рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Жизнь и творчество Сократа

Жизнь и творчество Сократа

Департамент образования г.Москвы

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Колледж сферы услуг №29

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

На тему: Жизнь и творчество

 Сократа

 

По дисциплине: Основы философии

Специальность ( 100201 ) «Туризм»

 

 

 

 

Выполнила

Студентка 2 курса

Группы Т-611

Соловьевой Натальи

 

 

Личная подпись: Соловьева

Руководитель: Мильвид О.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА

2007



Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………… 3


Глава 1. Жизнь и воззрение Сократа…………………………………………7


Глава 2. Классический период античной философии до Сократа………….


Глава 3. Понимание души человека по Сократу…………………………….


Глава 4. Философия Сократа………………………………………………….


Глава 5. Сократические школы……………………………………………….


Глава 6. Краткий обзор событий времени жизни Сократа………………….


Глава 7. Известные высказывания Сократа………………………………….


Заключение……………………………………………………………………..


Библиографический список…………………………………………………...


Приложение

















Дата: 27-12-2007



Введение

Я выбрала тему посвященную Сократу потому, что он был одним из древнейших философов Древней Греции. Сократ первым совершил философский поворот от природы к человеку. Но больше всего мне понравилось его манера вести диалог. Сократ выбирал известного политического деятеля или просто известного человека, после того, как тот прочитал свою речь, и Сократ начинал задавать свои знаменитые вопросы. Причем вначале Сократ безудержно хвалил своего собеседника, говорил, что он такой умный, известный человек в городе, и что ему не составит труда ответить на такой элементарный вопрос. Сократ задавал свой действительно элементарный вопрос, но только на первый взгляд. Собеседник нехотя отвечал на него, Сократ в свою очередь задавал очередной вопрос, касающийся все того же вопроса, собеседник опять отвечал, Сократ спрашивал снова и это доходило до того, что собеседник, в конце концов, своим последним ответом противоречил своему первому ответу. Понятное дело собеседник очень злился на него. Тогда взбешенный собеседник спрашивал Сократа, а сам то он знает ответ на этот вопрос, Сократ же совершенно спокойно отвечал, что не знает и спокойно удалялся. И этой своей исключительностью, гениальностью, избранностью и манерой вести диалог Сократ мне понравился. Сократ при этом пользуется грозным и непобедимым оружием – иронией.
             Cократовская ирония выступает в качестве диалектической ловушки, при посредстве которой обыденный здоровый смысл оказывается вынужденным выйти из всяческого своего окостенения и дойти - не до самодовольного всезнайства, а до имманентной ему самому истины, эта ирония есть не что иное, как форма, свойственная философии в ее субъективном отношении к обыденному сознанию. Короче говоря он просто грузит человека. Эта ирония казалась идущей от какой-то загадочной, демонической силы Сократа, ставящей его над людьми, как бы талантливы и умны они ни были.
            Разгадка этого внутреннего превосходства, этой силы, скрытой за добродушной ухмылкой, в том, что сам Сократ неуязвим. В его сбивающих с толку речах все время чувствуется некая уверенность и основательность человека, который хотя и не имеет готового ответа на свои вопросы, но знает нечто большее, а именно: во имя чего идет поиск и как именно его надо вести, что придает его иронии необоримую силу Антея. Эта внутренняя основательность
             Сократа исходит также из его убеждения о возможности (именно возможности!) рационального осмысления и постижения жизни во всех своих проявлениях, во всех, даже темных и мистических, сторонах и тончайших движениях человеческой души и интеллекта. Сократ убежден, что во всей пестроте жизненных переживаний есть нечто объединяющее, некий общий смысл, который может быть выражен единой идеей, понятием.


  Испытывая других на мудрость, Сократ сам отнюдь не претендует на звание мудреца, оно, по его мнению, приличествует богу. Если человек самодовольно полагает, что на все он знает готовые ответы, то такой человек для философии погибший, ему незачем ломать голову в поисках наиболее верных понятий, незачем двигаться дальше по бесконечным лабиринтам мысли. Он почиет на лаврах истинах, которые на поверку оказываются собранием самых убогих, плоских представлений обывательской премудрости. Так почитающий себя мудрецом оказывается всего лишь премудрым пескарем.

" Я знаю только то, что ничего не знаю." – это излюбленное выражение, кредо сократовской собственной позиции. " Я ничего не знаю" – это значит, что как бы далеко я ни продвинулся в одиссеях мысли, я не успокаиваюсь на достигнутом, не обманываю себя иллюзией, что нашел истину. Не будем забывать, что Сократа сопровождали не только восторженные взгляды, но и взгляды, полные ненависти. Особенно возненавидели Сократа те из софистов, которые сделали искусство доказывать правое и неправое своей профессией.
                 Кто покушается на самодовольство темных и пустых людей, тот сначала человек беспокойный, потом нестерпимый, и наконец, преступник, заслуживающий смерти. Первым полушутливым, полусерьезным обвинением против Сократа явилась постановка в 423 году комедии Аристофана "Облака". В которой Сократ изображается мастером "кривых речей". В один из дней 399 года до н.э. жители Афин читали выставленный для всеобщего обсуждения текст: " Это обвинение написал и клятвенно засвидетельствовал Мелет, сын Мелета, пифеец, против Сократа, сына Софраникса из дома Алопеки. Сократ обвиняется в том, что он не признает богов, которых признает город, и вводит других, новых богов. Обвиняется он и в развращении молодежи.
               Требуемое наказание – смерть". Другие философы не простили Сократу его иронии, слишком разорительной для них. В речах Сократа на суде, с большой художественной силой переданных Платоном, поражает то, что он сам сознательно и решительно отрицает себе все пути к спасению, он сам идет навстречу смертному приговору. В его рассуждениях подспудно бьется мысль: раз уж, афиняне, вы дошли до такого позора, что судите мудрейшего из эллинов, то испейте чашу позора до дна. Не меня, Сократа, судите вы, а самих себя, не мне выносите приговор, а себе, на вас ложиться несмываемое клеймо. Лишая жизни мудрого и благородного человека, общество себя лишает мудрости и благородства, себя лишает стимулирующей силы, ищущей, критической, беспокоящей мысли. И вот меня, человека медлительного и старого (Сократу было тогда 70 лет), догнала та, что настигает не так стремительно, - смерть, а моих обвинителей, людей сильных и проворных, - та, что бежит быстрее, - испорченность. Я ухожу отсюда, приговоренный вами к смерти, а мои обвинители уходят, уличенные правдою в злодействе и несправедливости. У порога смерти Сократ пророчествует, что тотчас после его гибели постигнет афинян кара более тяжелая, чем та, которой его покарали. Сократ сам осудил себя на смерть, и, уже осужденный, твердо отказался от реальной возможности бежать из тюрьмы и уйти в изгнание. Он добровольно дал распять себя на кресте " отеческих законов " и поступил весьма хитроумно и дальновидно, лучшим образом продемонстрировав неистинность этих законов всему миру. Пророчество Сократа сбылось: позор пал на головы его судей, и прежде всего на головы обвинителей. Они, так же как тиран, судивший Зенона Элейского, были побиты каменьями и, как сообщает Плутарх, повесились, так как не вынесли презрения афинян, лишивших их "огня и воды".

              Смерть Сократа явилась последним и самым обличительным, самым гениальным его философским произведением, вызвавшим глубокое брожение умов и могучий общественный резонанс на протяжении многих веков человеческой истории.
               Юный ученик Сократа – Платон, присутствовавший на судебном процессе, испытал настолько сильное нравственное потрясение, что тяжело заболел. "
               Как жить дальше в обществе, которое карает за мудрость?" - вот вопрос, который встал перед Платоном во всей своей драматичности и который породил другой вопрос: " Каким должно быть общество, построенное в полном соответствии с мудростью?" Так родилась первая философская утопия о "справедливом" (для своего времени) общественном строе, оказавшая впоследствии большое влияние на возникновение и развитие утопического социализма.







 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Жизнь и воззрение Сократа.


Сократ был древнегреческим философом . Дата жизни 469 по 399 гг. до н.э. Сын скульптора Софрониска и повитухи Финереты.Всю жизнь прожил в Афинах. Письменных сочинений не оставил, проповедовал на улицах и площадях Афин. Считал себя не мудрым, а
лишь «любящим мудрость». Ему принадлежит известное изречение: «Я знаю, что
ничего не знаю, но другие не знают даже этого». Своим главным призванием считал воспитание людей через систематические беседы.

На рубеже V и IV вв.,до н. э., когда к власти в Афинах пришла демократическая партия, Сократ был обвинен в том, что не чтит традиционных богов, вводит новые божества и тем самым развращает юношество. Существует легенда, что: как известно афиняни послали Сократа на смерть, он выполнил их судебный приговор и выпил яд; Подлинной причиной казни Сократа явилась зависть к его мудрости, друзья Сократа подготовили ему побег из тюрьми, но он отказался; он подчинился судьбе, рассуждая: «Разум – выше моя добродетель, если она бессильна, то приходится погибать безвинным». К чести афинян нужно сказать, что в последствии они наказали обидчиков Сократа и всячески возвышали его личность.

В центр своей философии Сократ поставил проблему человека.

Познание природы — дело богов, человек же должен познать самого
себя. Философ призывал прислушиваться к «внутреннему голосу»,
который называл «даймонионом» (демоном). «Даймонион» несет в
себе высший смысл, благодаря ему боги сообщают человеку о его пред-
назначении.

Философия по Сократу – это «экзамен  души», «экзамен на мудрость, честность, свободы».

·        Сократ совершает коренной перелом в философии (духовная революция)

·        Натурфилософы бились над решением проблемы: что такое природа? Сократ, поняв, что натурфилософы безразличны к человеку, отвечает: «Человек существо познающее, разумное. Человека отличает от других – душа».

Душа – это способность человека осознавать, проявлять мыслительную активность, быть совестливым, моральным, добродетельным.

Воззрения Сократа дошли до нас главным образом благодаря прекрасным как в философском, так и в художественном отношении произведениям Платона, ученика Сократа. Сократ во многом отличается от предшествующих его философов, которые в основном имели дело с природой, а потому их называют натурфилософами. Натурфилософы стремились выстроить иерархию в мире событий, понять, например, как образовались небо, земля, звезды. Сократ тоже хотел понять мир, но в принципиально другой манере, двигаясь не от событий к событиям, а от общего к событиям. В этом отношении типичными для него является рассуждение о прекрасном.

Современник и свидетель успехов софистического движения, Сократ оказался одновременно представителем известных особенностей софистики – таковы публичность преподавания, применение формы спора или беседы для выяснения вопроса, некоторые черты скептицизма и т.д. – и борцом против нее («человек и сознание – тема, которая входит в греческую философию вместе с софистами (софисты – учителя мудрости). Наиболее известными среди них были Протагор и Горгий. Наиболее характерной чертой, общей всей софистике, является утверждение относительности всех человеческих понятий, этических норм и оценок; оно выражено Протагором в его знаменитом положении: «Человек есть мера всех вечей: существующих – в том, что они существуют, - и несуществующих – в том, что они не существуют»)»

Сократ в зрелый период своей деятельности отвергает вопросы, которыми ранее занималась философия: о первоначалах, об их числе и природе, о возникновении и строении мироздания и т.д. Противоречия, в которых запутались философы, пытавшиеся ответить на эти и подобные вопросы, доказывают, по Сократу, будто решение их недоступно познанию.

Философия, как ее понимает Сократ, - не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить. Но так как жизнь – искусство и так как для совершенства в искусстве необходимо знание искусства, то главному практическому вопросу философии должен предшествовать вопрос о сущности знания. Знание Сократ понимает как усмотрение общего (или единого) для целого ряда вещей (или их признаков). Знание есть, таким образом, понятие о предмете и достигается посредством определения понятия.

Для выяснения и определения понятий Сократ пользовался методом, который получил название диалектического метода, или диалектики, о которой речь будет вестись более  подробно в последующих параграфах.

Философская деятельность Сократа была чрезвычайно интенсивной и влиятельной. Это была не философского писателя, а учителя философии, излагавшие свои учения только устно (как упоминалось ранее, в форме беседы или спора), по особому, характерному для него методу.  Именно этот метод имеют, прежде всего, в виду, когда говорят о диалектике Сократа.

Основной философский интерес Сократа  сосредоточивается на вопросе о том, что такое человек, что такое сознание. «Познай самого себя» - любимое изречение Сократа. (Это изречение было написано на стенах храма аполлона в Дельфах, и, вероятно, не случайно до нас дошло предание, что дельфийский оракул, будучи спрошен  о том, кто является мудрейшим из эллинов, назвал Сократа).

В сознании человека Сократ обнаруживает как бы разные уровни, разные слои, состоящие с индивидом, носителем сознания, в весьма сложных отношениях, иногда даже выступающие с ним в неразрешимую коллизию. Задача Сократа – обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание сознания и доказать, что именно последнее должно быть судье над первым. Эта высшая инстанция именуется разумом; она способна дать не просто индивидуальное мнение, а всеобщее, общеобязательное знание. Но это знание человек может обрести только собственными усилиями, а не получить извне в качестве готового. Отсюда стремление Сократа искать истину сообща, в ходе диалогов, когда собеседники критически анализируя те мнения, что считаются общепринятыми, отбрасывают их одно за другим,  пока не придут к такому знанию, которое все признают истинным. Сократ обладал особым искусством – знаменитой иронией, с помощью которой он порождал у своих собеседников сомнение в истинности традиционных представлений, стремясь привести их к такому знанию, в достоверности которого они убедились бы сами. Целью критической работы ума Сократ считал получение понятия, основанного на строгом определении предмета. Так, он пытался определить, что такое справедливость, добро, в чем состоит лучшее государственное устройство и т.д.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.