Анализ порядка расчета уплаты налогов на доходы физических лиц на современном этапе в Беларуси
Введение
Налоги
являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента
возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного
устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В
современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов
государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм
используется для экономического воздействия государства на общественное
производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического
прогресса.
На сегодняшний
день в Республике Беларусь в основном сформирована налоговая система, создана
законодательная база по налогообложению, действуют нормативно-методические
документы, позволяющие аккумулировать в бюджете необходимые государству
финансовые ресурсы и оказывать стимулирующие воздействие на экономику. Однако
признать существующую налоговую систему достаточно совершенной было бы большим преувеличением,
тем более что по мере реформирования экономических отношений в республике
требуются соответствующие изменения в подходах к налогообложению.
В
соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками налога на доходы
физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами
Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников
в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской
Федерации. Налогообложение доходов, полученных резидентами, осуществляется по
ставке 13%, а доходы, полученные лицами, не являющимися резидентами, облагаются
по ставке 30% (ст. 224 НК РФ).
Согласно п. 2
ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица,
фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в
течение 12 следующих подряд месяцев.
При
налогообложении доходов, полученных гражданами Республики Беларусь, необходимо
учитывать положения Протокола «К Соглашению между Правительством Российской
Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного
налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении
налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года», подписанного 24.01.2006.
Вознаграждение,
получаемое физическим лицом с постоянным местожительством в одном
Договаривающемся государстве (гражданином РФ или Республики Беларусь) в
отношении работы по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся государстве
в течение периода нахождения в этом другом Договаривающемся государстве,
составляющего не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение
183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем
календарном году, может облагаться налогом в этом другом Договаривающемся
государстве в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с
постоянным местожительством в этом Договаривающемся государстве.
Указанный
налоговый режим применяется с даты начала работы по найму в другом
Договаривающемся государстве, длительность которой в соответствии с трудовым
договором составляет не менее 183 дней (п. 2 ст. 1 Протокола).
Таким
образом, если у организации имеются трудовые договоры с гражданами Республики
Беларусь, предусматривающие их нахождение на территории Российской Федерации не
менее 183 дней в календарном году, то такие белорусские граждане признаются
налоговыми резидентами Российской Федерации с даты заключения договоров.
Следовательно, исчисление НДФЛ с доходов, полученных гражданами Республики
Беларусь, в отличие от иностранных граждан других государств, изначально
производится налоговым агентом по ставке 13%.
Тема
дипломной работы – «Порядок расчета уплаты налогов на доходы физических лиц на
современном этапе».
Актуальность
темы. НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление,
либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения
является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью
и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки
налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение
доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.
Цель работы –
проанализировать порядок расчета уплаты налогов на доходы физических лиц на
современном этапе.
Для
достижения цели дипломной работы необходимо решить ряд задач:
·
рассмотреть
теоретические основы налогообложения в РБ;
·
дать
экономико-финансовую характеристику ИП «Штотц Агро-Сервис»;
·
проанализировать
налоговую систему РБ и подоходное налогообложение;
·
изучить
совершенствование подоходного налогообложения.
Объектом
исследования является иностранное частное унитарное сельскохозяйственное
предприятие «Штотц Агро-Сервис».
Предметом
исследования является система уплаты налогов на доходы физических лиц.
Теоретической
и методологической основой написания дипломной работы послужили труды
учёных-экономистов, нормативная документация и специальная литература по теме.
При написании дипломной работы были использованы фактические данные годовых
отчетов за 2007–2009 года, данные бухгалтерских регистров синтетического и
аналитического учета за 2009 год «Штотц Агро-Сервис».
В работе
использовались такие методы исследования как аналитический, сравнения,
графический, монографический.
1.
Теоретические основы налогообложения в РБ
1.1
Сущность и необходимость налогов, пошлин и сборов, установленных на территории
РБ
Одно из
важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства – это
обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины
налогоплательщиков. Уплата налогов оказывает мощное регулирующее воздействие на
жизнь общества.
В начале
рыночных преобразований в Республике Беларусь отсутствовали традиции рыночного
хозяйствования, в том числе и в области налогообложения. Большинство
государственных контролирующих органов и налогоплательщиков оказалось не
готовым к принципиально новой экономической ситуации. Прежде платежи в бюджет
осуществлялись автоматически и граждане считали, что перечисление налогов в
бюджет – обязанность, скорее, самого государства.
Возникла
необходимость в создании самостоятельной государственной структуры,
обеспечивающей не только сбор налогов в бюджет и контроль за соблюдением
законодательства о налогах и предпринимательстве, но и осуществляющей
разработку методологической базы по налогообложению и доведение ее до сведения
налогоплательщиков. Весной 1990 года такая структура появилась: в составе
Министерства финансов на базе инспекции государственных доходов была образована
Главная государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов БССР. В течение
последующих 10 лет налоговая служба республики неоднократно преобразовывалась:
это была и Главная государственная налоговая инспекция при Кабинете Министров
Республики Беларусь, и Государственных налоговый комитет Республики Беларусь.
И, наконец, Указом Президента РБ от 24.09.2001 г. №516 «О
совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и
иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики
Беларусь» Государственный налоговый комитет РБ был преобразован в Министерство
по налогам и сборам Республики Беларусь.
В РБ к числу
государственных органов, осуществляющих налоговое администрирование, относятся
также таможенные и иные государственные органы, обладающие полномочиями
налоговых органов (например, органы Комитета государственного контроля РБ).
Специфика
вопросов, решаемых органами налогового администрирования, предопределяет
содержание их деятельности и функции.
Функции
налоговых органов, их права и обязанности, права и обязанности должностных лиц
налоговых органов изложены в Законе РБ «О государственной налоговой инспекции
Республики Беларусь».
Основные
задачи налоговых органов – это:
1. контроль
за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве,
2.
обеспечение правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в
бюджет,
3.
обеспечение учета налогов,
4. разработка
предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации
работы государственных налоговых органов,
5.
осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции,
6.
предупреждение, пресечение правонарушений в сфере своей компетенции,
7.
привлечение к ответственности лиц, виновных в правонарушениях, предусмотренных
законодательством о налогах и предпринимательстве,
8. подготовка
налоговых соглашений с другими государственными, осуществление связей с их
налоговыми службами, изучение опыта их работы,
9. издание
методических указаний и разъяснений о порядке исчисления и взимания налогов.
Налоговые
органы используют правовые и не правовые формы управления.
Правовой
считается деятельность, которая непосредственно влечет правовые последствия и
осуществляется на основе нормативного оформления (например, издание инструкций,
методических указаний и разъяснений). Не правовыми формами управления принято
считать организационные действия.
Одним из
важнейших институтов налогового законодательства является налоговый контроль,
который определяется как контроль за исчислением, полнотой и своевременностью
внесения в бюджет налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. По
временному критерию различаются предварительный, текущий и последующий
контроль. Выбор конкретного вида контроля в каждом государстве зависит от
многих причин, в том числе от уровня развития налоговой системы и общей
организации контроля. В настоящее время в республике преобладает последующий
контроль, применение которого обусловлено, с одной стороны, недостаточным
уровнем информатизации субъектов налогообложения, налоговых органов и
государства в целом, с другой – по-прежнему недостаточной правовой культурой.
Однако, как показывает опыт государств с давними налоговыми традициями, по мере
развития компьютеризации и налоговой культуры в обществе приоритет последующего
контроля утрачивает свою главенствующую роль. Предварительный и текущий контроль,
непосредственно связанные с уровнем правовой культуры, возможностями обработки
и анализа сведений о налогоплательщиках, должны в равной мере сочетаться с
последующим контролем.
Основными
условиями осуществления налогового контроля являются учет налогоплательщиков и
учет поступления налогов. В настоящее время налоговый контроль проводиться
посредством проверок. По кругу исследуемых в ходе проверки вопросов налоговые
проверки подразделяются на камеральные, выездные (плановые и внеплановые;
комплексные, тематические, встречные) и рейдовые. Правовой режим и правовая
регламентация проверки зависят от ее вида и регулируются соответствующими
нормативными правовыми актами.
Следует иметь
в виду, что выполнение главной задачи налогового администрирования – обеспечение
«собираемости» налогов – зависит не только и не сколько от эффективности работы
налоговых администраций, сколько определяется, прежде всего, возможностями
самой экономики.
Налоги,
уплачиваемые из выручки, подразделяются на:
1. Налог на
добавленную стоимость.
Плательщиками
налога являются организации и физические лица, признаваемые плательщиками в
связи с перемещением товаров через таможенную границу РБ в соответствии с
таможенным законодательством РБ, филиалы, представительства и иные обособленные
подразделения белорусских организаций, имеющих отдельный баланс и текущий либо
иной другой банковский счет. Объектами налогообложения являются: обороты по
реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты
интеллектуальной собственности на территории РБ; обороты по реализации товаров
(работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности за
пределы РБ; товары, ввозимые на таможенную территорию РБ.
С 01.01.2005 г.
вступило в силу Соглашение между Правительством РБ и Правительством Российской
Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте или импорте
товаров, выполнения работ, оказании услуг, следовательно, с 2005 года при
экспорте товаров применяется принцип взимания налога на добавленную стоимость
по стране назначения – освобождение от налога экспортируемых (ввозимых) товаров
и взимание налога по импортируемым (ввозимым) товарам.
Ставки налога
на добавленную стоимость:
·
0%:
при реализации экспортируемых товаров; работ (услуг) по сопровождению,
погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с
реализацией экспортируемых товаров; экспортируемых транспортных услуг, включая
транзитные перевозки, а также экспортируемых услуг по производству товаров из
давальческого сырья (материалов).
·
10%:
при реализации производимой на территории РБ продукции растениеводства,
животноводства, рыбоводства и пчеловодства; при реализации предприятиями
продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Советом
Министров РБ по согласованию с Президентом РБ; при ввозе на таможенную
территорию РБ продовольственных товаров и товаров для детей по перечням,
определяемым Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ.
·
18%:
во всех других случаях реализации товаров (работ, услуг),
·
9.09%:
при реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым розничным ценам с учетом
НДС,
·
15.25%:
при реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым розничным ценам с учетом
НДС.
Освобождаются
от налогообложения НДС обороты от реализации на территории РБ:
·
лекарственные
средства, а также медицинская техника,
·
услуги
по уходу за больными,
·
услуги
по содержанию детей в дошкольных учреждениях,
·
услуги
в сфере образования, связанные с учебным процессом,
·
жилищно-коммунальные
услуги, оказываемые населению,
·
услуги
по перевозке пассажиров государственным транспортом,
·
услуги
связи населению,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|