2. Анализ
основных макроэкономических тенденций развития
2.1
Социальные показатели
Социальная ситуация в Удмуртской республике характеризуется
преимущественно негативно. В 2006-2008 гг. наблюдались определенные улучшения в
социальной ситуации, однако в конце 2008 - 2009 году ситуация в некоторых
аспектах (например относительно уровня безработицы) резко ухудшилась, в других
- осталась на прежнем уровне.
Среднемесячная начисленная заработная плата в целом по республике за 2008
год составила 12121,8 рубля, увеличившись по сравнению с соответствующим
периодом 2007 года на 27,5%. В 2009 году также бал заметен рост среднемесячной
заработной платы. По сравнению с 2008 годом данный показатель увеличился на
12,5% и составил 13631,3 рубля.
Денежные доходы на душу населения в среднем за месяц в 2009 году
составили 10437,2 рубля, и увеличились по сравнению с 2008 годом на 4%.
Динамика увеличения доходов населения с 2006 по 2009 год представлена в таблице
6.
Таблица 6 Доходы населения в 2006-2009гг (рублей\мес)
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
Доходы, в среднем на члена домохозяйства, в месяц, рублей
|
6283,8
|
7562,7
|
10013,5
|
10437,2
|
из них:
|
|
|
|
|
валовой доход
|
5626,7
|
6688,7
|
8854,9
|
9209,0
|
в том числе:
|
|
|
|
|
денежный доход
|
5204,7
|
6184,7
|
8222,6
|
8551,5
|
стоимость натуральных
поступлений
|
422,0
|
503,9
|
632,3
|
657,5
|
сумма привлеченных средств
и израсходованных сбережений
|
657,1
|
874,1
|
1158,6
|
1204,9
|
Сравнительный анализ среднемесячных доходов на душу населения в
Удмуртской республике и в среднем по Российской федерации представлен на
рисунке 4.
2006 2007 2008 2009
Российская федерация Удмуртская республика
Рис. 4 Доходы в среднем на душу населения (руб.)
Одновременно следует отметить, что с 2006 по 2009 год инфляция в основном
соответствовала уровню, среднему по РФ.
Сводный индекс потребительских цен (ИПЦ) на товары и услуги в декабре
2008 года по отношению к декабрю 2007 года по Российской Федерации составил
113,3%, в Удмуртской республике - 113,1%. ИЦП на товары и услуги в декабре 2009
года по отношению к декабрю 2008 года в Удмуртской республике составил 9,5%.
Сводные данные показаны на рис. 5.
2007 2008 2009
Российская федерация Удмуртская республика
Рис. 5 Индекс потребительских цен, %
С 2006 по 2009 гг. средняя величина прожиточного минимума в Удмуртской
республике выросла на 46% и во IV
квартале 2009 года составила в среднем 4392 рубля. Динамика роста минимального
прожиточного минимума представлена на рисунке 6:
2006 2007 2008 2009
Величина прожиточного минимума, руб.
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, %
Рисунок 6 Прожиточный минимум и доля населения с доходами ниже
прожиточного минимума
В 2007 году снизился показатель численности населения с доходами ниже
прожиточного минимума к общей численности населения с 17,4% до 16% по сравнению
с 2006г. Однако, начиная с 2008 года удельная доля населения, живущего за
чертой бедности, начала расти, и составила 18, и 18,9 в 2008 и 2009 гг.
соответственно.
Уровень регистрируемой безработицы в республике достаточно высок и
держится на уровне 6,5 - 7% от общего количества трудоспособного населения. В
2008 г. данный показатель вырос до 8,4% в связи с кризисом и массовыми
увольнениями работников. Концу 2009 года данный показатель вернулся на
докризисный уровень и составил 6,9% (динамика уровня безработицы показана на
рис. 7)
2006 2007 2008 2009
Рисунок 7. Уровень безработицы
Удмуртская республика
отличается более благоприятной демографической ситуацией, коэффициент
естественного прироста <http://www.socpol.ru/atlas/maps/1_2_2map.gif>
населения заметно ниже среднего по стране (-0,6‰ при среднем по РФ -2,5‰ в 2008
г.). Среди регионов Урало-Поволжья республика уступает только Башкортостану
(-0,3‰). Сокращение естественной убыли населения за счет повышения рождаемости
и снижения смертности отмечается в последние три года во всей стране, но через
5-10 лет, с приходом в детородный возраст малочисленного поколения, рожденного
в кризисный период 1990-х годов, эта тенденция должна смениться обратной.
Основные
социально-экономические показатели Удмуртской республики приведены в таблице 7
Таблица 7 Основные
социально-экономические показатели Удмуртской республики 2006-2009 гг.
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
Средняя заработная плата,
руб.
|
11567,9
|
11978,4
|
12121,8
|
13631,3
|
Денежные доходы на душу
населения, руб.
|
5204,7
|
6184,7
|
8222,6
|
8551,5
|
Индекс потребительских цен,
%
|
112,8
|
113,1
|
113
|
109,5
|
Прожиточный минимум, руб.
|
3002
|
3650
|
4093
|
4392
|
Доля населения с доходами
ниже прожиточного минимума, %
|
17,4
|
16
|
18,1
|
18,9
|
Уровень безработицы, %
|
7
|
6,6
|
8,4
|
6,9
|
Коэффициент рождаемости
|
10,4
|
11,3
|
11,9
|
13,8
|
Коэффициент смертности
|
16,1
|
15,2
|
15,6
|
15,4
|
2.2 Бюджетная
система Удмуртской республики
За январь - сентябрь 2009 года в Удмуртской Республике налоговые органы
мобилизовали в консолидированный бюджет РФ налоговых и неналоговых платежей на
сумму 43 млрд. 810 млн. рублей (без учета единого социального налога). По
сравнению с аналогичным периодом 2008 года объем поступления налогов и иных платежей
снизился на 21 млрд. 288 млн. рублей (на 32,7 %).
В структуре налоговых поступлений налоговые платежи распределены
следующим образом: в федеральный бюджет - 24 млрд. 677 млн. рублей (56,3%), в
территориальный - 19 млрд. 133 млн. рублей (43,7%), в том числе в
республиканский бюджет УР - 14 млрд. 854 млн. рублей, в местные бюджеты
территориальных образований УР - 4 млрд. 278 млн. рублей.
Кроме того, было мобилизовано единого социального налога 12 млрд. 853
млн. рублей, в том числе в Пенсионный фонд РФ - 11 млрд. 141 млн. рублей.
Поступления в федеральный бюджет в отчетном периоде снизились на 17 млрд.
436 млн. рублей (на 41,4 %), поступления в консолидированный бюджет Удмуртской
Республики - на 3 млрд. 852 млн. рублей (на 16,8 %). Поступления единого социального
налога в январе - сентябре 2009 года в сопоставлении с аналогичным периодом
2008 года снизились на 280 млн. рублей (на 2,1 %).
За 9 месяцев 2009 в консолидированный бюджет РФ мобилизовано платежей за
пользование природными ресурсами 13 млрд. 982 млн. рублей (31,9 %), в том числе
налога на добычу полезных ископаемых - 13 млрд. 944 млн. рублей (31,8 %), НДС -
10 млрд. 580 млн. рублей (24,1 % от общего объема поступлений), налога на
прибыль организаций - 5 млрд. 948 млн. рублей (13,6 %), налога на доходы
физических лиц - 8 млрд. 156 млн. рублей (18,6 %), акцизов - 1 млрд. 361 млн.
рублей (3,1 %), налогов на имущество - 2 млрд. 679 млн. рублей (6,1 %), налогов
на совокупный доход - 861 млн. рублей (2,0 %).
Доходная часть консолидированного бюджета УР, контролируемая ФНС, была
сформирована следующими налоговыми доходами: поступления налога на прибыль
организаций составили 5 млрд. 435 млн. рублей (28,4 % в общем объеме доходов),
налога на доходы физических лиц - 8 млрд. 156 млн. рублей (42,6 %), налогов на имущество
- 2 млрд. 679 млн. рублей (14,0 %), акцизов - 1 млрд. 194 млн. рублей (6,2 %),
платежей за пользование природными ресурсами поступило 704 млн. рублей (3,7 %),
налогов на совокупный доход - 861 млн. рублей (4,5 %).
По сравнению с аналогичным периодом 2008 года в январе - сентябре 2009
года снизилась доля платежей за пользование природными ресурсами в общем объеме
поступлений в консолидированный бюджет республики на 2,7 процентных пункта, а
также налога на прибыль - на 7,4 %.
Наиболее напряженной остается ситуация в промышленности, которую
определяют три ее основные отрасли: добыча нефти, машиностроение и
металлообработка, металлургия. По сравнению с восемью месяцами 2008 года объем
отгруженной продукции - товаров собственного производства - сократился на 16 %,
объем добычи нефти - на 1 %, прокат черных металлов - на 20 %, сортовой прокат
- на 49 %. Сальдированная прибыль уменьшилась на 60 %, доля прибыльных
предприятий - на 10 %. Индекс промышленного производства по основным видам
экономической деятельности составил 92,3 % по сравнению с данными за восемь
месяцев 2008 года.
Резкое снижение промышленного производства привело к тому, что за девять
месяцев 2009 года республиканский бюджет по доходам был исполнен на 34,9 млрд.
руб. Поступление налоговых и неналоговых доходов составило 30,3 млрд. рублей
или 79 % к соответствующему периоду прошлого года. В основном рост доходов
произошел благодаря увеличению налога на прибыль организаций, налога на доходы
физических лиц, налога на добычу полезных ископаемых. Вместе с тем достигнут
рост по доходам от уплаты акцизов на нефтепродукты на 76 %, или на 456,4 млн.
руб., за счет увеличения ставок и изменения нормативов отчислений.
Расходная часть республиканского бюджета исполнена в сумме 36,1 млрд.
руб. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года расходы возросли на 3,8
млрд. руб.
В части исполнения доходов местных бюджетов ситуация несколько лучше
республиканской, но некоторая напряженность в поступлении есть. В местные
бюджеты с учетом безвозмездных поступлений (9,6 млрд. руб.) поступило 14,9
млрд. руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступление
налоговых и неналоговых доходов в текущем году ниже на 16 %. С учетом
безвозмездных перечислений из бюджета республики расходы местных бюджетов по
оперативным данным составили 15,7 млрд. руб.
Структура доходов и расходов консолидированного бюджета Удмуртской
республики 2006-2009 гг., млн. руб.
|
2007
|
2008
|
2009
|
|
сумма
|
%
|
сумма
|
%
|
сумма
|
%
|
Доходная часть
|
Доходы, всего
|
25 339,7
|
100
|
29956,82
|
100
|
34913,55
|
100
|
В том числе
|
|
Налоговые доходы, всего
|
18604,52
|
73,2
|
22241,83
|
76,8
|
26778,69
|
76,7
|
Из них
|
|
Налог на прибыль
|
6915,35
|
27,3
|
8017,32
|
26,7
|
9935,56
|
28,5
|
Налог на доходы физических
лиц
|
5955,79
|
23,5
|
7283,4
|
24,3
|
8656,7
|
24,8
|
Акцизы
|
1028,34
|
4
|
1084,2
|
3,6
|
1194,36
|
3,4
|
Платежи за пользование
природными ресурсами
|
729,44
|
2,8
|
720,63
|
2,4
|
704,85
|
2
|
Налог с продаж
|
1661,23
|
6,5
|
1983,32
|
6,6
|
2177,28
|
6,2
|
Налог на имущество
|
1234,19
|
4,8
|
1887,24
|
6,3
|
2679,35
|
7,7
|
Налог на совокупный доход
|
525,21
|
2
|
693,1
|
2,3
|
861,7
|
2,5
|
Местные налоги и сборы
|
87,08
|
0,4
|
92,7
|
03
|
97,3
|
0,3
|
Прочие налоговые доходы и
сборы
|
467,89
|
1,8
|
479,92
|
1,6
|
471,59
|
1,3
|
Неналоговые доходы, всего
|
3178,01
|
12,5
|
3372,08
|
11,2
|
3633,61
|
10,3
|
В том числе
|
|
Доходы от имущества,
находящегося в государственной и муниципальной собственности или от
деятельности государственных и муниципальных организаций
|
1026,9
|
4
|
1102,54
|
3,7
|
1241,67
|
3,5
|
Доходы от продажи земли и
нематериальных активов
|
724
|
2,8
|
792,39
|
2,6
|
863,11
|
2,5
|
Административные платежи и
сборы
|
983,02
|
3,9
|
1002,43
|
3,3
|
1025,84
|
2,9
|
Штрафные санкции,
возмещение ущерба
|
265,92
|
1,1
|
302,57
|
1
|
316,17
|
0,9
|
Прочие неналоговые доходы
|
178,17
|
0,7
|
172,15
|
0,6
|
186,82
|
0,5
|
Безвозмездное перечисление
из бюджетов других уровней
|
3335,59
|
13,1
|
4011,57
|
13,4
|
4168,95
|
11,9
|
Доходы целевых бюджетных
фондов
|
106,78
|
0,45
|
155,1
|
0,5
|
173,19
|
0,5
|
Доходы от
предпринимательской и другой приносящей доходы деятельности
|
114,8
|
0,55
|
176,24
|
0,6
|
201,8
|
0,6
|
Расходная часть
|
Расходы, всего
|
26 442,6
|
100
|
32282,09
|
100
|
36154,7
|
100
|
В том числе
|
|
Управление
|
2274,64
|
8,6
|
2482,17
|
7,6
|
2583,4
|
7,7
|
Судебная власть
|
26,26
|
0,1
|
144,8
|
0,4
|
160,4
|
0,5
|
Правоохранительная
деятельности
|
713,95
|
2,7
|
789,11
|
2,4
|
806,88
|
2,4
|
Промышленность, энергетика
и строительство
|
1322,13
|
5
|
1427,14
|
4,4
|
1549,35
|
4,6
|
Сельское хозяйство и
рыболовство
|
1084,14
|
4,1
|
1174,79
|
3,6
|
1248,43
|
3,7
|
Транспорт дорожное
хозяйство, связь и информатика
|
237,98
|
0,9
|
245,67
|
0,7
|
265,32
|
0,8
|
Охрана окружающей среды
|
1057,70
|
4
|
1194,2
|
3,7
|
1259,22
|
3,8
|
ЖКХ
|
4891,88
|
18,5
|
4892,1
|
15,2
|
4935,21
|
14,8
|
Социально-культурная сфера
|
14305,45
|
54,1
|
19932,11
|
61,7
|
20461,36
|
61,5
|
В том числе
|
|
|
|
|
|
|
Здравоохранение
|
4230,81
|
16
|
4908,32
|
15,2
|
5380,83
|
16,2
|
Образование
|
5738,04
|
21,7
|
5728,34
|
17,7
|
5983,68
|
18
|
Культура
|
793,27
|
3
|
839,23
|
2,6
|
841,51
|
2,5
|
СМИ
|
105,77
|
0,4
|
106,2
|
0,3
|
107,36
|
0,3
|
Социальная политика
|
3437,5
|
13
|
4092,32
|
12,6
|
5262,85
|
15,8
|
Обслуживание
государственного долга
|
105,77
|
0,4
|
205,3
|
0,6
|
405,07
|
1,2
|
Дорожное хозяйство
|
2406,27
|
9,1
|
2503,2
|
7,7
|
2304,2
|
6,9
|
Прочие
|
264,42
|
1
|
349,2
|
1
|
175,86
|
0,5
|
Как видно из приведенных данных, основными источниками доходов являются
налоги. На них приходится 73-76% всех доходов. В другой стороны, основной
статьей расходов бюджета республики является социально-культурная сфера (на нее
в 2008-2009 году пришелся 61% всех расходов бюджета), при этом наибольший вклад
сделан в здравоохранение (16,2%) и социальную политику (15,8%)
2.3
Приоритеты финансовой политики Удмуртской республики на 2010г.
Приоритеты бюджетной политики республики на 2010 финансовый год остаются
неизменными: выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, реализация
мер социальной поддержки населения, финансирование программ занятости и
поддержки малого бизнеса, предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам
муниципальных районов и городских округов, реализация приоритетных национальных
проектов. Главный их смысл заключается в том, что бюджетные деньги должны в
приоритетном порядке работать на выполнение социальных обязательств перед
гражданами и обеспечивать условия для поддержания работоспособности
хозяйствующих субъектов республиканской экономики.
При планировании основных параметров республиканского бюджета на 2010 год
соблюдалось два основных условия: обязательное исполнение публичных
обязательств перед гражданами независимо от экономической ситуации и переход к
режиму жесткой экономии бюджетных средств с целью достижения социального и
экономического эффекта от использования каждого бюджетного рубля. Прежде всего
речь шла о выборе сбалансированного варианта расходования бюджетных средств за
счет эффективного исполнения действующих расходных обязательств и обеспечения
их взаимодействия с реальными возможностями бюджета и конечными целями
социально-экономического развития республики.
Ситуация в экономике оказывает непосредственное влияние на изменение
бюджетообразующих показателей и объем доходов бюджета республики. По данным
экономических ведомств России и Удмуртской Республики, в 2010 году рост
валового продукта практически не прогнозируется. Ожидается дальнейшее
сокращение доходов от прибыли, зачисляемой в республиканский бюджет, что
существенным образом отразится на показателях доходной части бюджета 2010 года.
Для сравнения: в 2008 году доходы республиканского бюджета Удмуртской
Республики составили 29,9 млрд руб., по оценке 2009 года - 34,9 млрд руб., по
прогнозам 2010 года - 26,9 млрд руб. Налоговые и неналоговые доходы в структуре
доходов республиканского бюджета на 2010 год предусматриваются в сумме 20,6
млрд руб., безвозмездные поступления из федерального бюджета - 6,3 млрд руб.,
которые будут уточнены после принятия Федерального закона «О федеральном бюджете
на 2010 год».
Надо сказать, что одна из причин сокращения доходов республиканского
бюджета Удмуртской Республики в 2010 году связана с изменением налогового и
бюджетного законодательства. За счет стопроцентного зачисления с 1 января 2010
года НДПИ в федеральный бюджет (ранее - 95 %) сумма выпадающих доходов
республиканского бюджета в очередном финансовом году возрастет более чем на 1
млрд руб. Частично компенсировать выпадающие доходы планируется путем
предоставления из федерального бюджета дотаций на поддержку мер по обеспечению
сбалансированности в 2010 году в объеме 60 % от прогнозных поступлений НДПИ,
индексации ставок по акцизам на пиво, вино и нефтепродукты, а также увеличения
ставок транспортного налога, установленных статьей 361 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, все вышеназванные условия потребовали значительного
ужесточения подходов к формированию расходной части проекта республиканского
бюджета. Почти 67 % бюджетных расходов в 2010 году имеет ярко выраженный
социальный характер. Что касается структуры социальных расходов бюджета, то
наибольший процент составят расходы на социальную политику - 19,6 %. На
образование предусмотрено 8,3 %, здравоохранение, физическую культуру и спорт -
9,6 %, культуру - 2,6 %. Весомый удельный вес в структуре соцрасходов занимают
межбюджетные трансферты местным бюджетам - 56 %. Средства будут использованы на
поддержание доходов граждан, предоставление качественных услуг в области
медицины, лекарственное обеспечение, поддержку современных образовательных
центров и жилищных программ.
В связи с усилением адресного характера социальных выплат уточнены
исходные данные по количеству льготных категорий граждан. При этом
финансирование социальных выплат, таких как ежемесячное пособие на ребенка, на
содержание детей, находящихся под опекой и переданных на патронатное воспитание
или в приемные семьи, ветеранам труда и труженикам тыла запланировано в полном
объеме. Независимо от экономической ситуации в том же объеме будут сохранены
обязательства по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы,
стипендий, закупке медикаментов и расходных материалов медицинского назначения,
социальному обеспечению населения.
В то же время расходы бюджетных учреждений на оплату услуг связи,
транспортные услуги, арендную плату за пользование имуществом, расходы по
увеличению материальных запасов и другие текущие расходы на содержание
учреждений определены исходя из сокращения расходов в 2010 году по сравнению с
2009 годом в среднем на 15%.
Заключение
В процессе рассмотрения поставленных во введении к данной работе задач
было выяснено, что финансы представляют собой экономические отношения,
связанные с формированием и распределением фондов денежных средств в целях
обеспечения условий расширенного воспроизводства, выполнения функций и задач
государства. Они имеют отличительные черты и выполняют определенные функции.
Также было установлено, что государственные финансы функционируют в
рамках финансовой системы страны и являются ее центральным звеном. Сущность
государственных финансов состоит в том, что они служат инструментом мобилизации
финансовых ресурсов всех секторов экономики для проведения государственной
внутренней и внешней политики.
В практической части работы был проведен анализ финансового состояния
Удмуртской республики в 2006-2009 годах. Выли рассмотрены основные
макроэкономические показатели, характеризующие финансовое состояние региона, в
также были выявлены определенные закономерности в его развитии. Кроме того, был
проведен сравнительный анализ бюджетов региона за последние 3 года и сделан
краткий отчет по доходам и расходам бюджета. Были указаны приоритетные
направления развития Удмуртской республики в 2010 году.
Список
литературы
1. Бочаров
В.В., Леонтьев В.Е., Радковская Н.П. Финансы - СПб: Питер, 2009. - 400 стр.
2. Голодова
Ж.Г. Финансы и кредит - М.: Инфра-М, 2008. - 448 стр.
3. Ковалева
А.М Финансы - М.: Финансы и статистика, 2008. - 416 стр.
4. Финансы
/под ред. Архипова А.И., Погосова И.А. / - М.: Проспект, 2007. - 632 стр.
5. <http://bujet.ru>
6. <http://www.gks.ru>
7. <http://www.raexpert.ru>
8. <http://susanin.udm.ru>
9. <http://udm.business-class.su>
10. <http://udmstat.gks.ru>
11. <http://udmurtstat.htc-cs.com>
Страницы: 1, 2
|