Валютное регулирование в РФ
Северо-Западная Академия
Государственной Службы при Президенте Российской Федерации
Р Е Ф Е Р А Т
по финансовому праву
тема : «Валютное
регулирование в РФ»
Выполнила студентка
V курса вечернего отделения
юридического факультета
Миронова Н.Н.
группа № 52
Преподаватель
Иванюженко А.Б.
Санкт-Петербург
1998
П Л А Н
Введение :
1. Валютное регулирование - основные
функции, задачи, механизмы.
Основная
часть :
2. Внешнеторговые отношения как
важнейшие отношения валютного регулирования и их принципы
3. Отдельные вопросы осуществления
валютного контроля
· Валютный контроль за экспортными поставками
·
Некоторые
вопросы таможенного оформления экспорта товаров в связи с осуществлением
валютного контроля
· Валютный контроль за импортными поставками
Заключение:
4. Перспективы развития
таможенно-банковского контроля России
Валютное регулирование - основные функции, задачи,
механизмы
В области валютного законодательства за последние десять
лет произошли радикальные изменения, вызванные основным событием в этой сфере -
отменой государственной валютной монополии.
Государственная валютная монополия была главным принципом
валютной политики на протяжении всей истории СССР. Она означала, что
государство выступало единственным законным владельцем иностранной валюты, которая
концентрировалась в одних руках и распределялась из центра с помощью валютного
плана. Государство имело тогда исключительное право на совершение операций с
валютными ценностями, на управление принадлежавшими ему золото-валютными
резервами. Действовали принципы концентрации валютных резервов и единства
валютной кассы.
С упразднением государственной монополии на внешнюю
торговлю и началом либерализации внешнеторговой деятельности резко увеличилось
количество физических и юридических лиц, сталкивающихся в своих повседневных
нуждах с валютным законодательством. Создание же внутреннего валютного рынка в
России придало валютно-правовому регулированию постоянный характер.
Допуская в известных пределах обращение иностранной валюты
и валютных ценностей, государство обеспечивает приоритет собственной,
национальной валюты. Так, денежные обязательства возникающие при совершении
сделок с золотом и серебром, должны быть выражены и оплачены в валюте РФ. В
соответствии с решением Совета Безопасности РФ «Об итогах работы
Государственной комиссии по рассмотрению причин резкой дестабилизации
финансового рынка» от 2 ноября 1994 года в расчетах междду конечными
потребителями запрещено применять валюту иностранных государств. В связи с этим
на предприятиях розничной торговли и других предприятиях, обслуживающих
население, запрещается объявлять цены на товары и услуги в иностранной валюте.
Оценка вкладов в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями может
осуществляться как в национальной, так и в иностранной валюте - по соглашению
между участниками предприятия.
Таким образом мы можем определить валютное регулирование
как, деятельность государственных органов, направленная на регламентирование
порядка совершения валютных операций.
Валютное правовое регулирование осуществляется на двух
уровнях : нормативном и индивидуальном. Нормативно-правовое регулирование
состоит в создании (разработке и утверждении) правовых норм, объектом которых
являются общественные отношения, связанные с валютой. Индивидуально-правовое
регулирование - это применение правовых норм к конкретным жизненным
обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращении
валютных правоотношений.
Основы организации и осуществление валютного регулирования
определены Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Более
детальное регулирование частных вопросов, связанных с валютными отношениями,
осуществляется в других законодательных иных нормативных актах, в том числе и
ведомственных (однако имеющих общее значение).
Правовые нормы, определяющие порядок совершения валютных
операций, выполняют две основные функции - регулирующую и контрольную.
Регулирующая функция валютного законодательства сводится. В
первую очередь, к определению объема прав и обязанностей лиц, участвующих в
совершении валютных операций, под которыми понимаются :
·операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на
валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве
средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте
·ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из
Российской Федерации валютных ценностей
·осуществление международных денежных переводов
Основной
же целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного
законодательства при осуществлении валютных операций[1].
Особым направлением валютного контроля является контроль за
соблюдением валютного законодательства при осуществлении внешнеторговой
деятельности - предпринимательской деятельности в области международного обмена
товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной
деятельности, в том числе исключительными правами на них[2].
В соответствии со ст.10 Закона РФ «О валютном регулировании
и валютном контроле» валютный контроль за осуществлением внешнеторговой
деятельности ведется по следующим основным направлениям :
·определение соответствия проводимых валютных операций действующему
законодательству и наличия необходимых для них лицензий
·проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед
государством, а также обязательств по продаже валюты на внутреннем валютном
рынке Российской Федерации
·проверка обоснованности платежей в валюте
·проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным
операциям
Для реализации поставленных задач было начато формирование
механизмы валютного контроля за внешне-торговой деятельностью. Под которыми
понимается совокупность специальных институтов, органов, лиц, участвующих в
процессе валютного контроля (субъективная составляющая), а так же набор форм и
методов контрольной деятельности (функциональная составляющая).
Внешнеторговые отношения как важнейшие отношения
валютного регулирования и их принципы
Внешнеторговые отношения являются наиболее
распространенными отношениями. Основными целями государственного
регулирования внешнеторговой деятельности являются :
·защита экономического суверенитета
·обеспечение экономической безопасности
·стимулирование развития национальной экономики при осуществлении
внешнеторговой деятельности
·обеспечение условий эффективной
интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику
Принципы государственного регулирования внешнеторговой
деятельности представляют собой исходные нормативно-руководящие основы
механизма государственного регулирования. Они обеспечивают взаимосвязь
внешнеторгового законодательства и внешнеторговой политики. Особую роль
принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности играют в
формировании судебной и административной практики, содействуют отмене устаревших
и принятии новых юридических норм, в толковании правовых актов и устранения
пробелов в законодательстве, в организации контроля за деятельностью
государственных чиновников, осуществляемой в порядке дискреционных полномочий
т.е. полномочий, реализуемых по собственному усмотрению. Итак, рассмотрим
непосредственно сами принципы государственного регулирования внешнеторговых
отношений :
· Единство внешнеторговой политики
как составной части внешней политики . Внешнеторговая политики является
частью внешней политики - общего курса государства в международных делах. Это
предполагает необходимость согласования конкретных решений в сфере внешней
торговли с общими установками внешней политики. Так, например, присоединение
России к международным санкциям в отношении какого-либо государства влечет за
собой немедленное прекращение или приостановление внешнеторговых операций с
данной страной, какими выгодными они не являлись
· Единство системы государственного
регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением. Контроль
- обязательный этап любой управленческой деятельности, включающей в себя
подготовку управленческого решения, его реализацию и контроль за исполнением.
Контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется соответствующими
органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации в пределах своей компетенции в целях обеспечения положения
Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой
деятельности». Других федеральных законов и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации о внешнеторговой деятельности, а также в целях защиты
экономических и политических интересов РФ, муниципальных образований и
российских лиц[3]
· Единство политики экспортного
контроля. Система экспортного контроля представляет
собой совокупность мер по реализации федеральными органами власти
установленного российским законодательством порядка вывоза за пределы
Российской Федерации вооружений и военной техники, а так же отдельных видов сырья,
материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые
могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, по
недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов
оружия и технологий их создания, по выявлению, предупреждению и пресечению
нарушений этого порядка.
· Единство таможенной территории
Российской Федерации. Таможенная территория - это территория, над которой
Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного
дела[4] . Таможенная территория РФ
также определяется как сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние
воды. Воздушное пространство над ними. Таможенная территория включает в себя
также в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации
искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская
Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела[5] . Принцип единства таможенной
территории нацелен на предотвращение появления внешнеторгового и таможенного
партикуляризма. Он исключает возможность появления внутренних таможенных
границ.
· Приоритет экономических мер
государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Государственная
внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и
административного методов регулирования внешнеторговой деятельности в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Тот или иной
метод регулирования предполагает использование конкретных инструментов
государственного регулирования внешнеторговой деятельности, которые условно
могут быть объединены в следующие группы :
1. таможенно-тарифные инструменты (импортный и экспортный тарифы)
2. паратарифные инструменты. Использование которых формально не связано с
регулированием внешнеторговой деятельности, но на деле оказывает на нее
существенное влияние (таможенные сборы и иные таможенные платежи не налогового
характера, внутренние налоги (акцизы, НДС), взимаемые налоговыми органами)
3. валютно-финансовое регулирование (порядок совершения валютных операций
и т.д.)
4. антидемпинговые и компенсационные полшины, с помощью которых
осуществляется защита интересов национальных производителей, борьба с занижение
цен экспортируемых товаров и использованием экспортных субсидий
5.государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами
6. установление технических барьеров, позволяющих контролировать
импортные поставки на предмет соответствия национальным стандартам безопасности
и качества
7. контингентирование (квотирование) внешнеторговых операций, означающее
ограничение экспортных и (или) импортных поставок определенным количеством
товаров или их суммарной стоимостью на установленный период времени
8. лицензирование, предполагающее выдачу уполномоченными на то органами
исполнительной власти разрешений (лицензий) на совершение экспортных и (или)
импортных операций
·Равенство участников
внешнеторговой деятельности и их недискриминация. Этот
принцип тесным образом связан с конституционным принципом юридического
равенства[6],
признания защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных
форм собственности[7].
Государство не должно дискриминировать участников внешнеторговой деятельности,
то есть предоставлять одним субъектам условия для внешнеторговой деятельности
худшие, по сравнению с предоставленными другим субъектам.
· Защита государством прав и
законных интересов участников внешнеторговой деятельности. Если интересы
участников внешнеторговых операций пострадали из-за участия Российской
Федерации в международных санкциях, они имеют право на возмещение убытков в
судебном порядке за счет средств федерального бюджета[8]. Для защиты экономических
интересов российских лиц, пострадавших от действий зарубежных государств,
Российская Федерация может вводить ответные меры.
· Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во
внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономики РФ в
целом. Очевидно, что данным принципом не исключается
возможность государственного вмешательства во внешнеторговую деятельность. В
целом ряде ситуаций государство не только может, но и обязано вмешаться во
внешнеторговую деятельность, осуществляя тем самым защиту основ
конституционного строя, нравственности, законности, прав и законных интересов
других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства[9] . Исключением являются лишь
случаи неоправданного вмешательства.
Рассматривая внешнеторговую деятельность, как одну из сфер
валютного регулирования в РФ, нельзя не обратиться к рассмотрению субъективной
и объективной сторон указанных правоотношений .
Итак, все участники правоотношений по валютному контролю
могут быть разделены на контролирующих субъектов и лиц, внешнеторговая
деятельность которых является объектом контроля.
Страницы: 1, 2, 3
|