Главная особенность анализа заключается в
том, что организация существует всего два года, ещё не установилась учетная
политика и невозможно проследить тенденции развития. Такой резкий рост показателей
обусловлен тем, что в 2009г организация только начинала свою деятельность,
которая заключается в оказании услуг по обслуживанию жилого фонда, база
клиентов не была сформирована, и к полноценной работе приступили только в 2010г.
1. В отчетном году доход от основной деятельности
увеличился на 3666тыс.р., что составило 243,26%. Отсюда и пропорциональное
увеличение себестоимости – на 3188 тыс.р., или 220,3%.
Себестоимость продукции -
это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию.
Основными составляющими ее являются затраты, связанные с использованием в
процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии,
основных фондов, трудовых ресурсов, а также затраты на ее производство и
реализацию, Себестоимость продукции является качественным показателем, он
отражает результаты хозяйственной деятельности организации. Чем ниже
себестоимость продукции, тем эффективнее используются производственные ресурсы
организации.
Темпы прироста себестоимости (220,3%)
меньше, чем темпы прироста выручки от продаж (243,26%) в 1,1 раза, что является
положительным фактором:
К= Тпр(В) : Тпр(С) = 243,26 : 220,3=1,104.
(2.5)
Это позволяет сделать вывод, что при
увеличении прямых затрат на реализованные услуги на 1% цена реализации
увеличивалась на 1,1%.
2. Анализ динамики расходов
организации по обычным видам деятельности.
В состав этих расходов
входят: себестоимость реализованной продукции, коммерческие и управленческие
расходы (ф. 2, . 020 + стр. 030 + стр. 040).
Значения расходов по обычным видам
деятельности организации в базисный и отчетный период, соответственно, равны:
РДб = 1447+2+4,5 = 1453,5 тыс.р.
РДотч = 4635+6,7+14,5 = 4656,2 тыс.р.
Расходы по обычным видам
деятельности увеличились на 3202,7 тыс. руб., или на 220,34%. Следует отметить,
незначительную долю коммерческих и управленческих расходов в общей сумме, что
связано с небольшими затратами организации, связанными с реализацией своих
услуг, отсутствием расходов на оплату аудиторских и консультационных услуг и
т.п.
3. Анализ динамики
прибыли от продаж.
Прибыль от продаж
организации должна способствовать повышению уровня производственного и
социального развития коллектива.
Прибыль от продаж в отчетный год
увеличилась на 463,3 тыс.р.. Темп прироста прибыли от продаж (865,98%) больше,
чем темп прироста выручки от продаж (243,26 %) в 3,6 раза, что несомненно, является
положительным фактором.
4. Анализ темпов прироста
абсолютных финансовых результатов по обычным видам деятельности.
Деятельность организации
по обычным видам деятельности является рациональной, если выполняется следующее
условие:
Тпр(ПРП) > Тпр(В) >
Тпр (РД), (2.6)
где Тпр(ПРП) - темп
прироста прибыли от продаж;
Тпр(В) - темп прироста
выручки от продажи;
Тпр(РД) - темп прироста
общих расходов по обычным видам деятельности.
Тпр (ПРП) = 865,98 %; Тпр
(В) = 243,26 %; Тпр (РД) = 220,34 %;
Условие выполнимо: 865,98
% > 243,26 % > 220,34 %.
Следовательно, процесс
управления производством и реализацией услуг организации был рациональным.
Хотя столь резкое
увеличение основных показателей, как было отмечено, связано со спецификой
данной организации и тем что она была создана на базе ликвидированного
предприятия ЖКХ. К 2010г объем домов, которым предоставляет услуги ООО
«Надежда», был набран, и дальнейшее увеличение выручки от продаж будет возможно
за счет его увеличения, которого в ближайшей перспективе не планируется. Отсюда
следует что повышение прибыли от продаж будет возможно только при нахождении
путей оптимизации затрат и сокращении себестоимости оказываемых услуг.
2.5 Оценка качества
финансовых результатов по обычным видам
деятельности организации
Для оценки уровня
качества основной деятельности необходимо проанализировать динамику
относительных показателей, характеризующих соотношение между выручкой и
основными видами финансовых результатов по обычной деятельности: доля стоимости
реализованной продукции в выручке, доля валовой прибыли в выручке, доля общих
расходов по основной деятельности в выручке, доля прибыли от продаж в выручке.
Определим динамику доли
себестоимости реализованных услуг в выручке:
Д (С)2009 = С2009 : В2009
* 100% = 1447: 1507 *100% = 96%; (2.7)
Д (С)2010 = С2010 : В2010
* 100% = 4635 : 5173*100% = 89,5%;
Δ Д (С) = Д (С)2010
- (С)2009 = 89,5 - 96= - 6,5%; (2.8)
Тпр (Д(С)) = Δ Д (С)
: Д (С)2009 * 100% = -6,5: 96*100% = - 6,77%.
Доля себестоимости
реализованной продукции в выручке в отчетный период снизилась на 6,5%, на
каждый рубль выручки приходилось меньше себестоимости реализованной продукции в
среднем на 6,5 коп. Из чего следует, что уровень управления ресурсами,
используемыми в процессе реализации услуг организации, повысился.
Доля валовой прибыли в
выручке от продаж:
Д (ВПР)2009 = ВПР2009 : В2009
* 100% = 60 : 1507 * 100% = 3,98%;
Д (ВПР) 2010 = ВПР2010 :
В2010 * 100% = 538 : 5173 * 100% = 10,4%.
Изменение доли валовой
прибыли в выручке от продаж:
абсолютное: Δ Д (ВПР)
= Д (ВПР)2010 - (ВПР)2009 = 10,4 – 3,98 = 6,42%;
относительное: Тпр (ПРВ)
= Δ Д (ВПР) : Д (ВПР) 2009 * 100% = 2,92:37,40 * 100% = 161,3 %.
Доля валовой прибыли в
выручке от продаж увеличилась на 6,42%, т.е. на каждый рубль выручки
приходилось больше валовой прибыли в среднем на 6,42 коп., что является
положительным фактором, свидетельствующем о повышении эффективности
производственной деятельности организации.
Оценим качество расходов
по обычной деятельности, используя соотношение расходов по обычным видам деятельности
и выручки от продаж:
Д (РД) 2009 =1453,5 : 1507 *100% = 96,4 %;
Д (РД) 2010 = 4656,2 : 5173 *100% = 90 %.
Изменение доли расходов
по обычным видам деятельности в выручке от продаж:
Δ Д (РД) = 96,4 - 90
= 6,4%;
Тпр (Д(РД)) = - 6,64%.
В отчетный период доля
расходов по обычным видам деятельности в выручке от продаж уменьшилась, на
каждый рубль выручки приходилось меньше расходов по основной деятельности в
среднем на 6,4 коп.
Определим долю прибыли от
продаж в выручке от реализации:
Д (ПРП) 2009 = ПРП2009 :
В2009 * 100% = 53,5 : 1507 * 100% = 3,56%;
Д (ПРП) 2010 = ПРП2010 :
В2010 * 100% = 516,8 : 5173 * 100% = 9,99%.
Изменение доли прибыли от
продаж:
−
абсолютное: Δ Д (ПРП) = 6,43%
−
относительное: Тпр(Б(ПРП)) =
180,6%.
Доля прибыли от продаж в выручке
в отчетный период увеличилась на 6,43% и составила около 10%. Следовательно, на
каждый рубль выручки приходилось больше прибыли от продаж в среднем на 6,43
коп.
2.6 Анализ рентабельности
Уровень общей рентабельности организации существенно зависит
от уровня рентабельности производственной деятельности, реализованной продукции
(услуг). Рентабельность реализованной продукции характеризует эффективность
использования текущих затрат живого и прошлого труда. Изменение уровня
рентабельности продукции происходит под влиянием таких факторов, как изменение
оптовых цен на рынке сырья и материалов, труда, продукта; изменение структуры
продукции (услуг).
Таблица 2.5 – Основные
показатели оценки рентабельности
Наименование показателя
|
Метод расчета
|
Код стр.
|
Расчет значения
|
Значение, %
|
Изменение
|
2009
|
2010
|
2009
|
2010
|
абс.:
Δ
|
отн.:
Тпр
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
6
|
7
|
1.Рентабель-ность продаж
|
Прибыль от продаж/
Выручка от продаж
|
с.050(ф.2):с.010(ф.2)*
100%
|
53,5/
1507
|
516,8/
5173
|
3,55
|
9,99
|
6,44
|
181,4
|
2.Рентабель-ность основной деятельности
|
Прибыль от продаж /
Себестоимость
|
с.50(ф.2):с020 (ф.2)*100%
|
53,5/
1447
|
516,8/
4635
|
3,69
|
11,15
|
7,46
|
202,2
|
Рентабельность продаж
Демонстрирует, сколько прибыли приходится на 1 руб.
реализованных услуг. Рост показателя в динамике свидетельствует о повышении спроса
на продукцию, повышении уровня производственной и сбытовой деятельности.
Рентабельность продаж в отчетный период увеличилась на 181,4%,
это значит что на каждый рубль выручки от продаж прибыли приходилось больше на
6,44 коп., что является положительным фактором.
Рентабельность основной
деятельности
Показывает, сколько
прибыли от продаж приходится на 1 руб. затрат. Рентабельность продукции в
отчетный период увеличилась на 202,2%, на каждый рубль себестоимости
реализованной продукции было получено больше прибыли от продаж на 7,46 коп.,
что свидетельствует о значительном повышении уровня управления
производственными затратами.
2.7 Анализ
маржинального дохода и точки безубыточности
Анализ объема выпуска и
продаж продукции является частью внутрихозяйственного финансового анализа и
проводится в целях выявления резервов для укрепления финансового положения
организации.
Большое значение в
прогнозировании финансового положения организации имеет оценка фактического
выпуска и продаж в пределах производственной мощности, т.е. в границах
минимальный — максимальный объем производства. Сопоставление с минимальным,
безубыточным объемом позволяет оценить степень, или зону, «безопасности»
организации и при отрицательном значении «безопасности» снять с производства
отдельные виды продукции (услуг), изменить условия производства и тем самым
снизить расходы или прекратить производство продукции (оказание услуг).
Расчет точки
безубыточности, т.е. объема производства, при котором прибыль будет равна нулю,
производится аналитическим и графическим способами.
Порог рентабельности =
Условно – постоянные расходы /Доля маржинального дохода в выручке от реализации;
(2.9)
Доля маржинального дохода
в выручке = Маржинальный доход / Выручка от реализации; (2.10)
Маржинальный доход = Выручка
– Условно-переменные расходы; (2.11)
Запас финансовой
прочности = Выручка – Порог рентабельности; (2.12)
Запас финансовой
прочности, % = (Запас финансовой прочности / Выручка) *100%. (2.13)
Расчет данных произведем
в таблице:
Таблица 2.6 – Данные из отчета о прибылях
и убытках
Показатель
|
расчет
|
2009
|
расчет
|
2010
|
Выручка от реализации услуг
|
|
(1507)
|
|
5173
|
Условно – переменные расходы
( стр.020)
|
|
(1447)
|
|
(4635)
|
Условно-постоянные расходы (стр. 030+040)
|
|
(6,5)
|
|
(21,2)
|
Маржинальный доход, тыс.р.
|
1507-1447
|
60
|
5173-4635
|
538
|
Доля маржинального дохода, %
|
60/1507
|
0,0398
|
538/5173
|
0,1040
|
Порог рентабельности, тыс.р.
|
6,5/0,039
|
166,67
|
21,2/0,104
|
203,85
|
Запас финансовой прочности, тыс.р.
|
1507-166,67
|
1340,33
|
5173-203,85
|
4969,2
|
Запас финансовой прочности, %
|
1340,33/1507 *100%
|
88%
|
4969,2/5173
* 100%
|
95%
|
Данные таблицы свидетельствуют о том, что
в отчетном году маржинальный доход организации вырос на 478 тыс.р.
Порог рентабельности в 2009 и в 20107 гг.
составил 166,67и 203,85 тыс.р. соответственно. Это значит, что после реализации
услуг на указанные суммы деятельность организации начинает приносить прибыль.
Запас финансовой прочности возрос с
1340,33 до 4969,2 тыс.р., т.е. за счет реализации данного количества услуг организация
и имела прибыль.
Диапазон (запас) финансовой прочности в
2009г. составил: [1507;1340,33] тыс.р., в 2010 г.: [5173;4969,2] тыс.р.
Исходя из того, что предприятие считается финансово
устойчивым, если ЗФП в процентах к выручке составляет 60% и более, мы можем
сделать вывод, что деятельность рассматриваемой организации на момент анализа
является прибыльной, финансовое положение устойчивым.
При построении графической модели делается
допущение о неизменности переменных издержек и цены реализации продукции, в
результате чего зависимость выручки от реализации и общих затрат от изменения
объема производства и реализации имеет линейный характер, что можно увидеть на
следующем графике.
На величину порога
рентабельности (критического объема производства) влияют следующие факторы:
−
увеличение постоянных затрат
приводит к увеличению критического объема производства, соответственно,
уменьшение постоянных затрат приводит к уменьшению критического объема;
−
увеличение переменных затрат на
единицу продукции при неизменной цене приводит к увеличению критического
объема, соответственно, уменьшение переменных затрат на единицу продукции
приводит к уменьшению критического объема;
−
увеличение цены реализации при
неизменных перемени затратах на единицу продукции приводит к уменьшению
критического объема.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|