4) как объем реализованных (переданных)
подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при
применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость
реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из
максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в
процентах) налоговой ставки - по подакцизным товарам, в отношении которых
установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой
(специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок. Расчетная
стоимость табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные
налоговые ставки, определяется в соответствии со статьей 187.1 НК РФ.
Расчетной стоимостью признается в соответствии с
п. 1 ст. 187.1 произведение максимальной розничной цены, указанной на единице
потребительской упаковки (пачке) табачных изделий, и количества единиц
потребительской упаковки (пачек) табачных изделий, реализованных (переданных) в
течение отчетного налогового периода или ввозимых на таможенную территорию
Российской Федерации.
В случае, когда максимальная розничная цена не
указана производителем на единице потребительской упаковки, а также в отношении
папирос и сигарет без фильтра налогоплательщик в соответствии с п. 3 ст. 187.1
НК РФ обязан подать в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет
(таможенный орган по месту оформления подакцизных товаров) уведомление о
максимальных розничных ценах (далее - уведомление) по каждой марке (каждому
наименованию) табачных изделий не позднее чем за 10 календарных дней до начала
календарного месяца, начиная с которого будут применяться указанные в
уведомлении максимальные розничные цены. При этом вопросы контроля налоговым
органом ценообразования как параметра, непосредственно сказывающегося на
налогообложении данного вида товаров акцизом, законодатель оставил
неразрешенными. Представляется, что в силу разной экономической природы понятий
максимальных розничных цен и цены сделки (рыночной цены) положения ст. 40 НК РФ
в этой ситуации применению не подлежат;
5) как объем полученного денатурированного
этилового спирта в натуральном выражении, либо как объем полученного
прямогонного бензина в натуральном выражении в случае осуществления
соответствующих операций, составляющих объект обложения.
Налоговая база, рассчитанная указанными выше
способами, на основании ст. 189 НК РФ может быть увеличена на суммы:
1) полученные за реализованные подакцизные
товары в виде финансовой помощи;
2) авансовых или иных платежей, полученных в
счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров на пополнение фондов
специального назначения, в счет увеличения доходов, в виде процента (дисконта)
по векселям, процента по товарному кредиту либо иначе связанных с оплатой
реализованных подакцизных товаров.
В этой связи налогоплательщикам, осуществляющим
операции с подакцизными товарами, следует иметь в виду, что при осуществлении
расчетов за подакцизные товары не в денежной форме, а, например, с
использованием процентных векселей налогооблагаемая база по реализованным
подакцизным товарам будет включать в себя сумму т.н. материальной выгоды,
полученной налогоплательщиком от использования векселей при расчетах. При этом
датой реализации, а следовательно, и датой возникновения соответствующих
обязательств, связанных с осуществлением налогового контроля, будет являться
дата реализации подакцизных товаров, а не дата предъявления векселей к оплате.
При ввозе подакцизных товаров на таможенную
территорию Российской Федерации ст. 191 НК РФ определяет следующий порядок
исчисления налоговой базы:
1) по подакцизным товарам, в отношении которых
установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на
единицу измерения) - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном
выражении;
2) по подакцизным товарам, в отношении которых
установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, как сумма:
их таможенной стоимости;
подлежащей уплате таможенной пошлины.
3) по подакцизным товарам, в отношении которых
установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой
(специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок, - как объем
ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при
применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость
ввозимых подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен,
для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки.
Расчетная стоимость подакцизных товаров, в отношении которых установлены
комбинированные ставки акциза, определяется в соответствии со статьей 187.1 НК
РФ, положения которой комментировались выше.
Если в составе одной партии ввозимых на
таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров присутствуют
подакцизные товары, ввоз которых облагается по разным налоговым ставкам,
налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных
товаров. В аналогичном порядке налоговая база определяется также в случае, если
в составе партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации
подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ранее вывезенные с
таможенной территории Российской Федерации для переработки вне таможенной
территории Российской Федерации.
При определении налоговой базы выручка
налогоплательщика либо стоимость товаров, полученная в иностранной валюте,
пересчитывается в валюту Российской Федерации по курсу Центрального банка
Российской Федерации, действующему на дату реализации, перемещения товара через
таможенную границу либо получения подакцизных товаров.
5. Порядок и срок уплаты акцизов
В соответствии со ст. 55 НК РФ под налоговым
периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к
отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и
исчисляется сумма налога, подлежащего уплате.
В соответствии со ст. 192 НК РФ налоговым
периодом признается календарный месяц, отчетных периодов в соответствии с главой
22 НК РФ не установлено.
Положения главы 22 НК РФ указывают на наличие
трех видов налоговых ставок, а именно:
1) твердые (специфические) налоговые ставки,
выражающиеся в установлении абсолютной суммы налога, подлежащего к уплате, на
единицу измерения налоговой базы облагаемого объекта обложения;
2) адвалорные (в процентах) налоговые ставки,
выражающиеся в установлении процента или иного соотношения суммы налога,
подлежащего к уплате, от размера налоговой базы облагаемого объекта обложения;
3) комбинированные налоговые ставки, состоящие
из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок.
Статья 193 НК РФ на настоящий момент
устанавливает только два вида налоговых ставок: твердые (специфические) и
комбинированные (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в
процентах) налоговых ставок).
В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщик
самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период,
исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
С 1 января 2008 г. налоговые ставки установлены
ежегодно на период с 2008 по 2010 г. При этом в связи с ростом среднего уровня
цен на потребительские товары и с учетом прогнозируемого на 2008, 2009 и 2010
годы уровня инфляции новая редакция п. 1 ст. 193 НК РФ предусматривает
следующую индексацию специфических ставок акцизов на подакцизные товары (за
исключением табака, сигар, сигарет и папирос):
на 2008 год - на 7% по отношению к 2007 году;
на 2009 год - на 6,5% по отношению к 2008 году;
на 2010 год - на 6% по отношению к 2009 году.
Размеры ставок акцизов на табак и сигары на 2008
- 2010 гг. планируется сохранить на действующем уровне в целях легализации
импорта такой продукции. Специфические ставки акцизов на сигареты с фильтром
предполагается проиндексировать на 2008 - 2010 гг. на 20% по отношению к
предыдущим годам. Специфические ставки акцизов на сигареты без фильтра и
папиросы должны быть проиндексированы на 2008 г. на 20%, 2009 и 2010 гг. - на
28% по отношению к предыдущим годам. Одновременно предполагается ежегодное
увеличение адвалорной составляющей ставки акцизов на сигареты и папиросы на
0,5-процентных пункта в год.
Для алкогольной и спиртосодержащей продукции
вместо применявшейся ранее единой ставки будет установлено две ставки: для
продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% и продукции с долей спирта
не более 9%. Тем самым предлагается вернуться к многолетней, существовавшей до
2007 года практике, когда ставка акциза на слабоалкогольную продукцию
устанавливалась отдельно и была меньше ставки акциза на водку и ликероводочную
продукцию. В 2008 - 2010 гг. размер ставки на слабоалкогольную продукцию
составит около 63% от ставки на алкогольную продукцию с более высоким
содержанием этилового спирта. Данная мера принята в целях повышения доли
слабоалкогольных напитков в структуре производства и потребления алкогольной
продукции в Российской Федерации.
Сумма акциза, подлежащая уплате
налогоплательщиком в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации,
определяется по итогам каждого налогового периода как сумма акциза, подлежащего
уплате, уменьшенная на налоговые вычеты.
При превышении суммы налоговых вычетов в
каком-либо налоговом периоде суммы акциза, акциз не уплачивается. Сумма
превышения налоговых вычетов над суммой акциза подлежит зачету в счет текущих и
(или) предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по акцизу. Сумма
превышения налоговых вычетов над суммой акциза, исчисленной в отчетном
налоговом периоде, подлежит вычету из суммы акциза в следующем налоговом
периоде в первоочередном по сравнению с другими налоговыми вычетами порядке.
По истечении трех налоговых периодов, следующих
за отчетным налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит
возврату налогоплательщику по его заявлению.
Налоговый орган в течение двух недель после получения
указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы
налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это
решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства. В
течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности
налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата
соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. В
частности, проверяет факты представления документов, предусмотренных п. 7 ст.
198 НК РФ, как то:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика
с контрагентом на поставку подакцизных товаров. В случае если поставка на
экспорт подакцизных товаров осуществляется по договору комиссии, договору
поручения либо агентскому договору, налогоплательщик представляет в налоговые
органы договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии
указанных договоров) и контракт (копию контракта) лица, осуществляющего
поставку подакцизных товаров на экспорт по поручению налогоплательщика (в
соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским
договором), с контрагентом;
2) платежные документы и выписка банка (их
копии), которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации
подакцизных товаров иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском
банке;
3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с
отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в
таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности
которого находится пункт пропуска, через который указанный товар был вывезен за
пределы таможенной территории Российской Федерации (далее - пограничный
таможенный орган);
4) копии транспортных или товаросопроводительных
документов или иных документов с отметками российских пограничных таможенных
органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории
Российской Федерации, за исключением вывоза нефтепродуктов в таможенном режиме
экспорта через границу Российской Федерации;
5) прочие документы, указанные в п. 7 ст. 198 НК
РФ, истребуемые налоговым органом в отдельных случаях.
В случае если налоговым органом принято решение
об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан предоставить
налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10 дней после вынесения
соответствующего решения.
В случае если налоговым органом в течение
установленного срока не вынесено решения об отказе и (или) соответствующее
заключение не представлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять
решение о возмещении сумм, по которым не вынесено решение об отказе, и
уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение 10 дней.
В случае если у налогоплательщика имеются
недоимки и пени по акцизу, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности
по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из
которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по
решению налогового органа.
Возврат указанных сумм осуществляется органами
федерального казначейства в течение двух недель после получения решения
налогового органа.
Необходимо указать, в какой бюджет бюджетной
системы Российской Федерации зачисляется соответствующая сумма акциза (ст. 50
БК РФ).
Заключение
Акцизы, как федеральный налог, устанавливаемый
Налоговым кодексом Российской Федерации на территории Российской Федерации и
обязательный к уплате на всей ее территории, являются стабильным доходным
источником федерального бюджета.
При этом акциз в качестве представителя
косвенных налогов, включаемых в отпускную цену товара и перелагаемых таким
образом на конечного потребителя, представляет собой налог на потребление,
непосредственным и неизбежным эффектом от установления которого на тот или иной
товар является повышение цены на данный товар.
Именно в связи с этим круг товаров народного
потребления, включенных в перечень подакцизных товаров, четко определен и
строго ограничен, из него исключены потребительские товары первой
необходимости, обладающие социальной значимостью для населения страны.
На сегодняшний день косвенные налоги на
потребление занимают господствующие позиции в налоговых системах развивающихся
стран и стран с переходной экономикой. Их доля в налоговых поступлениях России
составляет более 20 процентов, что обусловлено, прежде всего, высоким
фискальным эффектом этих налогов, а также их способностью регулировать
потребление отдельных товаров, перераспределять доходы высокооплачиваемых слоев
населения и доходы от производства и реализации определенных видов продукции.
В России преобладание в налоговой системе
косвенного обложения напрямую связано с фискальной направленностью
государственной политики в сфере финансов. В условиях экономического кризиса и
постоянной нехватки ресурсов для формирования бюджета страны опора на косвенные
налоги стала практически единственным решением возникающих в связи с этим
проблем, поскольку для перехода к преимущественно прямому налогообложению в
настоящее время не создано необходимых условий. Объективно существующими
препятствиями в сборе прямых налогов с организаций и населения являются, прежде
всего, неразвитость экономики, огромное число трудноохватываемого налогами
мелкого предпринимательства, низкий жизненный уровень населения, при котором
масштабы прямых налоговых изъятий из его доходов предельно ограничены.
Фискальная функция, выражается в стремлении
властей при введении тех или иных акцизов на столько к регулированию
производства и потребления тех или иных товаров, сколько это приводит к
пополнению бюджета. Фискальная направленность акцизов на бензин не вызывает
сомнений, и это при том, что повышение цен на бензин - один из факторов,
влияющих на повышение издержек практически любого производства, следовательно,
повышения общественно необходимых затрат на производство той или иной
продукции, что приводит к снижению конкурентоспособности экономики в целом. Тем
не менее, регулирующее воздействие акцизов все же проявляется, и наиболее оно
благотворно в сфере оборота алкогольной продукции. Таким образом, государство
не только пополняет казну, не только уменьшает уровень потребления алкоголя, но
и способствует реализации только качественной продукции.
Спорными остаются величины ставок акцизов, а
также способы индексирования величины специфических ставок. Применение
адвалорных ставок приводит к серьезным трудностям при оценке объекта
налогообложения. Специфические же ставки недостаточно оперативно корректируются
в связи с инфляционными процессами.
Список использованной литературы и
источников
1. Конституция
Российской Федерации.
2. Налоговый
кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ. В ред. от
04.12.2007, с изм. от 30.04.2008. // Собрание законодательства РФ, 2000, № 32,
Ст. 3340,
3. Бюджетный
кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ. В ред. от 01.12.2007, с
изм. от 06.12.2007. // Собрание законодательства РФ, 1998, № 31, Ст. 3823.
4. Таможенный
кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ. В ред. от 30.10.2007, с изм.
от 06.12.2007. // Собрание законодательства РФ, 02.06.2003, № 22, Ст. 2066.
5. Федеральный
закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" (в ред.
Федерального закона от 21.07.2005 № 102-ФЗ) // Собрание законодательства РФ.
1995. № 48. Ст. 4553.
6. Федеральный
закон "О лекарственных средствах" от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ //
Собрание законодательства РФ. 1998. № 26, Ст. 3006.
7. Комментарий
к части второй Налогового кодекса РФ/ Под ред. А.А. Ялбулганова // Подготовлен
для системы КонсультантПлюс, 2007.
8. Лермонтов
Ю.М. Комментарий к главе 22 Налогового кодекса Российской Федерации «Акцизы»
(постатейный) // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007.
9. Борисов
А.Н. Комментарий к главе 22 Налогового кодекса Российской Федерации «Акцизы»
(постатейный). ЗАО Юстицинформ, 2005. 462 с.
10. Нечипорчук
Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 16 мая 2007 г. № 75-ФЗ "О
внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской
Федерации" // Налоговый вестник: Комментарии к нормативным документам для
бухгалтеров. 2007. № 8. С. 23-25.
11. Пансков
В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. - 7-е
изд., доп. и перераб. - М.: МЦФЭР, 2006. - 592 с.
12. Демин
А.В. Налоговое право России: Учеб. пособие / А.В.Демин; Федер. агентство по
образованию; Краснояр. гос. ун-т; Юрид. ин-т. - Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006. -
329 с.
13. Налоговое
право России: Учебник для вузов / отв. ред. проф. Ю.А. Крохина. - М., 2003. -
356 с.
14. Зрелов
А.П. Новое в Налоговом кодексе: комментарий к изменениям, вступившим в силу в
2008 году. Деловой двор, 2008. С. 36-40.
15. Софрин
А.Б. Комментарии к изменениям в главу "Акцизы" Налогового кодекса //
Налоговая политика и практика. 2007. № 6. С. 12-14.
Страницы: 1, 2, 3
|