рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Анализ инвестиционных процессов


1.3 Состав данных системы национальных счетов


Основным потребителем данных СНС являются органы государственного управления, на которые возложена функция формирования экономической политики. В России такими органами являются прежде всего Минфин, Минэкономики и Центральный банк. Они определяют основные направления налогово-бюджетной, денежно-кредитной и социальной политики, разрабатывают конкретные мероприятия по их реализации. Принятие решений по этим вопросам требует привлечения и анализа соответствующей информации, разрабатываемой в рамках национальных счетов.

В частности, формирование федерального бюджета опирается на ряд макроэкономических переменных, исчисляемых в национальных счетах: ВВП и темпы его роста; индексы цен и роста денежной массы; валютный курс и др.

Принятие решений по использованию бюджетных ресурсов на различные социальные программы опирается на такие показатели СНС, как реальные доходы населения, потребление домашних хозяйств, социальные трансферты, выплаченные домашним хозяйствам, и др.

Принятие решений по привлечению иностранных инвестиций также опирается на показатели СНС и платежного баланса о размерах, структуре и динамике иностранных инвестиций. Следовательно, анализ показателей, исчисляемых в рамках СНС и смежных разделов экономической статистики, является важным условием обоснованности принимаемых решений по вопросам управления экономикой.

Национальное счетоводство позволяет международным организациям и национальным органам, отвечающим за международное сотрудничество, координировать внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность.

Данные СНС полезны предпринимателям для оценки конъюнктуры в стране, поскольку от этого зависит принятие ими решений по инвестированию, расширению предпринимательской деятельности и др.

Наиболее важными направлениями анализа данных СНС при принятии экономических решений как органами государственного управления, так и представителями бизнеса являются:

1.      определение темпов экономического роста и колебаний экономической конъюнктуры в течение года, а также выявление роли факторов, определяющих характер этих процессов (занятость, фондовооруженность и энерговооруженность и т.д.);

2.      установление отраслевой структуры экономики и ее изменений во времени, а также факторов этой динамики (различие в темпах роста производительности труда в отраслях, неравномерность динамики цен и т.д.);

3.      выявление соотношений между конечным потреблением и накоплением, а также факторов, влияющих на динамику инвестиций;

4.      определение национального сбережения как основного источника финансирования инвестиций и анализ степени достаточности этого источника для финансирования намечаемых инвестиций;

5.      выявление размеров заимствования (кредитования) как экономики в целом, так и отдельных ее секторов;

6.      изучение уровней и динамики реальных доходов и потребления населения;

7.      установление влияния на экономику страны внешнеэкономических связей;

8.      анализ влияния на экономику инфляционных процессов. Особую значимость приобрел показатель отношения дефицита государственного бюджета к ВВП. Правительство использует данный показатель в качестве отправного ориентира при разработке государственного бюджета, для оценки эффективности фискальной политики. Следует отметить, что в Европейском союзе это соотношение наряду с другими макропоказателями рассматривается при решении вопроса о том, какие страны могут быть допущены в валютный союз.

В этом же контексте большое значение имеют показатели, характеризующие отношение: собранных налогов к ВВП; государственного долга к ВВП; сальдо по текущим операциям платежного баланса к ВВП. Все они связаны с финансовыми аспектами экономических процессов, по которым Правительство должно принимать конкретные решения в налоговой системе, разработкой политики валютного курса и внешних заимствований.


2. МЕТОДЫ АНАЛИЗА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА


2.1 Чистые инвестиции


В настоящее время в США и других странах с рыночной экономикой величина чистых инвестиций в счетах национальной экономики определяется как разность между валовыми частными внутренними инвестициями и амортизационными отчислениями. Сумма валовых инвестиций рассчитывается по данным Министерства торговли.

Но не так просто при продажах отличить инвестиционные товары от товаров личного и, особенно, государственного потребления, что неизбежно приводит к погрешностям. Кроме того, очень сложно и практически даже невозможно учесть непосредственно чистые инвестиции, направляемые на увеличение оборотных средств.

Чистые инвестиции, включая расходы на увеличение оборотных средств, являются составной частью стоимости текущего производства, на создание которой, как уже отмечалось выше, затрачиваются трудовые услуги сферы потребления и услуги собственности. На величину чистых инвестиций возрастают как расходы производственной сферы, так и доход сферы потребления (т. е. национальный доход). Поэтому фактическая номинальная величина совокупных чистых инвестиций каждого отчётного периода (года) может учитываться по проценту прироста расходов производственной сферы. Процент чистых инвестиций в НД отчётного года равен проценту прироста расходов сферы производства за этот год, т. е. равен проценту прироста НД.

В этот процент прироста НД входит и инфляционное удорожание всех действующих производственных средств, равное дополнительным расходам производственной сферы (доходам сферы потребления) в связи с инфляцией.

Такой метод учёта чистых инвестиций по результатам создания капитальных благ, в отличие от учёта по результатам реализации (купли-продажи) инвестиционных товаров, оперативнее отображает состояние национальной экономики. Более того, на состояние экономики в основном влияет изменение доходов населения, а не смена собственников при купле-продаже уже созданных (трудом) и оплаченных (за труд) чистых инвестиционных благ. Изменение доходов населения и сферы потребления в целом сказывается на результатах национальной экономики сразу же после оплаты производственной сферой трудовых услуг и услуг собственности.

Итак, практически важнее совокупные чистые инвестиции, чем просто чистые, так как в них оперативнее отображается полный прирост дохода сферы потребления. При необходимости дополнительный инфляционный доход сферы потребления может быть рассчитан затем как разность между совокупными и просто чистыми инвестициями. Просто чистые инвестиции, как уже отмечалось выше, затем определяются по данным Министерства торговли и данным учёта амортизационных отчислений.

Чистые инвестиционные блага создаются трудовыми услугами производственного контингента и услугами собственности. За эти услуги сфера потребления получает от производственной сферы доход в виде заработной платы участникам производства, дивидендов и процентов собственникам земли и капитала и в виде налоговых платежей и различных сборов государственным органам.

Дополнительный доход сферы потребления от её услуг, оказываемых производственной сфере по созданию чистых инвестиционных благ, равен стоимости этих произведенных благ и представляет собой процент прироста текущих расходов производственной сферы за вычетом прироста расходов за счёт инфляции.

Следовательно, чистые инвестиции за какой-то производственный период (год) обеспечивают прирост номинального национального дохода за этот же год на величину, равную стоимости созданных чистых инвестиционных благ плюс прироста текущих расходов сферы производства за счёт инфляции.

Изменение дохода сферы потребления, т. е. НД, может происходить и за счёт изменения интенсивности использования действующего физического производственного капитала. Однако эти изменения могут происходить периодически в ту или другую сторону и носят в основном локальный (на уровне микроэкономики) характер. Из-за ограниченности трудовых ресурсов они не могут вызывать постоянное повышение интенсивности использования действующих средств производства в глобальном масштабе на уровне макроэкономики.

Степень интенсивности использования средств производства достигается естественным путём исходя из устанавливающихся равновесных цен на трудовые услуги и на физический производственный капитал с учётом его предельной полезности.


2.2 Анализ инвестиционной привлекательности


Высокая неоднородность инвестиционного пространства России является одной из особенностей ее экономики. Поэтому анализ и оценка степени благоприятности инвестиционной привлекательности регионов как одной из составляющих инвестиционного климата в стране представляет огромный научный и практический интерес.

Надо отметить, что анализ инвестиционной привлекательности, проводимый в целях привлечения инвестиций, проводился и до перехода на рыночные отношения. При этом широко применялись в основном зарубежные методики.

В настоящее время существует несколько подходов к оценке инвестиционной привлекательности регионов. Каждый из анализируемых нами подходов имеет свои «плюсы» и «минусы». Поэтому, не претендуя на абсолютную истину, рассмотрим один из подходов, авторы которого на протяжении ряда лет работают над формированием методики определения и анализа инвестиционной привлекательности регионов. Думается, что по мере экономического роста нашей страны многие из аргументированных подходов будут уточняться и дополняться показателями, характеризующими как ее инвестиционный климат, так и инвестиционную привлекательность регионов.

Инвестиционный климат можно рассматривать как условия инвестирования, влияющие на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. На макроуровне это понятие включает в себя показатели политического, экономического и социального состояния государства или отдельного региона.

Инвестиционная привлекательность региона - это совокупность признаков (условий, ограничений), определяющих приток капитала в регион и оцениваемых инвестиционной активностью. В свою очередь инвестиционная активность региона может рассматриваться как интенсивность притока капитала. Она, как и инвестиционная привлекательность, может быть как текущей (за период анализа), так и прогнозируемой, или перспективной. При этом применяемые подходы к оценке привлекательности и активности региона на стадии анализа должны оставаться неизменными. В то же время показатели, используемые при оценке привлекательности или активности региона на каждом этапе развития российской экономики, могут меняться. Например, на этапе системного кризиса (1992-1998 гг.) такие важнейшие для рыночной экономики индикаторы, как объем прибыли и темпы ее изменения в региональном разрезе, перестали играть значимую роль.

Для определения экономической составляющей инвестиционной привлекательности по Системе национального счетоводства (СНС) СНС на региональном уровне может быть использован валовой региональный продукт как совокупность добавленных стоимостей отраслей экономики и чистых налогов на продукты - ВРП. Использование дисконтирования на региональном и отраслевом уровнях ограничивается невозможностью разграничить инвестиции для них по срокам и объемам, основываясь на данных государственной статистики; невозможностью определения ставки дисконтирования. Решение вопроса определения показателя инвестиционной привлекательности сводится к обоснованию состава частных факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность, метода расчета показателя инвестиционной привлекательности региона на основе частных факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность, метода расчета показателя инвестиционной привлекательности региона на основе количественных и. качественных характеристик показателей частных факторов.

При расчете экономической составляющей инвестиционной привлекательности региона валовой региональный продукт (ВРП) необходимо уменьшить на сумму бюджетного дефицита, сумму оплаты труда наемных работников и сумму чистых налогов на производство и импорт.


2.3 Практический анализ инвестиционного процесса в России


Органы государственной статистики России систематически публикуют обширную информацию о динамике и структуре инвестиций по каждому субъекту РФ. Рост инвестиций за последние три года в целом по России составил 27%. Анализ показывает, что в разрезе субъектов и по округам происходит не равномерный рост инвестиций. Если в Северо-Западном федеральном округе (ФО) рост составил в 1,7 раза и в Дальневосточном - в 1,8 раза, то вложения в экономику Центрального ФО за этот период увеличились на 13%, Приволжского - на 15%, а инвестиции в регионы Южного ФО даже сократились на 2%. Наиболее быстро росли инвестиции в экономику таких субъектов Федерации, как г. Санкт-Петербург (в 2 раза), Архангельская область (в 2,1 раза), Омская область (в 2,3 раза), Сахалинская область (в 2,3 раза), Еврейская автономная область (в 2,7 раза).

Степень обеспеченности инвестиционными ресурсами резко различается по субъектам Федерации. Так, если в среднем по России в 2007 г. на душу населения приходилось 15,1 тыс. руб. в год, то на Чукотке - 159 тыс. руб. (т.е. более чем в 10 раз выше среднероссийского уровня), в Тюменской области - 109 тыс. руб. (более чем в 7 раз), на Сахалине - 51,5 тыс. руб., в Якутии - 30,7 тыс. руб. Высокий уровень показателя инвестиций на душу населения сложился также в Приморском крае, Ленинградской области, Республике Коми, г. Москве. В то же время в Республике Дагестан этот показатель составляет всего 4,1 тыс. руб., в Ивановской области - 4,2 тыс. руб., Республике Бурятии - 4,4 тыс. руб., т.е. в 3 и более раза ниже среднероссийского показателя.

Устойчивое увеличение доли инвестиций в общем объеме наблюдается только в Северо-Западном округе, что обусловлено инвестиционной привлекательностью г. Санкт-Петербурга. Повышается также доля Архангельской области. Тенденция к снижению доли Центрального ФО в общем объеме инвестиций связана с относительной перенасыщенностью инвестициями г. Москвы и Московской области. Динамика доли инвестиций в Приволжском ФО обусловлена, главным образом, снижением доли инвестиций в экономику Республик Башкортостана и Татарстана. В структуре инвестиций устойчиво снижается доля Южного ФО, что обусловлено, вероятно, политической нестабильностью в республиках Северного Кавказа. Динамика доли инвестиций в Уральском ФО практически полностью определяется характером роста инвестиций в Тюменскую область. Среди субъектов РФ Сибирского ФО повышается доля инвестиций в Кемеровскую, Новосибирскую, Омскую области и Алтайский край.

Из федеральных округов по объему инвестиций выделяются Центральный и Уральский - здесь сосредоточена почти половина инвестиций в российскую экономику. Это обусловлено не только весомой долей этих округов в структуре производства ВВП (примерно 45% производства российского ВВП), но и высокой инвестиционной привлекательностью этих регионов. Из субъектов Федерации этих округов наибольший объем инвестиций характерен, прежде всего, для Тюменской области, г. Москвы и г. С.-Петербурга - в них направляется почти треть инвестиций в российскую экономику.

Для изучения тенденций равномерности распределения инвестиций по регионам были рассчитаны коэффициенты региональной их концентрации по формуле:

K = • dr -1/n,

где dr -доля субъекта Федерации r в общем объеме инвестиций;

n -число субъектов РФ.

Теоретически значение коэффициента концентрации инвестиций может изменяться от 0 до 2. Если коэффициент меньше единицы, это означает, что инвестиции по регионам распределяются относительно равномерно, если больше единицы - преобладает тенденция их концентрации в небольшом числе регионов.

Расчеты данного коэффициента по субъектам Федерации показали, что в 2000 года его значение составило 0,80, в 2001 году оно повысилось до 0,89 и примерно на этом же уровне осталось в 2002 году (0,894). Таким образом, в России с 2000 года до 2002 года наблюдалась тенденция к усилению региональной концентрации инвестиций за счет увеличения инвестиций в Тюменской области, г. С.-Петербурге, Краснодарском крае. В 2003 году наметилась противоположная тенденция - коэффициент концентрации инвестиций снизился до 0,794. Это объясняется произошедшим снижением доли инвестиций в Тюменской области, а также таких субъектов РФ, как г. Москва, Республики Башкортостан, Татарстан, Краснодарский край, Пермская область, Красноярский край.

В условиях финансового кризиса ожидать улучшения условий инвестирования не обоснованно, поэтому, рассматривая тенденции изменения инвестиционного климата в регионах, следует отметить, что в регионах, обладающих высоким инвестиционным потенциалом, вероятность сохранения в текущем году инвестиционного климата на сложившемся в 2008 году уровне составляет более 70%. В регионах, характеризующихся низким уровнем инвестиционного потенциала, более 60 % - вероятность того, что инвестиционный климат в этих регионах ухудшится.

Учитывая состояние инвестиционного климата и возможности региона, активизировать роль органов регионального управления инвестиционными процессами.

Так, если состояние инвестиционного климата характеризуется ростом инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности, то участие органов управления регионами в инвестиционных процессах может ограничиться только функциями контроля и мониторинга за развитием инвестиционных процессов. В этом случае изменение инвестиционного климата определяется действием рыночных сил, а именно конкуренции как на рынке инвестиционных ресурсов, так и на рынке инвестиционных товаров.

Если состояние инвестиционного климата определяется ростом инвестиционной привлекательности при одновременном снижении инвестиционной активности, то целесообразно, определить переинвестированные и недоинвестированные сектора региональной экономики, и направить государственные и региональные инвестиции в недоинвестированные сектора. В этом случае не произойдет оттока капитала из региона, а формирование дополнительных объектов инвестирования позволит перераспределить капитал внутри региона, обеспечив удовлетворительную с позиций инвестора отдачу уже за счет активизации механизмов инвестиционного рынка.

В данных регионах ожидается повышение инвестиционной привлекательности и увеличение объемов вложений на 20 - 21 %, что на 3 % превысит темп их роста в 2008 году. При этом в 2015-2017 гг. прогнозируется снижение инвестиционной активности в таких регионах как Калининградская область, Приморский край, Псковская область и других. Это объясняется негативным воздействием политического, инфраструктурного и социального факторов.

Если снижение инвестиционной привлекательности региона сопровождается одновременным ростом инвестиционной активности, то регулирование инвестиционного климата в регионе целесообразно построить на приоритетном влиянии рыночных сил на развитие инвестиционных процессов при курирующей роли органов управления региональным развитием, которая должна заключаться в обеспечении необходимой поддержки инвесторов и создании условий для свободного перемещения капитала. Поскольку объем инвестиций в регион растет, то это будет способствовать росту инвестиционной привлекательности, что при условии устойчивости нормативно-правового регулирования инвестиционных процессов будет способствовать росту инвестиционной привлекательности, а, следовательно, и улучшению состояния инвестиционного климата в регионе.

В регионах, попавших в данную группу, ожидается сохранение положительной тенденции прироста инвестиций, однако темпы увеличения объемов вложений по сравнению с 2008 годом снизятся и составят 12 - 18 %.

Если состояние инвестиционного климата определяется одновременным снижением инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности, то основным инструментом управления инвестиционным климатом региона становится государственное регулирование инвестиционных процессов.

Учитывая, что при одновременном снижении инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности инвестиционные процессы находятся в состоянии кризиса, обусловленного, прежде всего, ресурсными ограничениями, регулирование инвестиционных процессов будет заключаться, во-первых, в активизации дополнительных источников финансирования инвестиций, во-вторых, в перераспределении государственных инвестиций согласно критерию максимизации стоимости вложенного капитала.

В регионах, характеризующихся одновременным снижением инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности, значительных колебаний объемов инвестиций не предвидится. Некоторое оживление прогнозируется на инвестиционном рынке отдельных регионов этой группы, где ожидается увеличение темпов прироста объемов инвестиций на 1,5 - 4 % преимущественно за счет жесткого государственного регулирования.

Перераспределение инвестиций позволит значительно улучшить инвестиционный климат, как каждого региона, так и России в целом. Управление инвестициями в регионах позволит в среднесрочной перспективе (к 2015 году) обеспечить по сравнению с 2008 годом рост объема инвестиций в регионы РФ в среднем в 1,2 - 1,4 раза. Лидирующие позиции сохраняться за г. Москва, Ханты - Мансийским и Ямало - Ненецким Автономными округами.

К 2020 году, прогнозируется стабилизация темпов прироста объемов инвестиций, которые составят 6 - 6,4 %. Сохранятся лидирующие позиции сырьевых регионов. Улучшится положение в регионах Дальнего Востока и Крайнего Севера за счет развития инфраструктуры и роста объемов ВРП.

Незначительное падение объемов инвестиций ожидается в 2022 - 2024 гг., что обусловлено снижением ожидаемой рентабельности инвестиций за счет насыщения рынков сбыта. Однако, к 2025 году объемы инвестиций вновь начнут увеличиваться за счет размещения капиталов в науку и наукоемкие отрасли, выхода на новые рынки и за счет увеличения числа свободных экономических зон на территории Российской Федерации. В результате сократится социальная напряженность, улучшится благосостояние граждан, повысится производительность труда. Это даст толчок к новому витку в развитии страны.

Таким образом, стимулирование инвестиций и переинвестирование является приоритетной задачей и одним из первых шагов к улучшению инвестиционного климата.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Одним из важнейших параметров, характеризующих состояние экономики, является инвестиционный процесс. Исследование инвестиционного процесса с позиций системного подхода позволяет рассмотреть инвестиционный процесс как некую целостность, проявляющуюся в рамках экономических систем. Инвестиционный процесс как система характеризуется: большим числом выполняемых функций, параметров и результатов функционирования; сложностью поведения системы, которая отражается в наличии переплетающихся и перекрывающихся взаимосвязей между переменными; неравномерными и непостоянными во времени внешними воздействиями; постоянной пространственной и временной связью, которая проявляется при взаимодействии элементов системы и фиксируется в виде определенной структуры; отражением взглядов, целей и ценностей субъектов хозяйствования; отсутствием зависимости структуры и характера взаимосвязей между элементами от уровня и типа развития экономической системы. Инвестиционный процесс, выступая как система, является основой развития экономической системы.

Для анализа инвестиционного процесса используются макроэкономические показатели системы национальных счетов: валовый национальный продукт (ВНП); валовый внутренний продукт (ВВП); чистый национальный продукт; национальный доход (НД).


         СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:


1. Андряков А. Согласование макроэкономических прогнозов в методологии системы национальных счетов/А. Андряков//Вопросы экономики.-2007.-№8.-С.65-81.

2.      Государственное регулирование рыночной экономики/ под ред. Кушлина В. И., Волгина Н.А. - М.: Экономика. - 2003.

3.      Кравцова Г.Ф., Цветков Н.И., Островская Т.И. Основы экономической теории (макроэкономика). Учебное пособие. - Хабаровск. - 2001

4.      Кулагина Г.Д. Национальное счетоводство. - М.: Финансы и статистика. - 2004.

5.      Лисин В. Инвестиционные процессы в российской экономике // Вопросы экономики, 2008, № 6.

6.      Макроэкономика: учебник / под ред. Е. А. Киселева М.: Эксмо. - 2005.

7.      Национальное счетоводство: Учебник/Под ред.Башкатова Б.И. - Изд.2-е. - М.:Финансы и статистика. - 2002.

8.      Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России // Эксперт, 2007, N 47 (66).

9.      Система национальных счетов - инструмент макроэкономического анализа. Под ред. Иванова Ю.Н. - М.: Финстатинформ. - 2007.

10.    Экономическая статистика. Учебник. Под ред. Ю.Н.Иванова. -М.:Инфра - М. - 2008.

11.    Экономическая теория: Курс лекций для вузов / Е.Ф. Борисов. - М.: Юрайт. - 2003.


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.