Система
государственных и местных доходов в Российской Федерации базируется на принципе
единства. Он выражается в том, что в законодательстве РФ определяются
виды государственных и местных доходов, принципы их распределения между
Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. Поэтому при наличии
соответствующих источников в стране повсеместно используются одни и те же виды
денежных поступлений. Федеральным законодательством предусмотрено и распределение
доходов по уровням - федеральному, субъектов Федерации и местному. Оно
же определяет основы правового режима доходов субъектов Федерации и
муниципальных образований В связи с этим правовую основу образования
государственных и местных доходов, помимо федерального законодательства, составляют
правовые акты субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления.
Основополагающими
для формирования состава государственных и местных доходов являются нормы
Конституции РФ (ст. 8, 35),[6]
закрепляющие как основу экономической системы разнообразие форм собственности,
обеспечение им со стороны государства равной защиты, гарантии собственности
граждан, создаваемой в результате их участия в общественном производстве,
ведения собственного хозяйства, получения иных доходов на условиях, не
противоречащих законодательству.
Составляя единую
систему, государственные и местные доходы классифицируются по группам. В
основу классификации могут быть положены различные признаки, отражающие наиболее
существенные черты государственных и местных доходов.
Классификация
доходов государства по социально-экономическому признаку дает наиболее
полное представление об их источниках, о связи с различными формами
собственности, об эффективности последних в формировании доходов
государства. В соответствии с этим признаком в системе доходов государства и
муниципальных образований выделяются поступления:
-от
государственного или муниципального хозяйства, образующиеся главным образом в
результате производственной деятельности государственных или муниципальных
предприятий, а также от использования имущества и природных ресурсов государства
или муниципальных образований (например, лесов, недр и др., от приватизации
государственной и муниципальной собственности). При этом получаемые доходы (прибыль)
частично зачисляются в бюджетную систему и вместе с тем остаются в распоряжении
предприятий;
-от предприятий и
организаций негосударственных форм собственности (налоги, сборы, другие
платежи);
-от совместных
предприятий, от иностранных предприятий и организаций, действующих на
территории Российской Федерации;
-от личных
доходов граждан.
По территориальному
уровню доходы подразделяются на:
-федеральные;
-субъектов
Федерации;
-муниципальных
образований.
В зависимости от юридических
особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства
и муниципальных образований можно выделить налоговые и неналоговые платежи и
поступления.
Налогам
свойственны признаки обязательности и индивидуальной безвозмездности по
юридической форме, регулярности поступления от определенного налогооблагаемого
объекта. Однако более разнообразными по формам и методам взимания являются
неналоговые платежи и поступления.
По методам
аккумуляции среди доходов государства выделяются обязательные и добровольные
платежи и поступления. Основная часть доходов поступает в распоряжение
государства и органов местного самоуправления в обязательном порядке: это
налоги, сборы, пошлины и т. п., штрафы разного рода и финансовые санкции и т.
д. На добровольной основе в государственные и местные доходы привлекаются средства
организаций и граждан путем проведения лотерей, займов, выпуска акций, использования
пожертвований и т. д.
С точки зрения отношений
собственности можно говорить о доходах государства и муниципальных образований
и финансовых ресурсах, которые используются ими временно и подлежат возврату. В
первом случае это различные виды платежей, которые на основании законодательства
обращаются в государственную или муниципальную собственность, становятся
федеральной собственностью, собственностью субъектов Федерации или
муниципальной собственностью с соответствующим правовым режимом. К ним
относятся налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, поступления от
использования государственного и местного, имущества, природных ресурсов, от
приватизации. Среди них могут быть и поступления добровольного характера,
например от лотерей, пожертвования. К источникам внебюджетного фонда занятости
и др., помимо установленных обязательных платежей, отнесены и добровольные
взносы физических и юридических лиц.
К финансовым
ресурсам государства и муниципальных образований, не являющимися их доходами в
прямом смысле, относятся средства, полученные от распространения облигаций государственных
муниципальных займов, банковские кредиты, используемые для пополнения бюджетов
или внебюджетных государственных и местных фондов. При этом в качестве кредитных
ресурсов широко используются временно свободные средства юридических и
физических лиц, хранящиеся на счетах в банках, в том числе вклады граждан в
Сберегательном банке РФ.
Полученные таким
путем средства подлежат возврату и потому не являются доходами государства и
муниципальных образований. Им принадлежит важная роль в снятии напряженности
финансового положения в государстве или муниципальном образовании при
недостаточности поступления их собственных доходов. Помимо этого, такие методы
привлечения ресурсов в распоряжение государства способствуют более полному
использованию денежной массы в стране и включению ее в обслуживание
потребностей общества.
С точки зрения порядка
образования и использования государственные и муниципальные доходы можно
подразделить ни две группы: централизованные и децентрализованные.
Децентрализованные
государственные (и местные) доходы - это доходы государственных (и
муниципальных) предприятий. организаций, которые остаются в их непосредственном
распоряжении и используются ими самостоятельно на производственные и социальные
нужды. Средства предприятий, относящиеся к государственной или муниципальной
собственности, закреплены за такими предприятиями и принадлежат им на праве
хозяйственного ведения или оперативного управления, как и другое закрепленное
за ними имущество (ст. 114, 115 Гражданского кодекса РФ). [7]Предприятие после уплаты налогов
самостоятельно распоряжается своей прибылью и другими находящимися в его
распоряжении доходами.
К
централизованным относятся доходы, сосредоточенные в государственных и местных
бюджетах и таких же внебюджетных фондах. Именно эти доходы законодатель относит
к федеральной государственной казне, государственной казне субъектом Федерации,
муниципальной казне, отграничивает их от средств, закрепленных за государственными
и муниципальными предприятиями.
Доходные
источники государственных и местных бюджетов, как правило, не имеют
специального целевого назначения. Это позволяет направлять их на
наиболее важные, приоритетные в соответствующее
время потребности общества для финансирования намеченных программ.
В формировании
доходов государства и муниципальных образований важная роль принадлежит
неналоговым доходам. Они отличаются от налогов особенностями форм платежей и
методов привлечения в распоряжение государства и муниципальных образований,
содержанием прав и обязанностей плательщиков, с одной стороны, и органов
государственной власти и местного самоуправления - с другой.
Неналоговые
доходы государства и муниципальных образований - это поступающие в их распоряжение
доходы от использования государственного и муниципального имущества и деятельности
органов государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного
и штрафного характера, а также средства, привлеченные на добровольных началах.
В отличие от налогов неналоговые доходы могут быть не только обязательными, но
и добровольными платежами. На добровольных началах проводятся государственные и
муниципальные лотереи, служащие источником доходов государства и муниципальных
образований, выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг, привлечение
средств в государственные и муниципальные внебюджетные фонды и учреждения в
порядке благотворительной деятельности и др.
Неналоговым
платежам обязательного характера, в отличие от налогов, свойственна
определенная возмездностъ, поскольку их взимание обусловлено предоставлением
плательщику права на осуществление какой-либо деятельности (лицензионные, регистрационные
сборы), получение юридически значимых услуг (государственная пошлина), на
пользование имуществом (арендная плата) и т. п. Поэтому плательщики вправе потребовать
от государственных или муниципальных органов совершения действий,
предоставления услуг и т. п., связанных с данным платежом. Причем эти платежи
могут иметь целевое назначение, расходоваться на тот объект, за пользование
которым они были уплачены (платежи за пользование природными ресурсами).
К неналоговым
доходам также относятся платежи штрафного характера, которые формируются за
счет:
-поступлений за
выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и
технических условий;
-санкций за
нарушение порядка применения цен;
-административных
штрафов и иных санкций, включим штрафы за нарушение правил дорожного движения;
-сумм,
взыскиваемых с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче материальных
ценностей. В составе неналоговых доходов можно выделить следующие группы.
1. Доходы от
имущества, находящегося в государственной или муниципальной
собственности, или от определенных видов деятельности. К ним относятся:
-доходы от
использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной
собственности;
-дивиденды по
акциям, принадлежащим государству и муниципальным образованиям;
-доходы от сдачи
в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной
собственности (арендная плата за пользование лесным фондом, за земли сельскохозяйственного
и несельскохозяйственного назначения, за сдачу в аренду прочего имущества);
-проценты,
полученные от размещения в банках временно свободных средств бюджета или
внебюджетных фондов, от предоставления бюджетных ссуд внутри страны и по государственным
кредитам, предоставляемым иностранным государствам;
-доходы от
оказания услуг или компенсации затрат государства;
-перечисление
прибыли Центрального банка РФ;
-платежи от
государственных и муниципальных организаций и др.
2. Доходы от
продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной
собственности, формируемые за счет:
-поступлений от
приватизации организаций, находящихся в государственной и муниципальной
собственности;
-поступлений от
продажи государством и муниципальными образованиями принадлежащих им акций;
доходы от продажи квартир, производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного
оборудования;
-доходов от
реализации конфискованного и бесхозного имущества, имущества, переходящего в
государственную или муниципальную собственность в порядке наследования или
дарения, и кладов.
3. Административные
платежи и сборы. К их числу относятся:
-таможенные
сборы, прочие неналоговые таможенные платежи;
-прочие платежи,
взимаемые государственными и муниципальными организациями за выполнение
определенных функций.
4. Доходы от
внешнеэкономической деятельности. Их основу составляют поступления от централизованного
экспорта и прочие поступления от внешнеэкономической деятельности.
Неналоговые
доходы подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и муниципальные
(местные).
Среди неналоговых
доходов имеются платежи (сборы, пошлины, платежи за пользование природными
ресурсами и т. п.), близкие по некоторым признакам к налогам (обязательность уплаты,
зачисление в бюджетную систему или внебюджетный государственный фонд,
контролируемость уплаты налоговыми или в соответствующих случаях таможенными
органами). Однако они существенно отличаются от налогов по своему возмездному
характеру. Признак же обязательности имеет в этих платежах особое проявление: обязанность
уплатить их возникает только в связи с обращением к государственным или
муниципальным органам за определенной услугой (регистрацией места жительства,
разрешением на перевоз товаров через таможенную границу, предоставлением права
на определенную деятельность и т. п.).
Учитывая наличие
названных общих признаков данных платежей с налогами, законодатель объединил их
в единую систему платежей, названную налоговой системой. Это положение регулируется
Налоговым кодексом РФ.
В Федеральном
законе от 15 августа 1996 г. «О бюджетной классификации Российской Федерации»[8] упомянутые платежи также
отнесены к группе налоговых доходов.
Особое место
среди неналоговых платежей обязательного характера занимают страховые взносы в
государственные социальные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ,
Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования. Тарифы страховых взносов, подлежащих уплате организациями и гражданами,
в том числе индивидуальными предпринимателями, ежегодно устанавливаются
законами РФ. Средства, поступившие в результате уплаты этих взносов, имеют
целевое назначение по страхованию закрепленного в Конституции РФ права каждого
на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери
кормильца, дли воспитания детей, на бесплатную медицинскую помощь и в иных
случаях, установленных законом (ст. 39, 41 Конституции РФ) и используются
соответственно задачам названных фондов. Действующим законодательством в налоговую
систему они не включены. Однако в ст. 13 Налогового кодекса РФ в перечне
федеральных налогов и сборов указаны взносы в государственные социальные
внебюджетные фонды без определения их как страховых, что не соответствует
упомянутым нормам Конституции РФ.
Все большее значение приобретает
привлечение в распоряжение государства и муниципальных образований средств на договорных,
добровольных и возвратных началах. Среди них важная роль принадлежит институтам
государственного и муниципального кредита, в том числе государственным и
муниципальным займам, институтам страхования.
2.2 Правовое регулирование государственного и
муниципального кредита
Значительное
место в бюджетных поступлениях занимают заемные средства, поступающие в форме
кредитов, государственных займов, займов органов местного самоуправления и в
других формах, гарантированных органами исполнительной власти общей
компетенции.
Под государственным
(муниципальным) кредитом понимается система распределительных денежных
отношений государства (субъектов Федерации, муниципальных образований) с физическими
и юридическими лицами по поводу:
-мобилизации
временно свободных денежных средств на началах срочности, возвратности,
возмездности;
-выдачи бюджетных
средств на тех же началах: возвратности, срочности, платности.
Государственный
кредит - это
урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная
на получение в кредит, взаймы (под проценты) денег от юридических лиц и
граждан, а также других государств на условиях на условиях добровольности, возмездности,
целевой направленности государственных кредитных средств, обеспеченности, срочности
и возвратности.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|