Развитие финансового контроля и его эффективность в РФ
ИРКУТСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ
И
ТУРИЗМА
Контрольная работа
По Финансовому праву
На тему: Развитие финансового контроля и его
эффективность в РФ.
Работу выполнил
студент
группы П-01-1:
Масарновский
В. К.
Работу проверил:
Мазалов А.
Н.
Иркутск
2003
г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. Понятие и
значение финансового контроля 3 - 6
2. Виды и органы финансового контроля 6
- 11
3. Методы
финансового контроля 11 - 12
4. Дополнительный
материал 12 - 37
5.
Вывод
37
Материал был взят из учебника Финансовое
право – Москва, Юрист, 2002 г.
По издательством Н. И. Химичёвой и Интернет
изданий и газеты «Финансовые Известия»
Работа
была выполнена на домашней печатной студии «Маяк», под редакцией В. К.
Масарновского и была распечатана на принтере. @ Иркутск, Маяк, 2003г.
1. Понятие и значение финансового контроля
Неотъемлемой составной частью финансовой
деятельности государства и муниципальных образований является финансовый
контроль.
Наличие финансового контроля объективно
обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная,
но и контрольная функция. Поэтому использование государством и муниципальными
образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает
проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль
осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов
государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе
специальными контрольными органами при участии общественных организаций,
трудовых коллективов и граждан.
Значение финансового контроля выражается
в том, что при его проведение проверяются, во – первых, соблюдение
установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной
власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями,
гражданами и, во – вторых, экономическая обоснованность и эффективность
осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных
образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и
целесообразности проводимой финансовой деятельности.
Требование соблюдения законности в
деятельности по образованию, распределению и использованию денежных фондов
государства и субъектов местного самоуправления имеет конституционную основу:
органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные
лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч.2
ст. 15 Конституции РФ).
Итак, финансовый контроль – это контроль
за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения
и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях
эффективного социально – экономического развития страны и её регионов.
Финансовый контроль присущ всем
финансово-правовым институтам. Поэтому, помимо общих финансово – правовых норм,
регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом,
имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово – правовых
институтах и закреплённые соответствующим законодательством (например, в
Налоговом или Бюджетном кодексах РФ).
Основными направлениями финансового
контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются:
А) проверка выполнения органами
государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции,
распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;
Б) проверка выполнения финансовых
обязательств пред государством и органами местного самоуправления организациями
и гражданами;
В) проверка правильности использование
государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями
находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных
ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и
других средств);
Г) проверка соблюдения правил совершения
финансовых операций, расчётов и хранения денежных средств предприятиями,
организациями, учреждениями;
Д) выявление внутренних резервов
производства – возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности
труда, более экономного эффективного использования материальных и денежных
средств;
Е) устранение и предупреждение нарушение
финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке
применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам,
обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям,
гражданам.
В результате реализации задач финансового
контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон
законности. Финансовая дисциплина – это чёткое соблюдение установленных
предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных
фондов государства, субъектов местного самоуправления, предприятий,
организаций, учреждений. Требования финансовой дисциплины распространяются не
только на предприятия, организация, учреждения, граждан, но и на органы
государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Тем самым
финансовый контроль обеспечивает интересы государства, муниципальных
образований, а также способствует соблюдению прав и интересов конкретных
граждан, предприятий, учреждений (например, контроль за соблюдением
законодательства о представление льгот по платежам в бюджет, за правильностью
взимания налогов, за своевременностью выделения бюджетных ассигнований и т.
д.).
Однако объект финансового контроля не
ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает
контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов
страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения
опосредуется денежными отношениями.
Эффективность финансового контроля
предполагает необходимость глубокого экономического анализа финансово –
хозяйственной деятельности, разработки контролирующими органами предложений по
улучшению качеств работы проверяемых организаций.
Одной из форм финансового контроля
выступает контроль рублём, свойственный сфере коммерческих отношений. Это
контроль за финансово – хозяйственной деятельностью предприятий, объединений,
организаций посредством таких экономических категорий, как цена, себестоимость,
прибыль и др., при использовании системы финансирования, кредитования,
расчётов. Контроль рублём позволяет определить качество работы предприятий и
экономически воздействовать на него. Например, анализ прибыли предприятия, её
объёма, источников получения (или причин не получения) выявляет результаты
работы предприятия. Несвоевременность возращения ссуды, полученной в банке,
сигнализирует о неблагополучном финансовом положении предприятия.
На своевременном этапе произошли
изменения в организации финансового контроля, в его содержании.
В условиях перехода к рыночным
отношениям, хозяйственной самостоятельности предприятий, организаций,
учреждений усиливается значение повседневного внутрихозяйственного
самоконтроля, контроля собственников.
Более глубоким, неформальным стал
контроль со стороны представительных органов государственной власти и органов
местного самоуправления за финансовой деятельностью исполнительной власти,
опирающийся на создаваемые ими специальные контрольные органы.
Изменилась система контрольных органов:
упразднены органы народного контроля, в связи с изменением системы политической
власти и установлением власти Президента Российской Федерации организован
президентский контроль, осуществляемый Контрольным управлением Президента Российской
Федерации.
На основании Конституции РФ 1993 г. (ст.
101 – 103) палаты Федерального Собрания РФ образуют счётную палату РФ.
Подобные органы действуют и на уровне субъектов Федерации.
Сформированы также новые органы
финансового контроля: органы государственной налоговой службы, государственного
страхового надзора; функции финансового контроля осуществляют и созданные в
1990 – х. гг. органы федерального казначейства. Широкое развитие получил
контроль в новой форме – аудиторской деятельности, проводимой независимыми
организациями на платной основе в качестве предпринимательской деятельности.
Преобразование в системе банков и их
деятельности применительно к особенностям рыночных отношений обусловили
изменения в контрольных функциях банков, а также выделение из них на особый
уровень Центрального банка РФ с функциями государственного контроля и надзора.
Впоследствии меры по совершенствованию
системы органов, осуществляющих финансовый контроль, продолжались:
Государственная налоговая служба РФ, преобразованная в Министерство РФ по
налогам и сборам, изменена система органов, осуществляющих государственный
страховой надзор. Особое внимание обращено на необходимость укрепления
государственного финансового контроля, чему призван способствовать намечены к
принятию Федеральный закон «О государственном финансовом контроле в Российской
Федерации».
Проблемы, связанные с собиранием и
расходованием государственных финансовых ресурсов обусловили создание
Межведомственного совета по государственному финансовому контролю, обеспечению
своевременности и полноты сбора налогов и других платежей в федеральный бюджет.
Целями деятельности Совета определены координация и усиление контроля за
поступлением и расходованием средств федерального бюджета, федеральных
внебюджетных фондов и других государственных средств. В состав Совета включены
руководители финансово – контрольных и экономических органов, в том числе
министров финансов, Председатель Банка России, руководитель федерального казначейства
и др. Председатель Совета – министр финансов. В работе Совета могут принимать
участие представитель Генеральной Прокуратуры РФ, МВД России, ФСБ России и др.
заинтересованных органов.
К задачам Совета отнесены: формирование
тактики и методологии государственного финансового контроля; определение его
основных направлений и механизма; согласование практических мероприятий по
осуществлению государственного финансового контроля; утверждение программы совместных
ревизий и проверок; подготовка предложений по расширению источников средств
федерального бюджета и внебюджетных государственных фондов, по эффективности
государственного финансового контроля; обобщение и распространение опыта
государственного финансового контроля.
Совету предоставлены права: запрашивать
от министерств и других органов исполнительной власти необходимые материалы и
информацию; обсуждать результаты ревизий и проверок, проводимых федеральными
органами исполнительной власти, заслушивать объяснения их руководителей;
вносить предложения в Правительство РФ.
Законодательство определяет формы
взаимодействие органов, осуществляющих финансовый контроль, с
правоохранительными органами в целях усиления его эффективности, что имеет
особо важное значение в связи с ростом преступности в экономической сфере.
2. Виды и органы финансового контроля.
Финансовый контроль подразделяется на
несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения он
может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля
свойственны деятельности всех контролирующих органов.
Предварительный финансовый контроль
проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию
денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений
финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и
исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой
деятельности, - проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и
кассовые заявки и т. п.
Текущий финансовый контроль – это
контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения
доходной и расходной частей бюджета; использования предприятием или учреждением
денежных средств, уплаты налогов и т. п.). В этом случае определяется состояние
финансовой дисциплины, выявляются её нарушения, пути предупреждения и меры по
их устранению.
Можно выделить обязательный и
инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится: а) в силу требований
законодательства, например контроль со стороны представительных (законодательных)
органов власти за исполнением бюджета по итогам за год; б) по решению
компетентных государственных органов (например, проверки и обследования
налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны налоговых органов,
контроль, проводимый на основе решений правоохранительных органов).
Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению
хозяйствующих субъектов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|