Ясперс о религии
План.
Введение
Основные понятия философии религии Ясперса.
Философская вера. Понимание философствования у Ясперса
Философия истории
Заключение
Список литературы
Введение.
В ряду великих гуманистов XX века
особое место принадлежит Карлу Ясперсу (1883—1969). Один из создателей
экзистенциализма, он снискал себе лавры и на поприще психиатрии, не разделяя,
впрочем, врачевание души и экзистенциалистское философствование, а это
последнее не отделяя от своей жизни.
Основные
понятия философии К. Ясперса: экзистенция, всеобъемлющее, философская вера.
Философия
К. Ясперса заметно отличалась от других разновидностей экзистенциалистской
философии, например хайдеггеровской, своей приверженностью рационализму, науке,
демократии. Правда, и Ясперс критически оценивал некоторые центральные идеи
классической рационалистической философии (например, не принимал ее самоуверенный
сциентизм). Их результатом, по мнению Ясперса, стало пагубное
"раздробление" мира, невнимание к целостности бытия и, как следствие,
пренебрежение метафизикой как учением о первоосновах универсума. Ясперовская
философия энергично пролагала путь к новой метафизике, которой вменялось в
обязанность сосредоточиться вокруг трех основных проблемных сфер, очерчиваемых
категориями "всё", изначальное" и "одно".
"Всё" наличного бытия — это миф, наша "изначальность" — это
экзистенция, "одно" — это трансценденция. В разъяснении этих
категорий, охватываемых ими сфер и их единства состоит, по Ясперсу, главная
задача философии. Одновременно ее выполнение имеет практический,
смысложизненный характер. Мир надо осмыслить, чтобы ориентироваться в нем.
"Высвечивание экзистенции" нужно нам, индивидам, чтобы обрести свою
сущность. Трансценденции, ее "откровению" придается смысл
религиозно-нравственного спасения, приобщения к вечности.
Цель данной работы –
проанализировать философию религии Ясперса.
Основные понятия философии религии Ясперса.
"Высвечиванию экзистенции" принадлежит, по
Ясперсу, уникальная роль в человеческой жизни. Но что такое экзистенция в
понимании Ясперса? Об экзистенции, подчеркивает философ, можно говорить
тогда, когда возникает решимость поставить поистине философский вопрос: что
противостоит целостному бытию мира? Ясперс отвечает на вопрос так: ему
противостоит особое бытие. "Это бытие и есть я сам в качестве экзистенции.
Она — и есть я, поскольку я не становлюсь объектом. В ней я знаю себя в
качестве независимого — правда, при этом я не могу видеть того, что называю
своим Я. Но исходя из такой возможности я живу; только осуществляя ее, я есть я
сам. ...Итак, не мое наличное бытие есть экзистенция, но человек в наличном бытии
— возможная экзистенция". Наличному бытию — в отличие, скажем, от раннего
Хайдеггера, Ясперс не придает решающего категориального значения.
"Наличное бытие", или "здесь-бытие", эмпирично, подвержено
смерти. «Экзистенция не знает смерти, а стоит лишь под знаком взлета и падения.
Наличное бытие эмпирически "здесь" , а экзистенция налична только в
качестве свободы».
Он
сам отмечал (например, в своей "Философской автобиографии"), что
начиная с ранних своих работ разрабатывал экзистенциальную философию, ее главные
темы и понятия — вопросы о мире, данном человеку, о неизбежных для человека
пограничных ситуациях (смерть, страдание, вина, борьба), об основных чертах
эпохи. Но центральным понятием была, конечно, экзистенция. Осознавая
необычность и трудность освоения этого понятия, философ вновь и вновь
предпринимал настойчивые попытки с разных сторон подступиться к
"экзистенциальной" стороне человеческой сущности. И если мы
попытаемся без предубеждения вникнуть в смысл раздумий Ясперса, то поймем, что
под эгидой слова "экзистенция" речь идет о проблемах, имеющих для
индивида и человечества глубинный жизненный смысл. Философ-экзистенциалист говорит
человеку: твоя истинно человеческая экзистенция лишь тогда "налична",
когда ты действуешь как свободное существо, когда не даешь самому себе и другим
людям превратить себя в объект манипулирования; экзистенция сопряжена с
поисками непреходящего смысла бытия, с заботой о наличном бытии. Этот мотив
найдет развитие и в философии Хайдеггера.
Ясперс
вводит понятие "любящая борьба", или "любовь-борьба". Это
"не слепая любовь", поясняет философ; любящая борьба ставит другого
под вопрос; человек трудно и мучительно постигает, наряду со своей, и другие,
"чужие" экзистенции. Особые препятствия на пути коммуникации —
догматизм, предрассудки, застывшая мораль, эгоистическая гордыня.
Итак, экзистенция "высвечивается" через отнесение человека к бытию,
к другим людям (т. е. через коммуникацию). Но главное в экзистенции, по
Ясперсу, это свобода. Вот почему экзистенция необнаружима в предметно-вещном
мире, подчиненном необходимости. Сама суть экзистенции — свобода,
неподвластность объективизации, овеществлению.
Через пограничную ситуацию, экзистенцию и свободу человек,
согласно Ясперсу, может "пробиться" к другому, не физическому, а духовному
миру. Собственно, к этому миру ведет уже простое утверждение: "Бог
есть". "Во всех потерях остается единственное: Бог есть". Для
философии, однако, этого недостаточно. Философия должна переходить от
"высвечивания экзистенции" к глубочайшей метафизике, где главной
категорией Ясперс делает "всеобъемлющее".
Ясперс вместе с тем высоко вознес не
только разум, но и веру. Однако понятие "вера" он подверг
существенному преобразованию, отличив "философскую веру", с одной
стороны, от "веры откровения", а с другой — от знания.
Философская вера. Понимание философствования у Ясперса
Отличие веры от знания пояснено на примере Джордано Бруно и
Галилея. Оба, казалось бы, попали в одинаковое положение. Суд инквизиции под
угрозой смерти требовал отречения от их научных и философских убеждений. Бруно
был готов отречься лишь от некоторых положений, но отнюдь не главных для него;
он умер мученической смертью. Галилей отрекся от фундаментальных тезисов новой
физики — от учения о вращении Земли вокруг Солнца. Различие тут, по Ясперсу
существенное. Оно есть различие между истиной-верой, которая страдает от
отречения, и истиной, которую отречение не затрагивает.
Философская вера и есть вера в истину, исходя из которой
я живу. Она есть только потому, что я становлюсь с нею идентичным. По своей
внешней форме она является исторической, по форме своего объективного
выражения она не общезначима, но безусловна. Истина, правильность которой я
могу лишь доказать, существует вне меня самого: она всеобщезначима,
неисторична, безвременна, но не безусловна, ибо относится к предпосылкам и
методам познания конечного. И человек вряд ли захочет умереть за правильность,
которая доказуема. В другом положении мыслитель, который верит в то, что от
положений его веры нельзя отречься: тогда пострадает сама истина. Ни одна
всеобще-безличная истина не может требовать от человека, чтобы он стал
мучеником. Только когда он им становится — и именно как Бруно: не из
мечтательного энтузиазма, не из чувства противоречия моменту времени, но после
длительного самоопределения — то это и есть признак подлинной веры,
уверенности в истине.
Однако и пример Бруно, по Ясперсу, необычен. Ибо философия
имеет обыкновение концентрироваться не в положениях, которые принимают вид
познавательных, но в мыслительных связях, которые пронизывают жизнь в целом. И
если Сократ, Боэций, Бруно суть святые в философии, то они отнюдь не являются
великими философами. Но они — достойные всяческого уважения люди, сохранившие
философскую веру посредством мученичества. Философскую веру, разъясняет Ясперс,
ни в коей мере нельзя понимать как нечто иррациональное. (Полярность
рационального и иррационального только запутывает понятие экзистенции, как и
понятие философской веры.) Однако философская, вера — это знание, которое тесно
связано с незнанием. Последнее — через философскую веру — наталкивается на
бытие за пределами мысли, на нечто трансцендентное. И все-таки философская
вера, вера мыслящего человека, во все времена существует только в связи с
осознанием, с рациональным знанием. Философская вера хочет сама себя "высвечивать".
Философствуя, я ничего не принимаю таким, каким оно мне кем-то или чем-то
навязывается. Вера способна и должна становится светлее, сознательнее, должна
развиваться благодаря сознанию.
Философскую веру Ясперс отличает от "веры
откровения". Философия, в отличие от веры откровения, не занимается
пропагандой, но оставляет каждого человека как такового свободным в его
решениях.
Философия
не вещает и не увещевает. В философии встречаются свободные люди как
путешественники судьбы: "Философская вера имеет собственный источник. Но
она оставляет откровение как возможность, значимую для других, хотя сама не
может понять откровение. Философская вера хочет не вражды, а обсуждения, не
изоляции, а коммуникации, не насилия, а либеральности".
В послевоенные годы Ясперс, с одной стороны, с растущей
тревогой предупреждал об опасностях той пограничной ситуации, в которую все
человечество ввергло атомное оружие. С другой стороны, он выдвинул идею
"осевого времени", "осевой эпохи", которую исторически
связал с возникновением христианства и других, мировых религий и суть которой
усматривал в следующем: "В эти эпохи сложились все те основополагающие
категории, с помощью которых мы сегодня мыслим; были заложены основные
принципы мировых религий, исходя из которых люди живут до сегодняшнего дня. В
этом смысле был сделан переход в универсальное".
На уровне
фундаментальных философских концепций очевидно, что такой фундаментальный
мыслитель, как Карл Ясперс, - экзистенциалист: у него можно найти убедительные
формулировки этого направления мысли. "Философия,- пишет Ясперс,- не
обладает объективной ценностью познания, она - сознание бытия в мире."
Понятие "ситуации",- то есть чувства того, что всякий вопрос
ставится исходя их определенной экзистенциальной ситуации, так что познание
перестает быть созерцанием и становится завербованностью, ведущим понятием
экзистенциализма - этого никто не осветил лучше его. У Ясперса теория "предельной
ситуации", то есть неоспоримых данностей существования, уводит философию
от равномерного освещения классических схем и придает ей небывалую до сих пор
патетичность. Смерть, Страдание, Борьба, Ошибка - таковы новые принципы
философии.
Философия Ясперса не возражает христианским догмам,
но то, что мы называем "гуманизмом личности" не сливается с
христианским гуманизмом. В то же время тенденция, обладающая определенным
религиозным звучанием, в том смысле, что в ней понятие Свободы опирается на
трансцендентность, и что в этом учении человек помнит о христианской душе,
отличается от сартровской и хайдеггеровской линии.
В отличие от Хайдеггера, который пришел к экзистенциализму от феноменологии
Гуссерля, Карл Ясперс (1883—1969) пришел к нему от психиатрии. Ясперс с юности
страдал тяжелой болезнью бронхов, которая провоцировала постоянную сердечную
недостаточность, и это стало причиной его особого интереса к медицине.
Проучившись всего три семестра на юридическом факультете Гейдельбергского университета,
он перешел на медицинский факультет, избрав в итоге занятия психиатрией. В 1909
году Ясперс получил степень доктора медицины. С 1909 по 1915 год он работал
научным ассистентом в психоневрологической клинике в том же Гейдельберге. И его
первая книга под названием «Всеобщая психопатология» (1913) стала основой для
диссертации на соискание степени доктора психологии.
Как
человека внимательного к проблемам человеческой личности, его не устраивала
так называемая физиологическая психология, которая господствовала в Европе в
конце XIX века и отождествляла психику человека с физиологией высшей нервной
деятельности, что нашло свое наиболее авторитетное выражение в Рефлексологии
И.П. Павлова. Эта психология, по существу, означала радикальный разрыв с классической
философией, в русле которой от Аристотеля и до Гегеля развивалось понятие
человеческой души и идеального. Понятно, что если мы признаем человеческую
личность психическим и духовным образованием, то в физиологической психологии
от понятия человеческой личности следует отказаться.
В
результате своих философских поисков Ясперс был вынужден изобрести собственную
философию. Это была попытка вернуть духовность позитивистской и кантианской
философии, которые превратились в сухой и скучный формализм. Философия в
Германии превратилась в казенную профессорскую науку. «Внутри университета, —
писал Ясперс, — все идеи профессоров философии сводились к утверждению
собственного существования». Став способом самоутверждения и средством
существования, философия, что больше всего не понравилось Ясперсу, утратила
личный характер. Это была отчужденная философия.
Свои
взгляды в наиболее развернутой форме Ясперс изложил в работе под названием
«философия» (1931—1932). В создании этого трехтомного произведения, как и в
жизни вообще, большую помощь ему оказала жена, которая получила философское
образование. Поэтому можно считать, что это до некоторой степени труд двоих,
хотя работа и вышла под фамилией одного только Карла Ясперса. Помимо указанной
«Философии», к известным работам Ясперса относятся: «Разум и экзистенция»
(1935), «Ницше» (1936), «Экзистенциальная философия» (1938), «Философская
вера» (1948). Уже в первых своих работах, включая «Философию», Ясперс выражает
резкое неприятие того, что в современной философии господствует объективизм в
понимании человека, характерным примером которого являются установки
позитивистов. К человеку здесь подходят как к объекту, доступному внешнему
изучению. В нем видят нечто, что можно постичь и исчерпать в научном анализе.
И в этом, согласно Ясперсу главная ограниченность всей традиционной философии.
В духе воззрений Вебера и неокантианцев Ясперс считает, что в индивиде всегда
есть нечто, что недоступно объективному анализу. Но, в отличие от неокантианцев
Баденской школы, он считает, что указанное необъективируемое начало личности
недоступно науке вообще, даже так называемым «наукам о духе».
Это
необъективируемое начало личности Ясперс, вслед за Киркегором, именует
«экзистенцией». Соответствующее понятие, по Ясперсу, является принципиально
неопределимым, потому что всякое определение, как было давно замечено, есть
ограничение. Но в своей экзистенции человек никогда не завершен и открыт миру.
Таким образом, по Ясперсу, для постижения экзистенции, а именно она есть предмет
философии, не годятся обычные научные методы, в том числе и метод определения,
введенный в философию впервые Сократом и давший результаты, имевшие
всемирно-историческое значение. Здесь, считает Ясперс, требуется какой-то иной,
принципиально ненаучный «метод». Бердяев, как мы видели, назвал такой новый
подход «эротическим искусством». Что-то близкое к этому имеет в виду и Ясперс.
Но этим близким искусству у него оказывается религия. Ясперс сближает философию
и религию и в чем-то их даже отождествляет, «философия во все времена, —
заявляет он, — подобна религии».
Ясперс пишет: «Философия столь древняя, как и религия, и
древнее, чем любая церковь». Но тогда получается, что философия была уже
огнепоклонников. И тогда почему, согласно общепринятому мнению, первым
философом был Фалес из Милета, который жил в конце VII — начале VI вв. до н.
э.? Понятно, что Ясперс под «философией» имеет в виду нечто иное, чем то, о чем пишут в книгах именно с таким
названием. И он действительно имеет в виду иное. Он имеет в виду то, что
называют философствованием. «Мы должны избавиться, — пишет он, — от
представления, что философствование по своей сути есть занятие профессоров.
Философствование — это дело человека и, видимо, при любых условиях и обстоятельствах—
дело рабов в той же мере, что и господ... философскую мысль и мыслителя мы
должны отыскать в их живой действительности. Истинное не парит в отрыве от
всего в воздухе абстракции — само для себя, само на себя опираясь».
Страницы: 1, 2
|