Проведенный анализ
позволяет сделать следующие выводы.
В 2006 г. объем
выручки от реализации вырос на 19792 тыс. руб. или на 4,3% и составил в 2006 г.
475668 тыс. руб. В 2006 г. произошел рост себестоимости на 15053 тыс. руб. по
сравнению с 2005 г. и величина затрат на приобретение моторов и комплектующих к
ним составила 441452 тыс. руб. Данное изменение могло возникнуть за счет
увеличения объемов закупа сельхозтехники в головном предприятии и роста цен на
покупаемые товары.
Себестоимость
предприятия в 2006 г. по сравнению с 2005 г. возросла на 3,5%. При этом
уменьшился уровень себестоимости в выручке на 0,7%. Снижение уровня
себестоимости обусловлено более быстрым темпом роста товарооборота предприятия
по сравнению с ростом затрат. Основным источником роста себестоимости послужила
сумма затрат на оплату труда, которая увеличилась в 2006 г. по сравнению с 2005
г. на 1154 тыс. руб. или 18,8% и составила 7306 тыс. руб. Вследствие этого
возросла средняя заработная плата на одного работника, составившая в 2006 г.
2,2 тыс. руб., что на 17,5% выше уровня 2005 г. В процентном отношении к
выручке от реализации валовая прибыль в 2006 г. по сравнению с 2004 г. выросла
на 15915 тыс. руб. (на 86,9%) и на 4739 тыс. руб. (на 16,1%) по сравнению с
2005 г. и составила в 2006 г. 34216 тыс. руб. В 2006 г. также произошло
увеличение коммерческих расходов на 678 тыс. руб. (39,8%) по сравнению с 2005
г. Это связано в основном с расширением сферы влияния предприятия и развитием
дочерних обществ. На фоне роста выручки и себестоимости произошло снижение
управленческих затрат с 13478 тыс. руб. в 2004 г. до 13302 тыс. руб. в 2006 г.
В 2006 г. управленческие расходы сократились на 1397 тыс. руб. (на 10,5%) по
сравнению с 2005 г. В 2006 г. общий финансовый результат составил 1574 тыс.
руб. прибыли.
Доля выручки от
продаж, приходящейся на обычную систему налогообложения составляет 97% от общей
суммы выручки от реализации, поэтому большая часть управленческих расходов
относится к обычной системе налогообложения. Среднегодовая стоимость основных
фондов в 2006 г. по сравнению с 2005 г. увеличилась на 6978 тыс. руб. и
составила 17673,5 тыс. руб. в 2006 г. В состав основных средств входят: здание,
оборудование, оргтехника и транспортные средства предприятия.
Чистая прибыль на
протяжении исследуемого периода также имела положительную тенденцию. В
2004-2005 гг. был получен убыток, а в 2006 г. была получена прибыль в размере
1574 тыс. руб.
Таким образом, в
2006 г. на предприятии ОАО ПО «АМЗ» увеличилась производительность труда, а
также валовая прибыль предприятия. Наряду с этим рост себестоимости, средней
заработной платы и прибыли оказался не в оптимальном соотношении, что сократило
прибыль от продаж предприятия. Уровень затрат на данном предприятии увеличился,
что объясняется ростом объема деятельности данного предприятия и расширением
сферы деятельности.
2.2 Факторный анализ
финансовых результатов
На величину прибыли организации
оказывают влияние различные факторы. По сути, это все факторы
финансово-хозяйственной деятельности организации.
Проведем расчет влияния факторов на
прибыль организации, используя методику, предложенную Савицкой Г.В. Для
проведения факторного анализа финансовых результатов используем необходимую
информацию формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2004-2006 гг. (Приложение
7,8,9). Рассчитаем и оценим влияние следующих факторов на изменение прибыли от
продаж в отчетном году по сравнению с предыдущим годом:
а) расчет влияния фактора «Выручка
от продажи»;
б) расчет влияния фактора «Цена»;
в) расчет влияния фактора
«Количество проданной продукции»;
с) расчет влияния фактора
«Себестоимость проданной продукции».
Согласно анализу прайс-листов
предприятия за 2004-2006 гг. предприятием повышаются цены на продукцию 1 раз в
год, с 01 января. Индекс повышения цен по годам представлен в таблице 4.
Таблица 4 - Индекс роста цен на ОАО
ПО «АМЗ» в 2004-2006 гг.
Показатель
|
Коэффициент
|
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
Индекс повышения цен на предприятии
|
1,000
|
1,081
|
1,064
|
Состав, динамика и структура
финансовых результатов деятельности организации приведены в Приложении 10.
По данным таблицы Приложения 10
можно видеть, что величина себестоимости в выручке составляет в 2004 г. 96,1%,
затем постепенно сокращается до 93,5% в 2005 г. и до 92,8% в 2006 г.
Сокращение затрат на производство
продукции вызвано, в основном, модернизацией парка оборудования организации.
Величина прибыли от продажи продукции в составе выручки от реализации составила
в 2004 г. 1,024%, в 2005 г. - 3,174%, а 2006 г. - 4,19%.
Положительная динамика удельного
веса прибыли от продаж в выручке от реализации свидетельствует об улучшении
хозяйственной деятельности организации.
В результате освоения новых видов
продукции (4х цилиндровых дизельных двигателей А-41СИ/А41СИ, 6-ти цилиндровых
дизельных двигателей А-01МИ, А-01МСИ и дизельных электрогенераторов) была
увеличена выручка от реализации продукции и объем производства в натуральном
выражении (в единицах продукции).
Отрицательным моментом, повлиявшим
на чистую прибыль организации явился рост величины прочих расходов в 2005 г. Их
величина в данный период превысила величину выручки от реализации на 9,5%.
Рассчитаем влияние факторов на
изменение (прирост) прибыли от продаж, опираясь на данные таблицы 4 и
Приложения 10. Для расчета влияния найдем выручку от продажи в 2005 и 2006 гг.
в сопоставимых ценах по формуле:
,
В` - выручка от продажи продукции в сопоставимых ценах;
В1 - выручка от продажи продукции в отчетном периоде;
Iц
- индекс повышения цен.
Результаты расчетов представим в таблице 5.
Таблица 5 - Расчет выручки от продажи продукции в сопоставимых
ценах в 2005-2006 гг. (за базу сравнения взят 2004 г.)
Наименование показателя
|
Сумма, тыс. руб.
|
В сопоставимых ценах (базой сравнения является 2004 г.)
|
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за
минусом НДС, акцизов и аналогичных обязат. платежей)
|
469768,0
|
455876,0
|
475668,0
|
421716,9
|
447056,4
|
По данным таблицы 5 можно видеть,
что выручка от продажи продукции в сопоставимых ценах в 2005 г. уменьшилась на
48051,1 тыс. руб. по сравнению с 2004 г., а в 2006 г. по сравнению с 2004 г.
уменьшилась на 22711,6 тыс. руб. Это произошло в результате сокращения
количества реализуемой продукции.
В 2005 г. = 455876,0 - 421716,9 = 34159,1 (тыс. руб.)
В 2006 г. = 475668,0 - 447056,4 = 28611,6 (тыс. руб.)
Таким образом, в результате изменения цен произошло увеличение
выручки в 2005 г. и в 2006 гг., так как реакцией постоянных покупателей
организации было увеличение объема закупа продукции.
Для определения степени влияния изменения цены на изменение суммы
прибыли от продажи произведем расчет:
В 2005 г. тыс. руб.
В 2006 г. тыс. руб.
Таким образом, прирост цен на продукцию в 2005 г. привел к
увеличению прибыли от продаж на 350,7 тыс. руб. и в 2006 г. привел к увеличению
выручки на 293,7 тыс. руб.
Представим динамику выручки от реализации в действующих и сопоставимых
ценах на рис. 3.
Рис. 3 - Динамика выручки от реализации в действующих и
сопоставимых ценах ОАО ПО «АМЗ» в 2004-2006 гг.
Влияние на сумму прибыли от продажи изменения количества проданной
продукции рассчитаем следующим образом:
В 2005 г. -84429,9 тыс.
руб.
В 2006 г. -52708,9 тыс.
руб.
Таким образом, влияние на сумму прибыли от продажи изменения количества
проданной продукции в 2005 г. получилось отрицательным - 84429,9 тыс. руб., а в
2006 г. также отрицательным - 52708,9 тыс. руб. То есть в результате сокращения
в 2005-2006 гг. объема продаж произведенной продукции сумма прибыли
уменьшилась.
Рассчитаем влияние фактора «Себестоимость проданной продукции» на
прибыль от продаж по формуле:
В 2005 г. - 11717,2 тыс.
руб.
В 2006 г. - 15685,2 тыс.
руб.
Себестоимость - это фактор обратного влияния по отношению к
прибыли.
Таким образом, экономия себестоимости привела к увеличению прибыли
в 2005 г. на 11717,2 тыс. руб., а в 2006 г. на 15685,2 тыс. руб. по сравнению с
2004 г.
Таким образом, можно обобщить влияние факторов, воздействующих на
прибыль отчетного года в таблице 6.
Таблица 6 - Сводная таблица влияния
факторов на прибыль ОАО ПО «АМЗ» в 2005 и 2006 гг.
№ п/п
|
Показатели-факторы
|
Сумма, тыс. руб.
|
|
|
2005
|
2006
|
1
|
Количество проданной продукции
|
-84429,9
|
-52708,9
|
2
|
Изменение цен на реализованную продукцию
|
350,7
|
293,7
|
3
|
Себестоимость проданной продукции
|
-11717,2
|
-15685,2
|
4
|
Совокупное влияние факторов
|
-95796,4
|
-68100,4
|
Таким образом, можно сказать, что на
изменение прибыли ОАО ПО «АМЗ» существенное влияние оказало увеличение
себестоимости в 2005 г. на 11717,2 тыс. руб. и на 15685,2 тыс. руб. в 2006 г.
Также отрицательное влияние на величину прибыли оказало снижение объема
реализации продукции в 2005 г. на 84429,9 тыс. руб. и в 2006 г. на 52708,9 тыс.
руб. Положительное влияние на величину прибыли от продаж и оказало изменение
цен на продукцию предприятия в размере 350,7 тыс. руб. в 2005 г. и 293,7 тыс.
руб., в 2006 г. Совокупное влияние факторов было отрицательным. В результате
чего прибыль от продаж в 2005 г. уменьшилась на 95796,4 тыс. руб., а в 2006 г.
уменьшилась на 68100,4 тыс. руб.
Полученные результаты факторного
анализа прибыли ОАО ПО «АМЗ» показывают, что снижение величины чистой прибыли в
основном произошло в результате сокращения величины выручки от реализации
продукции и роста прочих операционных расходов. Изменение величины коммерческих
и управленческих расходов оказали незначительное влияние на прибыль продаж.
Снижение выручки и снижение себестоимости продукции являются следствием
инфляционных процессов и потерей части основных покупателей продукции
организации.
2.3 Анализ финансовых
результатов на основе маржинального подхода
Далее произведем группировку затрат
организации за исследуемый период с разбивкой их на постоянные и переменные.
Проведем CVP анализ финансовых
результатов деятельности ОАО ПО «АМЗ», опираясь на данные в таблице 7.
Таблица 7 - CVP анализ финансовых
результатов ОАО ПО «АМЗ» в 2004-2006 гг.
№ п/п
|
Показатель
|
Сумма, тыс. руб.
|
Изменение (+,-)
|
|
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2005 к 2004
|
2006 к 2005
|
1
|
Выручка от продаж, N
|
469 768
|
455 876
|
475 668
|
-13 892,0
|
19 792,0
|
2
|
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг (производственная)
- переменные затраты, Sпер
|
451 467
|
426 399
|
441 452
|
-25 068,0
|
15 053,0
|
3
|
Валовая прибыль (маржинальный доход), МД (п. 1 - п. 2)
|
18 301
|
29 477
|
34 216
|
11 176,0
|
4 739,0
|
4
|
Доля маржинального дохода в выручке от продаж, d (п. 3 : п. 1)
|
0,039
|
0,065
|
0,072
|
0,0
|
0,0
|
5
|
Постоянные и условно-постоянные затраты Sпост
|
13 478
|
15 006
|
14 287
|
1 528,0
|
-719,0
|
6
|
«Критическая точка» объема продаж (порог рентабельности), r (п.
5 : п. 4)
|
345 967
|
232 075
|
198 617
|
-113 891,5
|
-33 458,3
|
7
|
Запас финансовой прочности, (п. 1 - п. 6)
|
123 801
|
223 801
|
277 051
|
99 999,5
|
53 250,3
|
8
|
То же, % к объему продаж (п. 7 : п. 1)
|
26,4
|
49,1
|
58,2
|
22,7
|
9,2
|
9
|
Прибыль (убыток) от продаж
|
4 823
|
14 471
|
19 929
|
9 648,0
|
5 458,0
|
10
|
Прибыль от продаж, в% к ЗФП (п. 9 : п. 7)
|
3,9
|
6,5
|
7,2
|
2,6
|
0,7
|
Страницы: 1, 2, 3, 4
|