рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Анализ системы бюджетирования на ООО "Тольяттикаучук"

Анализ системы бюджетирования на ООО "Тольяттикаучук"

ВВЕДЕНИЕ


Современная рыночная экономика в России вступает в силу все больше. Вместе с ней набирает сила и конкуренция как основной механизм конкурентной борьбы в условиях рыночных отношений связано с тем. что потенциальные инвесторы решаются на финансирование предприятия, только тщательно взвесив все возможные риски, и останавливаются на предполагаемом варианте производства конкурентоспособной продукции на основе поиска, оценки и отбора всех возможных альтернатив оптимального использования ограниченного количества ресурсов. Конкурентоспособность любому предприятию может обеспечить только правильное планирование и управление финансовыми ресурсами. Объединяет два этих понятия термин «бюджетирование».

На сегодняшний день процесс планирования потерпел коренные изменения. Методы планирования, принятые в условиях централизованной экономики, не оправдали себя. Старая система планирования также не соответствовала новым послеприватизационным порядкам. Работать же без системы планирования не оказалась возможным не для одного предприятия. После отказа от старой системы планирования многие предприятия пытались самостоятельно разработать новую эффективную систему, но нехватка квалифицированных специалистов данного направления делала задачу невыполнимой. Новой системой планирования в России стал прототип планирования развитых западных стран.

Недостатками планирования перехода от старой экономической системы к новой можно отнести сразу несколько составляющих:

1.                 недостаточные маркетинговые исследования при решении о выпуске продукции;

2.                 отсутствие аналитической основы при анализе безубыточности продаж;

3.                 отсутствие форм большинства документов;

4.                 экономическое планирование не дает возможности определить потребностей финансировании;

Все перечисленные факторы «тормозят» развитие становления совершенной системы планирование на российских предприятиях.

Главное что заставило пересмотреть понятие «планирование» - это представление предприятия как систему консолидированных бюджетов. А что особенно важно в данной системе – это управление возможными бюджетами. В случае определения предприятия как системы главным состовляющим является его способность выпускать продукт. Данное качество трудно представить одним человеком. Если привести пример риэлтерской конторы, где один человек является и руководителем и исполнителем, спорить ему, конечно, не с кем. Но в случае, если имеется и руководитель и несколько исполнителей, появляется человек, который аккумулирует информацию, добытую исполнителями и получает возможность выбора, принимаемого решения. Это уже считается бюджетирование низшего звена.

Бюджетирование является первым этапом разработки системы регулярного экономического управления и способствует оптимизации финансовых потоков и ресурсов предприятия, что позволяет значительно снизить их объем и потребность в них, себестоимость и повысить конкурентоспособность предприятия. Особо следует выделить бюджетирование как важнейшее связующее звено между стратегическим и оперативным управлением всеми хозяйственными операциями, направленное на координацию экономических процессов предприятия и, как следствие, на повышение его конкурентоспособности.

Однако внедрение системы бюджетирования финансово-хозяйственной деятельности промышленных предприятий связано с рядом проблем:

­ отсутствием единообразия в методологии и методике комплексного финансового планирования, учета и анализа экономических показателей;

­ разнообразием методических подходов к составлению прогнозного бухгалтерского баланса, выступающего индикатором перспектив финансового состояния экономического субъекта;

­ наличием специфических особенностей при формировании бюджета предприятия в зависимости от его масштабов и направления деятельности.

В этой связи весьма актуальной является проблема совершенствования методики бюджетирования, позволяющей планировать и контролировать экономический результат деятельности крупного промышленного предприятия в непосредственной увязке с принципами и методами бухгалтерского учета, рассмотрению которой и посвящено данная дипломная работа.

Целью исследования является совершенствование методики планирования и контроль за результатом финансово-хозяйственной деятельности крупного промышленного предприятия посредством бюджетирования. Для достижения поставленной цели в дипломной работе решаются следующие задачи:

а) рассмотреть систему бюджетного планирования на предприятии;

б) выявить место и роль бюджетирования в системе управления крупного многопрофильного промышленного предприятия;

в) обособить проблемы внедрения системы бюджетирования на российских предприятиях и предложить пути их решения.

г) взаимоувязка системы бюджетирования с действующей методикой ведения бухгалтерского учета;

д) использование бюджетной системы планирования для управления финансовым состоянием предприятия.

Объектом исследования дипломной работы является многопрофильное промышленное предприятие ООО «Тольяттикаучук», которое занимается производством и реализацией продукции нефтехимии.

Предметом исследования служит процесс разработки и внедрения системы бюджетирования финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта.

В основу дипломной работы положен аналитический метод обработки мнений таких авторов как В.В. Бочаров, М.И. Бухалков, А.А. Васильева, В.В. Ковалева. Для дипломной работы использовалась система «Консультант-плюс» для получения нормативных данных.

В основу экономических расчетов заложены данные бухгалтерского учета и статистики ООО «Тольяттикаучук».


1. СИСТЕМА БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ


1.1 Сущность, основные функции и методы бюджетирования


Современная рыночная экономика в России вступает в силу все больше, вместе с ней набирает силу и конкуренция, как основной механизм регулирования хозяйственного процесса. Существенное возрастание конкурентной борьбы связано с тем, что потенциальные инвесторы решаются на финансирование только тщательно взвесив все возможные риски. Конкурентоспособность в данной борьбе может обеспечить только грамотно поставленная система планирования.

Таким образом место финансового планирования в процессе рыночной экономики приобретает все большие и значимые обороты. Основная сущность планирования заключается в том, что хозяйственный процесс осуществляется на основе финансового плана, разрабатываемого непосредственно экономической службой хозяйствующего субъекта под руководством начальника службы и направленного на достижение экономических целей всего предприятии в целом.

С развитием финансового и стратегического планирования экономисты столкнулись на пути его совершенствованием с рядом проблем. Основной из них является составление аккумулированного финансового плана, включающего в себя сеть подпланов, которые представляют собой отдельно взятых разработок каждого из структурных подразделений и дальнейший контроль за их исполнением.

Процесс специфического подхода к организации управления хозяйственно-финансовой деятельности предприятия в комплексе путем взаимодействия всех подразделений получил название бюджетирование.

Произошедшие в последние годы структурные, имущественные и правовые изменения в отечественной промышленности неизбежно вызывают необходимость стратегически ориентированные программы развития промышленных предприятий. Представляя собой специфический подход к организации управления хозяйственно-финансовой деятельностью предприятия, оно обеспечивает полное участие всех подразделений предприятия в процессах становления комплексных планов на основе своевременной и достоверной информации о состоянии разработки и внедрения бюджетных систем планирования и отчетности [14, c.182].

Термин «бюджетирование» имеет множество различных трактовок. Так, Старовойтов М.К., председатель Совета директоров ОАО «Волжский Оргсинтез» на основе фактического опыта управления бюджетным планированием трактует бюджетирование как «… особый инструмент управления, сущность которого можно определить как интегрированную систему составления бюджетов, текущего контроля за исполнением принятых бюджетов, учета отклонений фактических показателей от бюджетных и анализа причин существенных отклонений». В своей работе С.В. Ильдеменов с коллективом авторов считает, что понятия «план» и «бюджет» являются по смыслу очень близкими. В английском языке используется слово «бюджет», от него вся процедура называется «бюджетированием».

Такой диапазон мнений относительно сущности бюджетирования чаще всего продиктован либо не знанием общей методологии создания данного процесса, его задач, и результатов, которые можно получить в процессе внедрения этих технологий, либо попыткой внедрить зарубежные методики без адаптации их к российским условиям хозяйствования.

Среди встречающихся определений следующая формулировка понятия «бюджетирование» со стороны мнений российских экономистов является наиболее точной и полной, это связано с тем, что в ней указано его истинное назначение на предприятии: «Бюджетирование - это процесс составления и принятия бюджетов, с одной стороны, а с другой - управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений».

В нашей стране под бюджетированием часто понимают так называемое казначейское бюджетирование, то есть регламент управления денежными средствами, используемыми в операционной (основной) деятельности коммерческой организации. В мировой практике бюджетирование – это элемент менеджмента, ориентированный на управление коммерческой организацией (в денежных показателях), представляющий собой методологию планирования, учета и контроля денежных средств и финансовых результатов. Таким образом, по отношению к нему казначейская функция является вторичной.

В самом общем виде назначение бюджетирования в компании заключается в том, что это основа:

­         планирования и принятия управленческих решений в компании;

­         оценки всех аспектов финансовой состоятельности компании;

­         укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам компании в целом и собственникам ее капитала.

При этом в каждой компании может быть свое назначение бюджетирования в зависимости, как от объекта финансового планирования, так и от системы финансовых и нефинансовых целей. Поэтому, говоря о назначении бюджетирования, необходимо помнить, что в каждой компании в качестве управленческой технологии оно может преследовать свои собственные цели и использовать свои собственные средства, свой собственный инструментарий.

Общее понятие бюджетирование – включает следующие основные отличия:

­         совокупность взаимосвязанных плановых документов, в которых с обоснованной степенью детализации показателей отражена планируемая деятельность, как отдельных центров финансовой ответственности (ЦФО), так и всего предприятия;

­         управленческие воздействия на центр финансовой отчетности (ЦФО), ориентированные на минимизацию отклонений от бюджета с учетом изменений внешней среды;

­         отчетность ЦФО, позволяющая оперативно, с определенным временным интервалом, анализировать и контролировать выполнение бюджетов отдельными ЦФО и достижение запланированных финансовых результатов предприятием в целом [41, c.296].

Система бюджетирования представляет собой совокупность таких элементов, как структура бюджетов, процедура формирования, согласования и утверждения бюджетов и контроль за их фактическим исполнением, нормативная база (нормы, нормативы, лимиты), типовые процедуры и механизмы принятия управленческих решений.

Целями бюджетирования являются:

­         осуществление периодичного планирования;

­         обеспечение координации, кооперации, коммуникации;

­         требование к менеджерам количественно обосновать их планы;

­         обеспечение осведомленности по затратам;

­         создание системы оценки и контроля исполнения;

­         мотивация сотрудников путем ориентации на достижение цели;

­         исполнение требований законов и договоров

Наряду с общими целями выделяют три основных подхода к процессу бюджетирования:

­        "сверху - вниз";

­        "снизу - вверх";

­        "снизу - вверх \сверху вниз".

Подход "сверху - вниз" означает, что высшее руководство осуществляет процесс бюджетирования с минимальным привлечением менеджеров подразделений и отделов нижнего уровня. Такой подход дает возможность полностью учитывать стратегические цели компании, уменьшить затраты времени и избежать проблем, связанных с согласованием и агрегированием отдельных бюджетов. Вместе с тем, недостатком данного подхода является слабая мотивация менеджеров нижнего и среднего звена относительно достижения целей.

Подход "снизу - верх" применяется на больших предприятиях, где руководители отделов составляют бюджеты участков, отделов, которые потом обобщаются в бюджеты цеха, производства и завода соответственно. Средним и высшим руководителям в этом случае предстоит согласование и координация различных бюджетных показателей. Одним из недостатков этого подхода, что плановые показатели по расходам завышаются, а по доходам занижаются, чтобы при выполнении получить незаслуженное вознаграждение.

Подход "снизу вверх - сверху вниз" является самым сбалансированным и позволяет избежать негативных последствий двух своих предшественников. При таком подходе, высшее руководство дает общие директивы относительно целей компании, а руководители нижнего и среднего звена подготавливают бюджет, направленный на достижение целей компании.

В периоде развития системы бюджетирования актуальность данной системы становится заметной для экономистов различных форм деятельности. Для примера можно представить следующие области управления успешно развитые при внедрении системы бюджетирования:

Финансовый менеджмент. Этот метод является единственным средством, при помощи которого можно заранее сформировать достаточно ясное представление о структуре бизнеса предприятия, регулировать объем расходов в пределах, соответствующих общему притоку денежных средств, определить, когда и на какую сумму должно быть обеспечено финансирование.

Управление коммерческой деятельностью. Этот метод вынуждает руководителей систематически заниматься маркетингом (изучать свою продукцию и рынки сбыта) для разработки более точных прогнозов, что способствует лучшему знанию ситуации на предприятии; определять наиболее целесообразные и эффективные коммерческие мероприятия в пределах, обеспеченных имеющимися ресурсными возможностями для их осуществления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.