Система
государственных и местных доходов в Российской Федерации базируется на принципе
единства. Он выражается в том, что в законодательстве РФ
определяются виды государственных и местных доходов, принципы их распределения
между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. Поэтому при
наличии соответствующих источников в стране повсеместно используются одни и те
же виды денежных поступлений. Федеральным законодательством предусмотрено и
распределение доходов по уровням - федеральному, субъектов Федерации и
местному. Оно же определяет основы правового режима доходов субъектов Федерации
и муниципальных образований В связи с этим правовую основу образования
государственных и местных доходов, помимо федерального законодательства, составляют
правовые акты субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления.
Основополагающими
для формирования состава государственных и местных доходов являются нормы
Конституции РФ (ст. 8, 35),[6] закрепляющие как основу
экономической системы разнообразие форм собственности, обеспечение им со
стороны государства равной защиты, гарантии собственности граждан, создаваемой
в результате их участия в общественном производстве, ведения собственного
хозяйства, получения иных доходов на условиях, не противоречащих
законодательству.
Составляя единую
систему, государственные и местные доходы классифицируются по группам. В
основу классификации могут быть положены различные признаки, отражающие
наиболее существенные черты государственных и местных доходов.
Классификация
доходов государства по социально-экономическому признаку дает наиболее
полное представление об их источниках, о связи с различными формами
собственности, об эффективности последних в формировании доходов
государства. В соответствии с этим признаком в системе доходов государства и
муниципальных образований выделяются поступления:
-от
государственного или муниципального хозяйства, образующиеся главным образом в
результате производственной деятельности государственных или муниципальных
предприятий, а также от использования имущества и природных ресурсов
государства или муниципальных образований (например, лесов, недр и др., от
приватизации государственной и муниципальной собственности). При этом
получаемые доходы (прибыль) частично зачисляются в бюджетную систему и вместе с
тем остаются в распоряжении предприятий;
-от предприятий и
организаций негосударственных форм собственности (налоги, сборы, другие
платежи);
-от совместных
предприятий, от иностранных предприятий и организаций, действующих на
территории Российской Федерации;
-от личных
доходов граждан.
По территориальному
уровню доходы подразделяются на:
-федеральные;
-субъектов
Федерации;
-муниципальных
образований.
В зависимости от юридических
особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства
и муниципальных образований можно выделить налоговые и неналоговые платежи и
поступления.
Налогам
свойственны признаки обязательности и индивидуальной безвозмездности по
юридической форме, регулярности поступления от определенного налогооблагаемого
объекта. Однако более разнообразными по формам и методам взимания являются
неналоговые платежи и поступления.
По методам аккумуляции
среди доходов государства выделяются обязательные и добровольные платежи и
поступления. Основная часть доходов поступает в распоряжение государства и
органов местного самоуправления в обязательном порядке: это налоги, сборы,
пошлины и т. п., штрафы разного рода и финансовые санкции и т. д. На
добровольной основе в государственные и местные доходы привлекаются средства
организаций и граждан путем проведения лотерей, займов, выпуска акций,
использования пожертвований и т. д.
С точки зрения отношений
собственности можно говорить о доходах государства и муниципальных образований
и финансовых ресурсах, которые используются ими временно и подлежат возврату. В
первом случае это различные виды платежей, которые на основании
законодательства обращаются в государственную или муниципальную собственность,
становятся федеральной собственностью, собственностью субъектов Федерации или
муниципальной собственностью с соответствующим правовым режимом. К ним
относятся налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, поступления от
использования государственного и местного, имущества, природных ресурсов, от
приватизации. Среди них могут быть и поступления добровольного характера,
например от лотерей, пожертвования. К источникам внебюджетного фонда занятости
и др., помимо установленных обязательных платежей, отнесены и добровольные
взносы физических и юридических лиц.
К финансовым
ресурсам государства и муниципальных образований, не являющимися их доходами в
прямом смысле, относятся средства, полученные от распространения облигаций
государственных муниципальных займов, банковские кредиты, используемые для
пополнения бюджетов или внебюджетных государственных и местных фондов. При этом
в качестве кредитных ресурсов широко используются временно свободные средства
юридических и физических лиц, хранящиеся на счетах в банках, в том числе вклады
граждан в Сберегательном банке РФ.
Полученные таким
путем средства подлежат возврату и потому не являются доходами государства и
муниципальных образований. Им принадлежит важная роль в снятии напряженности
финансового положения в государстве или муниципальном образовании при
недостаточности поступления их собственных доходов. Помимо этого, такие методы
привлечения ресурсов в распоряжение государства способствуют более полному
использованию денежной массы в стране и включению ее в обслуживание
потребностей общества.
С точки зрения порядка
образования и использования государственные и муниципальные доходы можно
подразделить ни две группы: централизованные и децентрализованные.
Децентрализованные
государственные (и местные) доходы - это доходы государственных (и
муниципальных) предприятий. организаций, которые остаются в их непосредственном
распоряжении и используются ими самостоятельно на производственные и социальные
нужды. Средства предприятий, относящиеся к государственной или муниципальной
собственности, закреплены за такими предприятиями и принадлежат им на праве
хозяйственного ведения или оперативного управления, как и другое закрепленное
за ними имущество (ст. 114, 115 Гражданского кодекса РФ). [7]Предприятие
после уплаты налогов самостоятельно распоряжается своей прибылью и другими
находящимися в его распоряжении доходами.
К
централизованным относятся доходы, сосредоточенные в государственных и местных
бюджетах и таких же внебюджетных фондах. Именно эти доходы законодатель относит
к федеральной государственной казне, государственной казне субъектом Федерации,
муниципальной казне, отграничивает их от средств, закрепленных за
государственными и муниципальными предприятиями.
Доходные
источники государственных и местных бюджетов, как правило, не имеют
специального целевого назначения. Это позволяет направлять их на
наиболее важные, приоритетные в соответствующее
время потребности общества для финансирования намеченных программ.
В формировании
доходов государства и муниципальных образований важная роль принадлежит
неналоговым доходам. Они отличаются от налогов особенностями форм платежей и
методов привлечения в распоряжение государства и муниципальных образований,
содержанием прав и обязанностей плательщиков, с одной стороны, и органов
государственной власти и местного самоуправления - с другой.
Неналоговые
доходы государства и муниципальных образований - это поступающие в их распоряжение
доходы от использования государственного и муниципального имущества и
деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, платежи
эквивалентного и штрафного характера, а также средства, привлеченные на
добровольных началах. В отличие от налогов неналоговые доходы могут быть не
только обязательными, но и добровольными платежами. На добровольных началах
проводятся государственные и муниципальные лотереи, служащие источником доходов
государства и муниципальных образований, выпуск государственных и муниципальных
ценных бумаг, привлечение средств в государственные и муниципальные
внебюджетные фонды и учреждения в порядке благотворительной деятельности и др.
Неналоговым
платежам обязательного характера, в отличие от налогов, свойственна
определенная возмездностъ, поскольку их взимание обусловлено предоставлением
плательщику права на осуществление какой-либо деятельности (лицензионные,
регистрационные сборы), получение юридически значимых услуг (государственная
пошлина), на пользование имуществом (арендная плата) и т. п. Поэтому
плательщики вправе потребовать от государственных или муниципальных органов
совершения действий, предоставления услуг и т. п., связанных с данным платежом.
Причем эти платежи могут иметь целевое назначение, расходоваться на тот объект,
за пользование которым они были уплачены (платежи за пользование природными
ресурсами).
К неналоговым
доходам также относятся платежи штрафного характера, которые формируются за
счет:
-поступлений за
выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и
технических условий;
-санкций за
нарушение порядка применения цен;
-административных
штрафов и иных санкций, включим штрафы за нарушение правил дорожного движения;
-сумм,
взыскиваемых с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче материальных
ценностей. В составе неналоговых доходов можно выделить следующие группы.
1. Доходы от
имущества, находящегося в государственной или муниципальной
собственности, или от определенных видов деятельности. К ним относятся:
-доходы от
использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной
собственности;
-дивиденды по
акциям, принадлежащим государству и муниципальным образованиям;
-доходы от сдачи
в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной
собственности (арендная плата за пользование лесным фондом, за земли
сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, за сдачу в аренду
прочего имущества);
-проценты,
полученные от размещения в банках временно свободных средств бюджета или
внебюджетных фондов, от предоставления бюджетных ссуд внутри страны и по
государственным кредитам, предоставляемым иностранным государствам;
-доходы от
оказания услуг или компенсации затрат государства;
-перечисление
прибыли Центрального банка РФ;
-платежи от
государственных и муниципальных организаций и др.
2. Доходы от
продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной
собственности, формируемые за счет:
-поступлений от
приватизации организаций, находящихся в государственной и муниципальной
собственности;
-поступлений от
продажи государством и муниципальными образованиями принадлежащих им акций;
доходы от продажи квартир, производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного
оборудования;
-доходов от
реализации конфискованного и бесхозного имущества, имущества, переходящего в
государственную или муниципальную собственность в порядке наследования или
дарения, и кладов.
3. Административные
платежи и сборы. К их числу относятся:
-таможенные
сборы, прочие неналоговые таможенные платежи;
-прочие платежи,
взимаемые государственными и муниципальными организациями за выполнение
определенных функций.
4. Доходы от
внешнеэкономической деятельности. Их основу составляют поступления от
централизованного экспорта и прочие поступления от внешнеэкономической
деятельности.
Неналоговые
доходы подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и муниципальные
(местные).
Среди неналоговых
доходов имеются платежи (сборы, пошлины, платежи за пользование природными
ресурсами и т. п.), близкие по некоторым признакам к налогам (обязательность
уплаты, зачисление в бюджетную систему или внебюджетный государственный фонд,
контролируемость уплаты налоговыми или в соответствующих случаях таможенными
органами). Однако они существенно отличаются от налогов по своему возмездному
характеру. Признак же обязательности имеет в этих платежах особое проявление: обязанность
уплатить их возникает только в связи с обращением к государственным или
муниципальным органам за определенной услугой (регистрацией места жительства,
разрешением на перевоз товаров через таможенную границу, предоставлением права
на определенную деятельность и т. п.).
Учитывая наличие
названных общих признаков данных платежей с налогами, законодатель объединил их
в единую систему платежей, названную налоговой системой. Это положение
регулируется Налоговым кодексом РФ.
В Федеральном
законе от 15 августа 1996 г. «О бюджетной классификации Российской Федерации»[8]
упомянутые платежи также отнесены к группе налоговых доходов.
Особое место
среди неналоговых платежей обязательного характера занимают страховые взносы в
государственные социальные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ,
Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования. Тарифы страховых взносов, подлежащих уплате
организациями и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями,
ежегодно устанавливаются законами РФ. Средства, поступившие в результате уплаты
этих взносов, имеют целевое назначение по страхованию закрепленного в
Конституции РФ права каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, дли воспитания детей, на бесплатную
медицинскую помощь и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, 41 Конституции
РФ) и используются соответственно задачам названных фондов. Действующим
законодательством в налоговую систему они не включены. Однако в ст. 13
Налогового кодекса РФ в перечне федеральных налогов и сборов указаны взносы в
государственные социальные внебюджетные фонды без определения их как страховых,
что не соответствует упомянутым нормам Конституции РФ.
Все большее значение приобретает
привлечение в распоряжение государства и муниципальных образований средств на
договорных, добровольных и возвратных началах. Среди них важная роль
принадлежит институтам государственного и муниципального кредита, в том числе
государственным и муниципальным займам, институтам страхования.
2.2 Правовое регулирование государственного и
муниципального кредита
Значительное место
в бюджетных поступлениях занимают заемные средства, поступающие в форме
кредитов, государственных займов, займов органов местного самоуправления и в
других формах, гарантированных органами исполнительной власти общей
компетенции.
Под государственным
(муниципальным) кредитом понимается система распределительных денежных
отношений государства (субъектов Федерации, муниципальных образований) с
физическими и юридическими лицами по поводу:
-мобилизации
временно свободных денежных средств на началах срочности, возвратности,
возмездности;
-выдачи бюджетных
средств на тех же началах: возвратности, срочности, платности.
Государственный
кредит - это
урегулированная нормами финансового права деятельность государства,
направленная на получение в кредит, взаймы (под проценты) денег от юридических
лиц и граждан, а также других государств на условиях на условиях
добровольности, возмездности, целевой направленности государственных кредитных
средств, обеспеченности, срочности и возвратности.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|