Расчеты, основанные на зачете взаимных
требований, выражаются в том, что взаимные требования и
обязательства должников и кредиторов погашаются в равновеликих суммах и лишь на
разницу производится платеж в установленном порядке. Кредитные
организации осуществляют постоянные и разовые расчеты. Периодические расчеты по
сальдо встречных требований осуществляют два предприятия, имеющие между собой
постоянные хозяйственные отношения по взаимному отпуску товаров или оказанию
услуг. В зависимости от того, в чью пользу будет выведено сальдо, предприятие,
на которое возложена обязанность производить расчеты, по истечении расчетного
периода на сумму сальдо представляет в кредитную организацию платежное
поручение или выставляет платежное требование. Возможны расчеты на основе
корреспондентских счетов, открываемых кредитными организациями друг у друга, а
также путем создания клиринговых центров, участники которых осуществляют зачет
взаимных требований.
Довольно широко при производстве безналичных
расчетов используется вексель — ценная бумага, удостоверяющая ничем не
обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного
указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении
предусмотренного векселем срока определенную сумму владельцу векселя
(векселедержателю). Выпуск и обращение векселей регулируется федеральным законом.[15] В последнее время получило распространение
совершение расчетов с использованием банковских карт. Банковская карта - это
средство для составления расчетных и иных документов для оплаты за счет
клиентов. Банковские карты, которые выдаются юридическим лицам, получили
название «корпоративных».
Термин «валюта» используется в двух смыслах:
во-первых, это денежная единица государства; во-вторых, это денежные знаки
иностранных государств, а также кредитные и платежные документы, выраженные в
иностранных денежных единицах и применяемые в международных расчетах.
В финансовых отношениях и финансовом праве, в
служебной и бытовой лексике термин «валюта» наиболее часто используется во
втором значении. В источниках финансового права приведенное определение валюты
конкретизируется применительно к объектам, охватываемым понятием «валюта». Для
характеристики соотношения внутренней и иностранной валют используются понятия:
«необратимая (неконвертируемая) валюта», используемая в пределах только одного
государства; «обратимая (конвертируемая) валюта», которая обменивается на
иностранную валюту и является, таким образом, средством платежа на
международном рынке; «частично обратимая (конвертируемая) валюта» используется
не во всех внешних валютных операциях и в отношениях не всех субъектов.
Принято различать три типа валютных режимов,
используемых государством для проведения валютной политики внутри страны и за
рубежом:
·
режим государственной валютной монополии, т.е.
исключительное право государства на совершение валютных сделок, существовавший
ранее в нашей стране;
·
режим валютного государственного регулирования,
установленный в нашей стране;[16]
·
режим свободноконвертируемой валюты.
Избранный тип валютного режима определяет
принципы осуществления валютных операций в России, полномочия и функции органов
валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и
физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными
ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства. Целью
валютного регулирования в России является обеспечение реализации единой
государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности
внутреннего валютного рынка как факторов прогрессивного развития национальной
экономики и международного экономического сотрудничества.
Валюта Российской Федерации - это денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, изымаемые
либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки и
средства на банковских счетах и в банковских вкладах.
Иностранная валюта - это
денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в
обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории
иностранного государства (группы иностранных государств), изымаемые либо
изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки, а также
средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах
иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
Внутренние ценные бумаги
- это эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте
Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации, а
также иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской
Федерации, выпущенные на территории РФ.
Внешние ценные бумаги -
это ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся к
внутренним ценным бумагам.
Валютные ценности – это
иностранная валюта и внешние ценные бумаги.
Уполномоченными банками называются кредитные
организации, созданные в соответствии с законодательством
РФ и имеющие право на основании лицензий ЦБ РФ осуществлять банковские операции
со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории РФ
филиалы иностранных кредитных организаций, имеющие право осуществлять
банковские операции в иностранной валюте.
Валютный курс означает
соотношение валют двух или более стран. Валютный курс обычно устанавливается на
основе спроса-предложения валют на валютном рынке, однако может носить и
односторонний характер, когда государство во властном, одностороннем порядке
устанавливает валютный курс. Так было, в частности, в СССР в 1930—1980 гг.
Валютная интервенция Банка России – это его деятельность на рынке валют по поддержанию необходимого
курса российского рубля путем купли-продажи иностранной валюты и по воздействию
на суммарный спрос и предложение денег.[17]
Валютное регулирование —
это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование
порядка совершения валютных операций. Государство
регулирует валютные отношения с учетом стоящих перед ним экономических задач.
Для России с момента провозглашения ее суверенитета характерна политика
либерализации в регулировании валютных отношений. Отменена существовавшая в
годы советской власти государственная монополия на валюту и на часть валютных
ценностей и на операции с ними. Разрешен, хотя и под контролем государства,
вывоз из страны валюты и ряда валютных ценностей. Допускается в известных
пределах обращение на территории страны иностранной валюты в качестве
платежного средства. В процессе валютного регулирования изменяется и система
органов, осуществляющих это регулирование. Принятый в декабре 2003 года новый
Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» кардинально
поменял систему валютного регулирования, значительно упростив ее.
Допуская в известных пределах обращение
иностранной валюты и валютных ценностей, государство обеспечивает приоритет
собственной валюты.
Все субъекты валютных правоотношений делится
на две категории:[18]
·
резиденты;
·
нерезиденты.
Валютные операции между резидентами и
нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций,
в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения
существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты
РФ, для поддержания устойчивости платежного баланса РФ. Указанные ограничения
носят недискриминационный характер и отменяются по мере устранения обстоятельств,
вызвавших их установление.[19]
Валютные операции между
резидентами запрещены, за исключением:[20]
·
операций, связанных с расчетами в магазинах
беспошлинной торговли, а также при реализации товаров и оказании услуг
пассажирам при международных перевозках;
·
операций между комиссионерами (агентами,
поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании услуг,
связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче
товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и
результатов интеллектуальной деятельности;
·
операций по договорам транспортной экспедиции,
перевозки и фрахтования (чартера), транзитной перевозкой груза по территории
РФ, страхованию грузов;
·
операций с внешними ценными бумагами, выпущенными
от имени РФ;
·
операций юридических лиц с внешними ценными
бумагами;
·
операций, связанных с осуществлением обязательных
платежей в бюджеты.
Без ограничений
осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками,
связанные:
·
с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой
сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам;
·
с внесением и получением денежных средств
резидентами с банковских счетов;
·
с банковскими гарантиями, а также с исполнением
резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;
·
с приобретением резидентами у уполномоченных банков
векселей, предъявлением их к платежу, получением по ним платежа, взысканием по
ним штрафных санкций, отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным
банкам;
·
с куплей-продажей, обменом, заменой физическими
лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных
чеков), за валюту РФ и иностранную валюту, не для осуществления
предпринимательской деятельности;
·
с уплатой уполномоченным банкам комиссионного
вознаграждения.
Нерезиденты вправе без ограничений
осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов в банках за
пределами территории РФ на банковские счета в уполномоченных банках и в
обратном порядке. Они вправе осуществлять между собой валютные операции с
внутренними ценными бумагами на территории РФ.[21]
Купля-продажа иностранной валюты и чеков (в
том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной
валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки.
Установление требования об идентификации личности при купле-продаже физическими
лицами наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков),
номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не допускается.
Сведения, идентифицирующие личность, могут быть внесены в документы,
оформляемые при купле-продаже физическим лицом наличной иностранной валюты и
чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в
иностранной валюте, по просьбе самого физического лица.[22]
Резиденты открывают без ограничений счета
(вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях
иностранных государств, являющихся членами Организации экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с
отмыванием денег (ФАТФ). Резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады),
открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, средства со
своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или других своих счетов
(вкладов), открытых в банках за пределами территории РФ.[23] Юридические лица - резиденты вправе без
ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными на счета
(во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, за исключением
валютных операций между резидентами. Физические лица - резиденты вправе без
ограничений осуществлять валютные операции, не связанные с передачей имущества
и оказанием услуг на территории РФ, с использованием средств, зачисленных на
счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ.
Резиденты вправе без ограничений открывать в
уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной
валюте. Расчеты при осуществлении валютных операций производятся резидентами
через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением следующих
валютных операций:[24]
·
передачи физическим лицом - резидентом валютных
ценностей в дар Российской Федерации, субъекту РФ и (или) муниципальному
образованию;
·
дарения валютных ценностей супругу и близким
родственникам;
·
завещания валютных ценностей или получения их по
праву наследования;
·
приобретения и отчуждения физическим лицом -
резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
·
перевода физическим лицом - резидентом из РФ и в РФ
без открытия банковских счетов (до 5000 долларов);
·
покупки у уполномоченного банка или продажи
уполномоченному банку физическим лицом - резидентом наличной иностранной
валюты, обмена, замены денежных знаков иностранного государства (группы
иностранных государств).
Ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты
и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и
нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного
законодательства РФ.[25]
Физические лица - резиденты и нерезиденты
имеют право вывозить из Российской Федерации иностранную валюту, а также
внешние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные, пересланные или
переведенные в Российскую Федерацию, при соблюдении требований таможенного
законодательства РФ в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе,
подтверждающем их ввоз, пересылку или перевод в РФ. Физические лица - резиденты
и нерезиденты имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации
наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов
США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в
таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная
валюта была ранее ввезена, переслана или переведена в РФ либо приобретена в РФ.
При единовременном вывозе из РФ физическими лицами - резидентами и
нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, равной 3 000 долларов США,
вывозимая наличная иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному
органу.
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и
агентами валютного контроля в соответствии с валютным законодательством.[26]
Органами валютного контроля в Российской
Федерации являются Центральный банк РФ, федеральные органы исполнительной
власти, уполномоченные Правительством РФ. Агентами валютного контроля являются
уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ и профессиональные
участники рынка ценных бумаг. Контроль за осуществлением валютных операций
кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный
банк РФ. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и
нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами,
осуществляют федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного
контроля, и агенты валютного контроля. Правительство РФ обеспечивает
координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов
исполнительной власти и их взаимодействие с ЦБ РФ.
Органы и агенты
валютного контроля и их должностные лица имеют право:
·
проводить проверки соблюдения резидентами и
нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного
регулирования;
·
проводить проверки полноты и достоверности учета и
отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
·
запрашивать и получать документы и информацию,
которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
Агенты валютного
контроля и их должностные лица обязаны:[27]
·
осуществлять контроль за соблюдением резидентами и
нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов
органов валютного регулирования;
·
представлять органам валютного контроля информацию
о валютных операциях, проводимых с их участием.
Органы и агенты валютного контроля и их
должностные лица обязаны сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну,
ставшую им известной при осуществлении их полномочий.
Резиденты и нерезиденты,
осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право:[28]
·
знакомиться с актами проверок органов и агентов
валютного контроля;
·
обжаловать решения и действия (бездействие) органов
и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном
законодательством РФ;
·
на возмещение реального ущерба, причиненного
неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и
их должностных лиц.
Резиденты и нерезиденты,
осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:
·
представлять органам и агентам валютного контроля
документы и информацию, которые предусмотрены законом «О валютном регулировании
и валютном контроле»;
·
вести в установленном порядке учет и составлять
отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность
соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня
совершения соответствующей валютной операции;
·
выполнять предписания органов валютного контроля об
устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской
Федерации и актов органов валютного регулирования.
Ответственность за нарушение валютного
законодательства предусмотрена административным, таможенным и уголовным
законодательством РФ.
Осуществление валютных операций без
специального разрешения (лицензии), либо с нарушением требований (условий,
ограничений), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением
установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами
РФ влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и
юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной
валютной операции.[29]
Невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской
Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них
денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти
товары суммы денежных средств влечет наложение административного штрафа на
граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного
размера суммы незаконной валютной операции. Нарушение установленного порядка
зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за
экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц
в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности,
явившихся предметами административного правонарушения. Несоблюдение
установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по
валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и
отчетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных
лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на
юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Таможенные органы РФ осуществляют в пределах
своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров
и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с
законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном
контроле.[30]
Невозвращение в крупном размере (более пяти
миллионов рублей) из-за границы руководителем организации средств в иностранной
валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению
на счета в уполномоченный банк Российской Федерации наказывается лишением
свободы на срок до трех лет.[31]
[1] Финансовое право: Учебник / О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева и др.; Отв.
Ред Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. С.
329.
[2] Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 02.11.2004) «О банках
и банковской деятельности», ст. 33.
[3] Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от
29.07.2004), ст. 334-357.
[4] Там же, ст. 368-379.
[5] Там же, ст. 361-367.
[6] Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 29.07.2004) «О
Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», ст. 4.
[7] Коммерческий словарь. М. 1991.
[8] Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 29.07.2004) «О
Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», ст. 43.
[9] Там же, ст. 31.
[10] Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 29.07.2004) «О
Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», ст. 33.
[11] Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от
23.12.2003), ст. 845.
[12] Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от
23.12.2003), ст. 855.
[13] Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от
23.12.2003), ст. 862.
[14] Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от
23.12.2003), ст. 877.
[15] Федеральный закон от 11.03.1997 № 48-ФЗ «О переводном и простом
векселе».
[16] Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и
валютном контроле».
[17] Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 29.07.2004) «О
Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», ст. 41.
[18] Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и
валютном контроле», ст. 1.
[19] Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и
валютном контроле», ст. 6.
[20] Там же, ст. 9.
[21] Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и
валютном контроле», ст. 10.
[22] Там же, ст. 11.
[23] Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и
валютном контроле», ст. 12.
[24] Там же, ст. 14.
[25] Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и
валютном контроле», ст. 15.
[26] Там же, ст. 22.
[27] Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и
валютном контроле», ст. 23.
[28] Там же, ст. 24.
[29] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от
30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.12.2003), ст. 15.15.
[30] Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ (ред. от
20.08.2004), ст. 403.
[31] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от
08.12.2003), ст. 193.
Страницы: 1, 2, 3
|