Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо
установленных законодательными актами РФ, инициативная – по решению хозяйствующего
субъекта.
Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации
подробно регламентируют вопросы, связанные с оплатой работы аудитора,
ответственностью хозяйствующего субъекта за уклонение от проведения
обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению;
с порядком проведения аудиторской проверки (в частности, предусмотрены
обстоятельства, при которых аудиторская проверка не может проводиться);
со структурой и содержанием заключения аудитора (аудиторской фирмы);
с порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности
и т. Д.
Качество аудиторского заключения может быть проверено органом, выдавшим
лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению
хозяйствующего субъекта, по собственной инициативе или предложению прокурора.
В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки,
приведшей к убыткам для государства или для хозяйствующего субъекта, с
аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или
арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию: понесенные убытки в
полном объеме; расходы на проведение перепроверки; штраф, зачисляемый в
федеральный бюджет, в определенном размере.
13. Понятие и
предмет бюджетного права, его источники.
В связи с
функционированием государственных и местных бюджетов возникает широкий круг
общественных отношений, которые регулируются особым подразделением финансового
права – бюджетным правом.
Бюджетное
право – центральный раздел особенной части финансового права, связанный с
другими разделами и институтами последнего, что обусловлено положением бюджета
в финансовой системе РФ, его координирующей ролью. БП – это раздел финансового
права, состоящий из юридических норм, регулирующий общественные отношения,
которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием
денежных фондов, сосредоточенных в государственных и местных бюджетах.
Бюджетное
право отличается от других институтов финансового права своим предметом, т.е.
содержанием отношений, которые оно регулирует. Специфика состоит в том, что:
а) бюджетное право регулирует отношения РФ, её Субъектов и МО, и
соответствующих представительных и исполнительных органов.
Б) эти отношения
возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных
фондов государства (в том числе Субъектов) и МО, имеющих общее значение для
соответствующей территории.
Т.о.
бюджетное право регулирует –
- бюджетное
устройство РФ;
- структуру
доходов и расходов бюджетной системы;
- компетенцию
РФ, Субъектов и МО в области бюджета;
- бюджетный
процесс, т.е. порядок формирования и реализации бюджета, а также отчетности об
исполнении бюджета.
Источники БП
– Конституция РФ (ст.ст. 71, 72), закон РФ «об основах бюджетного устройства и
бюджетного процесса», ФЗ «об общих принципах организации МСУ в РФ», указы
Президента РФ, постановления Правительства РФ, правовые акты Министерства
финансов РФ, а также Бюджетный кодекс РФ, принятый 31 июля 1998г. и введенный в
действие с 1 января 2000г.
Бюджетные правоотношения. Субъекты
бюджетных правоотношений.
Вступая в
общественные отношения для реализации своих прав и выполнения обязанностей,
субъекты бюджетного права становятся участниками бюджетных правоотношений.
Этим
правоотношениям свойственны следующие особенности, касающиеся их содержания и
субъективного состава:
а) они
возникают в связи с образованием, распределением и использованием
централизованного государственного или муниципального денежного фонда
соответствующей территории.
Б) права и
обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и исполнением
бюджета как основного финансового плана государства.
В) в
бюджетных правоотношениях обязательно участвуют государства, государственные
или МО, или соответствующие органы государственной власти и МСУ, представляющие
их интересы.
Бюджетные
правоотношения как и нормы бюджетного права могут быть процессуальными и
материальными.
В круг
субъектов бюджетного права РФ входят:
1) государство и
его территориальные подразделения (все субъекты и т.д.);
2) органы
государственной власти и МСУ (представительные, исполнительные).
14.
Бюджетное устройство в Российской Федерации
Согласно БК РФ под бюджетным устройством понимается организация
бюджетной системы и принципы ее построения. Как видно из определения,
бюджетное устройство включает в себя два составляющих элемента: а)
бюджетную систему; б) принципы построения бюджетной системы. Бюджетная
система любого государства определяется государственным и
административно-территориальным устройством (делением). Поэтому в
конфедеративном, федеративном и унитарном государствах оно будет разным.
Россия является федеративным государством. В связи с разграничением
компетенции между Российской Федерацией и субъектами федерации вытекает
необходимость существования федерального бюджета и бюджетов каждого из ее
субъектов. А наличие административно-территориальных образований в рамках
субъектов Российской Федерации предполагает и наличие местных бюджетов.
БК РФ определяет бюджетную систему как основанную на экономических
отношениях и юридических нормах совокупность республиканского (федерального)
бюджета РФ, республиканских бюджетов республик в составе РФ, бюджетов
национально-государственных и административно-территориальных образований
Российской Федерации.
Исходя из особенностей государственного и административно-территориального
устройства (деления) Российской Федерации, ее бюджетная система представлена
следующими видами бюджетов:
1) федеральный бюджет (республиканский бюджет РФ);
2) бюджеты субъектов Российской Федерации, в том числе: республиканские
бюджеты республик в составе РФ; краевые бюджеты краев
3) местные бюджеты (городские бюджеты городов, районные бюджеты районов
в городах.)
Вторым составляющим элементом бюджетного устройства Российской
Федерации являются принципы (основные начала) построения бюджетной системы.
По БК к ним относятся принципы единства, полноты, реальности, гласности и
самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ.
Принцип единства бюджетной системы
обеспечивается единой правовой базой; едиными бюджетными классификациями,
используемыми на всей территории РФ; единством формы бюджетной документации
(учетной, отчетной, статистической и т.д.); предоставлением с одного уровня
бюджета на другой статистической и бюджетной информации, необходимой для
составления консолидированных бюджетов соответствующих уровней, а также
согласованными принципами бюджетного процесса и единством денежной системы.
Принцип полноты бюджетной системы
обеспечивается двумя моментами: полнотой своего структурного состава и
полнотой источников дохода, включаемых в бюджеты, и расходов, относимых на
соответствующий бюджет. Полнота структуры бюджетной системы показывает,
насколько обоснованным является существование именно тех бюджетов, которые
имеют место в России на данном этапе. И в этом плане ее следует признать
полной, поскольку она соответствует государственному и административному
устройству (делению) Российской Федерации как основному критерию своего
обоснования.
Принцип полноты обеспечивается и включением в бюджетную систему
практически всех видов источников дохода, имеющих место на территории
Российской Федерации. В этом состоит принципиальное отличие бюджетов от других
денежных фондов.
Принцип реальности бюджетной системы должен
обеспечиваться реальными поступлениями денежных средств в бюджеты всех
уровней. С этой целью в законодательном порядке определяются конкретные
источники доходив, включаемые в бюджеты разного уровня. Они могут быть
собственными и заемными, но эти источники должны реально существовать, а их
поступление должно гарантироваться государством.
Принцип самостоятельности бюджетов, как
указано в законодательстве, обеспечивается наличием собственных источников
доходов и правом определять направления их использования и расходования.
Принцип гласности в бюджетной деятельности
обеспечивается, во-первых, открытым всесторонним обсуждением бюджетов на
предстоящий год и итогов исполнения бюджетов прошедшего года и, во-вторых,
доведением до всего общества конкретных показателей бюджетов и итогов их
исполнения.
17. Понятие
и принципы бюджетного процесса
Особенность бюджетов всех уровней — последовательное прохождение
постоянно возобновляюцц1хся одних и тех же стадий их формирования и исполнения
в установленном законом порядке. Это обусловлено тем, что акт, издаваемый о
бюджете того или иного уровня, действует в течение определенного периода
времени, по окончании которого должен быть принят новый акт о конкретном
бюджете на следующий период времени.
Формирование
бюджетов включает в себя следующие три стадии: составление бюджетов, их
рассмотрение и утверждение.
Исполнение бюджетов — это четвертая
стадия прохождения бюджетов в их периодическом цикле. Заключительным этапом
стадии исполнения бюджетов является составление и утверждение отчетов об
исполнении бюджетов.
Основные положения формирования бюджетов установлены Конституцией РФ,
однако главными актами, регулирующими порядок формирования и исполнения
бюджетов на территории России, явл. БК. Кроме того, этот порядок в определенной
мере регулируется Законом «О Совете Министров — Правительстве РФ», Регламентами
обеих палат Федерального Собрания РФ и некоторыми другими правовыми актами,
принимаемыми на федеральном уровне.
На основе российского законодательства субъекты РФ и органы местного
самоуправления принимают свои нормативные акты, регламентирующие порядок
формирования и исполнения соответствующих бюджетов.
Деятельность по формированию и исполнению бюджетов представляет собой
бюджетный процесс, понятие которого дается в БК. Бюджетный процесс — это
регламентируемая законом деятельность органов государственной и местной власти
по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению соответствующих бюджетов.
Продолжительность всех стадий бюджетного процесса в Российской
Федерации от начала составления бюджетов до утверждения отчетов об их
исполнении занимает период более трех лет. Срок действия утвержденного бюджета
называется бюджетным годом, в нашей стране он определен в 12
месяцев и совпадает с календарным годом (с 1 января по 31 декабря).
В основе бюджетного процесса лежат принципы, характерные для
бюджетного устройства РФ: единства, полноты, реальности, гласности и
самостоятельности всех бюджетов (см. 12).
Вместе с тем для бюджетного процесса характерны и некоторые другие
принципы. Так, распределение полномочий в бюджетном процессе основано на принципе
разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной
властей. В соответствии с этим принципом составление и исполнение бюджетов
относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение,
утверждение и контроль за исполнением бюджетов —к функциям органов
представительной власти.
Всем без исключения стадиям бюджетного процесса свойственен принцип
специализации бюджетных показателей. Он выражается в
конкретизации доходов бюджетной системы по источникам, а расходов — по целевому
их направлению. Принцип специализации бюджетных показателей реализуется через
бюджетную классификацию — систематизированную группировку доходов и расходов
бюджетов по однородным признакам. Бюджетная классификация имеет важное
организующее и юридическое значение. С одной стороны, ее применение обеспечивает
четкую организацию работы органов власти по формированию и исполнению бюджетов
всех уровней; упрощает осуществление контроля за своевременностью и полнотой
поступления бюджетных средств и их использованием по целевому назначению;
создает условия для объединения бюджетов в консолидированные бюджеты
соответствующих территорий; облегчает экономический анализ бюджетных
показателей и т.д. С другой стороны, в бюджетной классификации выражена
правовая организация бюджетов, поскольку, как уже указывалось, она является
юридическим актом, лежащим в основе составления и исполнения бюджетов.
Составленная на основе бюджетной классификации роспись доходов и расходов
устанавливает конкретные рамки полномочий соответствующих субъектов по
формированию и использованию бюджетных средств.
Для бюджетного процесса характерен и принцип ежегодности,
выражающийся в ежегодном повторении его стадий. Разработка и принятие бюджетов
на больший или меньший период времени не нарушает принципа ежегодности бюджета
и бюджетного процесса, так как годовые бюджеты принимаются в любом случае.
18 Бюджетный процесс: понятие,
принципы, стадии.
Особенность бюджетов всех уровней — последовательное прохождение постоянно
возобновляюцц1хся одних и тех же стадий их формирования и исполнения в
установленном законом порядке. Это обусловлено тем, что акт, издаваемый о
бюджете того или иного уровня, действует в течение определенного периода
времени, по окончании которого должен быть принят новый акт о конкретном
бюджете на следующий период времени.
Формирование
бюджетов включает в себя следующие три стадии: составление бюджетов, их
рассмотрение и утверждение.
Исполнение бюджетов — это четвертая
стадия прохождения бюджетов в их периодическом цикле. Заключительным этапом
стадии исполнения бюджетов является составление и утверждение отчетов об
исполнении бюджетов.
Основные
положения формирования бюджетов установлены Конституцией РФ, однако главными
актами, регулирующими порядок формирования и исполнения бюджетов на территории
России, явл. БК. Кроме того, этот порядок в определенной мере регулируется
Законом «О Совете Министров — Правительстве РФ», Регламентами обеих палат
Федерального Собрания РФ и некоторыми другими правовыми актами, принимаемыми на
федеральном уровне.
На
основе российского законодательства субъекты РФ и органы местного
самоуправления принимают свои нормативные акты, регламентирующие порядок
формирования и исполнения соответствующих бюджетов.
Деятельность
по формированию и исполнению бюджетов представляет собой бюджетный процесс,
понятие которого дается в БК. Бюджетный процесс — это регламентируемая
законом деятельность органов государственной и местной власти по составлению,
рассмотрению, утверждению и исполнению соответствующих бюджетов.
Продолжительность
всех стадий бюджетного процесса в Российской Федерации от начала составления
бюджетов до утверждения отчетов об их исполнении занимает период более трех
лет. Срок действия утвержденного бюджета называется бюджетным годом,
в нашей стране он определен в 12 месяцев и совпадает с календарным годом (с 1 января
по 31 декабря).
В
основе бюджетного процесса лежат принципы, характерные для бюджетного
устройства РФ: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности
всех бюджетов (см. 12).
Вместе
с тем для бюджетного процесса характерны и некоторые другие принципы. Так,
распределение полномочий в бюджетном процессе основано на принципе
разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной
властей. В соответствии с этим принципом составление и исполнение бюджетов
относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение,
утверждение и контроль за исполнением бюджетов —к функциям органов
представительной власти.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|