рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Анализ социальных расходов и их источников

Анализ социальных расходов и их источников

Содержание


Введение

Раздел 1. Теоретические аспекты социальных расходов и источников их формирования

1.1 Понятие и виды социальных расходов

1.2 Роль и значение социальных расходов для государства и общества

1.3 Модели социальных государств и их социальные расходы

Раздел 2. Анализ социальных расходов и источников их формирования в Европейском Союзе и Италии

2.1 Анализ социальных расходов и источников их формирования в Европейском Союзе

2.2 Исследование социальных расходов и источников их формирования в Италии

Заключение

Список использованной литературы


Введение


В конце XX в. социальная защита населения стала основным атрибутом социальной политики любого цивилизованного государства. Задача большинства систем социальной защиты состоит в поддержании стабильности доходов людей, предоставлении равного доступа к медицинской помощи и оказании необходимых социальных услуг. Как организованная система она существует во многих странах мира. В экономически развитых государствах социальная защита является важнейшей частью национальной экономики, затраты на которую сегодня составляют более четверти валового внутреннего продукта. Наиболее развитые системы социальной защиты имеют страны Европейского союза. Именно в них появились и получили развитие первые социальные программы. Благодаря системам социальной защиты современные европейские экономики получили название социально-ориентированных. Как показывает опыт западноевропейских государств, существование продуманной системы социальной защиты, охватывающей всех граждан, не только приводит к улучшению их благосостояния, расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, но и способствует экономическому росту и стабилизации политической и социальной ситуации в стране.

Эти факты обуславливают актуальность выбранной темы исследования. В этой связи, целью данной курсовой работы является изучение сущности социальных расходов зарубежных государств.

Работа имеет традиционную структуру и состоит из введения двух глав, заключения и списка литературы.


Раздел 1. Теоретические аспекты социальных расходов и источников их формирования


1.1 Понятие и виды социальных расходов


В современном обществе социальная политика (далее СП) призвана выполнять две тесно связанные между собой основные функции - защиты и развития. Первоначально защита распространялась на беднейшие категории населения и осуществлялась через систему социального вспомоществования. Сегодня в развитых странах страховые и бюджетно-налоговые механизмы защиты охватывают подавляющую часть населения и обеспечивают его базовую социально-экономическую безопасность. В большинстве из них через госбюджет перераспределяется от 1/3 (США, Япония) до 1/2 (Франция, Италия) ВВП. На долю социальных расходов государства в США приходится более 20% ВВП, в западноевропейских странах -порядка 30%.

Не менее важное направление СП государства, через которое осуществляется прежде всего функция развития, связано с его ролью в обеспечении производства социально значимых благ в отраслях нематериальной сферы (образовании, здравоохранении, культуре). Продукт этих отраслей не только обладает самостоятельной ценностью для непосредственных потребителей, но дает социальный выигрыш и для общества в целом, представляя собой инвестиции в человеческий фактор, аналогичные вложениям в материальную базу.

Существенный позитивный внешний эффект и длительный период окупаемости значительной части инвестиций в образование и здравоохранение обусловливают необходимость корректирующего вмешательства государства в действие рыночных механизмов. Объем и структура развития данных сфер, будучи отданы на откуп рынку значительно отстали бы от объективных потребностей экономики и общества. Это обстоятельство во многом объясняет приоритетность соответствующих расходов в бюджетной политике развитых стран, включая и тех, кого традиционно относят к государствам с преимущественно либеральной моделью СП. В США, например, инвестиции в развитие человеческих ресурсов составляют более 60% расходов федерального бюджета и почти вчетверо превышают расходы на оборону.

Инвестиционная роль основных социальных отраслей различна. С экономической точки зрения вложения в здравоохранение носят инфраструктурный характер, т.е. создают условия для нормального участия работников в производственном процессе (физически здоровые люди реже болеют, могут работать с полной отдачей, дольше не выходят из состава рабочей силы). Инвестиции в образование , формируя рабочую силу более высокого качества, дают прямую экономическую отдачу через более высокую производительность труда. По этой причине образование наряду с наукой образует ядро инвестиционного комплекса нематериального производства.

Необходимость усиления социальной направленности современных экономик требует разработки новых механизмов обеспечения базовой защищенности населения, способствующих росту конкурентоспособности и единению общества. Ответом на этот вызов стали возрастание роли государства как стратега, определяющего приоритеты и направления развития; становление наряду с рыночным обширного некоммерческого сектора; социализация бизнеса, принимающего на себя значительную часть функций, связанных с развитием работников. Такие процессы означают фактически переход от классической рыночной экономики к смешанной, предполагающей взаимодействие нескольких равноправных секторов, рыночных и нерыночных механизмов развития. Наряду с рыночным сектором важнейшее место в обеспечении воспроизводственного процесса занимают государственный, некоммерческий и семейный секторы, функционирующие в тесном взаимодействии друг с другом.

Происходит переосмысление социальных функций государства. Перераспределение через бюджет большей или меньшей доли продукта в пользу нуждающихся приобретает подчиненное значение. Ключевая же функция государства как субъекта СП состоит в формировании социально-экономической среды, благоприятствующей активной самореализации каждого члена общества в собственно экономической сфере, гарантирующей достаточный уровень стабильности и возможность развития. В социально ориентированном хозяйстве все элементы экономической политики работают на решение этой задачи. Выраженный социальный аспект имеют антимонопольная политика, поддержка мелкого и среднего бизнеса, программы сбалансированного развития территорий, создание благоприятного инвестиционного климата. Максимальная нагрузка лежит на политике занятости и политике заработной платы.

Таким образом, в функции государства входят как непосредственная реализация мер по развитию человеческого потенциала, так и общее регулирование социальных параметров экономического процесса. Основные направления такого регулирования - законодательная защита работника как более слабого партнера трудовых отношений; активная политика занятости, стимулирующая создание и улучшение качества рабочих мест; установление государственного минимума оплаты труда. По мнению видного идеолога социального государства Х. Эренберга, оно является одним из факторов производства, без которого невозможно стабильное развитие и который дает преимущества в международной конкуренции. В послевоенный период стабильность, рост, высокий уровень занятости, повышение благосостояния наблюдались прежде всего в тех странах Европы, где социальная ориентация экономики была наиболее выраженной.


1.2 Роль и значение социальных расходов для государства и общества


В последнее время среди исследователей и политиков растет убеждение, что и перераспределительный компонент СП, изначально выполняющий защитную функцию, в конечном итоге благотворно влияет на развитие экономики.

Во-первых, он вносит существенный вклад в процессы воспроизводства населения и рабочей силы. Во-вторых, более равномерное распределение доходов ведет не только к росту объема платежеспособного спроса (в результате сокращения доли сберегаемой части при росте потребляемой и инвестируемой), но и к улучшению его структуры в результате приближения к структуре реальных потребностей. В-третьих, смягчение социальной напряженности является фактором формирования особого вида нематериального богатства, связанного с качеством взаимоотношений между людьми и уровнем доверия в обществе и получившего в западной литературе название социального капитала (далее СК).

Многочисленные исследования последних лет фиксируют роль СК как одного из ключевых факторов успешного экономического развития. «Изобилие» СК значительно снижает издержки бизнеса и посредством укрепления доверия, координации и кооперации на всех уровнях ведет к повышению производительности труда. «Недостаток» СК имеет следствием нарастание конфликтов и снижение эффективности. По словам датского экономиста П. Маскелла, «если не создавать рабочие места, не обеспечивать базовый доход и не препятствовать социальной изоляции менее квалифицированной части населения, процесс накопления (и сохранения) СК приостановится и сопряженные с ним экономические выгоды будут утеряны» 3 . Именно взаимосвязь СК и экономического роста является одной из причин возрастания интереса политиков к разработке и апробированию альтернативных стратегий в области благосостояния и социальной поддержки.

Переход к производству индивидуализированной и наукоемкой продукции принципиально меняет содержание конкуренции в сравнении с ситуацией преимущественно массового производства и задает экономические императивы социализации бизнеса. По мере того как в процессе глобализации прежние локальные преимущества становятся повсеместно доступными, конкурентоспособность фирм, действующих на мировом рынке, все в большей мере определяется двумя факторами, наиболее трудно поддающимися перемещению, - способностью сохранять и развивать человеческие ресурсы, а также СК. По имеющимся оценкам, расходы американских компаний на внутрифирменное обучение примерно соответствуют совокупным затратам на высшее образование. Речь идет, таким образом, о подходе, прямо противоположном тому, который ставит во главу угла снижение затрат на рабочую силу .

Итак, функции социальной защиты и развития оказываются тесно переплетенными. Во многих случаях одни и те же подходы - обеспечение равенства стартовых возможностей через расширение доступа к образованию, ориентация на обеспечение полной занятости и улучшение качества рабочих мест - работают на одновременную реализацию обеих функций. Идея CК как катализатора экономического развития получает все большую популярность и среди теоретиков третьего мира, столкнувшихся с тем, что стандартные подходы не срабатывают.

1.3. Модели социальных государств и их социальные расходы

Представление о наиболее заметных различиях в подходах к социальной защите, существующих в мире, дает получившая в настоящее время широкое признание классификация Г. Эспинг-Андерсена [1] <#"1.files/image001.gif">

Рис.2.2. Распределение социальных расходов по типу в странах Европейского Союза, Исландии, Норвегии и Швейцарии, 2009, % от общего объема

В частности, различается сама структура социальных расходов (рис. 2). Если в целом по Европе-25 на социальные пособия и выплаты в 2009 году было направлено 96,2% всех социальных расходов, то по странам-членам ЕС эта доля составляла от 93,3% в Португалии (еще выше в Швейцарии - 93,2%) до 98,8% на Мальте. Административные издержки в целом по Европе-25 составили 3,1% социальных расходов, варьируясь от 1,2% на Мальте до 4,8% в Нидерландах. Кроме того, в отдельных странах довольно значительная часть средств, направленных на социальные цели, была отнесена на другие расходы: в Португалии - 4,4% (в целом по Европе-25 - 0,7%), Швейцарии - 2,4%, Франции - 2,0%, Нидерландах - 1,8%.

Величина социальных расходов, рассчитанных на душу населения в постоянных ценах, устойчиво возрастала в 2000-2009 годах. В Европе-25 среднегодовой темп прироста составил 2,2%, в Европе-15 - 2,1%. За этот период наиболее значительный прирост был зафиксирован в Венгрии (на 8,2% в среднем за год), Ирландии (7,8%), Эстонии (7,4%), на Кипре (7,0%), в Люксембурге (6,2%) и Греции (5,2%). За пределами ЕС высоким приростом социальных расходов отличалась Исландия (на 7,1% в среднем за год). В то же время, в Германии и Словакии ежегодный прирост социальных расходов не превышал 0,6%.

В 2008 и, особенно, в 2009 году прирост социальных расходов в Европе-25 замедлился. Если за 2002 год он составил 2,6%, то за 2008 и 2009 годы - соответственно, 2,3% и 1,5%. В некоторых странах прирост сменился сокращением (в Словакии - на 1,9% за 2008 год и на 2,0% за 2009 год, в Германии - на 1,9% за 2009 год, на Кипре - на 0,7% за 2009 год). Снижение прироста социальных расходов было характерно для большинства стран ЕС, но в отдельных странах отмечался, напротив, довольно заметный прирост: в Эстонии - на 13,5%, в Литве - на 9,1% за 2009 год.

По предварительным данным за 2005 год, относящимся к 14 странам ЕС, на которые в 2009 году пришлось 89,9% социальных расходов, тенденция более медленного роста социальных расходов по сравнению с ВВП сохранялась (то есть их доля в ВВП сокращалась), а величина социальных расходов, рассчитанная на душу населения в постоянных целях, оставалась неизменной (в 2009 году она возросла на 1,8%).

В европейских странах действуют различные системы финансирования социальной защиты, но они постепенно сближаются.

В целом по Европейскому Союзу основным источником финансирования расходов на социальную защиту являются социальные взносы и отчисления, обеспечившие в 2009 году 60% всех денежных поступлений на эти цели. Важную роль также играют государственные средства, поступающие за счет собираемых налогов, - за счет них в 2009 году было профинансировано 37% социальных расходов. Социальные взносы и отчисления поступают как от работодателей - 39%, так и от самих защищаемых групп населения (экономически занятых и самозанятых, пенсионеров и других) - 21%.

Средние значения по Европейскому Союзу скрывают значительные национальные различия в структуре финансирования социальных расходов. Если в Бельгии, Латвии, Чехии и Эстонии более 70% средств на социальную защиту формируется за счет социальных взносов, то в Дании и Исландии преобладающая часть средств на социальную защиту - более 60% - формируется за счет поступающих налогов. Польша, Великобритания, Швеция и Кипр, а за пределами Евросоюза - Норвегия, также в большей степени опираются на государственное финансирование, которое обеспечивает более 45% средств, направляемых на цели социальной защиты (рис. 2.3).

Эти различия связаны с историческими и институциональными особенностями действующих систем социальной защиты. Североевропейские страны, в которых преобладает государственное финансирование социальных расходов, привержены "бевериджианской" традиции, согласно которой достаточно быть нуждающимся постоянным жителем страны, чтобы претендовать на социальную помощь.

Рис. 2.3. Распределение социальных расходов по источникам финансирования в странах Европейского Союза, Исландии, Норвегии и Швейцарии, 2009 г, %


Другие страны привержены "бисмарковской" традиции, согласно которой социальная защита основывается на концепции страхования (в форме социальных отчислений и взносов). Однако эти различия между европейскими странами постепенно сглаживаются: в странах, где налоговые поступления играли менее заметную роль, их значение возрастает (например, во Франции, Германии, Италии и Португалии), а в других странах, где, напротив, преобладает государственное финансирование, возрастает роль социальных взносов и отчислений (рис. 2.3 - 2.4).


Рис.2.4. Доля государства в финансировании социальных расходов в странах Европейского Союза, Исландии, Норвегии и Швейцарии, %, 2003 и 2009 г.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.