскрыла внутреннюю связь между собой
пространства и времени как форм бытия материи. С другой стороны, так как само
изменение пространственных и временных интервалов зависит от характера движения
тела, то выяснилось, что пространство и время определяются состояниями
движущейся материи. Они таковы, каково движение материи. Следовательно, хотя
пространство и время объективны, их свойства зависят от характера движения
материи, связаны с движущейся материей.
Диалектико-материалистическая концепция материального единства мира, а
также неисчерпаемости строения и свойств материи была подтверждена достижениями
науки XX в., и прежде всего физики. В квантовой механике было открыто такое
свойство материи, как её одновременно корпускулярное и волновое строение. За
внешней формальной противоречивостью учёные увидели отражение сущностных
свойств единой материальной субстанции, которая вместе с тем не исчерпывалась и
этими корпускулярно-волновыми представлениями. Субстанция едина во всех своих
формально противоречивых свойствах - это отныне неоспоримый, теоретически и
экспериментально подтверждённый факт.
Вопрос “откуда” в своём качественном аспекте относится к качествам
созидания, возникновения, зарождения. Идея здесь в том, что объект не возникает
из небытия, а возникает как самосущее бытиё. Современная физика показала что не
существует абсолютного вакуума: в пространстве, кажущемся пустым, постоянно
беспричинно возникают элементарные частицы и затем аннигилируют друг с другом.
Подобно этому явлению, принципиальным отличием созидательной оценки является
спонтанное возникновение качеств из пустоты, содержащей потенциально все
качества. Пустота в этом случае означает изначальную свободу объекта от
качеств, приписываемых ему сознанием. Утверждение, что всё новое - хорошо
забытое старое относится к созидательной оценке явлений.
Бытие, Вселенная предстает в этой концепции как бесконечно развивающееся
многообразие единого материального мира. Выработка конкретного представления о
материальном единстве мира не является функцией философии. Это входит в
компетенцию естественных и гуманитарных наук и осуществляется в рамках создания
научной картины мира.
3. Специфика человеческого бытия
Особенность человеческого существования состоит в возникновении
специфической, уникальной для живой природы, “нежесткой” и неуниверсальной
детерминации бытия человека со стороны его тела. Нежесткость проявляется в
таких, например, фактах, как способность человека регулировать, контролировать
свои фундаментальные потребности, удовлетворяя их не в простом соответствии с
повелениями природы, а в пределах и формах, определяемых обществом, историей, собственной
волей и самосознанием индивида. Неуниверсальность же состоит в том, что многие
действия человека, которые могли бы определяться (и иногда определяются) своего
рода эгоизмом телесных потребностей, очень часто регулируются другими мотивами
- духовно-нравственными, социальными. Наиболее ярко это проявляется в
жертвенных поступках, но не только в них.
Страницы: 1, 2
|