рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Жизнь во внешнем мире. Утилитарный экзистенционализм

Этика эмоций — Всеми поступками людей движут чувства, такие, как радость, гнев, ликование, обида и т. п. Именно ими определяется все, что делается людьми. Поэтому очень важно уметь управлять как своими чувствами, так и возбуждать их в других людях нужным образом.

(Производной от деловой логики является объективная этика. Действительно, имея опыт взаимодействия (индивидуальный или социальный) с тем или иным объектом, каждый человек имеет и свои собственные ассоциации с этим объектом. Опыт, ассоциации со значимыми объектами всегда несет эмоциональную составляющую. Более того, эта эмоциональная составляющая, отражая значимость и опыт с данным объектом, является как бы сконденсированным результатом взаимодействия с данным объектом. Т.е. в основе своего знания о мире не обязательно досконально знать всю структуру или свойства объекта. При наличии соответствующего опыта достаточно точно знать, что означает или какие последствия  имеет взаимодействие человека с данным объектом. Можно не знать свойств стали и процесса изготовления ножа, но, имея опыт использования последнего, прекрасно знать о его значении, способах применения в жизнедеятельности человека, поскольку конечной целью является полезный результат. Поэтому можно знать с помощью чего можно достичь результата (например, нажать вторую кнопку справа) и совершенно не знать за счет чего это происходит.)

Этика отношений — Условие нормальной жизни — гармония человеческих отношений. Главное — установить для себя их идеал, а также увидеть внутренним взором идеал личности, достойной поклонения и любви. И еще — нормы этики, морали и нравственности. Реальные отношения к людям должны быть согласованы с этими идеалами.

(Значимость той или иной системы отношений в жизни человека определяется этикой отношений. Этика отношений, базируясь на сконцентрированном опыте по использованию логики отношений, позволяет заранее знать, что означает та или иная система отношений для того или иного конкретного человека, или группы людей. Этика отношений дает нам понятия симпатии – благотворного влияния системы на человека, или антипатии – негативного влияния. Действительно, человеку не обязательно знать, как работает или как управляется эта машина, достаточно сесть в машину друга, или приказать своему шоферу и ты будешь в нужном тебе месте.)

Волевая сенсорика — Что бы ни говорили, но миром правит сила, и чтобы не быть задавленным другими, необходимо реализовать свои волевые качества. Полноценная жизнь есть активное действие, — «покой нам только снится»! Человек уверен, что любая сфера, где он реализует себя, требует его активного (часто — немедленного) вмешательства.

(Первые четыре принципа миропонимания являются рациональными. Но когда мы просто созерцаем окружающую нас действительность не обязательно логически или этически рассуждать. Мы следим, непосредственно реагируем на те или иные события. Если данный принцип лежит в основе миропонимания, то такой человек будет реагировать, оценивать происходящее, основываясь только на своих собственных непосредственных ощущениях – это синее, это зеленое, это катится, а это прыгает – и совсем не важно почему? – главное, что это так. Данный принцип в соционике принято обозначать – волевой сенсорикой  – волевой потому что, человек с данным каналом в Эго стремиться достичь получения какого-то результата просто проявляя свое желание, зачастую забывая (не заботясь) о логичности, детерминированности или значимости последствий такого желания для других. И обвинять иррациональную, по своей сути, непосредственно проявляемую сенсорику в не логичности или не этичности вряд ли можно.)

Сенсорика ощущений — Главное условие психического равновесия — это баланс, соразмерность, гармония во всем, что составляет окружение человека. Надо успеть получить как можно больше удовольствия, создавая эту гармонию повсеместно. Для нормальной жизни чрезвычайно важно хорошее физическое самочувствие, ощущение комфорта и уюта.

(Другим иррациональным – непосредственным принципом миропонимания является сенсорика отношений. При данном миропонимании упор делается даже не столько на ощущении чего-либо, сколько на то, нравится ли человеку то, что он испытывает при взаимодействиях с чем-либо. Вот так мне хорошо, вот так не удобно, так я сыт, а так мне неприятно… И опять таки, совсем не важно почему? – уютно, и это главное.)

Интуиция возможностей — Самое интересное — узнать о новом замечательном событии, увидеть еще одну заманчивую возможность, познакомиться с интересной личностью, придумать небывалый проект. Мир полон загадок и тайн, которые очень хочется разгадать.

(Производной по опыту от волевой сенсорики является интуиция возможностей. Действительно, имея определенный опыт наблюдения за объектами, можно накопить и определенный опыт изменений по времени или пространству данных объектов, даже если абсолютно не представляешь принципов, по которым эти изменения происходят. Это приводит других людей в замешательство – как можно знать (пред-видеть) изменения чего-либо – не зная сути предмета. Ответ тут один – опыт по иррациональной волевой сенсорике.)

Интуиция времени — Главная ценность в мире — роскошные сады собственного воображения. Оно, это воображение, никогда не наскучит, ибо в нем так волшебно-легко появляются замечательные сюжеты, идеи, образы! С его помощью можно проникнуть и в глубину прошлого, и в туманные дали будущего, почувствовать окружающий мир в его целостности, уловить динамику и тенденции основных событий, угадать конечный результат.

(Производной от сенсорики ощущений является интуиция времени. Действительно, имея  определенный опыт в сенсорике ощущений, можно прогнозировать что будет в том или ином случае, в той или иной ситуации. И это является достаточной базой для миропонимания – не важно почему, но если знаешь, что будет при тех или иных обстоятельствах, то вполне можно строить и регулировать свою жизнедеятельность.)

Так выглядят восемь базовых принципов мироощущения, миропонимания. Если при этом помнить, что каждой из структур образа человека соорентирована по всем четырем дихотомическим признакам то, тогда мы может узнать каким образом данный человек будет творчески реализовать себя на деле. Т.е. в зависимости от наличия у того или иного человека того или иного основополагающего принципа (получения информации об окружающем нас мире) существует всего две модели реализации накопленного опыта (два способа продуктивной деятельности).

Так если миропонимание  человека основано на объективной (деловой) логике – наличии конкретных объектов с их конкретными свойствами, или на объективной этике – что и каким образом достигается, то в своих поступках данный человек будет руководствоваться либо сенсорикой отношений – достижении благоприятных условий (ощущений) в конструктивных действиях или неблагоприятных в деструктивных, либо интуицией отношений – достижении благоприятных отношений в конструктивном случае или не благоприятных отношений в деструктивном случае. И, наоборот!

 Если же в основе мировоззрения человека лежит логика отношений - принципы связывания самых разных объектов в те или иные системы, либо этика отношений – что значат те или иные системы в жизнедеятельности человека, то продуктивная деятельность данного человека будет направлена либо на контроль и овладение окружающей среды (объективная, волевая сенсорика), либо на прогнозирование событий, в результате образования тех или иных систем (объективная интуиция – интуиция возможностей). И наоборот!

Интересно здесь так же то, что функции структуры Эго ребенка, будут совпадать с функциями Супер Ид родителей, а потому будут приниматься последними так же безо всякой критики. Таким образом, не только родители информационно “энергетически” поддерживают, “подпитывают” своих детей – не менее мощную поддержку родители сами начинают получать от своих детей, достигших уровня своего Эго.


4. И только к моменту полового созревания начинает формироваться Супер Эго ребенка, когда уже почти взрослый человек пытается самостоятельно овладеть всем информационным потоком, чтобы иметь полную картину мира. Трудный переходный период полового созревания ребенка – трудный, поскольку Супер Эго представлена достаточно слабыми функциями – ребенку предстоит преодолеть комплекс Эдипа (Электры) – все мы смертны и не со всеми индивидами у нас возможен коитус. Но в силу развитых, наработанных функций мощного Эго – Супер Эго никогда не достигнет высот своего Эго, что и замечали З.Фрейд и его последователи, говоря об известном напряжении в психологии каждого человека по своему Супер Эго. Интересно то, что овладеть информацией поступающей по каналам своего Супер Эго каждый индивид может только с помощью своего социального окружения, поскольку своей информации по каналам Супер Эго человеку всегда не будет хватать и он никогда не сможет выступать компетентно по данным каналам информации. На этой стадии развития (длящейся, примерно, до 25 лет) человек должен пройти стадию инициации, столь хорошо известной в примитивных народах (например, служба в армии для юношей, рождение ребенка для девушек – в современном обществе) – преодолеть свой Эдипов комплекс (комплекс Электры у женщин), закончив, таким образом, становление своей психологической структуры и как бы сдав экзамен (теперь уже окончательно родившись) начать взрослую, осознанную жизнь.

Материал в данной главе, в силу “молодости” соционики, наверное, наиболее сырой, но действительно необходимый для понимания материальной, утилитарной сущности человеческой природы, а так же для полного понимания (на сегодняшний день) структуры образа человека.

Основной вывод, который хотелось бы сделать из всего выше сказанного – нет хороших или плохих людей (как нет и абсолютного добра и зла) – есть конкретные живые люди, каждый со своим внутренним миром (особенностью информационного метаболизма). И все недоразумения складываются в большинстве случаев вследствие не достаточной разумности, не достаточного знания особенностей устройства обработки информации у собеседника (смотри особенности интертипных взаимоотношений), а не вследствие преднамеренных враждебных действий со стороны последнего.

(Для тех кому интересно, социотип автора – ЛСИ).

Часть VI. Утилитарный экзистенционализм.

Глава 1. О понятиях высокого и низкого.


“Я научился летать: с тех пор я не жду толчка, чтобы двинуться с места”.

Ф.Ницше “Так говорил Заратустра”


            Размышляя о будущем очень легко впасть как в неоправданную эйфорию, так и в столь же  необоснованный пессимизм. Идеализм яркое тому подтверждение – насколько неоправдан оптимизм объективного идеализма, настолько же необоснован пессимизм идеализма субъективного. Объективный идеализм неоправданно оптимистичен заявляя, не бойтесь – достаточно не грешить и все будет хорошо – не будет! Просто существовать, пусть даже и согласно библейским заповедям, не достаточно!! Нужно идти вперед и выше, чтобы иметь хотя бы самые призрачные надежды на успех. Субъективный идеализм необоснованно пессимистичен, заявляя, что мы ничего не можем, поскольку не способны выйти за свои собственные пределы. Да, мы не можем выйти за пределы самих себя. Но нам и не нужно раздувать свое собственное “Я” до размеров всего вселенского макрокосмоса. Мы можем контактировать – взаимодействовать с самыми разнообразными объектами и субъектами в этой бесконечной Вселенной. И по мере познания законов Вселенной, по мере все более Разумного взаимодействия с ее компонентами, мы можем изменять себя – мы можем добиваться все большего совершенства самих себя и своих взаимоотношений с окружающим нас миром! И история человечества, впрочем, как и эволюция жизни на Земле, оставляет человеку эту надежду, пусть даже изрядно приправленную горечью ошибок и заблуждений; а так же неотвратимостью окончания своего существования. Подобное утверждение звучит крайне противоречиво, но  Ж.П.Сартр говорит об “упрямом оптимизме”. Оптимизм, надежда человека заключена только лишь в нем самом и своих действиях. Не испытывая никаких иллюзий, делать все что можно, поскольку кроме себя мы не можем ни на что рассчитывать. Экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование. Причем ответственность не только за себя и свое существование, но и ответственность за все, что происходит в этом мире. А.Камю говорит об абсурдности человеческой жизни. И в то же время, “абсурдный человек не кончает жизнь самоубийством: он хочет жить, не отрекаясь от тех истин, в которых убежден. Жить без будущего, без иллюзий, но и не смиряясь”, не отрекаясь от своего разума. Даже если наш разум не оставляет нам сегодня ни одного шанса на дальнейшее существование. Признавая пределы своего разума, не разумно вовсе отказываться от него! Отрицая ничем не оправданный оптимизм, важно не впасть в другую крайность – беспросветный пессимизм. То, что каждому из нас посчастливилось родиться и увидеть этот мир – уже величайшее счастье и удача. Мы пока не научились сохранять это чудо на все времена – в силу своей немощи, не достаточной разумности, но это не значит, что к этому не нужно стремиться, даже если шансы на это стремятся к нулю. З.Фрейд доказал, что наша природа никогда не смирится со своей смертью. Молодой, растущий организм со щенячьей радостью восторгается этим миром; взрослый индивид  делает все для обустройства в этой жизни; старик до последнего вздоха будет надеяться, и цепляться за эту жизнь. И это прекрасно! Это то, что делает нас живыми существами – это часть нашей жизнедеятельности. Это прекрасный повод для оптимизма – “упрямого оптимизма” не смотря, ни на что. Угроза окончания нашей жизни всегда будет провоцировать бунт нашей природы. Важно, чтобы этот бунт пробился бы к нашему разуму, а не был бы слепым и стихийным. Чтобы иметь хоть призрачные шансы на какой-нибудь успех (а продление чуда жизни хотя бы еще на мгновение – уже успех), важно чтобы бунт был осмысленным и разумным. Видя несправедливость в окончании своей жизни “абсурдный человек утверждает себя бунте”. “Он всматривается в лицо смерти со страстным вниманием, и эта завороженность его освобождает: он познает то чувство высшей вседозволенности, которое дано пережить приговоренному, обреченному на смерть”. А пока что каждый из нас заочно приговорен к смерти…

Абсурдность человеческой жизни заводит ум человека в логический тупик и сводит его с ума. И тогда есть только два пути – путь отрицания своего ума, когда человек отказывается что-либо решать (возлагает ответственность на кого-то – судьбу, обстоятельства; на бога, по Шестову); оставляет все без изменений (“живет так, словно ничего не знает”), закрывает глаза на все происходящее в слепой вере – “авось пронесет” (философское самоубийство – по А.Камю). Либо как матрос, потерпевший кораблекрушение, плывет наперекор стихии – все же надеясь когда-либо достичь берега. “Абсурд имеет смысл только тогда, когда с ним не соглашаются” – когда человек бунтует против смерти и абсурдности своего существования. Даже в состоянии абсурдности человеческой жизни, нужно продолжать жить, хотя бы для того, чтобы постараться покончить с этим абсурдом – сделать все, что от тебя зависит. “Осознавая свою смерть и отказываясь от нее, бунт придает цену жизни. Для человека без шор нет зрелища прекраснее, чем борьба интеллекта с превосходящей его реальностью. Ни с чем не сравнимо зрелище человеческой гордыни. Есть нечто неповторимо могущественное в дисциплине, которую продиктовал себе ум, в крепко выкованной воле, в этом противостоянии… Абсурдный человек исчерпывает все и исчерпывается сам, прежде чем его настигнет смерть”. Что дает нам энергию жить дальше в момент, когда кажется, что все уже кончено? – То, что умереть мы всегда успеем!! Но не ужели ты сделал все, что мог, чтобы хоть на мгновенье продлить чудо жизни?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.