рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Финансовое право


Общие принципы составления, рассмотрения и утверждения бюджета.

Несмотря на то, что каждый субъект РФ и органы местного самоуправления формируют и исполняют бюджеты самостоятельно, это не исключает наличие процессуальных юридических норм, которые устанавливают общие положения порядка составления, рассмотрения и утверждения бюджета. Эти положения или принципы заключены в бюджетном законодательстве и состоят в следующем.

Составление бюджета производится в соответствии с прогнозом и программами социально-экономического развития территории. Это означает, что до составления проектов бюджетов разрабатываются планы, прогнозы и целевые программы и на основании этих разработок исполнительные органы власти вносят предложения в представительные органы власти.

Правительство РФ организует работу по доведению до органов представительной и исполнительной властей субъектов РФ (включая города федерального значения) не позднее, чем за 7 месяцев до начала финансового года, инструктивного письма об особенностях составления расчетов проектов бюджетов на предстоящий финансовый год.

В основе составления бюджетов должны находится: проценты от отчислений, регулирующих доходов и принятые в расчет суммы этих отчислений; показатели дотаций и субвенций и их целевое назначение; перечень и процентные доли доходов, закрепленные за бюджетами различных уровней;  перечень расходов, передаваемых из вышестоящего бюджета.


Общие положения.

Органы исполнительной власти тщательно проверяют показатели и могут вносить свои предложения по изменению или уточнению этих показателей.

На основании разработанных планов и прогнозов органы исполнительной власти вносят предложения о постатейной реализации бюджетных расходов.

Утверждение бюджетов осуществляется постатейно.

Практическую работу по составлению проектов бюджетов осуществляют соответствующие финансовые органы.

Принятые бюджеты оформляются на уровне РФ и её субъектов законами, на уровне местного самоуправления – решением соответствующих органов (эти законы и решения подлежат обязательному опубликованию).

Одновременно с составлением, рассмотрением и утверждением бюджета составляются и анализируются консолидированные бюджеты соответствующих территорий.

Образуется в соответствии с закон РФ о занятости населения в РФ. Этот фонд предназначен доя финансирования мероприятий, которые связаны с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения. Правовой режим фонда определен положением о государственном фонде занятости населения РФ, который утвержден постановлением верховного совета РФ от 8 июля 1993 года. Средства фонда занятости являются федеральной государственной собственностью и находятся в оперативном управлении подведомственных ему территориальных органов. Эти средства в состав бюджета не входят.

В целях исполнения закона РФ «о медицинском страховании граждан в РФ» созданы федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. Правовой режим этих фондов определен положением «о федеральном фонде обязательного медицинского страхования» и положением «о территориальном фонде обязательного медицинского страхования», которые утверждены постановлением верховного совета от 24 февраля 1993 года.

Федеральные и территориальные фонды медицинского страхования созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части обязательного государственного социального страхования. Федеральный фонд создается Правительством РФ, а территориальные представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ. Средства этих фондов являются федеральной собственностью, в состав бюджета не входят и изъятию не подлежат. Фонд социального страхования РФ является специализированным финансово-кредитным учреждением при правительстве РФ.

В соответствии с указом Президента РФ «О фонде социального страхования в РФ» от 7 августа 1992 года он создан для финансирования выплат и пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 3х лет, для санитарно-курортного лечения, оздоровления трудящихся, а также для других целей государственно-правового страхования. Правовой режим этого фонда определяется постановлением РФ о фонде социального страхования в РФ от 12 февраля 1994 года.

В отличие от социальных фондов к числу экономических внебюджетных фондов денежных средств относятся фонды, предназначенные для возрождения и развития каких-то регионов, видов деятельности, а также фонды, направленные на финансирование научных исследования, отдельных направлений в хозяйственной деятельности и т.д. Такие фонды создаются как на федеральном, так и на региональном уровне – фонд развития таможенной системы РФ, региональные и местные внебюджетные фонды развития жилищного строительства, отраслевые и межотраслевые фонды научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ и т.д. Эти фонды создаются как в силу законов РФ, так и в соответствии с законами РФ и указами президента и по решению компетентных органов.


Правовой режим целевых фондов правительства РФ.

Разновидность целевых государственных фондов денежных средств являются целевые фонды правительства РФ. Эти фонды создаются по инициативе правительства РФ и по его же решению ликвидируются. Как правило, источником их формирования выступают бюджетные ассигнования. Эти фонды могут быть отнесены к экономической группе, поскольку создаются для решения экономических задач. К числу таких фондов относятся – Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере и фонд национально-культурного возрождения народов России.

Первый фонд создан в соответствии с постановлением РФ 3 февраля 1994 года, в котором утверждено и положение об этом фонде. Этот фонд является государственной некоммерческой организацией и образован для развития малого предпринимательства в научно-технической сфере, а также для поощрения конкуренции в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки высоко эффективным наукоемким проектам, которые разрабатываются малыми предприятиями. Источниками формирования средств данного фонда являются бюджетные ассигнования в размере 0,5% средств, которые предусмотрены ежегодно федеральным бюджетом на финансирование науки (добровольные взносы юридических лиц). Средства этого фонда используются на предоставление финансовой помощи для реализации малого инновационного предпринимательства, которое содержит новые виды деятельности и долевое участие фонда в создании хозяйствующих субъектов на финансирование подготовки и повышении квалификации кадров для малого предпринимательства на финансирование научных исследований. Детельность этого фонда прекращается только по решению правительства РФ.

Фонд национально-культурного возрождения народов России. Этот фонд создан по постановлению правительства РФ от 25 мая 1994 года, в котором утверждено положение об этом фонде. Финансовые ресурсы этого фонда формируются за счет средств федерального бюджета и добровольных взносов организаций и частных лиц. Средства фонда расходуются на организацию и проведение праздников и юбилеев, также на финансовую поддержку религиозно-культурных мероприятий и на оказание помощи по сохранению памятников национальной культуры.

Средства фонда расходуются в соответствии с решением специально-созданной комиссии при правительстве РФ.


Понятие и система неналоговых доходов государства.

Определенная часть денежных средств поступает в распоряжение государства через взимание неналоговых платежей. Неналоговые платежи, как и налоговые уплачиваются юридическими и физическими лицами. И те, и другие платежи, которые поступают в распоряжение государства устанавливаются органами представительной власти РФ и её субъектами. Все указанное позволяет объединить налоговые и неналоговые поступления в общую категорию, которая называется государственными доходами. Вместе с тем, для неналоговых платежей, характерны некоторые особенности:

- большинство неналоговых платежей имеют двусторонний характер, т.е. субъекты правоотношений, возникающих по поводу уплаты большинства неналоговых платежей имеют взаимные права и обязанности, т.о. государство взимает, неналоговые платежи обязано совершить соответствующие действия в пользу плательщиков этих платежей. В свою очередь плательщики неналоговых платежей вправе потребовать от государственных органов совершения в свою пользу соответствующих действий, т.е. правоотношения носят возмездный характер;

- в отличии от налогов, которые всегда являются обязательными платежами неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей, но большая их часть формируется за счет таких платежей. Их обязательность подтверждается принудительным взысканием в определенной мере и в определенном порядке в случае неуплаты предусмотренных бюджетом. Методы привлечения на добровольных началах определены законодательством. К ним относятся: выпуск и распространение государственных ценных бумаг, проведение государственных лотерей, взносы в порядке осуществления благотворительной деятельности и иные законные методы;

- особенностью является то, что для неналоговых платежей характерен признак целевой направленности. Перечень платежей, составляющих группу неналоговых доходов государства на разных территориальных уровнях, определяется законом «Об основах налоговой системы в РФ», части 2 налогового кодекса РФ.

К неналоговым платежам относятся следующие:

- платежи за пользование недрами (отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование акваторией и за использование морского дна);

- неналоговые платежи за землю (арендная плата и нормативная цена земли);

- платежи за предоставление государственными органами услуг на совершение иных юридически значимых действий в пользу юридических и физических лиц (государственная пошлина, таможенная пошлина); иные пошлины и лицензионные и регистрационные сборы: за получение лицензии на ту или иную деятельность, за регистрацию различных документов, за регистрацию уставных документов, за проверку средств измерений, за сертификацию товаров и иные сборы;

- страховые и иные платежи юридических и физических лиц, в основе которых лежат конкретные государственные программы или задачи социального или экономического характера;

- доходы от приватизации государственной собственности, доходы от расширения объектов, которые подлежат приватизации и т.д.;

- доходы штрафного характера (штрафы, пеня).

Тема № : «Страховое право Российской Федерации»


- понятие и юридическая характеристика страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды.

Одним из источников формирования государственных внебюджетных социальных фондов являются страховые взносы.

Под страховыми взносами в государственные внебюджетные социальные фонды понимаются обязательные платежи, уплачиваемые юридическими и физическими лицами в соответствующие фонды в порядке и размерах, которые устанавливаются правовыми актами.

Одним из основных признаков является то, что страховые взносы являются централизованными доходами государства. Этот признак определяется двумя моментами: внебюджетные социальные фонды, источниками образования которых они являются относятся к государственной форме собственности. Более того, три из этих фондов находятся в федеральной собственности независимо от территориального уровня их образования. Централизованный характер страховых взносов во все внебюджетные социальные фонды основан на централизованном регулировании порядка их установления и уплаты.  В частности их размер, круг плательщиков, сроки и т.д. устанавливаются исключительно федеральным законодательством. Следующим признаком является то, что они относятся к обязательным неналоговым платежам. Их обязательность подтверждается тем, что суммы сокрытых или заниженных/невнесенных в установленный срок страховых платежей взыскиваются в принудительном порядке, который установлен законодательством. Страховые взносы имеют целевую направленность в использовании – это означает, что страховые взносы зачисляются только в тот внебюджетный фонд, который был определен в момент установления взносов и используется в соответствии с общим целевым направлением средств фонда.

Как и для всех страховых платежей характерен признак возвратности. Она выражается в том, что при наступлении определенных событий (наступление пенсионного возраста, рождение ребенка и т.д.) за счет страховых взносов из других источников, которые поступают в соответствующий внебюджетный фонд обеспечивается в определенной мере материальная поддержка граждан и уплаченные страховые взносы как бы возвращаются.

- понятие и значение государственного кредита в Российской Федерации. Государственный внутренний долг. Для привлечения денежных средств в распоряжение государства помимо других способов применяется государственный кредит.

Кредит – это предоставление денег или товара в долг на определенный срок на условиях возмездности и возвратности. Вознаграждение за пользование кредитом устанавливается, как правило, в форме процента.

Кредит имеет несколько видов или форм. Одним из основных видов кредита является государственный кредит. Государственный кредит как самостоятельный финансово-правовой институт состоит из относительно обособленных однородных финансовых отношений, которые регулируются определенной системой правовых норм.

Государственный долг можно рассматривать как с экономической точки зрения, так и с правовой. Государственный долг, с экономической точки зрения, система денежных отношений, которые возникают в связи с привлечением государством на добровольных началах и для временного использования свободных денежных средств юридических и физических лиц. Сама экономическая сущность государственного кредита заключается в том, что временно свободные денежные средства аккумулируются и на условиях возвратности и возмездности используются государством как ссудный капитал. Этот капитал направляется на решение общегосударственных потребностей (как правило, на покрытие дефицита бюджета), либо государство перераспределяет его на льготных условиях между отраслями народного хозяйства. Предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, которые имеют большое социальное и экономическое значение для государства и его граждан.

Государственный кредит, с правовой точки зрения, - урегулированные нормами права отношения по аккумуляции временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности, срочности и возмездности в целях покрытия дефицита бюджета и регулирование денежного обращения.

В результате реализации финансово-правовых отношений по государственному кредиту формируется внутренний государственный долг с материальной точки зрения, представляющей собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и о невыплаченным по ним процентам.

Правовые основы государственного кредита в РФ закреплены в различных нормативно-правых актом. Основными среди которых является закон РФ «О государственном внутреннем долге РФ». 13 ноября 1992 года впервые принят (март 2005 года).

- формы государственного внутреннего долга.

Долговые обязательства РФ могут быть выражены в следующих трех формах, которые закреплены в ст.2 «О государственном внутреннем долге РФ»:

- в форме кредитов, получаемых государством в лице правительства РФ;

- в форме государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства РФ;

- долговые обязательства в других формах, гарантированные правительством РФ.

Использование такой формы государственных долговых обязательств как кредиты правительства в РФ обуславливаются только недостаточностью бюджетных средств. Государственные займы – это одна из основных форм государственного долга. Государственные займы представляют собой кредитные отношения между государством, как правило, в лице правительства РФ, и юридическими и физическими лицами, которые оформляются путем выпуска и размещения средств посредством государственных ценных бумаг.

Порядок выпуска государственных займов в РФ, как установлено в ст. 75 Конституции РФ, определяется на основе федерального закона. Принцип добровольности размещения государственных займов закреплен так же в ст. 75 п. 4. В целях оформления государственных внутренних займов выпускаются ценные бумаги различных видов. К ним относятся: облигации, казначейские обязательства, бескупонные облигации и другие виды. В результате всех государственных кредитных операций в РФ формируется государственный внутренний долг РФ, в состав которого включаются все задолженности прошлых лет и вновь возникающие задолженности.

- понятие и организация страхования.


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.