Западноевропейская философия эпохи Возрождения
Лекция
№ 6-7
Западноевропейская
философия эпохи Возрождения
План лекции
1. Общая характеристика
эпохи Возрождения. Социально-экономические и культурные предпосылки развития
западноевропейской философии этого этапа.
2. Развитие науки в
Западной Европе в эпоху Возрождения. Наука и философия.
3.
Основные направления западноевропейской философии в эпоху Возрождения:
Краткое
содержание лекции
1.
Общая
характеристика эпохи Возрождения
Социально-экономические
и культурные условия развития философии.
Возрождение –
это эпоха в истории культуры стран Западной и Центральной Европы, переходная от
средневековой культуры к культуре Нового времени. Приблизительные временные
границы этой эпохи: в Италии – XIY-XYI века, в других странах – конец XY – XYI
века.
Отличительные
черты культуры Возрождения:
-
антифеодальная
направленность,
-
светский
характер,
-
гуманистическое
мировоззрение,
-
обращение
к античному наследию, которое заключалось в поиске, воссоздании,
коллекционировании, изучении (возрождении) – художественных, научных и
философских произведений античных авторов.
Именно
обращение к античности и ее воссоздание в различных формах дало название этой
эпохи - “Возрождение”. Этот термин встречался у итальянских гуманистов и утвердился
в науке с XYIII века.
Начало
эпохи Возрождения было связано с коренными сдвигами в экономической и
политической жизни европейского общества XIY-XYI веков:
-
с
разложением феодальных отношений,
-
появлением
в наиболее развитых странах ростков капиталистических отношений и буржуазии.
Эта
эпоха начиналась в Италии - стране наиболее развитой городской жизни того
времени, где рано было подорвано экономическое и политическое влияние феодалов,
и уже в XIII - XIY веках существовало раннекапиталистическое производство. В этой же
стране эпоха Возрождения получила свои наиболее завершенные, классические
черты. На возникновение Возрождения именно в Италии и на и его характер оказало
существенное влияние и то обстоятельство, что ранее ее территория была очагом
античной культуры. (См. описание Рима и Флоренции).
В
условиях возросшей деловой активности во время зарождения новых
социально-экономических отношений на передний план выдвинулась человеческая
личность, обязанная своим положением и успехами не знатности предков, а
собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче. Человеку
становились тесными рамки сословно-феодальных отношений, церковно-аскетической
морали, средневековых традиций. Он начинал по-иному видеть себя, мир природы и
общества, их прошлое, иначе говоря, формировалось новое мировоззрение. Его
носителями были люди разных профессий и разного социального положения, прежде
всего - городская интеллигенция: поэты, филологи, философы, художники. Это были
представители тех отраслей знания, которые имели своим объектом человека и все
человеческое - (лат. studia humaniora), в отличие от схоластического изучения
“божественного” - (studia divina). Отсюда их наименование – гуманисты (от лат. Homo – человек, humanus – человеческий), а
нового мировоззрения – гуманизм. Гуманисты выступили против контроля
католической церкви над человеком и его мыслями. Ими были критически
пересмотрены средневековые авторитеты, догмы, традиции, моральные нормы. Было
провозглашено право на свободу научного исследования.
Огромную
роль в развитии культуры Возрождения, особенно в распространении античного
наследия и новых гуманистических взглядов, сыграло изобретение И. Гуттенбергом
книгопечатания (1436) и последующее его распространение. К 1500 г. в
европейских городах было 250 типографий, в которых было отпечатано более 50 000
сочинений. В их числе были произведения античных авторов и ренессансных
гуманистов, например, первые печатные издания “Начал” Евклида, “Альмагеста”
Птолемея, сочинения Архимеда.
Большую
роль в процессе распространения светских - естественнонаучных и гуманистических
- знаний сыграли университеты и библиотеки. В XIY-XYI веках были открыты
университеты в Праге, в Кракове, в Вене, во Фрейбурге, в Базеле, в Упсале, в Копенгагене
и др., библиотеки во Флоренции, в Ватикане, в Париже.
Эпоха
Возрождения была переходной, поэтому в ней старое и новое нередко
переплеталось. С одной стороны, возник утопический социализм (Т. Мор, Т.
Кампанелла), начали развиваться демократические явления в литературе и
изобразительном искусстве. С другой стороны, новые ренессансные формы культуры
воспринимали представители феодальной аристократии и католической церкви,
приспособляли их к своим интересам (в то же время сами испытывали их
воздействие). Папский, императорский, княжеские дворы нередко были главными
заказчиками новых произведений искусства. (Примеры).
Далеко
не все явления культуры XY-XYI веков были ренессансными, в этот период
продолжала существовать средневековая культура. В XIY веке ренессансный
гуманизм сосуществовал с поздней схоластикой.
Областями,
в которых новое мировоззрение получило яркое выражение, были литература,
изобразительной искусство и архитектура. Литературные произведения, например,
“Декамерон” Боккаччо, “Гаргантюа и Пантагрюэль” Рабле, “Дон Кихот” Сервантеса, драмы
Шекспира, новеллы являются своеобразными энциклопедиями гуманизма. В
изобразительном искусстве, как и в литературе, на смену религиозному
спиритуализму и аскетизму пришли реалистические изображения человека и земного
мира, жизнелюбие, вера в человека, в его разум. В них утверждалась красота и
гармония природы и самого человека. Религиозные сюжеты приобретали земной
облик, появлялись светские сюжеты. В архитектуре ведущую роль стали играть
светские сооружения, дворцы, городские дома.
На
материале изобразительного искусства и архитектуры ученые выработали
периодизацию культуры Возрождения. В итальянском Возрождении, не считая
Проторенессанса (рубеж ХIII-ХIY вв.), различают:
-
Раннее
Возрождение (в изобразительном искусстве и архитектуре – ХУ в., в итальянской
гуманистической литературе – уже с XIY в.),
-
Высокое
Возрождение (кон. XY в. – 1-я четв. XYI в.),
-
Позднее
Возрождение (XYI в.).
Распространение
культуры Возрождения в странах Европы – во Франции, в Нидерландах, Германии,
Англии, Испании, России, подготовленное национальным развитием, происходило под
влиянием усвоения достижений итальянской культуры. Италия была “школой”
европейского гуманизма, в нее устремлялась передовая интеллигенция других
стран.
Степень
и время распространения ренессансной культуры в разных странах была различной.
В странах, расположенных к северу от Альп, эта культура начала формироваться в
основном с конца XY – начала XYI веков и получила в них специфический характер,
отразив как особенности исторического развития и национальные традиции каждой
страны, так и новый этап в развитии европейской истории в целом. На культуру Европы
этого периода оказали влияние следующие обстоятельства: экономические и
социальные сдвиги в общеевропейском масштабе - разложение феодализма и
формирование капиталистического уклада; воздействие на умы людей процессов
первоначального накопления капитала; влияние на них Великих географических
открытий; консолидация национальных государств и национального самосознания;
острейшие классовые, национальные, политические, религиозные конфликты
(Крестьянская война 1524-1526 гг. в Германии, Нидерландская буржуазная
революция XYI в., религиозные войны во Франции и др.). В ряде стран, особенно в
Германии, идеи Возрождения развивались в переплетении и в то же самой время в
борьбе с идеями Реформации. Все это придавало культуре Возрождения в странах,
расположенных к северу от Альп, противоречивый характер; здесь слабее, чем в
Италии, сказывалось античное влияние и сильнее - влияние национальных традиций
и феодальной культуры.
2.
Развитие
науки в Западной Европе в эпоху Возрождения.
Наука и философия
В
эпоху Возрождения, особенно в XYI веке, было сделано много научных открытий.
Развитие естествознания было непосредственно связано в этот период с запросами
практической деятельности - торговли, мореплавания, строительства, военного
дела, зарождавшегося капиталистического производства. Особенностью науки того
времени была тесная связь с искусством. Примером этому может служить сочинение
Л.Б.Альберти “О живописи”(1435), в котором впервые дано полное теоретическое
толкование перспективы, широко примененной в архитектуре и живописи этой эпохи.
Центрами
развития естествознания были уже названные университеты. Этому развитию
способствовало, помимо распространения книгопечатания и расширения библиотек,
создание садов и разнообразных коллекций. Так, в XYI веке были открыты первые
ботанические сады – (1533, в Северной Италии, с медицинскими целями), появились
гербарии растений (немецкий врач Л. Фукс, 1542), коллекции минералов (И.
Кентмана и Ватиканская коллекция), во второй половине XYI века вышли альбомы
животных – основы для зоологических классификаций.
Наиболее
крупные победы естествознание одержало в астрономии, географии, анатомии,
медицине, математике.
В
астрономии были сделаны открытия, означавшие революционный переворот в науке и
в мировоззрении. Польский астроном Н. Коперник (1473-1543) разработал
гелиоцентрическую систему мироздания и изложил ее в труде “Об обращениях небесных
сфер” (1543), опровергнув тем самым многовековую геоцентрическую традицию
Аристотеля-Птолемея и нанеся удар по религиозно-теологическим представлениям о
Вселенной и месте человека в ней. (Фрагменты).
Итальянский
философ-естествоиспытатель Д.Бруно (1548-1600) в своем сочинении “О
бесконечности, Вселенной и мирах” (1584) высказал идеи о бесконечности
Вселенной и бесконечном множестве миров, он признал и развил идеи Коперника. Во
второй половине XY
в. получила развитие европейская астрономическая служба, создателем которой был
австрийский астроном и математик Г.Пурбах. Немецкий астроном и математик
Региомонтан вычислил и составил новые астрономические таблицы, которые сыграли
немалую роль в последующих географических открытиях. В XYI в. датский астроном Т.
Браге вблизи Копенгагена построил обсерваторию и предложил “компромиссную”
систему мира, в которой центром является Земля, вокруг нее вращается Солнце, а
вокруг Солнца вращаются другие планеты.
Развитию
географии способствовали в первую очередь Великие географические открытия. В
1492г. Х. Колумб, уроженец Генуи, открыл Америку, в 1498 г. португальский
мореплаватель Васко де Гама обогнул Африку и морским путем достиг Индии, в 1521
г. испанские мореплаватели во главе с Ф. Магелланом совершили первое
кругосветное путешествие. Эти открытия практически доказали шарообразность
Земли, привели к установлению очертаний большей части суши. В 1492 г. немецким
географом и путешественником М. Вехаймом был создан первый глобус - “Земное яблоко”,
отобразивший представления о поверхности Земли накануне открытия Америки. В
1569 г. голландский ученый Г. Меркатор составил карту Европы и мира, известную
под названием “Атлас”.
Основы
научной анатомии были заложены учеными Падуанского университета во главе с А.Везалием,
в сочинении которого “О строении человеческого тела” (1543), было изложено
принципиально новое понимание анатомии человека. Испанский ученый М.Сервет высказал
идею о существовании малого круга кровообращения. В медицине появились новые
методы лечения болезней. Немецкий врач Т.Парацельс заложил основы ятрохимии.
Ряд
открытий был сделан в математике и физике. Были введены тригонометрические
функции, подготовлено открытие логарифмов, начали пользоваться комплексными
числами. В сочинении немецкого художника А.Дюрера “Наставление об измерении с помощью
циркуля и линейки” (1525) были заложены основы начертательной геометрии.
Нидерландский ученый С.Стевин в своем сочинении “Десятина”(1585) изложил методы
вычислений с десятичными дробями, которые впоследствии широко распространились
в европейской математике. Французский математик Ф.Виет в работе “Введение в
аналитическое искусство” (1591) кратко изложил алгебраические идеи, ввел
буквенные символы для численных коэффициентов. В работах Альберта Саксонского и
Н.Орема (ок.1530) формировалось понятие равномерного и изменяющегося движения,
впервые было представлено графическое изображение движения. Итальянский
математик и физик Н.Тарталья в сочинении “Новая наука” (1537) предпринял
попытку разработать теорию баллистики.
Большие
достижения были сделаны в механике. Итальянский ученый Г.Убальдо опубликовал
“Книгу о механике” (1575), в которой изложил теорию рычага. С.Стевин
опубликовал книгу “Начала статики” (1586), содержавшую теорию рычага, равновесия
тел на наклонной плоскости и гидростатику. Около 1300 года были изобретены
механические часы с веретенным механизмом, которые способствовали повышению
точности научных измерений.
Великие
географические открытия дали огромный материал по геологии, ботанике, зоологии,
этнографии. Значительно вырос запас знаний по металлургии и минералогии,
связанный с развитием горного дела. Фрейбургский монах Б. Шварц в XIY веке изобрел порох. Немецкий
ученый и врач Г Агрикола в работе “О горном деле…” в 12 книгах (1550) впервые
обобщил опыт горно-металлургического производства, систематизировав его по
следующим процессам: поиски и разведка месторождений полезных ископаемых;
вскрытие и разработка месторождений; обогащение руд; пробирное искусство и
металлургические процессы; обобщил известные к тому времени сведения о
минералах, описал 20 новых минералов и установил методы определения их по
внешним признакам, обобщил сведения о металлах, систематизировал их по внешним
признакам; описал лечебные свойства минералов и металлов. Итальянский инженер и
ученый В.Бирингуччо в работе “О пиротехнике” (1540) – технической энциклопедии
того времени - обобщил сведения о горнорудном деле, металлургии, использовании
пороха. В Праге на немецком языке вышло сочинение Л. Эркера (1574), в котором
были подробно описаны инструменты, используемые при добыче минералов и в горных
выработках.
После
1475 г. проявился разносторонний художественный, технический и научный гений
Леонардо до Винчи (1452-1519). Он проводил эксперименты в области механики, оптики,
изучал математику, физику, анатомию человека и животных, геологию, ботанику,
астрономию. Он высказал догадку, что Земля – небесное тело – не является
центром вселенной. В дошедших до нас заметках Леонардо сохранились рисунки
проектируемых им летательных аппаратов - геликоптера и парашюта,
гидротехнических и инженерных сооружений, ткацкого станка, плавильных печей,
разнообразных машин. Его анатомические рисунки не утратили значения и в наши
дни. Он говорил об однородности человека и животных, человека и природы.
(Фрагменты).
Страницы: 1, 2
|