p>Направления защищавшие и развивавшие «Классическую философию». Подвергнутая критическому переосмыслению в марксизме классическая
философия нашла своих защитников в лице неокантианцев, неогегельянцев,
неотомистов. 1) Неокантианцы. Под лозунгом «Назад к Канту» родилось «неокантианство» (60-е гг.19
века). Проблема познания у них стала основной. Ограничивая познание сферой
опыта, они фундаментом его считали врожденные образцы. Оно представлено двумя философскими школами: а) Марбургской (Герман Коген (1842 - 1918), П. Натор (1954 -
1924), Э. Кассирер (1874 - 1945)). Они считали, что познание осуществляется в конкретных науках,
философия же является наукой о познании. Они абсолютизируют кантовские
положения об активность субъекта познания, который не дан ему, а задан
самим человеком, т.е. в отличие от Канта разум у Когена порождает не только
форму мысли, но и её содержание. Ощущения не играют в познании никакой
роли, ибо сами постигаются соответствующими науками. Все это вело к
релятивизму. б) Баденская школа (Вильгельм Вильдельбанд (1848 - 1915), Генрих
Риккерт (1863 - 1936)). Они опирались на кантовское различение разума теоретического и
практического, определяя философию как всеобщую науку о ценностях. Культура, история общества - это сочетание уникальных событий по
реализации ценностей, поэтому социальные науки не имеют дела с
закономерностями и описывают единичное. Познать историю невозможно, есть
только субъективная точка зрения отдельных историков. Тем самым вносится
субъективный метод познания, основанный на ценностной или целевой оценке. 1) Неогегельянство - идеалистическое направление, основанное на обновлении интерпретаций философии Гегеля. Представители: -немцы Р. Кронер (1884 - 1974), Г. Лассон (1862 - 1932) -англичане Дж. Мирилинг, Ф. Брэдли -итальянцы Кроче (1866 - 1952), Джантипе (1875 - 1944)
Главные направления: 1. Попытки истолковать диалектику в духе примирения противоречий 2. Стремление совместить гегелевскую диалектику с религиозным мировоззрением 3. Использование гегелевского метода для преодоления позитивизма 4. Истолкование гегелевской диалектики как релятивизма 5. Вытаскивают на свет самые реакционные идеи Гегеля об обществе, оправдывая политику имперского государства. 3)Неотомизм: Стремление сохранить классические корни философии провозгласила
религиозная философия, возникшая как течение в 70-х гг. 19 века и
получившая название неотомизм (Томас - латинское написание имени Фомы
Аквинского) которое стало философией Ватикана. Иррационализм. Иррационализм - это философское учение, отрицающее рационализм. (т.е.
противостояние классической философии) Несокрушимой вере ученых в силу человеческого разума и обязательность
общественного прогресса был впервые дан Великой французской революцией
(1789 - 1794 гг.), которая породила террор, гражданскую войну с десятками
тысяч человеческих жертв. Это заставило многих философов задуматься над
действительными возможностями разума и науки и создать свои, критические по
отношению к рационализму, философские системы. Критический переход новой философии сыграл положительную роль в
развитии философского знания: -давалась критическая оценка рационального познания, определялись его
границы, пределы его возможностей -изучалось соотношение мыслительных качеств человека, а также
психологических качеств (воли, эмоции, чувства и т.д.) -«духовный мир» рассматривался не в его высших формах, а в понятиях
опыта, практики, в психологических формах Новая философия выдвигает целый ряд смелых и новых идей конкурирующих
со старой «классической » философской системой: 1. Идея изучения жизни отдельного человека и важности её анализа, примата изучения жизни индивида над исследованием больших человеческих общностей (классов, народов, наций, этносов); 2. Движение от идеи свободного и разумного человека, способного переделать природу, общество и себя лично, к человеку, жестко детерминированному экономикой, политикой, религией и пр. Выяснилось, что у человека есть не только разум и сознание, но и подсознание. 3. Сознание и разум отдельного человека и (что важнее) общественное сознание не понимаются как независимая структура, а объявляется, что они подвержены манипуляции со стороны различных сил - государства, партии, авторитетов. 4. Активно проводится идея двух не пересекающихся линий человеческого знания - научного и философского, имеющих своим продуктом «научную истину», «философскую правду». Иррационализм проявился в таких течениях западной философии как: -философия науки -экзистенциализм -психоанализ З. Фрейда -некоторые варианты Герменевтики и Феноменологии -философский мистицизм
Первые шаги в сторону от рационализма к иррационализму были сделаны Кьеркегором, Шопенгауэром, Ницше. 1. «Философия жизни» -всё, что существует, Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) понимает как волю, волю к жизни. 9. Воля понимается как универсально- космический феномен, а каждая сила в природе - как воля. 10. Всякая телесность есть «объективность воли». 11. Человек есть проявление воли, его природа и поэтому не рациональна, а иррациональна. 12. Разум вторичен по отношению к воле. 13. Мир есть воля, и воля борется сама с собой.
Так абсолютный рационализм был сменен крайним волюнтаризмом. -для Фридриха Ницше (1844 - 1900) в основе всего находится не воля к жизни (как у Шопенгауэра), а воля к власти. 14. «воля к власти» пронизывает всё: вселенную, природу, общество, человека, саму жизнь. Она внедряется в само бытие, но она не едина, а множественна (т.к. много борющихся «центров» сил). 15. воля контролирует мир 16. создал прообраз освобожденного человека -сверхчеловек с гипертрофированной волей к власти - «белокурая бестия». -продолжили развитие «философии жизни» 17. Анри Бергсон (1859 - 1941) 18. Вмльгельм Дильтей (1833 - 1911) 19. Георг Зиммель (1858 - 1918) Понятие «жизнь» рассматривалось ими как целостный непрерывный поток,
как становление уникального и неповторимого в природе. А интеллект, разум
ухватывает только лишь общее, сходное, повторяющееся, не ухватывая
уникального целостного. Охватить целостность и уникальность может лишь духовное видение мира
в форме интуиции. Т.о. «Философия жизни»: -осуществляет прорыв к более динамичной картине мира -реалистически осознает ограниченность разума 2. Психоанализ Зигмунда Фрейда (1856 - 1939) - философская концепция, возводящая психоанализ в ранг философико - антропологического принципа. Заслуга Фрейда состоит в выяснении места и роли бессознательного в
жизни человека.
Человек - это биосоциальное существо, личность психика которого состоит их 3-х структур: -с помощью сознания человек формирует своё собственное «Я» (эго); -«оно» (ид) - бессознательная часть психики, глубинный слой, унаследованный людьми, в котором скрыты движения души, инстинкты человека, (воздействует на «Я»); - «Сверх - Я» (супер - эго) - культурные запреты общества (воздействующие на «Я»). «Я» находиться в тисках «оно» и «сверх - Я», запретов и влечений, инстинктов и в первую очередь - полового (sex) инстинкта, описываемого термином «либидо». Для того чтобы реализовать своё стремление к удовольствию человека «либидо» превращает (сублимирует) в творчество, искусство, религию, в историю. Т.о. психика человека разорвана и владеет всем SEX. -перенося принципы действия психических механизмов на общество в целом, Фрейд дал своеобразную тракторику генезиса и сущности основных явлений культуры- искусства, морали, религии, мифологии, массовой психологии. В целом учение З. Фрейда носит иррациональный характер, хотя сам он себя продолжателем традиций рационализма, ибо стремился научно объяснить поведение людей и мотивы действий отдельного человека, заботясь именно о нём, а не о массе. Последователи Фрейда - Адлер и Юнг, а также неофрейдисты Райх,
Маркузе, Фром - вносят коррективы, преодолевая фрейдовскую все
сексуальность. -Юнг дополняет индивидуальное бессознательное коллективным
бессознательным, опытам человечества заключенным в архетипах. -Райх создаёт фрейдомарксизм, психоаналитическая проблематика
приобретает экономическую окраску. 3. Феноменология - философское течение, главным направлением которого является: -стремление освободить философское сознание от натурфилософских
установок; -достигнуть в области философского анализа рефлексии сознания о своих
актах и о данном в них содержании; -выявить предельные параметры познания, изначальные основы
познавательной деятельности. Основатель современной феноменологии немецкий философ Эдмунд Гуссерль
(1859 - 1938). До него феноменология понималась в качестве описательного
исследования, которое должно предшествовать всякому объяснению
интересующего явления, постигаемое в чувственном опыте. Для Гуссерля - феноменология - это, прежде всего выяснение смыслового
пространства сознания, выявление тех инвариантных (низменных)
характеристик, которые делают возможным восприятие объекта познания, а
феномен - возникающие в сознании смыслы предметов. Феноменология ориентирует познание на: непосредственный опыт
сознания; - созерцание феноменов как очевидных данностей. Посредством редукции (переход от феноменов к структурам «чистого
сознания»). Гуссерль последовательно «выносит за скобки» все данные опыта,
суждения, оценки, пока сущность не станет «чистой» и интуитивно
осознаваемой, а сознание будет мыслить логически. Дальнейшее своё развитие идеи феноменологии получили в
экзистенцианализме и герменевтике. 4. Герменевтика - способ философствования, главным центром которого является истолкование, понимание текстов. (от имени греческого бога Гермеса в обязанности которого входило разъяснение простым смертным воли богов. Т.к. боги и люди говорили на разных языках). Герменевтика - это учение о понимании, о научном постижении предметов
наук о духе. При понимании происходит осознание смысла предметов или
дальнейшее осмысление того, что уже имеет некоторый смысл. Герменевтика зародилась в античности и прошла свой путь исторического
развития от искусства и теории истолкования текстов до «свободной»
герменевтики, не ограниченной предметом, границами смысла текста. -основоположником «свободной» Герменевтики в 19 веке стал Фридрих
Шлейермахер, который поставил задачу «вживания» в текст, дабы понять его
смысл «лучше, чем сам его автор», т.е. психологическая интерпретация
текста. Шлейермахер вводит метод «герменевтического круга», т.е. понимание
целого через часть и понимание части через целое. Выход из круга -
совпадение интерпретации и смысла произведения. Этот метод стал основным
для всех последующих герменевтических концепций.
-У Вильгельма Дильтея Герменевтика превращается в специфический метод наук
о духе (все науки делились на две группы: науки о природе и науки о духе),
призванный обеспечить реконструкцию духа прошлых эпох и «понимание»
общественных событий исходя из субъективных намерений исторических
деятелей.
-В 20 веке Герменевтика оформляется в одну из основных методологических
процедур философии: 20. в экзистенцианализме Мартина Хайдеггера она была превращена в онтологическое философское учение. 21. у Ганса- Георги Гадамера она приобретает характер всеобщей методологии, соединившись с диалектикой. Становиться универсальной, интегрируя научные знания в практическое сознание.
5. Философский мистицизм 20 века.
Мистицизм (от греч. - таинственный) - религиозно- философские
концепции, допускающие возможность непосредственного знания каким- либо
человеком познаваемых им сверхъестественных сущностей или феноменов, путем
прямого пребывания в них его души (с помощью озарения, экстаза,
откровения). К числу наиболее влиятельных концепций мистицизма 20 века относятся: -теософская концепция «мистического космизма» русской писательницы и философа Елены Петровны Блаватской (1831 - 1891) -антропософская теория немецкого мыслителя Рудольфа Штайнера (1861 - 1925) -современное учение американского философа Карлоса Кастанеды (1925 г.) Особенности современного мистицизма: -включенность их в совокупный опыт человечества, тесная связь с философскими учениями Востока, Запада, Азии, обращенность к глубокой древности; -его неорелигиозный характер (считается, что он более реалистичен и построен на естественно - научном основании в отличии от традиционной религии); (Более подробно: Л.З. Немировская. Философия. Курс лекций. М. 1995 г.) Выводы по 1-му вопросу: 1) Современная западная философия основываясь на достижениях философии 20 века разделилась на два крупных течения: -продолжателей традиций рационализма: 22. неокантианцев, неогегельцев, неотомистов пытавшихся модернизировать идеалистический рационализм к современным условиям. 23. марксистов, развивающих рационализм на материалистических основах. -иррационалистов - отдающих предпочтение в познании мира и человека созерцанию и интуиции и принижающих возможностях разума. 1) В недрах этих течений сложились 3 типа философствования (направления): -позитивизм -экзистенциализм -религиозная философия
Эти направления мы рассмотрим во втором вопросе. 2 вопрос. Основные направления современной западной философии: позитивизм,
экзистенциализм, религиозная философия. 1. Позитивизм Позитивизм - философское направление, основанное на принципе, что подлинное «положительное» знание может быть получено лишь как результат отдельных конкретных наук и их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. 1-й этап - позитивизм. Основателем позитивизма был французский философ Огюст Конт (1798 -
1857). Значительный вклад в развитие позитивизма внесли английские ученые
Дж. Миль (1806 - 1873) и Г. Спенсер (1820 - 1903). Лозунг позитивизма «Наука сама себе философия». (Как бы продолжая
позицию И. Ньютона: "Физика бойся метафизики(философии)"): -наука ничего не объясняет, она не отвечает на вопрос «почему», а
отвечает на вопрос, «как»; -она дает позитивный материал, т.е. описывает и регистрирует факты, а
не объясняет их; -она не нуждается в кокой- либо стоящей над ней философией, имеющей
дело с «метафизическими» абстракциями Поэтому! Позитивисты: -объявили борьбу материализму, идеализму и диалектике -заявили, что позитивизм будет иметь всеобъемлющее значение -задача положительной философии должна состоять в систематизации
конкретно- научного знания на основе рациональной классификации наук. Причины возникновения позитивизма:
1. Бурный прогресс естественных наук на рубеже 19 и 20 столетий.
2. Доминирование (преобладание) в области методологии спекулятивных философских воззрений, не соответствовавших конкретным целям естествоиспытателей. Вывод: Позитивизм широко распространился среди ученых естественников, в том числе и в России. (Петр Лавров, Николай Михайловский). 2-й этап - эмпириокритицизм (махизм). В конце 19 - начале 20 века австрийский физик и философ Эрнст Мах и
швейцарский философ Рихард Авенариус, (в связи с новыми открытиями в науке,
которые поставили под сомнение достижения классических естественных наук)
разработали субъективно - идеалистический вариант позитивизма -
эмпириокритицизм (дословно критика опыта).
Страницы: 1, 2, 3
|