рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Финансово-правовые основы деятельности государственных внебюджетных фондов в РФ

Важным направлением деятельности ПФР является организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, который был введен на территории отдельных административно-территориальных единиц субъектов РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. No 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Сотрудниками Фонда проводится также работа по изучению и обобщению практики применения нормативных актов, регулирующих уплату страховых взносов в Пенсионный фонд, и внесению предложений в законодательные органы по ее совершенствованию. В компетенцию Фонда входит проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.

Положение о ПФР предусматривает, что Фонд может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан, проводить разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

Наконец, на Пенсионный фонд возложена обязанность осуществления межгосударственного и международного сотрудничества РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

На основании п. 1 Положения о ПФР Пенсионный фонд имеет право выполнять отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим законодательством РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ о банках и банковской деятельности.

Как юридическое лицо, ПФР имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.

Руководство Пенсионным фондом России осуществляется Правлением фонда и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией (п. 7 Положения о ПФР). В состав Правления по должности входят председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие двенадцати отделений фонда.

В состав Правления могут также входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В работе Правления Пенсионного фонда могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями Фонда по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Банка России.

Правление ПФР возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Правительством Российской Федерации.

На Правление Фонда возлагается: ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции Пенсионного фонда, определение перспективных и текущих задач Фонда; утверждение бюджета, сметы расходов Фонда и его органов, отчеты об их исполнении, а также утверждение его структуры и штатов. Кроме того, Правление Пенсионного фонда назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии Фонда и руководителей его отделений; издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности фонда, а также решает другие вопросы.

Для осуществления контроля за деятельностью исполнительной дирекции Пенсионного фонда и его региональных органов образуется ревизионная комиссия Фонда.

Постановлением правления ПФР от 9 октября 2000 г. в семи федеральных округах России созданы управления ПФР. Методологическое руководство деятельностью отделов управлений ПФР в федеральных округах осуществляется структурными подразделениями исполнительной дирекции ПФР по вопросам, относящимся к их компетенции.

Управление является структурным подразделением исполнительной дирекции ПФР. К основным задачам управления относятся: координация деятельности отделений ПФР в федеральном округе в пределах, установленных Правлением ПФР, и контроль над ней; взаимодействие с полномочным представителем Президента РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; координация программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Для решения указанных задач управление осуществляет следующие функции: анализирует и прогнозирует экономическую и социальную ситуацию в федеральном округе; участвует в подготовке бюджетов отделений ПФР в федеральном округе; участвует в подготовке отчетов об исполнении бюджетов отделений ПФР в федеральном округе; изучает и обобщает практику применения нормативных правовых актов субъектов федерации по вопросам пенсионного обеспечения; взаимодействует с органами федерального казначейства, МНС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам прохождения средств и обобщает сведения о доходной части бюджета ПФР; вносит полномочному представителю Президента РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в федеральном округе предложения о необходимости проведения проверок по исполнению актов федерального законодательства в федеральном округе, а также об опротестовании нормативных правовых актов субъектов федерации, противоречащих актам федерального законодательства; обобщает практику судебных решений, принимаемых в субъектах федерации, и при обнаружении нарушений действующего законодательства готовит предложения по их опротестованию; участвует в решении вопроса об укомплектовании отделений ПФР в округе кадрами; соблюдает требования по защите информации; решает другие вопросы, отнесенные правлением ПФР к его компетенции.

В состав управления входят: отдел координации и контроля за деятельностью отделений ПФР в федеральном округе, информационно-аналитический отдел, отдел региональных социальных программ, отдел правового регулирования, аппарат при руководстве (делопроизводитель и бухгалтер).

В качестве примера можно перечислить функции лишь одного отдела - информационно-аналитического, который: осуществляет сбор и анализ информации об экономических показателях деятельности отделений ПФР в федеральном округе для руководства ПФР и полномочного представителя Президента РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; участвует в подготовке актуарных расчетов для определения основных показателей бюджетов отделений ПФР; проводит мониторинг рынка труда в субъектах Федерации, входящих в федеральный округ; контролирует правильность прохождения средств на пенсионное обеспечение в федеральном округе.

Возглавляет управление начальник, который назначается и освобождается от должности председателем правления ПФР.

Стоит отметить, что на протяжении 90-х годов ПФР как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, созданное в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения, только финансировал выплату государственных пенсий, в то время как назначение пенсий и их выплату производили органы социальной защиты населения, относящиеся к органам исполнительной власти либо к органам местного самоуправления. Однако, в соответствии с Указом Президента РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 27 сентября 2000 г. No 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" (далее - Указ от 27 сентября 2000 г.) государственная система пенсионного обеспечения была кардинальным образом реорганизована. За Пенсионным фондом РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и его территориальными органами были закреплены полномочия по выплате трудовых пенсий. Органам исполнительной власти субъектов Федерации было рекомендовано в течение 2001 г. заключить с ПФР соглашения о передаче материально-технической базы, обеспечивающей реализацию указанных полномочий, а также о переводе лиц, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные органы ПФР.

Указ от 27 сентября 2000 г. вызвал неоднозначную реакцию среди специалистов, поскольку юридически возложил выполнение государственных функций на органы, которые не входят в систему органов исполнительной власти. Тем не менее, передачу ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий на тот момент, на наш взгляд, следует признать целесообразной, т.к. соединение всех функций по сбору и распределению целевых финансовых средств в одних руках в наибольшей степени отвечало интересам эффективного управления государственными средствами, предназначенными для пенсионного обеспечения.

Тем не менее, в законодательстве, определяющем правовое положение ПФР, выявились противоречия, поскольку по одним актам фонд лишь финансировал выплату государственных пенсий, а по другим - на правах страховщика осуществлял назначение и выплату государственных пенсий в рамках обязательного (государственного) пенсионного страхования.

Таким образом, к настоящему времени Положение о ПФР - далеко не единственный нормативный акт, определяющий правовое положение Фонда. Правовую основу деятельности ПФР на данном этапе образуют также:

- Конституция Российской Федерации;

- Бюджетный кодекс РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в части регулирования деятельности государственных внебюджетных фондов, составления, утверждения и исполнения их бюджетов);

- законодательство Российской Федерации о налогах и сборах (Налоговый кодекс РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и др.);

- Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. No 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 16 июля 1999 г. 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";

- Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. No 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. No 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 24 июля 2002 г. No 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. No 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";

- другие федеральные законы, Указы Президента РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и принимаемые в соответствии с ними иные подзаконные нормативные акты Российской Федерации; постановления и распоряжения Правительства РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, инструкции и письма Министерства финансов РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, иных органов исполнительной власти.

Соответственно можно констатировать, что общий объем нормативно-правовых актов, регулирующих в большей или меньшей степени деятельность Пенсионного фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, чрезвычайно велик. Только за последние 2 года в России было принято около 10 законодательных актов, напрямую касающихся деятельности Пенсионного фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, и еще большее количество нормативных актов Президента РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Правительства РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Министерства финансов РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Для того чтобы уточнить правовое положение ПФР в рамках системы обязательного государственного пенсионного обеспечения, необходимо сопоставить отдельные нормы законодательных актов, регулирующих деятельность Пенсионного фонда России.

Поскольку пенсионное страхование представляет собой составную часть системы обязательного социального страхования основу правового регулирования его деятельности в настоящее время образует Федеральный закон от 16 июля 1999 г. No 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования". В статье 13 названного Закона определено, что этот вид страхования осуществляют страховщики, создаваемые Правительством РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Согласно ст. 6 того же закона, страховщиками являются некоммерческие организации, основанные в целях обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

В соответствии со статьей 5 вышедшего несколько позднее Федерального закона от 15 декабря 2001 г. No 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", страховщиком, который осуществляет обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, является Пенсионный фонд РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Там же сказано, что Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Соответственно можно сделать вывод, что Пенсионный фонд РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в соответствии с законодательством всегда являлся некоммерческой организацией. Данный факт следует особо подчеркнуть в связи с тем обстоятельством, что в настоящее время, в связи с обсуждением в Государственной Думе проекта закона "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации", обсуждается проблема преобразования самостоятельного финансово-кредитного учреждения - Пенсионный фонд Российской Федерации (России) - в некоммерческую организацию.

Согласно ст. 49-50 ГК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, некоммерческие организации - это организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Они имеют целевую (специальную) правоспособность и используют свое имущество лишь для достижения уставных целей. Причем в число таких целей не может включаться получение прибыли.

Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны.

В случае совершения действий, противоречащих ее целям, некоммерческой организации может быть вынесено предупреждение в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, или же внесено представление прокурором об устранении нарушений. При наличии более двух предупреждений в письменной форме или представлений об устранении нарушений некоммерческая организация может быть ликвидирована по решению суда в порядке, предусмотренном ГК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и статьей 19 Федерального закона от 12 января 1996 г. No 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

В статье 7 закона "О некоммерческих организациях" (в редакции от 23 декабря 2003 г.) фонд определяется как "не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели".

В качестве учредителей фондов могут выступать как физические и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), так и публично-правовые образования.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а последний не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых он создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе образовывать хозяйственные общества или участвовать в них. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Надзор за деятельностью фонда, использованием средств фонда, соблюдением законодательства осуществляет попечительский совет фонда, который создается на общественных началах из числа его учредителей или иных авторитетных в общественном мнении лиц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.