Иностранная валюта
включает:
· денежные
знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и
являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном
государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения,
но подлежащие обмену денежные знаки;
· средства
на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных
или расчетных единицах.
Новый закон о
валютном регулировании «О Валютном регулировании и валютном контроле»[34],
декларирующий принципиально иной подход к государственному воздействию на
участников валютных операций. Операция предполагается совершаемой свободно,
если иное не установлено законом.
Можно выделить три
принципа, положенные в основу Закона:
- если порядок
проведения валютной операции не установлен, она совершается без ограничений
(п.2 ст. 5 Закона),
- международные
(резидент – нерезидент) валютные операции совершаются свободно, за исключением
ограниченного круга операций движения капитала, перечисленных в Законе (ст. 6
Закона),
- валютные операции
между резидентами запрещены, если иное не установлено Законом (ст.9 Закона).
Исчезло из нового
Закона разграничение валютных операций на текущие валютные операции и валютные
операции, связанные с движением капитала. Валютные операции разграничиваются в
зависимости от состава их участников на операции:
-между резидентами,
-между резидентами
и нерезидентами,
- между
нерезидентами и нерезидентами.
Валютные операции
между резидентами запрещены, за исключением:
1) операций,
предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, частью 6 статьи 12 и частью 3
статьи 14 настоящего Федерального закона;
2) операций,
связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами
при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования
транспортных средств при международных перевозках;
3) операций между
комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами,
доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг,
связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче
товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и
результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на
них;
4) операций по
договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при
оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с
перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую
Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской
Федерации, а также по договорам страхования указанных грузов;
5) операций с
внешними ценными бумагами, осуществляемых через организаторов торговли на рынке
ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные
бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской
Федерации[35];
6) операций с
внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в
депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской
Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации1;
7) операций,
связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других
платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный
бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
8) операций,
связанных с выплатами по внешним ценным бумагам (в том числе закладным), за
исключением векселей1;
9) операций при
оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной
командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также операций при
погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной
командировкой1;
10) операций,
связанных с расчетами и переводами при исполнении бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской
Федерации1;
11) операций,
предусматривающих расчеты и переводы для осуществления деятельности
дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и
иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за
пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств
Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях1;
12) переводов
физическим лицом - резидентом из Российской Федерации в пользу иных физических
лиц - резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами
территории Российской Федерации, в суммах, не превышающих в течение одного
операционного дня через один уполномоченный банк суммы, равной в эквиваленте 5
000 долларов США по официальному курсу, установленному Центральным банком
Российской Федерации на дату списания денежных средств со счета физического
лица - резидента, за исключением случаев, указанных в пункте 17 настоящей части[36];
13) переводов
физическим лицом - резидентом в Российскую Федерацию со счетов, открытых в
банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в пользу
иных физических лиц - резидентов на их счета в уполномоченных банках[37];
14) операций по
оплате и (или) возмещению расходов, связанных со служебными поездками за
пределы территории Российской Федерации работников, постоянная работа которых
осуществляется в пути или имеет разъездной характер2;
15) операций,
предусмотренных настоящей частью и частью 3 настоящей статьи, совершаемых
доверительными управляющими;
16) операций,
связанных с расчетами между транспортными организациями и находящимися за
пределами территории Российской Федерации физическими лицами, а также
филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц,
созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договорам
перевозки пассажиров[38].
17) переводов
физическими лицами - резидентами со своих счетов, открытых в уполномоченных
банках, в пользу иных физических лиц - резидентов, являющихся их супругами или
близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии
(родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и не
полнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями
и усыновленными), на счета указанных лиц, открытые в уполномоченных банках либо
в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Валютные операции
по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за
свой счет, осуществляются в порядке, установленном Центральным банком
Российской Федерации[39].
Без ограничений
осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками,
связанные:
1) с получением и
возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по
соответствующим договорам;
2) с внесением
денежных средств резидентов на банковские счета (в банковские вклады) (до
востребования и на определенный срок) и получением денежных средств резидентов
с банковских счетов (банковских вкладов) (до востребования и на определенный
срок);
3) с банковскими
гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам
поручительства и залога;
4) с приобретением
резидентами у уполномоченных банков векселей, выписанных этими или другими
уполномоченными банками, предъявлением их к платежу, получением по ним платежа,
в том числе в порядке регресса, взысканием по ним штрафных санкций, а также с
отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам в порядке,
установленном Федеральным законом от 11 марта 1997 года N 48-ФЗ "О
переводном и простом векселе"[40];
5) с
куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и
чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в
иностранной валюте, за валюту Российской Федерации и иностранную валюту, а
также с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства (группы
иностранных государств), приемом для направления на инкассо в банки за
пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты и чеков
(в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в
иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами
предпринимательской деятельности;
6) с уплатой
уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;
7) с иными
валютными операциями, отнесенными к банковским операциям в соответствии с
законодательством Российской Федерации[41].
Нерезиденты вправе
осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на
территории Российской Федерации с учетом требований, установленных
антимонопольным законодательством Российской Федерации и законодательством
Российской Федерации о рынке ценных бумаг.
Валютные операции
между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской
Федерации осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые
на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 13 настоящего
Федерального закона1.
Валютные операции
между нерезидентами
1) Нерезиденты
вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со
счетов (с вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на
банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или банковских
счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в
банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных
банках.
2) Нерезиденты
вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными
бумагами на территории Российской Федерации с учетом требований, установленных
антимонопольным законодательством Российской Федерации и законодательством
Российской Федерации о рынке ценных бумаг.
3)Валютные операции
между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской
Федерации осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые
на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 13
настоящего Федерального закона.
Заключение
Как показало
исследование динамики развития внешней торговли России за последнее время
характерными являются следующие тенденции:
-
Постоянный рост оборота внешней торговли России.
-
Увеличение доли экспорта продукции
топливно-энергетического комплекса.
-
Снижение в экспорте доли продукции обрабатывающих
отраслей промышленности.
-
Рост положительного сальдо внешней торговли.
Не все эти
тенденции можно считать положительными, так как наблюдается дальнейший рост
зависимости России от экспорта сырья, что не характерно для наиболее развитых
стран мира.
В целом повысилась
самооценка российского бизнеса, что проявилось в росте конкурентоспособности
промышленности. Нужно отметить, что это признак активизации использования
неценовых факторов конкурентоспособности, т.е. факторов, связанных с
эффективностью производства, рост которой компенсирует укрепление рубля.
Для стабильного
развития российской экономики в целом, необходимо сделать внешнеторговую
политику органичной частью структурной (промышленной) политики, которую также
надо разработать и начать наконец-то практически осуществлять. Подход к
внешнеторговой политике в таком контексте придаст ей необходимую
"стратегичность", устойчивость, предсказуемость.
Факторы
торгово-политического характера — унификация и снижение импортных пошлин,
активизация переговорного процесса по присоединению России к ВТО, расширение
сотрудничества с Евросоюзом и другие — формируют благоприятную основу для
дальнейшего развития внешнеторговых связей, повышения их стабильности и
предсказуемости.
Становление
валютного рынка в России имеет свою специфику, состоящую в сохранении пока еще
очень высокой степени его централизации. Это связано с ограниченным объемом
валютных ресурсов стране в целом и, в частности, у уполномоченных банков, с
недостаточной налаженностью контактов между уполномоченными банками, в связи с
тем, что система кредитных отношений в централизованной экономике строилась по
вертикальному принципу.
Тем не менее, есть
основания полагать, что в перспективе валютный рынок РФ будет развиваться в
русле основных закономерностей, проявляющихся в международной практике.
На
основе вышеизложенного материала курсовой работы можно сделать следующие
выводы:
Формой
законодательного регулирования внешнеторговых отношений являются Федеральный закон Российской Федерации "Об основах
государственного регулирования внешнеторговой деятельности" [42] и Федеральный
закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном
контроле".[43] Формой связи между производителями продукции разных стран
выступает внешняя торговля, обслуживающая сферу товарного обращения (включая
услуги и посредников) через внешнеторговые операции, которые носят коммерческий
характер. Таким образом, внешнеторговые операции представляют собой комплекс
основных и вспомогательных (обеспечивающих) видов коммерческой деятельности, то
есть набор технических приемов, последовательное применение которых
обеспечивает реализацию договора купли-продажи. Внешнеторговые операции
охватывают разнообразную сферу взаимоотношений экономического, финансового и
правового характера между партнерами, которые осуществляются на основе заключаемых
внешнеторговых сделок.
Список использованной литературы
I.
Нормативная литература
1.
Конституция Российской Федерации.- М.: Юрайт-Издат,
2002. – 48 с.
2.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Текст с
изменениями и дополнениями на 1 июня 2007 года.- М.: Эксмо,2007. – 736 с.
3.
Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и
2.- М.: Эксмо,2007. – 832 с.
4.
Федеральный закон Российской Федерации от
08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования
внешнеторговой деятельности" // Собрание законодательства Российской
Федерации, 15.12.2003, № 50, ст. 4850.
5.
Федеральный закон Российской Федерации от
10.12.2003 № 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле"//Собрание
законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50, ст. 4859.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|