Предмет, система и источники финансового права Российской Федерации
ТЕМА 1: Предмет, система и источники финансового права
Российской Федерации.
План:
1. Финансы, финансовая система Российской Федерации.
Финансовая деятельность государства.
2. Предмет, система, принципы и источники финансового
права.
3. Перечень использованной литературы.
1. Финансы, финансовая система
Российской Федерации. Финансовая
Финансовое право – одна из отраслей права, входящих в
систему российского права. Встретившись с выражением «финансовое право», сразу
же предполагаешь его обусловленность термином «финансы», связью с денежными
отношениями. Однако в данном случае имеются в виду не любые, а особые
отношения. Ведь иначе и упомянутая отрасль права могла бы называться, к
примеру, денежным, а не финансовым правом. Это не случайность. И на других
языках мира этот термин выделяется особо.
Между тем он широко используется в
человеческом общении, но всегда ли при этом употребляется соответственно своему
содержанию? И являются ли в действительности финансами, как нередко о них
говорят, денежные средства, которые мы используем из своего кошелька для
покупки продуктов, одежды и т. д.?
Не разобравшись в этом вопросе нельзя
составить чёткое представление о финансовом праве, его предмете, методах
правового регулирования, особенностях и отличиях от других отраслей права, что
имеет важное значение для формирования эффективного законодательства и
правильного его применения.
Финансы – одна из экономических
категорий, развитие которой связано с товарно-денежными отношениями и существованием
государства, использующего эту категории для выполнения своих задач.
Государство не может реализовывать свою внутреннюю и
внешнюю политику, обеспечить выполнение своих социально-экономических программ,
функций обороны и безопасности страны, не располагая финансовыми ресурсами, не
используя широкие возможности воздействия на все эти явления посредством
финансового механизма. Развитие в стране местного самоуправления, призванного
решать задачи местного значения, также требует соответствующего финансового
обеспечения, функционирования финансов муниципальных образований.
В современных государствах с различным
общественно-политическим строем используется и другие экономические категории –
деньги, прибыль, себестоимость и др. каждая из них выполняет свои функции
(выражение стоимости или цены товаров, средство обращения, определение меры
труда и меры потребления, стимулирование производства, оценка результатов
деятельности предприятий и т.д.), в которых выражаются сущность и значение этих
категорий в развитии общества. Финансы отличаются от всех них своими
специфическими функциями.
Переход к рыночным отношениям требует
усиления роли экономических, в том числе и финансовых, рычагов в регулировании
общественного производства взамен административно-командных методов управления.
Развитие этих отношений обусловлено общественным разделением труда, наличием
разных форм собственности и основанных на них организационно- правовых форм
хозяйственной деятельности, экономической обособленностью и равноправием их
субъектов, внешнеэкономическими связями. В результате распределение
общественного продукта и национального дохода происходит в денежной форме.
Конституционное и законодательное закрепление разнообразия форм собственности и
развития рыночного механизма [1] определяет перспективы расширения и углубления
товарно-денежных отношений в Российской Федерации.
Однако финансы не охватывают всей сферы
денежных отношений. Их содержанием являются те из них, посредством которых
образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, а
также предприятий, организаций, учреждений. Необходимость функционирования
финансов связана с существованием государства и его потребностями в финансовых
ресурсах.
По своему материальному выражению финансы
представляют собой денежные фонды государства, его территориальных
подразделений (субъектов РФ, муниципальных образований), предприятий,
учреждений, организаций, используемые для потребностей общества и развития
производства. Точнее, это финансовые ресурсы страны.
Но такой характеристики недостаточно, так как
сущность финансов как экономической категории раскрывается не в их
количественной стороне, хотя она и является важной, а в содержании тех
общественных отношений, которые возникают при функционировании этой категории,
выполнении свойственных именно ей функции. При таком подходе финансы – это
экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию
фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также
предприятий, организаций учреждений, необходимых для обеспечения расширенного
воспроизводства и социальных нужд, в прочесе осуществления которых происходит
распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за
удовлетворением потребностей общества.
Финансам свойственны распределительная и
контрольная функции, в реализации которых и выражается из
социально-экономическая роль в жизни общества и государства. При посредстве
финансов происходит распределение совокупного общественного продукта и
национального дохода, а также контроль за производством и распределением
материальных и социальных благ в стране.
В результате функционирования финансов
создаются, распределяются и используются денежные фонды, обеспечивающие
различные потребности общества и государства: расширенное воспроизводство,
экологическую безопасность, удовлетворение социально-культурных и бытовых нужд
(образование, здравоохранение, культура, содержание нетрудоспособных и т.п.),
обеспечение обороны страны и др.
Распределительная функция финансов призвана способствовать
организации сбалансированного и эффективного производства, развитие всех его
отраслей соответственно потребностям общества в целях наиболее полного
удовлетворения нужд людей. Таким образом, финансы – важный рычаг
регулирования экономики с широкими возможностями воздействия на неё.
Активное использование регулирующей роли
финансов, осуществляемой экономическими методами воздействия, а также их
контрольной функции – необходимое условие функционирования рыночной экономики.
Однако эффективной реализации этой роли препятствуют кризисные явления в
экономике страны. В сфере финансов и денежного обращения они выражаются в
бюджетном дефиците (превышением расходов бюджета над его доходами),
несобираемостью налогов в намеченных суммах, росте задолженности по внешнему и
внутреннему государственному долгу, падении покупательной способности рубля,
угрозе гиперинфляции, низком уровне финансовых вложений в развитие
производства, социальной сферы, в неплатежах при взаимозачётах в хозяйственном
обороте, задержках выплат заработной платы и социальных пособий,
неэффективности налогового и кредитного механизма как стимуляторов
производственной деятельности и др.[9]. К этому ряду следует добавить и
политическую нестабильность – в разных её проявлениях.
Финансы и деньги – различные
экономические категории. Несмотря на их близость и определенное сходство
внешнего выражения, они имеют различия в функциях и выполняемой роли в
общественной жизни. Если деньги выступают как средство платежа и обращения,
мера стоимости и т.д., то финансы выполняют распределительную и контрольную
функции. Финансы не охватывают всех денежных отношений (например, денежных
отношений, возникающих в связи с куплей – продажей, оплатой труда и др.,
носящих эквивалентный характер). Содержанием финансовых отношений являются
только те из них, посредством которых образуются денежные фонды государства,
его территориальных подразделений, предприятий организаций, учреждений. В то же
время эти категории взаимодействуют между собой, переходят из одного качества в
другое.
Финансовая
система
Финансы как целостная экономическая категории
с присущими ей общими свойствами вместе с тем имеют и свою структуру, в которую
входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), отличающихся своими
особенностями. Необходимость их выделения обусловлена многообразием
потребностей общества, которые обслуживают финансы. Многозвенность финансов
способствует более эффективному их воздействию на экономику страны и социальную
сферу.
Совокупность входящих в состав финансов звеньев
(институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны. В
финансовой системе Российской Федерации в последние годы произошли существенные
изменения. Они обусловлены преобразованиями в экономике (переход к рыночным
отношениям) и политическими условиями распад СССР, изменения федеративных
отношений в РФ, становление местного самоуправления и др.). в результате
появились новые институты в финансовой системе, изменилось содержание вошедших
в неё звеньев, их взаимодействие между собой.
В современном этапе в состав финансовой
системы Российской федерации входят следующие звенья (институты):
1. Бюджетная система, состоящая
из государственных (федерального и бюджетов субъектов Федерации) и местных
бюджетов. Это центральное звено финансовой системы. Концентрируемые в бюджетах
денежные фонды используются для решения общих задач соответствующей территории.
Средства бюджетной системы в основном образуются за счёт налогов и других
обязательных платежей юридических и физических лиц. Однако используется привлечение
средств и на возвратной основе через внутренний и внешний кредит.
2. Внебюджетные целевые государственные и
муниципальные (местные) денежные фонды, создаваемые соответствующими
представительными или исполнительными органами власти и местного самоуправления.
Они используются на определённые цели соответственно своему предназначению. Это
новое, появившееся в начале 90-х гг., звено финансовой системы, при создании
которого использован зарубежный опыт. К ним относятся такие социальные фонды,
как Пенсионный, Фонд государственного социального страхования, Фонд занятости,
Фонд обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение
требования законодательства. Появились и другие внебюджетные фонды, в том числе
на основании актов Правительства РФ. Они образуются как за счёт обязательных
платежей юридических и физических лиц, та и за счёт поступлений добровольного
характера. Однако в связи с недостаточностью средств в бюджетной системе
(бюджетным дефицитом), распылённостью государственных средств по многочисленным
фондам, фактами неэффективного использования средств этими фондами начала
проводится политика включения их (консолидации) в бюджет. С 1995 г. в федеральном бюджете консолидируются фонды: дорожный, экологический, государственный фонд борьбы
с преступностью, фонд развития таможенной системы РФ и др.
3. Финансы предприятий, организаций,
учреждений, отраслей народного хозяйства как обособленные денежные фонды, находящиеся
в распоряжении соответствующих субъектов (предприятий, министерств и т.д.) и
используемые ими для выполнения своих функций и задач. Для современных условий
характерно многообразие форм собственности, на основе которых функционируют
финансы предприятий, организаций и учреждений. Это звено подразделяется на
финансы коммерческих и некоммерческих организаций. Финансы предприятий –
исходное звено, основа всей финансовой системы, так как они непосредственно
связаны с материальным производством, в процессе которого создаётся доход,
затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы.
4. Имущественное и личное страхование обеспечивает
формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение
материального ущерба, причиненного юридическим и физическим лицам стихийными
бедствиями, несчастными случаями и различного рода другими неблагоприятными
событиями. Средства таких фондов образуются за счёт взносов юридических и
физических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Однако законодательство
предусматривает случаи страхования за счёт государственного бюджета
(военнослужащих, государственных служащих, работников государственной налоговой
службы и т.д.). в связи с переходом к рыночной экономике страхование перестало
быть государственной монополией. Наряду с государственными в этой сфере
действуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые
организации, находясь под надзором государства.
5. Кредит означает привлечение
свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляцию их денежные фонды,
именуемые кредитными ресурсами, а также предоставление их во временно
использование на началах за счёт привлечённых, но и собственных средств
кредитора.
Различают две
формы кредита:
1. Государственный кредит
выражается во временном использовании денежных средств юридических и физических
лиц государством при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для
осуществления намеченных расходов. Государство в этих отношениях выступает в
качестве заёмщика. В результате использования такой формы кредита образуется государственный
долг, который может быть внутренним (порядок его образования и
погашения урегулирован законом) и внешним, регулируемым международными
договорами. В настоящее время Россия активно использует государственный кредит
для покрытия бюджетного дефицита.
Вместе с тем и государство может
предоставлять из бюджета средства для временного использования (кредит)
субъектам Федерации, организациям для оказания финансовой поддержки. Такую
форму кредита также следует отнести к государственному кредиту. Однако
государство в этих случаях выступает уже в качестве кредитора. В рассмотренных
формах осуществляется также муниципальный кредит.
2. Банковский кредит – это
образование кредитных ресурсов в распоряжении банков (кредитных организаций) в
результате использования хранящихся на их счетах временно свободных средств
юридических и физических лиц и предоставление ресурсов юридическим и физическим
лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора, во
временное использование на условиях возмездности (платности), срочности,
материальной обеспеченности долга. В настоящее время система кредитных
организаций существенно изменилась, они основаны теперь на разных формах
собственности и получили большую самостоятельность в осуществлении кредитных
операций.
В процессе функционирования финансовой
системы производятся денежные платежи и расчёты, то есть используется денежная
система. Эти платежи и расчеты производятся как в безналичной форме, так и с
использованием наличных денег. При формировании и использовании валютных фондов
производится соответствующие валютные операции.
Понятие финансовой
деятельности государства.
Необходимость использования финансов
(финансовой системы) обусловила осуществление государством в этой специальной
деятельности, а именно – финансовой деятельности.
Финансовая деятельность государства –
это осуществление им функций по планомерному формированию, распределению и
использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач
социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и
безопасности страны [8,10].
Страницы: 1, 2
|