Государственный страховой надзор в Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВА»
Кафедра финансового, банковского и
таможенного права
Учебная дисциплина «Финансовое право»
Государственный
страховой надзор
(курсовая работа)
Выполнила
студентка 3 курса 324 группы
Института юстиции
Дурнова И.А.
Научный руководитель:
Химичева О.О.
Саратов
- 2007
Введение. 3
1.
Государственный страховой надзор. 6
1.1.
История государственного страхового надзора в России. 6
1.2.
Причины и принципы осуществления государственного страхового надзора 12
1.3.
Роль и значение государственного страхового надзора. 16
1.4.
Нормативно-правовое регулирование государственного страхового надзора 18
2.
Правовой статус Федеральной службы страхового надзора. 23
Заключение. 29
Список
использованной литературы.. 32
Страхование как система защиты имущественных
интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом
социально-экономической системы общества.
Страхование является самостоятельным звеном
финансовой системы Российской Федерации. Оно выступает в двух обособленных
формах: в форме социального страхования и собственно страхования, связанного с
непредвиденными чрезвычайными событиями.
Социальное страхование в современных условиях
развития рыночной экономики и функционирования предприятий, основанных на
различных формах собственности, как самостоятельная форма страхования
подразделяется, в свою очередь, на два вида: государственное социальное
страхование и негосударственное социальное страхование. В соответствии со ст.
39 Конституции Российской Федерации первый из названных видов социального
страхования гражданам России гарантируется, второй — поощряется[1].
Страхование предоставляет гарантии
восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных
природных, техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влияние на
укрепление финансов государства. Оно не только освобождает бюджет от расходов
на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и является одним из
наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.
В Законе РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с
изменениями и дополнениями на 17 мая 2007 г.)[2] закреплено правовое понятие страхования – это отношения по
защите имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при
наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых
страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за
счет иных средств страховщиков.
Страховой деятельностью в Российской Федерации
могут заниматься как государственные, так и негосударственные организации и
компании. Деятельность страховых компаний носит предпринимательский характер.
Государственное регулирование страхового рынка
осуществляется различными способами. Для этого применяются экономические,
налоговые и иные методы. Однако осуществление страхового надзора является одним
из наиболее эффективных методов.
Надзор в сфере страхования может носить внутренний
или внешний характер. Внутренний надзор осуществляется непосредственно
органами самой организации либо привлекаемыми за свой счет аудиторами. Внешний
или государственный страховой надзор включает регулирование и контроль
субъектов страхового рынка, осуществляемые исключительно органами страхового
надзора (на практике и регулирование, и контроль страхования частично
осуществляются и без его участия - налоговыми органами, Центробанком и т.п.)[3].
Необходимость государственного страхового надзора определяется важной
ролью страхования в экономической жизни общества, связанной с ликвидацией
последствий неблагоприятных событий и аккумуляцией инвестиционных ресурсов, а
также потребностью защиты интересов страхователей[4].
В общей форме этот надзор выражается в изучении финансового положения
страховщика и его платежеспособности по принятым договорным обязательствам
перед страхователями. Отсутствие средств у страховщика для расчетов по принятым
обязательствам подрывает доверие не только к конкретному страховщику, но и вообще
к идее страхования. В общественном сознании недоверие к страховой идее
воплощается в претензиях населения к государственным институтам. Именно поэтому
государство не может находиться в стороне от страховой деятельности, увязывая
интересы страховщиков, населения и экономики в целом. Основная проблема
государственного страхового надзора — величина резервов, гарантирующих
платежеспособность страховщика.
Страховой рынок как часть финансово-кредитной сферы является объектом
государственного регулирования и контроля в целях обеспечения его стабильного
функционирования с учетом значимости страхования в процессе общественного
воспроизводства. Повсеместно страховое дело выделяется в специальную область
хозяйственного законодательства и административного надзора; государственное
регулирование страхового рынка осуществляется посредством специальной налоговой
политики, принятия по отдельным видам предпринимательской деятельности законов,
отражающих порядок заключения договоров страхования и решения возникающих
споров. Государство также устанавливает с учетом интересов всего общества
обязательные виды страхования[5].
В работе будет рассмотрена история и правовые
основы осуществления страхового надзора в Российской Федерации, принципы его
осуществления, пределы полномочий органа, этот надзор осуществляющего, Федеральной
службы страхового надзора.
Целью работы является выявление места
государственного страхового надзора в системе государственно-правовых
институтов и его роли.
1.1. История
государственного страхового надзора в России
Надо сказать, что орган страхового надзора – это не какое-то изобретение современных
бюрократов. И в дореволюционной России существовал страховой надзор. В 1894 г. было утверждено «Положение о надзоре за деятельностью страховых обществ и учреждений».
Первоначально надзор осуществлялся Страховым комитетом, позднее, с 1904г. –
Отделом страхования и противопожарных мер в Главном управлении по делам
местного хозяйства. В функции надзора входило: наблюдение за исполнением правил
страхования, за сохранностью и правильностью помещения капиталов; рассмотрение
проектов уставов страховых компаний и изменений в них, полисных условий,
отчетов и балансов; назначение в случае необходимости ревизий акционерных
страховых обществ и ликвидация того или иного общества и многое другое[6].
В Советский период организация
государственного страхования перестраивалась и совершенствовалась в
соответствии с теми экономическими и социальными задачами, которые решала
страна на каждом этапе развития.
В 1921 г. при Народном комиссариате финансов было создано главное управление Госстраха, на которое было возложено
осуществление государственного страхования не только в РСФСР, но и в других
республиках. На местах операции проводились страховыми подотделами финансовых
отделов. В 1922 г. система государственного страхования перешла на принципы
хозяйственного расчета, получила имущественную и оперативно-организационную
самостоятельность. В связи с этим государство освобождалось от какой-либо
дополнительной ответственности по операциям Госстраха.
В 1922 г. Главное управление Госстраха было реорганизовано в Главное правление государственного страхования, которое
получило большую оперативную самостоятельность. Функции Наркомфина в области
государственного страхования ограничивались общим руководством. В губерниях
были организованы конторы Госстраха, непосредственно подчиненные в
административном и оперативном отношении главному правлению. Для работы с
населением в городских и сельских местностях привлекались страховые агенты.
Отсутствие жесткой государственной монополии
сыграло положительную роль в развитии страхования в 20-х годах. Однако уже в 1923 г. в стане развернулась дискуссия между противниками и сторонниками установления государственной
страховой монополии. Первым прямым законодательным признанием того, что в СССР
действует государственная страховая монополия, было принятие в законодательном
порядке «Положения о Наркомфине СССР», где подчеркивалось, что Госстрах СССР и
союзные республики осуществляют государственную страховую монополию на всей
территории страны. В условиях проведения сталинской политики отхода от нэпа,
укрепления общегосударственных структур, жесткой централизации финансовых
ресурсов победу одержали сторонники установления твердой государственной
монополии на страхование
В 1925 г. законодательно было закреплено, что «страхование во всех его видах является государственной монополией Союза
ССР». Проведение налоговой реформы 1930 – 1931 гг. повлекло за собой
необходимость изменения государственной страховой политики. Страховое дело
пострадало от некомпетентности и агрессивно-негативного отношения к нему со
стороны высших властей. В начале 1931 г. была резко ограничена сфера
страхования государственного имущества, сохранилось лишь страхование имущества
предприятий и организаций местного подчинения, но на явно абсурдных условиях –
без взимания страховых платежей. Было ликвидировано взаимное кооперативное
страхование, добровольное (сверхокладное) страхование крестьянского имущества,
а позднее – запрещено заключение договоров долгосрочного страхования жизни.
Подвергся буквальному разгрому и страховой аппарат: страховые органы на местах
подлежали ликвидации, страхование было возложено на финорганы. По существу это
был второй разгром страхового дела в стране. Первый разгром страхового дела
произошел в 1918 – 1920 гг., как уже упоминалось выше.
В отечественной литературе данный период в
истории страхования характеризуется как «период извращения» в страховой работе
на селе. Долгое время это объяснялось штампами сталинской пропаганды, кознями
кулацких элементов, деятельностью классового врага, массовым вредительством,
далекими от истины. Главными виновниками запущенности страхового дела в начале
30-х годов были властные структуры, которые, игнорируя сопротивление
специалистов страхового дела, проводили явно некомпетентную страховую политику.
В начале 1933 г. даже властям стало ясно, что упадок страхового дела наносит
большой ущерб народному хозяйству. Было принято Постановление ЦК ВКП(б) от 8
марта 1933 г. об извращениях в работе по страхованию в деревне. После этого
произошла резкая переоценка отношения властей к страхованию. Были восстановлены
система страховых органов, институт страховых агентов, страховых ревизоров. В
сельсоветах и колхозах формировались сельские страховые комиссии и сигнальные
страховые посты. Подлежало восстановлению также долгосрочное страхование жизни,
добровольное страхование имущества колхозов и граждан на селе, кооперативных и
общественных организаций, обязательное страхование государственного жилого
фонда и имущества, сданного в аренду. В 1933 г. система органов государственного страхования была вновь восстановлена.
Большое внимание уделялось укреплению
организационных основ государственного страхования в послевоенный период. В 1948 г. было утверждено Положение о главном управлении государственного страхования СССР и его
органах на местах (Госстрах СССР), которое заменило во многом устаревшее
положение 1925 г.
Положением были установлены основные страховые
операции, определены методы руководства и контроля за деятельностью Госстраха
СССР со стороны Министерства финансов СССР, права и обязанности каждого звена
системы государственного страхования. В положении закреплялась монополия
Госстраха СССР на проведение страховых операций в стране. Наряду с этим был
предусмотрен состав средств Госстраха СССР, объем и порядок образования запасного
фонда, направление прибыли. Расширялась самостоятельность страховых органов,
особенно низовых звеньев – районных и городских инспекций.
Значительно изменены были организационные
основы органов государственного страхования в 1958 г.: страховое дело передано в ведение министерств финансов союзных республик. Оперативная
самостоятельность Госстраха в каждой союзной республике не нарушала единства
страхового дела, так как во всех республиках оно проводилось на основе единого
законодательства, по единым правилам и инструкциям Министерства финансов СССР.
В положениях 1958 г. не упоминалось о наличии в стране государственной страховой монополии. Таким образом, с 25
октября 1958 г. де факто государственная страховая монополия была отменена,
хотя продолжала действовать по инерции, поскольку ни одно ведомство, ни одна
организация «не осмеливались» нарушить страховую дуополию Госстраха и
Ингосстраха.
К числу организационных недостатков этого
времени следует отнести дробление ранее единого страхового фонда на 15 неравных
частей (по числу союзных республик) без налаживания системы перестрахования. В
этой связи период в течение ряда лет после 1958 г. следует считать третьим разгромом страхового дела в стране.
Демонополизация страхового дела началась в
нашей стране только в 1988 г., с принятием Закона «О кооперации в СССР», в
соответствии с которым кооперативам разрешалось проводить взаимное страхование.
Однако узкое взаимное кооперативное страхование быстро стало перерастать в
акционерное страхование. В настоящее время в России действует более двух тысяч
акционерных страховых обществ, создана ассоциация страховых организаций, которая
охватывает и государственные страховые фирмы.
Четвертый разгром страхового дела связан с
распадом СССР в 1991 г., с явной недооценкой места и роли государственного
страхования во всех странах СНГ, в том числе в России, с неуправляемым
процессом демонополизации страхового дела.
Содержание взаимоотношений государства и
страховых компаний после перехода России к рыночным отношениям кардинально
изменилось. Государственное управление заменено на государственное
регулирование и контроль (надзор). Системы органов государственного страхования
как самостоятельной системы органов государственного управления на современном
этапе не существует[7].
В 1991 г., когда страна переходила от чисто государственного страхования к рыночным отношениям в этой области, надзорный
орган существовал в качестве подразделения Минфина РСФСР. Затем, в июле 1992 г. был создан самостоятельный орган – Государственный страховой надзор РФ (Госстрахнадзор)[8], который в
сентябре 1992 г. был преобразован в Федеральную инспекцию по надзору за
страховой деятельностью (Росстрахнадзор)[9].
Страницы: 1, 2, 3, 4
|