Анализ
показал, что в 2007 г. по сравнению с 2006 г. балансовая прибыль увеличилась на
473 тыс. руб. или 5, 86 %. Основной причиной увеличения балансовой прибыли
стало увеличение прибыли от продаж на 6210 тыс. руб. или 43, 00 %, что связано
с ростом физического объема производства, а, следовательно, с повышением спроса
на продукцию предприятия. Также на увеличение прибыли повлиял рост доходов,
связанных с прочими видами деятельности, на 1302 тыс. руб. или 27, 24 %, что
оценивается положительно, так как свидетельствует о том, что предприятие может
получать доходы не только за счет обычных видов деятельности, но и других
источников. Однако отрицательно на балансовой прибыли отразилось значительное
увеличение прочих расходов на 9496 тыс. руб. или 194, 63 %, что оценивается отрицательно.
Наглядно
изменение балансовой прибыли отражено на рисунке 1.
Рис 1. Динамика балансовой
прибыли за 2006 — 2007 гг.
2.3 Факторный анализ
валовой прибыли
Конечным
финансовым результатом деятельности предприятия является балансовая прибыль
(прибыль до налогообложения).
В структуре балансовой
прибыли наибольший удельный вес приходится на прибыль от реализации, именно
поэтому данный показатель рассматривается более подробно.
На изменение
прибыли от продаж оказывают влияние следующие факторы:
1) изменение отпускных цен на продукцию предприятия;
2) изменение себестоимости реализованной
продукции;
3) изменение физического объема реализованной
продукции;
4) изменение структуры реализованной продукции.
Для
установления влияния этих факторов необходимо пересчитать выручку от реализации
отчетного периода по ценам базисного периода и себестоимости фактического
объема реализации и по себестоимости базисного периода.
Прибыль от
реализации определяется по формулам (4) и (5):
Прп
|
=
|
∑ q1 * Ц1i
|
—
|
∑ q1 * С1i
|
(5),
|
где
Врп (∑ q1 * Ц1i) — выручка от
реализации;
Срп (∑ q1 * С1i) — себестоимость
реализованной продукции
Основные
данные, необходимые для анализа прибыли от реализации представлены в таблице 4.
Таблица 4 — Анализ
прибыли от реализации ООО «Элара»
Показатели
|
2006 год
|
2007 год по ценам и себестоимости 2006 года
|
2007 год
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1. Выручка от реализации продукции
|
117620
|
138792
|
144505
|
2. Полная себестоимость реализованной продукции
|
103181
|
119690
|
123856
|
3. Прибыль от реализации продукции
|
14439
|
19102
|
20649
|
Изменение
прибыли от реализации в 2007 г. по сравнению с 2006 г. Определяется по формуле
(6):
Где Δ П
— изменение прибыли от реализации;
П0 — прибыль
от реализации за 2006 год;
П1 — прибыль
от реализации за 2007 год.
Δ П =
20649 — 14439 = + 6210 (тыс. руб.)
Изменение
прибыли от реализации в процентном отношении определяется по формуле (7):
% Δ П
|
=
|
Δ П
|
*
|
100 %
|
(7)
|
П0
|
% Δ П
|
=
|
+ 6210
|
*
|
100 %
|
= + 43, 00 %.
|
14439
|
На изменение
прибыли от реализации оказали влияние следующие факторы:
1)
изменение
отпускных цен на продукцию предприятия, которое определяется по формуле (8):
Δ Пр
|
=
|
∑ q1 * p1
|
—
|
∑ q1 * p0
|
(8),
|
Где Δ Пр
— изменение прибыли от реализации за счет изменения отпускных цен на продукцию
предприятия;
∑ q1 * p1 — выручка от реализации
за 2007 г.;
∑ q1 * p0 — выручка от реализации
за 2007 г. по ценам 2006
Δ Пр =
144505 — 138792 = + 5713 (тыс. руб.)
Изменение
прибыли от реализации за счет изменения отпускных цен определяется в процентах
по формуле (9):
% Δ Пр
|
=
|
Δ Пр
|
*
|
100 %
|
(9)
|
|
П0
|
|
% Δ Пр
|
=
|
+ 5713
|
*
|
100 %
|
= + 39, 57 %.
|
14439
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2)
изменение
себестоимости реализованной продукции определяется по формуле (10):
Δ Пс
|
=
|
—
|
(∑ q1 * c1
|
—
|
∑ q1 * c1)
|
(10),
|
Где Δ Пс
— изменение прибыли от реализации за счет изменения себестоимости реализованной
продукции;
∑ q1 * c1 — полная себестоимость
реализованной продукции за 2007 г.;
∑ q1 * c1 — объем реализованной
продукции за 2007 г. по себестоимости 2006 г.
Δ Пс = —
(123856 — 119690) = - 4166 (тыс. руб.)
Изменение
прибыли от реализации за счет изменения себестоимости реализованной продукции
определяется по формуле (11):
% Δ Пс
|
=
|
Δ Пс
|
*
|
100%
|
(11)
|
П0
|
% Δ Пс
|
=
|
- 4166
|
*
|
100%
|
= - 28, 85 %.
|
14439
|
3)
изменение
физического объема реализации определяется по формуле (12):
Δ Пq
|
=
|
П0
|
*
|
(Iq
|
—
|
1)
|
(12),
|
Где Δ Пq — изменение прибыли от
реализации за счет изменения физического объема реализации;
Iq — коэффициент роста
объема реализации продукции в оценке по отпускным ценам.
Коэффициент
роста объема реализации определяется по формуле (13):
Iq
|
=
|
∑ q1 * p0
|
(13),
|
∑ q0 * p0
|
Где ∑ q0 * p0 — объем реализации в
оценке по отпускным ценам
Iq
|
=
|
138792
|
= 1, 18
|
117620
|
Δ Пq = 14439 * (1, 18 — 1) =
+ 2599 (тыс. руб.)
Изменение
прибыли от реализации за счет изменения физического объема реализации в
процентном отношении определяется по формуле (14):
% Δ Пq
|
=
|
Пq
|
*
|
100 %
|
(14)
|
П0
|
% Δ Пq
|
=
|
+ 2599
|
*
|
100 %
|
= + 18, 00 %.
|
14439
|
4)
изменение
структуры реализованной продукции определяется по формуле (15):
ΔПстр
|
=
|
(
|
П/0
|
—
|
П0
|
)
|
*
|
∑ q1 * p0
|
(15),
|
∑ q1 * p0
|
∑ q0 * p0
|
ΔПстр — изменение прибыли
от продаж за счет изменения структуры реализованной продукции;
П/0 — прибыль
от реализации в 2007 г. в ценах и себестоимости 2006г.
ΔПстр
|
=
|
(
|
19102
|
—
|
14439
|
)
|
*
|
138792
|
= (тыс. руб.)
|
138792
|
117620
|
В процентном
отношении этот показатель определяется по формуле (16):
% ΔПстр
|
=
|
ΔПстр
|
*
|
100 %
|
(16)
|
П0
|
% ΔПстр
|
=
|
+ 2064
|
*
|
100 %
|
= + 14, 29 %.
|
14439
|
Проверк
произведенных расчетов осуществляетс балансом факторов по формуле (17):
Δ П
|
=
|
Δ Пр
|
+
|
Δ Пс
|
+
|
Δ Пq
|
+
|
ΔПстр
|
(17)
|
Δ П = +
5713 т.р. — 4166 т.р. + 2599 т.р. + 2064 т.р. = 6210 (тыс. руб.)
В процентном
отношении по формуле (18):
% Δ П
|
=
|
% Δ Пр
|
+
|
% Δ Пс
|
+
|
% Δ Пq
|
+
|
% ΔПстр
|
(18)
|
% Δ П =
+ 39, 57 % — 28, 85 % + 18, 00 % + 14, 29 % = 43, 01 %.
Анализ
показал, что прибыль от реализации в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличилась
на 6210 тыс. руб. или 43, 00 %. Основной причиной увеличения прибыли от
реализации стало увеличение отпускных цен на продукцию предприятия, что
позволило дополнительно получить 5713 тыс. руб. или 39, 57 %, что оценивается
положительно, поскольку связано с повышением спроса на продукцию предприятия,
так как изменение физического объема реализации увеличило плановую прибыль на
2599 тыс. руб. или 18, 00 %. Также на рост прибыли от реализации оказало
влияние изменение структуры реализованной продукции, что позволило получить
дополнительно 2064 тыс. руб. или 14, 29 %, что оценивается положительно, так
как свидетельствует об увеличении доли высокорентабельной продукции в общем
объеме производства. Однако увеличение затрат на производство и реализацию
продукции уменьшило предполагаемый объем прибыли на 4166 тыс. руб. или 28, 85
%, что оценивается отрицательно, поскольку говорит о снижении эффективности
использования имеющихся на предприятии ресурсов.
Наглядно
изменение прибыли от реализации в 2006 — 2007 гг. отражено на рисунке 2.
Рис. 2. Динамика прибыли
от реализации в 2006 — 2007 гг.
2.4 Анализ прочих доходов
и расходов
Цель анализа
прочих доходов и расходов — выявление путей увеличения доходов и снижения
расходов.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|