4) правильность ведения
банковских операций, связанных с уплатой налогов и сборов;
5) выявление обстоятельств,
способствующих совершению нарушений налогового законодательства.
При
осуществлении мероприятий налогового контроля уполномоченные органы руководствуются
принципами законности, планирования мероприятий налогового контроля, принципом
соблюдения налоговой тайны (специального режима доступа к сведениям о налогоплательщиках,
плательщиках сборов и налоговых агентах, полученным должностными лицами
уполномоченных контрольных органов); принципом последовательности проведения
мероприятий налогового контроля и документального фиксирования установленных
фактов, действий и событий; принципом недопустимости причинения ущерба проверяемой
организации или физическому лицу при проведении налогового контроля.
II. Методы и формы налогового контроля
Налоговый
контроль осуществляется путем применения различных приемов и способов, а также
использования специальных процедур. Совокупность приемов, способов и процедур
образует методы налогового контроля.
При этом
необходимо выделить два уровня методов налогового контроля: общенаучные и
специально-правовые методы. Общенаучные методы, такие, как анализ и синтез,
статистические методы применяются при осуществлении любого вида деятельности, в
то время как применение специально-правовых методов характерно именно для
определенных видов деятельности, в частности таких, как контрольная
деятельность. До проведения радикальных экономических реформ 90-х годов
теоретической и практической разработкой методов и форм проведения контроля
занималась преимущественно экономическая наука, которая создала теоретическую
базу и основы классификации различных методов осуществления контроля. Во многом
это объясняется тем, что контроль за хозяйственной деятельностью ранее осуществлялся
в рамках ведомственных или межведомственных отношений организаций с
контролирующими органами, в условиях, когда подконтрольная организация
действовала в пределах установленных плановых заданий и не имела какой-либо
существенной самостоятельности в сфере экономической деятельности. Поэтому
выбор того или иного метода контроля не приводит к каким-либо существенным
правовым последствиям, а юридическое значение имел только результат контрольной
деятельности. Возможно, это была одна из причин того, что проблемам контроля и
методам его осуществления было посвящено небольшое количество научных работ
юридического профиля.
В настоящее
время в условиях развивающегося гражданского оборота и полной экономической
самостоятельности хозяйствующих субъектов методы и формы осуществления
контрольной деятельности в сфере налогообложения значительно трансформировались,
приобрели юридическую значимость и нашли закрепление в налоговом законодательстве.
Сегодня неправильный выбор тех или иных форм, приемов и способов осуществления
налогового контроля, а также несоблюдение регламентированного законодательными
актами порядка осуществления контрольной деятельности может привести к значительным
правовым последствиям, например к отмене решений, принятых на основании неправомерно
полученных результатов налогового контроля, к признанию недействительными
ненормативных актов контролирующих органов, к взысканию ущерба, причиненного в
результате неправомерных действий уполномоченных лиц, и т.д. Деятельность
налоговых и других уполномоченных органов вводится в соответствии с Налоговым
кодексом в рамках правовой процессуальной формы. Впервые в законодательной
практике регламентируются инструментарий и формы налогового контроля,
определены понятие и содержание налоговых проверок, их специфические
особенности применительно к различным задачам и объектам налогового контроля,
при этом все действия налоговых органов имеют правовое основание.
Осуществление
налогового контроля на практике происходит в рамках контрольно-процессуальной
деятельности соответствующих органов, которые используют конкретные правовые
формы и методы налогового контроля. Закрепление форм и методов осуществления контрольной
деятельности на должном законодательном уровне имеет важное значение для
регулирования отношений между органами и налогоплательщиками.
Необходимо
отметить, что вопрос об определении методов и форм налогового контроля и их
соотношении продолжает оставаться дискуссионным. Так, Налоговый кодекс
определил формы проведения налогового контроля, причем некоторые из них ранее
обычно относили к методам осуществления налогового контроля (например, осмотр
помещений и территорий)[2].
Форма
проведения налогового контроля представляет собой внешнее выражение
практической реализации контрольной деятельности налоговых органов.
Налоговый
кодекс устанавливает следующие формы проведения налогового контроля (ст. 82 НК
РФ):
Ø налоговые проверки;
Ø получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков
сборов;
Ø проверки данных учета и отчетности;
Ø осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения
дохода (прибыли);
Ø другие формы.
Специально-правовые
методы налогового контроля представляют собой совокупность способов изучения
объекта и предмета налогового контроля. К специально-правовым методам
налогового контроля можно, в частности, отнести визуальный осмотр,
арифметическую и формальную проверку документов, сопоставление данных, выборочный
и сквозной методы проверки документов и т.д.
В последнее
время в области правового регулирования методов и форм контрольной деятельности
появилась новая правовая форма регламентации контроля – стандарты контрольной
деятельности. Стандарты контрольной деятельности устанавливают основные единые
принципы проведения контроля и требования к проведению контроля соответствующими
органами. Очень часто стандарты определяют требования к профессиональной
квалификации инспекторов, правовому и документальному обеспечению проверок,
оформлению результатов (доказательств), действиям контролирующих органов[3]. Такие стандарты
разрабатываются и применяются контрольными органами во многих странах мира. В
России в настоящее время наиболее динамично развивается «стандартизация»
аудиторской деятельности[4].
На наш взгляд, стандартизация деятельности органов, осуществляющих налоговый
контроль, также была бы очень эффективной для обеспечения единообразного
применения норм налогового законодательства.
III. Понятие, основные элементы и виды налогового учета
В Налоговом
кодексе РФ впервые урегулированы в систематизированном виде общие положения
налогового учета. Налоговый учет является тем базисом, на котором начинают
выстраиваться отношения между налогоплательщиками и налоговыми органами, поскольку
без постановки на налоговый учет, т.е. без предоставления в налоговые органы
соответствующей информации, налоговые органы не имеют реальной возможности осуществить
в отношении такого налогоплательщика мероприятия налогового контроля и, как следствие,
привлечь такого налогоплательщика к ответственности. Таким образом, осуществление
налогового учета является важнейшим видом деятельности налоговых органов. В
результате его осуществления налоговые органы получают информацию, необходимую
для проведения налоговых проверок: юридический адрес, адрес фактического места
жительства налогоплательщика, сведения о руководителях и
организационно-правовой форме организации-налогоплательщика и другое.
Налоговый
учет – это комплекс установленных налоговым законодательством
мероприятий, осуществляемых налоговыми органами с целью регистрации всех
налогоплательщиков (или налоговых агентов) в налоговых органах и
аккумулирования сведений о налогоплательщиках в едином государственном реестре
налогоплательщиком.
Налоговый
учет проводится только в отношении налогоплательщиков (организаций и физических
лиц) или налоговых агентов. Плательщики сборов не подлежат постановке на
налоговый учет, поскольку Налоговый кодекс не содержит норм по учету
плательщиков сборов, и, согласно п. 3 ст. 1 НК РФ, действие Налогового кодекса
в части осуществления налогового учета на плательщиков сборов не
распространяется.
Филиалы и
обособленные подразделения организаций не являются самостоятельными
налогоплательщиками или налоговыми агентами, в связи с чем они также не
подлежат постановке на налоговый учет. По месту нахождения филиалов и
обособленных подразделений в качестве налогоплательщиков обязаны встать на
налоговый учет организации, в состав которых входят данные филиала и
обособленные подразделения.
Общими
характеристиками осуществления налогового учета являются:
1)
налоговый учет осуществляется в целях проведения
налогового контроля (ст. 83 НК РФ);
2)
налоговый учет осуществляется налоговыми органами;
3)
налоговый учет осуществляется независимо от наличия
обстоятельств, с которыми связано возникновение обязанности по уплате того или
иного налога, т.е. налоговый учет носит общеобязательный характер для всех
налогоплательщиков;
4)
налоговый учет одного и того же налогоплательщика
может осуществляться по нескольким основаниям;
5)
НК РФ установлены основные элементы налогового
учета (основания, сроки, место и порядок постановки на учет и др.);
6)
Налоговый учет является основой для ведения единого
государственного реестра налогоплательщиков и осуществления документооборота по
уплате налогов и сборов (на всех документах по уплате налогов и сборов необходимо
наличие идентификационного номера налогоплательщика – ИНН);
7)
За нарушение порядка налогового учета установлена
ответственность по налоговому законодательству.
При
проведении налогового учета налоговые органы руководствуются следующими
принципами:
I. Принцип единства налогового учета на всей территории Российской
Федерации предполагает единообразное осуществление налогового учета на всей
территории РФ, существование единого реестра налогоплательщиков на территории
РФ и присвоение налогоплательщику единого по всем видам налогов и на всей
территории РФ идентификационного номера налогоплательщика (ИНН);
II.
Принцип множественности налогового учета, т.е.
постановка на налоговый учет налогоплательщика в разных налоговых органах по
разным основаниям.
III.
Принцип «территориальности» налогового учета
предполагает, что в большинстве случаев взаимоотношения налогоплательщика
возникают именно с тем налоговым органом, в котором он состоит на налогом учете
(предоставление налоговой отчетности, документов, обращения налогоплательщика о
разъяснении налогового законодательства, проведение налоговых проверок и т.д.).
IV.
Заявительный принцип налогового учета, т.е. в
подавляющем большинстве случаев налоговый учет осуществляется на основе
заявлений обязанных лиц.
V.
Принцип соблюдения налоговой тайны в отношении
сведений, получаемых налоговыми органами при постановке на налоговый учет (за
исключением сведений об ИНН), т.е. установление специального режима доступа к
сведениям о налогоплательщике, полученным должностными лицами уполномоченных
контрольных органов.
VI.
Принцип всеобщности налогового учета предполагает
обязательность налогового учета каждого налогоплательщика. Наличие у налогоплательщика
налоговых льгот не освобождает его от постановки на налоговый учет. Отсутствие
постановки налогоплательщика на налоговый учет в установленном порядке влечет
применение мер ответственности.
Налоговый учет
можно разделить на виды в зависимости от объектов налогового учета:
Ø
Налоговый
учет организаций;
Ø
Налоговый
учет физических лиц.
Налоговый
учет имеет несколько основных составляющих элементов:
1. Субъекты налогового учета;
2. Объекты налогового учета;
3. Основания налогового учета;
4. Место постановки на налоговый
учет;
5. Порядок и сроки постановки на
учет, переучет и снятие с учета;
6. Порядок ведения Единого
государственного реестра налогоплательщиков.
3.1. Субъекты и объекты
налогового учета
Субъектами налогового учета являются органы, наделенные властными
полномочиями по осуществлению в отношении налогоплательщиков налогового учета и
ведению соответствующего реестра, т.е. налоговые органы (ст. 83, 84 НК РФ).
Таможенные органы в пределах своей компетенции также, как и налоговые
органы, осуществляют налоговый контроль за соблюдением налогового законодательства
в порядке, установленном главой 14 НК РФ, которая предусматривает осуществление
налогового учета (ст. 83, 84 НК РФ). Однако таможенные органы не наделены
законодателем полномочиями по проведению налогового учета. Осуществление
организациями и физическими лицами внешнеэкономической деятельности не является
законодательно установленным основанием налогового учета. Учет участников
внешнеэкономической деятельности, осуществляемый таможенными органами, не будет
являться налоговым учетом, и налоговые санкции за нарушение порядка такого
учета применяться не должны.
Объектом налогового учета являются действия (бездействие) организаций и
физических лиц по предоставлению информации, необходимой для постановки на
налоговый учет, переучета или снятия с налогового учета, а также для
формирования Единого государственного реестра налогоплательщиков[5].
3.2. Основания налогового учета
Основания налогового учета – это юридические факты, с которыми Налоговый
кодекс связывает обязанность лица осуществить действия по постановке на
налоговый учет, переучету или снятию с налогового учета.
Основаниями постановки на налоговый учет являются:
1)
государственная регистрация юридического лица;
2)
государственная регистрация физического лица в
качестве предпринимателя без образования юридического лица;
3)
выдача физическим лицам лицензий на право занятия
частной практикой;
4)
государственная регистрация физического лица по
месту жительства;
5)
рождение физического лица;
6)
создание филиалов, представительств и обособленных
подразделений организаций;
7)
обладание недвижимым имуществом и транспортными
средствами, подлежащими налогообложению.
Основаниями для переучета и снятия с налогового учета являются:
1.
Изменением юридического адреса и государственная
перерегистрация организации;
2.
Изменение места жительства физического лица;
3.
Ликвидация (банкротство) организаций;
4.
Ликвидация филиала и обособленных подразделений
организации;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|