К
специализированным органам государственного финансового контроля относится
Государственный налоговый комитет преобразованный из Главной государственной
налоговой инспекции при Совете Республики Беларусь. Его главной задачей
является осуществление в пределах в пределах своей компетенции контроля за
соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других
обязательных платежей. Практически все функции, права и обязанности налоговых
органов сконцентрированы в области контроля. Для их реализации Государственный
налоговый комитет имеет свои органы на областном, городском и районном
уровнях.( о их структуре и компетенции будет сказано ниже)
Значительный
объем контрольных полномочий присутствует в деятельности Национального банка,
Государственного комитета по ценным бумагам, комитета по надзору за страховой
деятельностью.
Все органы,
уполномоченные осуществлять функции государственного финансового контроля, при
проведении ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности в
министерствах, других центральных органах управления, исполнительных комитетах,
а так же на предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях независимо
от форм собственности руководствуются едиными требованиями, изложенными в Указе
президента « О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности
контролирующих органов РБ и порядке организации и проведении проверок ( ревизий
) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций»
Современные
условия вызывают необходимость одновременного укрепления государственного
финансового контроля в сочетании с применением хозрасчетных форм его
организации, адекватным рыночным методом хозяйствования. В этих целях в
республике создана система органов независимого финансового контроля - аудит.
Аудиторская деятельность (аудит) - независимая проверка аудиторами и
аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности и других
документов субъектов хозяйствования с целью оценки достоверности и соответствия
совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики
Беларусь, направленная на защиту интересов собственников, оказание помощи субъектам
хозяйствования, содействие им в правильности расчетов с бюджетом и в подъеме
эффективности их деятельности. Ст. 1 Закона Республики Беларусь от 0811.1994
«Об аудиторской деятельности» (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь,
1994 г., № 35, ст. 573)
Аудиторы
оказывают предприятиям услуги, предусмотренные Законом об аудиторской
деятельности.
Регулирование
аудиторской деятельности в республике принадлежит Министерству финансов,
которое выдает специалистам после аттестации соответствующей комиссией лицензии
на занятие аудиторской деятельностью, контролирует соблюдения аудиторами и
аудиторскими организациями порядка осуществления аудиторской деятельности.
II. Формы методы и организация финансового контроля
2.1 Формы финансового контроля
Формы финансового
контроля - это способы конкретного выражения и организаций контрольных
действий.
Финансовый
контроль классифицируется не только по видам, но и по другим основаниям. По
формам он подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых
операций, поступлению доходов, расходованию денежных средств и материальных
ценностей. Эта форма контроля позволяет предупредить нарушения действующего
законодательства, позволяет выявить дополнительные финансовые ресурсы.
Предварительный контроль осуществляется при рассмотрении финансово-плановых
актов. Предварительный контроль осуществляется при рассмотрении бюджетов, смет,
финансовых планов, при открытии кредитов и финансирования по бюджету.
Текущий
контроль осуществляется в
процессе совершения хозяйственных и финансовых операций. Он осуществляется
ежедневно финансовыми службами в момент совершения финансовых операций, для
предотвращения нарушений финансовой дисциплины. Текущий контроль
позволяет так же оперативно “замерять” отклонения от
установленных правил и норм и принимать необходимые меры к обеспечению
финансовой дисциплины. Основные инструменты текущего контроля – это данные
оперативного бухгалтерского учета, инвентаризаций. Объектом является документация
непосредственно связная с денежными средствами. Любой руководитель прежде чем
подписать финансовые и платежные документы, должен убедится в законности
производимых платежей и расчетов, их экономической целесообразности.
Последующий
контроль производится
после совершения операции т.е. после того, выполнены планы, поступили доходы,
израсходованы денежные средства и материальные ценности. Основная цель его –
выявление технических нарушений финансового законодательства, которые не были
установлены во время предварительного и текущего контроля. В этой форме
контроля производится проверка финансово-хозяйственных операций за истекший
период на предмет законности и целесообразности производимых расходов. Он
производится путем анализа отчетов, баланса, проверок и ревизий непосредственно
на предприятии.
2.2 Методы фин. контроля
Финансовый
контроль осуществляется при помощи определенных способов и приемов, которые
принято обозначать понятием «методы».
Методы
финансового контроля – это
приемы, средства и способы его осуществления.
К основным
методам относятся:
1)
наблюдение
2)
проверка
3)
обследование
4)
анализ
5)
ревизия
1)
Наблюдение - это направленное на общее ознакомление с
состоянием финансовой деятельности объекты контроля действия.
2)
Проверка – это исследование отдельных вопросов финансовой
деятельности, осмотр помещений и других объектов с целью выявления нарушения
финансовой дисциплины.
3)
Обследование – производится в отношении отдельных сторон
финансовой деятельности. При этом используют анкетирование и опрос.
4)
Анализ – направлен так же на выявления нарушений
финансовой дисциплины.
5)
Ревизия – детальное исследование финансово-хозяйственной
деятельности проверяемого субъекта с целью выявления нарушений законности,
целесообразности и эффективности.
Ревизии
подразделяются на несколько видов:
1)
по содержанию (
доказательные и фактические)
2)
по способу назначения (
плановые и внеплановые)
3)
по степени охвата данных (
сплошные и выборочные)
4)
по объему ревизуемой
деятельности (комплексные и тематические)
Проверки и
ревизии – самые эффективные методы финансового контроля. Их отличает друг от
друга широта и глубина проверяемых вопросов.
Как правило,
различают формальные, фактические, встречные, корреспондирующие,
аналитико-нормативные проверки.
Формальная
проверка заключается в
контроле за правильностью оформления самого документа. При этой проверке
выясняется: соблюдена ли установленная форма документа, написан ли на
надлежащем бланке, имеются ли на нем необходимые подписи, печати, штампы и
прилагаемые к нему другие документы.
Фактическая
проверка имеет большое
значение. При ее проведении устанавливается достоверность расходования и
оприходования материальных ценностей и денежных средств. В данном случае
проводится инвентаризация, на основе которой производится сличение
действительного наличия материально-денежных средств с учетными данными. При
фактических проверках могут производиться контрольные замеры,
химико-технологический анализ и т.п.
Важным
методом установления достоверности финансово-хозяйственных операций является встречная
проверка. Она производится в тех случаях, когда возникает сомнение в
подлинности и правильности документов и операций. В связи с этим проверяется,
нет ли расхождения в документах подконтрольного объекта с документами его
партнеров.
Корреспондирующая
проверка представляет собой
сопоставление одной и той же операции, отраженной в различных документах.
Аналитико-нормативная
проверка заключается в
сопоставлении учетных и отчетных данных с установленными показателями и
нормами. Это дает возможность выявить неоправданные отклонения от них.
Отсутствие отклонений нередко связано с завышенными нормами, что позволяет
фактические затраты показывать на уровне таких норм. Завышенные нормы – фактор,
способствующий хищениям товарно-материальных ценностей и денежных средств.
Проверки так же могут быть тематическими и комплексными.
Тематическая
ревизия проводится по
однотипным предприятиям, учреждениям. Здесь проверяется один и тот же круг
вопросов. Значение тематической ревизии заключается в том, что, охватывая
большое число однородных объектов, она дает возможность проверить состояние
определенного участка, вскрыть типичные недостатки и принять меры к их
устранению.
Комплексная
ревизия включает все участки
и широкий круг вопросов. Она позволяет более глубоко проверить деятельность
ревизуемого объекта. Такие ревизии проводятся, как правило, группой ревизоров с
привлечением специалистов по отдельным вопросам. Во время такой ревизии
обязательно производится инвентаризация материальных ценностей и денежных
средств.
Практика показывает,
что самым действенным методом финансового контроля является ревизия, при
которой производится наиболее глубокое обследование финансово-хозяйственной
деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки её
законности, правильности и целесообразности.
Ревизии
производятся непосредственно на подконтрольных объектах. В зависимости полноты
и охвата деятельности ревизуемого объекта различают ревизии полные и частичные,
тематические и комплексные.
Полная документальная ревизия предполагает проверку
всех финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации, учреждения.
При частичной
ревизии производится проверка отдельных сторон или участков
финансово-хозяйственной деятельности.
Про
тематические и полные ревизии было сказано выше.
Ревизии могут
производится сплошным и выборочным методами. Сплошной метод подразумевает
проверку всех документов на определенном участке деятельности. Выборочный метод
заключается в том, что проверке подвергаются документы на выборку за тот или
иной период времени. Может применяться и комбинированный метод, когда на одних
участках проверяются все документы, на других - на выборку, по желанию
ревизора.
Весь процесс
документальной ревизии можно разбить на несколько этапов:
1.
Предъявление полномочий.
По прибытии на проверяемый объект ревизор обязан предъявить руководителю своё
удостоверение и предписание ( приказ ) на проведение ревизии.
2.
Проведение инвентаризации
материальных ценностей и проверка сохранности денежных средств.
3.
Личное ознакомление с
объектом.
4.
Непосредственная
документальная проверка операций подконтрольного объекта.
5.
Систематизация ревизионных
материалов и составление акта.
6.
Реализация материалов
ревизии на подконтрольном объекте и информирование органа, назначившего
ревизию, о её результатах. При необходимости материалы ревизии могут быть
переданы следственным органам.
7.
Проверка выполнения
приказа, изданного на предприятии, об устранении причин и условий, приведших к
нарушениям, и наказании виновных должностных лиц.
Ревизии могут
быть плановыми и внеплановыми. Плановые ревизии проводятся в соответствии с
планами работы контролирующих органов. Внеплановые ревизии, как правило,
назначаются в связи с возникшей необходимостью:
-
в случае продолжительной
неудовлетворительной работы предприятия, организации, учреждения в целях
вскрытия причин плохой работы и принятия мер к её улучшению;
-
по указаниям
правоохранительных органов в связи с имеющейся у них информацией о грубых
нарушениях в финансово-хозяйственной деятельности предприятия, злоупотреблениях
должностных лиц;
-
в порядке контроля за
выполнением на ранее обревизованном объекте решений по устранению недостатков,
приведших к нарушениям финансовой дисциплины.
Органы
государственного финансового контроля строят свою работу на основании годовых и
квартальных планов согласно установленным срокам. Внутриведомственные
документальные ревизии проводятся один раз в год; документальные ревизии
бюджетных учреждений – раз в два года.
В целях
исключения дублирования органы государственного финансового контроля должны
координировать свои планы. В роли координатора, как правило, выступает высший
контрольный орган государства.
Планы
проведения ревизий и проверок не подлежат оглашению. В планах ревизионной
работы указываются: объекты ревизий, вид ревизии, тема ревизии, срок начала и
окончания, место проведения, исполнители ( ревизоры).
К ревизорам
предъявляются исключительно высокие требования, поскольку от их моральных и
профессиональных качеств зависит успех ревизии. Поэтому кадры
контрольно-ревизионной работы подбираются из высококвалифицированных
специалистов финансовых органов.
Ревизоры
наделены определенным объемом прав, необходимых для реализации их
профессиональных функций. К ним относится право : требовать предъявления всех
необходимых для проверки материалов; применять все методы документального
контроля; запрашивать данные у банков; требовать предоставления первичных
документов; получать от работников подконтрольного объекта устные и письменные
пояснения; изымать необходимые подлинники документов; производить инвентаризацию;
опечатывать кассы и склады; ставить вопрос об отстранении от работы виновных
должностных лиц; передавать материалы следственным органам; требовать
возмещения причиненного ущерба.
Вместе с тем
ревизор обязан: хорошо знать законодательные, нормативные акты, действующие
инструкции и указания; в совершенстве владеть методами и приемами контроля;
знать бухгалтерский учет; объективно и принципиально излагать все факты
выявленных нарушений в акте ревизии; проявлять твердость и решительность при
реализации материалов ревизии.
В результате
деятельности органов государственного финансового контроля ежегодно
доначисляются в бюджет огромные суммы, пресекается незаконное и неэффективное
использование государственных средств, виновные должностные лица привлекаются к
материальной, административной, дисциплинарной и уголовной ответственности.
Страницы: 1, 2, 3
|