рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Анализ факторов, определяющих прибыль на транспортном предприятии на примере ОАО Автосила

p> В условиях радикальной экономической реформы, развития принципов самоокупаемости, самофинансирования и самоуправления на предприятиях существенно возрастает роль технико-экономического анализа производственно- хозяйственной деятельности.

Для достижения поставленных перед народным хозяйством целей нужно тщательно изучать накопленный опыт социалистического хозяйствования, развивать инициативу предприятий, мобилизовать все ресурсы. Действительно полный хозрасчет невозможен без комплексного, детального анализа всей хозяйственной и производственной деятельности предприятий.

По мере развития рыночной экономики, совершенствование процессов управления роль и значение анализа производственно-хозяйственной деятельности будут возрастать. Перспективы развития технико-экономического анализа состоят в следующем.

1. Перевод предприятий народного хозяйства на преимущественно интенсивный путь развития, повышение самостоятельности предприятий, внедрение полного хозяйственного расчета во всех звеньях общественного производства вызывают изменение системы оценочно-аналитических показателей работы предприятий, совершенствование методики комплексного анализа производственно-хозяйственной деятельности, рост значения внутрихозяйственного и сравнительного анализа, рационализацию организационной структуры управления.

2. Опираясь на достижения науки и практический опыт для реализации первого направления будут развиваться новые, и совершенствоваться современные методы и приемы технико-экономического анализа, к числу которых в первую очередь следует отнести функционально-стоимостный анализ, факторный анализ, экономико-математическое моделирование, матрично- балансовое исчисление, эвристические методы анализа хозяйственных ситуаций.

3. Совершенствование системы управления, применение современный методов анализа в настоящее время невозможны без широкого использования
ЭВМ. Создание автоматизированных систем управления предприятиями (АСУП) предъявляет новые требования и к анализу производственно-хозяйственной деятельности. Задачи технико-экономического анализа в АСУП составляют 20—30
%. Чем выше развитие АСУ, тем выше удельный вес этих задач, так как их решение проводится на всех без исключения уровнях, в звеньях, подразделениях и элементах системы управления. Существуют три способа включения задач экономического анализа в АСУП: децентрализованный, когда задачи анализа рассредоточены по всем подсистемам; комбинированный, когда задачи экономического анализа объединены в подсистеме с другой функцией управления (обычно «Бухгалтерский учет» или
«Технико-экономическое планирование»); централизованный, когда все задачи по функции анализа выделены в самостоятельную подсистему.

Последний способ является наиболее прогрессивным. Создание подсистемы
«Технико-экономический анализ» будет способствовать совершенствованию управления производственно-хозяйственной деятельностью АТП. Но ее реализация возможна лишь на развитой технической базе, совершенном математическом аппарате, банке данных. Банк данных должен содержать всю плановую, нормативную, учетную и отчетную информацию, необходимую для анализа.

4. Все указанное выше предъявляет высокие требования к кадровому обеспечению выполнения функций по анализу. Работники управления должны обладать прочными, глубокими знаниями в области технико-экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятий.

Проведение технико-экономического анализа на АТП требует четкой организации работ по этой функции управления. Под организацией проведения анализа производственно-хозяйственной деятельности понимается система рациональных координированных действий для изучения объекта исследования в соответствии с поставленной целью.

Руководство системой экономического анализа осуществляет, как правило, заместитель начальника АТП по экономике. Основные работы выполняют сотрудники экономической службы. Для квалифицированной оценки деятельности предприятия, отдельных подразделений или направлений работы к проведению анализа и обобщению результатов следует в обязательном порядке привлекать специалистов соответствующего профиля. Большую помощь оказывают представители партийных, профсоюзных, комсомольских организаций, участники постов и групп народного контроля. Особенно следует выделить общественные бюро экономического анализа, которые оперативно устанавливают и помогают устранять конкретные нарушения.

Проведение анализа включает в себя три основных этапа: подготовительный, аналитический, заключительный.

Подготовительный этап заключается в составлении программы исследований и подготовки материалов для анализа. Программа определяется целью, задачами анализа и направлением практического использования результата.
Разработанная программа анализа детализируется в календарном графике и составе участников.

Отбор, проверку и подготовку материалов проводят в зависимости от поставленной цели и программы анализа.

Аналитический этап заключается в определении направлений и причин отклонений, выявлении влияния отдельных факторов на результирующие показатели, установлении взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными факторами, оценке результатов и выявлении резервов. На этом этапе используются различные методы и приемы экономического анализа, современный математический аппарат, электронно-вычислительная техника.

На заключительном этапе анализа проводят глубокое обобщение результатов, разрабатывают предложения по устранению выявленных недостатков, составляют план мероприятий по повышению эффективности производства. Результаты анализа оформляют в виде всевозможных таблиц и графиков и сопровождают пояснительной запиской. В пояснительной записке также дают расчет экономического эффекта предлагаемых мероприятий и их влияния на отдельные и итоговые показатели работы АТП. Для обсуждения результатов анализа широко используются производственные собрания, печать.
Непременным условием заключительного этапа является контроль за выполнением намеченных мероприятий.

Четкой постановке целей анализа, формулированию его задач способствует правильное определение места проводимого исследования в общей системе управления АТП. Этому помогает существующая классификация видов анализа.

Классификация анализа (его виды) проводится по следующим признакам: по цели и задачам исследования анализ подразделяется по группам вопросов, которые характеризуют направления исследования: оценка качества плана, определение базисных показателей, прогнозирование производственно-хозяйственной деятельности, контроль за ходом выполнения плана, оценка результатов хозяйственной деятельности, подготовка материалов для принятия управленческих решений; по аспектам анализ различают в зависимости от направления, например экономический, технико-экономический, функционально-стоимостный, факторный, системно-комплексный, проблемно-ориентированный и др.; по кругу изучаемых вопросов (содержанию аналитической программы) анализ может быть полным (комплексным), предполагающим изучение всех сторон деятельности, и локальным (тематическим, частным), рассматривающим отдельные, конкретные вопросы; по объектам в зависимости от изучаемого подразделения, звена, уровня системы управления анализ бывает межотраслевой, отраслевой, предприятия, подразделения, функциональной службы, внутрипроизводственный, рабочего места; по субъектам анализ может быть внешним и внутренним. Внешний анализ проводится сторонними органами или их представителями (Госкомстат, Минфин,
Госбанк, Промстройбанк, Комиссия народного контроля) и вышестоящими организациями. Особенности внешнего анализа вытекают из задач того органа, который выполняет анализ, а также специфики объектов, методов и последовательности исследования. Внутренний анализ выполняется собственными силами и средствами АТП, является наиболее распространенным и ориентирован на повышение эффективности его деятельности; по широте изучения (по охвату анализируемых объектов) различают внутрихозяйственный (анализируется деятельность одного предприятия) и сравнительный анализ (исследуется деятельность нескольких однородных предприятий в сопоставлении); по повторяемости — разовый анализ, который проводится по мере необходимости, и периодический, выполняемый через определенные промежутки времени; по периодам проведения выделяют анализ ежедневный, декадный, месячный, квартальный, годовой; по назначению (или по характеру принимаемых решений) анализ может быть предварительный, оперативный (текущий), итоговый (последующий) и перспективный. Предварительный анализ предназначен для приближенной, начальной оценки объекта. Оперативный анализ связан с оперативным управлением предприятием и с контролем за ходом выполнения текущих планов.
При нем выявляют причины отклонения от запланированного хода производства, оценивают их возможные последствия и способы устранения. Итоговый анализ проводится за длительный промежуток времени (месяц, квартал, год) и позволяет более основательно оценить состояние производства, определить динамику изменений, установить достижения и недостатки, разработать конкретный план повышения эффективности производства. Перспективный анализ направлен на исследование основных тенденций и долговременно действующих факторов развития АТП, связан с функцией перспективного планирования
(прогнозирования);

• по применению технических средств — немеханизированный, механизированный, автоматизированный в зависимости от уровня

• использования вычислительной и другой техники.

Каждый конкретный вид анализа может принадлежать нескольким классификационным группам.

Наибольшая результативность анализа в системе управления АТП достигается за счет выделения подсистемы «Технико-экономический анализ» в
АСУП.

1.2 Значение экономического анализа и его место в управлении производством

Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств. В рыночной экономике финансовое состояние предприятия по сути дела отражает конечные результаты его деятельности. Конечные результаты деятельности предприятия интересуют не только работников самого предприятия, но и его партнеров по экономической деятельности, государственные, финансовые, налоговые органы и др.

Все это предопределяет важность проведения финансового анализа предприятия и повышает роль такого анализа в экономическом процессе.
Финансовый анализ является непременным элементом как финансового менеджмента на предприятии, так и его экономических взаимоотношений с партнерами, финансово-кредитной системой.

Финансовый анализ необходим для:

• выявления изменений показателей финансового состояния;

• выявления факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия;

• оценки количественных и качественных изменений финансового состояния;

• оценки финансового положения предприятия на определенную дату;

• определения тенденций изменения финансового состояния предприятия.

Финансовый анализ необходим следующим группам его потребителей:

1. Менеджерам предприятий и в первую очередь финансовым менеджерам.
Невозможно руководить предприятием и принимать хозяйственные решения, не зная его финансового состояния. Для менеджеров важным является: оценка эффективности принимаемых ими решений, используемых в хозяйственной деятельности ресурсов и полученных финансовых результатов.

2. Собственникам, в том числе акционерам. Им важно знать, каковы будут отдача от вложенных в предприятие средств, прибыльность и рентабельность предприятия, а также уровень экономического риска и возможность потери своих капиталов.

3. Кредиторам и инвесторам. Их интересует, какова возможность возврата выданных кредитов, а также возможность предприятия реализовать инвестиционную программу.

4. Поставщикам. Для них важна оценка оплаты за поставленную продукцию, выполненные услуги и работы.

Таким образом, в финансовом анализе нуждаются все участники экономического процесса.

Информационной базой для проведения финансового анализа является главным образом бухгалтерская документация. В первую очередь это бухгалтерский баланс (ф. № 1) и приложения к балансу: ф. № 2 — "Отчет о финансовых результатах и их использовании", ф. № 5 — "Сведения о состоянии имущества предприятия", ф. № 4 — "Отчет о движении денежных средств".

Финансовый анализ предприятия включает последовательное проведение следующих видов анализа:

1. Предварительную (общую) оценку финансового состояния предприятия и изменений его финансовых показателей за отчетный период;

2. Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия;

3. Анализ кредитоспособности предприятия и ликвидности его баланса;

4. Анализ финансовых результатов предприятия;

5. Анализ оборачиваемости оборотных активов;

6. Оценку потенциального банкротства.

2 Характеристика открытого акционерного общества «Автосила»

2.1 Краткая характеристика предприятия

Открытое акционерное общество «Автосила» создано на основании приказа
Минского городского комитета по управлению государственным имуществом и приватизации от 30.01.98 года путем преобразования арендного предприятия —
Арендного грузового автомобильного парка №1.

Учредителем общества государственной формы собственности от имени государства является Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь.

Вышестоящим органом является Министерство транспорта и коммуникаций
Республики Беларусь.

Основными видами деятельности грузового автомобильного парка являются:

- городские и пригородные перевозки грузов;

- междугородние и международные перевозки грузов;

- оказание транспортно-экспедиционных услуг предприятиям, организациям и населению;

- ремонт и техническое обслуживание транспортных средств;

- осуществление охранной деятельности по охране собственности юридических и физических лиц на платной стоянке.

Общество является собственником:

- имущества и денежных взносов, переданных ему учредителем;

- продукции, произведенной обществом в результате хозяйственной или иной деятельности;

- получение доходов, а также иного имущества, приобретенного им по другим основаниям, допускаемым законодательством.

ОАО «Автосила» занимает площадь 5,9234 га, в том числе 0,2154 га — территория общежития. На территории общества размещены производственные и бытовые помещения следующей площадью:

- производственные здания — 14 407 м2;

- административные здания — 1 556 м2;

- складские помещения 1 085 м2.

Подвижной состав предприятия на 01.01.2000 года насчитывает 271 единицу, в том числе: а) автомобили-самосвалы и бортовые автомобили — 218 единиц; б) автомобили-тягачи, работающие на международных перевозках — 35 единиц; в) автомобили хозпарка — 19 единиц; г) прицепы — 91 единица; д) полуприцепы — 39 единиц.

На предприятии наиболее распространены следующие марки автомобилей:
МАЗ, БелАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, ИВЕКО, КРАЗ, РЕНО, ТАТРА и другие.

Характеристика и структура основных фондов ОАО «Автосила» представлена в таблице 1.
Таблица 1 — Характеристика ОФ предприятия
|Наименование |Балансовая |Остаточная |Структура ОФ |
|основных фондов |стоимость |стоимость |(по |
| |ОФ на |ОФ на |балансовой |
| |01.03.99, |01.03.99, |стоимости), %|
| |млн. руб. |млн. руб. | |
|1. Основные производственные | | | |
|фонды, из них |278 443 |99 799 |96,22 |
|- здания и сооружения |56 079 |32 834 |19,36 |
|- передаточные устройства |2 534 |253 |0,88 |
|- машины и оборудование |19 643 |4 695 |6,79 |
|- транспортные средства |199 006 |61 448 |68,76 |
|- инструменты, | | | |
|производственный инвентарь |1 181 |569 |0,41 |
|2. Непроизводственные фонды |10 950 |10781 |3,78 |
|Всего |289 393 |110 580 |100 |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.