Взгляд философии на политическую и духовную жизнь общества
Взгляд философии на
политическую и духовную жизнь общества
СОДЕРЖАНИЕ
1 Политическая сфера общества
2 Духовная жизнь в системе общества
Список использованных источников
1 Политическая сфера
общества
Первобытное общество не
было абсолютно социально однородным. В нем в условиях естественного разделения
труда (по полу и возрасту) помимо обычаев, традиций и элементарных нравственных
норм зачаточную управленческую функцию выполняли предводители-лидеры (вожди,
старейшины), наиболее способные и умудренные опытом люди. Итак, формировались
предполитическая сфера социума, предгосударственные институты.
С возникновением частной
собственности и расколом общества на классы и слои потеряли свое значение
кровнородственные и племенные связи и отношения, регулировавшие общественную
жизнь. Классово-слоевое общество породило необходимость его политической
организации, формирования политической сферы.
Политика - определяемые
прежде всего экономическими интересами отношения между классами и другими
социальными общностями по поводу государственной власти.
Существуют следующие
основные трактовки власти. Власть - способ самоорганизации человеческой
общности, основанной на разделении функций управления и исполнения, выступает
как средство социального общения, позволяющее регулировать конфликты и
обеспечивать консолидацию общества. Компонентами власти выступают субъект,
объект, средства (ресурсы - экономические, социальные,
культурно-информационные, принудительные) и процесс. Власть означает
способность социальных общностей, политических партий, их лидеров, общественных
организаций и движений навязывать с помощью насилия, принуждения, убеждения,
авторитета, достижения компромисса свою волю другим. Власть проявляется также
через субъективную мотивацию политического поведения, коренящуюся в сознании и
подсознании людей. Природа власти, по Мишелю Фуко (1926 - 1984), обращена к
сфере бессознательного, носит скрытый характер, лишь на поверхности воплощаясь
в государственные институты и социальные гегемонии. Власть опирается на знания
и на виды речевой коммуникации, ориентированные на обсуждение и обоснование
любых аспектов действий их участников. Ролан Барт (1915 - 1980) развивает и
перерабатывает ницшеанские интуиции об укорененности власти в языке (в нем
имеется первичный уровень принуждения).
Жиль Делез (1925 - 1995)
и Феликс Гваттари (1930 - 1992) власть рассматривают через бытийные аспекты как
субпродукт «производства желания».
Помимо концепции
универсальной природы власти, проявляющей себя не только в политической сфере,
а всюду, существует теория «государства - минимума» (марксизм, чикагская школа
Г. Беккера), утверждающая идею «отмирания» государства и политики, поэтапного
сокращения прерогатив власти в гражданском обществе. Сейчас в ряде стран
наблюдается смена фаз циклов усиления и ослабления роли государства: от
ориентации на модель «большого» социального государства к монетаристской модели
«государства - минимума» и обратно.
Наиболее стабильной
является власть, построенная не на привычке, а тем более страхе, а на интересе,
принципе коллегиальности, в котором реализуется установка власти на
партнерство. Сейчас усиливаются ненасильственные механизмы контроля влияния,
основанные на знании, экспертизе, информации и формальных процедурах. Принцип
коллегиальности власти как наиболее приемлемый для стабильного развития
общества не исключает роли политических лидеров. М. Вебер различал:
а) традиционное
лидерство, опирающееся на обычай, когда человек становится лидером благодаря
происхождению (например, сын монарха после его смерти занимает пост монарха);
б) харизматическое
лидерство, основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, культе
его личности;
в) рационально-легальное
лидерство, основанное на вере в законность существующего порядка, когда человек
становится руководителем государства с помощью законных бюрократических процедур.
Субъектом политики
выступает не только политический лидер, но и рядовой гражданин, способный и
имеющий возможности проявить себя в сфере политики. Взаимосвязь между
субъектами политической системы осуществляется на основе политико-правовых
норм, политических идей, теорий и взглядов.
В известном смысле поле
политики представляет собой рынок, в котором существует производство, спрос и
предложение особого рода политических деятелей, партий, программ. В политике,
как и в игре, всегда есть риск, выбор альтернативы, тех или иных вариантов
политических ориентаций и действий. Все это преимущественно характеризует роль
политики в западной культуре, где «работает» принцип неопределенности. На
Востоке главным в политике является обеспечение порядка и преемственности,
здесь политика подчиняется законам жесткого детерминизма.
Государство - важнейший
элемент политической системы общества. Если родовая организация осуществляла
лишь функции регламентации общественных отношений, обусловленных природой
человеческого общежития, то функции государства значительно расширяются и
усложняются. Они включали в себя организующее начало, принудительно-усмиряющую
функцию (экономическое подавление, политическое угнетение, духовное насилие),
защиту права человека на жизнь, на мир и выживание в условиях нестабильности,
войн, агрессии (особенно в XVI - XVII вв.), задачу регулирования отношений с
другими странами, решение социальных вопросов. С XVII - XVIII вв. постепенно
начинает осознаваться значение государства для защиты ценностей естественной
природы человека (индивидуальной свободы, возможности выбора, проявления
творческих начал и т.д.). При этом государственное вмешательство в частную
жизнь начинает сводиться к минимуму.
Для выполнения своих
функций государство опирается на публичную власть (различные органы и
учреждения, чиновничество, армия, полиция и т.д.) и взимание налогов с
населения для содержания аппарата власти. К другим признакам государства
относятся: право, закрепляющее определенную систему норм и отношений;
территория, на которую распространяется юрисдикция данного суверенного
государства; гражданство.
Применительно к
антагонистическому обществу право, по Марксу, есть воля господствующего класса,
возведенная в закон. Прогрессирующее развитие общества все более утверждает
статус права как условия развития личности. Утверждаются общие принципы права:
справедливости, равноправия, гуманизма, демократии и др. Если нормы морали
имеют широкое содержание, то правовые нормы более конкретны и формальны. Нормы
нравственности исполняются исходя из личной убежденности человека, а требования
права - в силу осознания гражданами их справедливости. В целом, право и мораль,
являясь ценностными формами сознания, служат регуляторами поведения людей,
согласованию интересов личности и общества, обеспечению достоинства человека,
поддержанию порядка в социуме.
Под воздействием
государства, политических партий и общественных организаций, церкви, средств
массовой информации формируется политическая культура - система познавательных,
эмоциональных и оценочных ориента- ций индивидов на политическую систему, а
также на саму личность в политическом процессе. Г. Алмонд и С. Верба выделяют
три типа политической культуры:
1) патриархальную, для
которой характерно отсутствие интереса граждан к политике (средневековье,
слаборазвитые страны, где масса населения безграмотна);
2) подданическую, или
авторитарную, с ориентацией на сильную политическую власть, но низкую
активность граждан;
3) активистскую,
проявляющуюся в активном участии граждан в политической жизни, которая
функционирует на основе их заинтересованности и добровольности.
Названные типы
взаимодействуют, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных
компонентов.
Аристотель выделил три
правильных возможных вида государственного устройства:
а) монархия (власть
одного);
б) аристократия (власть
лучших или для лучших целей);
в) политейя (власть
народа в малом государстве-полисе, осуществляемая в общем интересе).
Названные формы способны
деградировать соответственно: в тиранию; в олигархию; в охлократию как власть
толпы. Все три формы могут быть хороши, если они правят для общественного
блага, и все три искажаются, когда преследуют частные интересы. Аристотель
выдвинул идею формирования «смешанного государства», сочетающего достоинства
названных трех видов государственного устройства. Эта идея повлияла на
формирование в дальнейшем представлений о разделении властей.
Различают: по
классово-формационному признаку - рабовладельческое, феодальное,
капиталистическое и социалистическое государство; по форме государственного
устройства - унитарное, федерация, конфедерация; по виду политического режима -
тоталитарное, авторитарное и демократическое государство. Остановимся на
характеристике режима.
Важнейшими признаками
тоталитаризма являются: централизованная экономика; растворение человека
(индивидуальности) в массе людей, ориентация на слитность, достижение
однородности в различных явлениях жизни (однопартийность, одна идеология);
отрицание гражданского общества и его" институтов; монополизация власти.
Авторитаризм допускает
многообразие форм собственности, имеет опору в блоке партий и движений.
Отказываясь от полного контроля, авторитаризм вместе с тем в управлении
опирается на жесткую централизацию государственной власти и командные методы
руководства, характеризуется персонифицированным характером принятия решений.
Для демократии характерны
публичность власти, ее представительский характер и наличие механизма сдержек и
противовесов, цель которого не допустить сосредоточения всей полноты власти в
руках какого-либо одного института, класса или сословия. Демократия
осуществляется на основе права и процедур, которые служат инструментами защиты
любого из членов общества. Развитие демократии идет в контексте гуманизации,
общего модернизационного процесса, охватывающего все стороны жизни социума.
Демократия наиболее приемлема для управления сложными социальными системами,
так как предполагает многообразные обратные связи, корректирующие
управленческие решения. При монархическом и авторитарном способах правления эти
связи ослабевают.
Демократия, как и другие
формы власти, двойственна. Различают дух демократии (свободу личности, правовое
государство) и вторичные признаки ее - парламентский строй, всеобщее
избирательное право. Конечно, ценности свободной личности и защиты прав
человека благородны, но вместе с тем они могут использоваться в качестве
поводов для насилия, военных акций. Возникает проблема соотнесения идеи свободы
и прав человека и идеи свободы и прав народов. Что касается избирательного
права, то оно недостаточно оправданно в том смысле, что существует неравенство
личностей, их способностей, их вклада в общественную жизнь. На основе
результатов выборов и референдумов происходит поглощение меньшинства
большинством. Но любые новации вначале предлагает меньшинство, преодолевая
консерватизм большинства. Определенная слабость демократии состоит в том, что
преувеличивается коллективистская идентификация населения, замедляется путь
принятия решений из-за необходимости широкого согласия многочисленных групп
общества. Демократия не исключает, а предполагает и требует дисциплину в форме
законопослушания. Опыт XX - XXI вв. продемонстрировал, что как функционирование
стабильных демократий немыслимо без усиления роли государства, так и демонтаж
тоталитарных режимов и переход к «открытому обществу» невозможны без
авторитаризма.
В отличие от XIX в.,
современное буржуазное государство становится не только органом совокупного
капиталиста, но в той или иной мере всех социальных сил общества, гарантом их
консенсуса, особенно по мере возрастания элементов правового государства.
Однако демократичность здесь выражается относительно, ибо проявляются такие
общечеловеческие дефекты, как бюрократизм и коррупция. Помимо законной власти
функционирует аппаратная система управления, скрепляющая механизм
самоорганизации предпринимательского общества. Немецкий философ Герберт Маркузе
(1898 - 1979) показал, что современные западные демократии не столько прямо
репрессируют массы, сколько формируют ложные потребности, привязывающие
индивида к современному обществу. Человек таким образом лишается своей
онтологической и моральной основы158.
Сопоставляя достоинства и
изъяны демократии, следует, видимо, руководствоваться принципом, высказанным
известным британским политиком У. Черчиллем: демократия — скверная вещь, но без
нее будет еще хуже.
Идеал, способный
осуществить гражданский мир и согласие между обществом и государством, —
сильная социальная демократия, обеспечивающая динамический баланс организации и
самоорганизации общества, социального контроля и частных интересов,
сотрудничества и конкуренции.
2 Духовная жизнь в
системе общества
Духовная жизнь (духовные
деятельность, потребности, потребление и отношения), выражающаяся через
сознание людей, духовное общение, - сфера социума, которая соотносится с
материально-производственной, социальной и политической жизнью.
Носителями сознания
выступают человечество в целом, различные социально-этнические общности и
индивиды. Соответственно выделяются общественное и индивидуальное сознание, а
также промежуточное между ними классовое, национальное и т.д. сознание.
Общественное сознание -
совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов
людей, отражающих действительность и обратно воздействующих на нее.
Индивидуальное сознание - неповторимый духовный мир конкретного человека -
выступает как отражение сложного взаимодействия социальной среды данного
общества и среды, специфической для определенной личности («микросреды»),
включает в себя и самосознание. Общественное сознание, отвлекаясь от конкретных
специфических черт сознания индивидов, ассимилирует лишь общезначимое в
индивидуальном сознании.
Различаются два уровня
общественного сознания — общественная психология и идеология.
Общественная психология
включает в себя чувства, переживания и настроения людей, сопровождающие любую
общественную идею. Социально-психологический фактор (моральный климат, стиль
отношений между людьми, социально-психологические средства воспитания и т.п.) в
современной жизни играет существенную роль.
Идеология - система
взглядов, идей, представлений, убеждений, идеалов, чувств и верований, в
которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности (природе,
общественному строю) и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также
содержатся цели (программы) деятельности, направленной на закрепление или
изменение данных общественных отношений. В сфере идеологии классы, те или иные
социальные слои осознают свое бытие, коренные интересы, стратегические задачи и
определяют средства и пути их достижения. Через идеи, взгляды, верования
идеология выступает как духовное освоение человеком окружающей
действительности, а посредством убеждений и волевых актов, реализуемых в
поступках, в действиях, она предстает в качестве практического преобразования
мира и совершенствования самого человека. В делом, идеология функционирует в
обществе как духовно-практический феномен. Содержание идеологии - идеи,
концепции, обобщенные социальные образы, идеологические стереотипы, ценности (в
качестве ценностей выступают богатство, власть, человек и пр.). И все же, по
охвату реальности идеология беднее мировоззрения. Идеология создает и
прогнозирует позитивный образ общественного устройства, которое бы
удовлетворяло запросы и стремления людей, формирует мотивы действий, мобилизует
и организует субъектов на достижение определенных целей.
Страницы: 1, 2
|