Анализ современного состояния портфельных инвестиций в России
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Финансовый менеджмент»
на тему «Анализ современного состояния портфельных инвестиций
в России»
1. Цель и задачи
управления инвестиционным портфелем акционерного общества
Инвестиционный
портфель представляет собой совокупность входящих в него инвестиционных
проектов и ценных бумаг. Основной целью управления данного портфеля является
обеспечение наиболее эффективных путей реализации инвестиционной стратегии
акционерного общества на отдельных этапах его развития. В процессе реализации
основной цели при управлении портфелем решаются следующие действия.
Во-первых,
обеспечение высоких темпов экономического развития акционерного предприятия за
счет эффективной инвестиционной деятельности. Между эффективностью
инвестиционной деятельности и темпами экономического развития существует прямая
связь — чем выше объем продаж и прибыли, тем больше средств остается на
инвестиции.
Во-вторых,
обеспечение максимизации дохода (прибыли) от инвестиционной деятельности. Для
целей экономического развития предприятия приоритетное значение имеет не
валовая, а чистая прибыль. Поэтому при наличии нескольких инвестиционных
проектов рекомендуется выбирать тот из них, который обеспечивает наибольшую
сумму чистой прибыли на вложенный капитал.
В-третьих,
обеспечение минимизации рисков. Инвестиционные риски многообразны и сопутствуют
всем видам инвестиционной деятельности. При неблагоприятных условиях они могут
вызвать не только потерю прибыли (дохода) от инвестиций, но и части
инвестируемого капитала.
Поэтому для
принятия решений по реализации инвестиционных проектов целесообразно
существенно ограничивать инвестиционные риски.
В-четвертых,
обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия в процессе
осуществления инвестиционной деятельности. Данная деятельность связана с
отвлечением финансовых ресурсов в больших размерах и на длительный срок, что
может привести к снижению платежеспособности предприятия по текущим
хозяйственным операциям. Кроме того, финансирование отдельных инвестиционных
проектов осуществляется за счет привлечения заемных средств. Резкое повышение
их удельного веса в пассиве баланса предприятия может привести к потере
финансовой устойчивости предприятия в долгосрочном периоде. Поэтому, формируя
инвестиционные источники, следует заранее прогнозировать, какое влияние они
окажут на финансовую устойчивость и платежеспособность предприятия.
В-пятых,
изыскание путей ускорения реализации инвестиционных проектов. Намеченные к
реализации проекты должны быть выполнены как можно быстрее исходя из следующих
соображений:
прежде всего
высокие темпы реализации каждого проекта способствуют ускорению экономического
развития предприятия в целом;
чем раньше
реализуется проект, тем быстрее формируется дополнительный денежный поток в
форме прибыли от инвестиций;
ускорение
времени реализации проекта сокращает сроки инвестиционных рисков, связанных с
неблагоприятным изменением конъюнктуры на рынке инвестиционных товаров.
Перечисленные
задачи управления инвестиционным портфелем тесно взаимосвязаны. Так,
обеспечения высоких темпов развития предприятия можно достигнуть за счет
подбора высокодоходных проектов и ускорения их реализации. В свою очередь
максимизация прибыли (доход) от инвестиций, как правило, сопровождается ростом
инвестиционных рисков, что требует их оптимизации. Минимизация инвестиционных
рисков является важнейшим условием обеспечения финансовой устойчивости и
платежеспособности предприятия в процессе осуществления инвестиционной
деятельности.
Следовательно,
исходя из рассмотренных задач управления инвестиционным портфелем приоритетной
из них является не максимизация прибыли от инвестиционной деятельности, а
обеспечение высоких темпов экономического развития предприятия при достаточном
уровне его финансовой устойчивости в процессе этого развития.
С учетом
перечисленных выше задач определяется программа действий по формированию и
реализации инвестиционного портфеля:
исследование
внешней инвестиционной среды и прогнозирование конъюнктуры на рынке
инвестиционных товаров. Сюда относятся:
правовые
условия инвестиционной деятельности в разрезе форм инвестиций;
анализ
текущего состояния рынка;
прогноз
конъюнктуры рынка в разрезе сегментов в целом;
разработка
стратегических направлений инвестиционной деятельности предприятия, что
предполагает формирование целей инвестирования на ближайшую перспективу;
разработка
стратегии формирования инвестиционных ресурсов для реализации выбранной
инвестиционной стратегии. К таким ресурсам относятся собственные средства:
чистая прибыль, амортизационные исчисления и привлеченные средства с кредитного
и фондового рынков;
поиск и оценка
инвестиционной привлекательности реальных проектов, отбор наиболее эффективных
из них. Тщательная экспертиза выбранных проектов, расчет уровня доходности и
ранжирование по этому показателю выбранных проектов для инвестирования;
оценка
инвестиционного качества отдельных финансовых инструментов и отбор наиболее
эффективных из них (например, акций и корпоративных облигаций);
формирование
инвестиционного портфеля и его оценка по критериям доходности, риска и
ликвидности. Расчет ведется по каждому инвестиционному проекту и фондовому
инструменту. Сформированный инвестиционный портфель можно рассматривать как
реализуемую в текущем периоде совокупность инвестиционных программ;
текущее
планирование и оперативное управление отдельных инвестиционных программ и проектов
(календарные планы и бюджеты реализации отдельных инвестиционных проектов);
организация
мониторинга реализации отдельных проектов (контроль и анализ за ходом
реализации);
подготовка
решений о своевременном выходе из неэффективных проектов и продаже отдельных
финансовых инструментов, реинвестирование высвобождаемого капитала. Если
фактическая эффективность проектов (ценных бумаг) окажется ниже расчетной, то
принимается решение о выходе из таких проектов и определяются формы такого
выхода (реализация активов, акционирование, поглощение отдельных фирм и т. д.);
корректировка
инвестиционного портфеля путем подбора других проектов или фондовых
инструментов, в которые реинвестируется высвобождаемый капитал.
2. Анализ состояния и
перспектив развития портфельных инвестиций
Ключевой
задачей, которую должен выполнять фондовый рынок в России, является обеспечение
гибкого межотраслевого перераспределения инвестиционных ресурсов, максимально
возможного притока отечественных и зарубежных инвестиций в реальный сектор экономики,
а также создание благоприятных условий для стимулирования накоплений и
трансформации сбережений в инвестиции.
С учетом
специфики российского рынка ценных бумаг в рамках переходной экономики
складывающаяся модель должна содействовать достижению следующих целей:
а) макроэкономической
стабилизации;
б) создания
условий для экономического роста;
в) эффективного
финансирования внутреннего государственного долга;
г) надежной
защиты прав инвесторов;
д) развития
процессов интеграции отдельных регионов;
е) стимулирования
вложения капитала преимущественно в российскую экономику.
В то же время
текущее развитие народного хозяйства происходит в условиях глубокого
инвестиционного кризиса. Он выражается как в остром дефиците финансовых
ресурсов на рынке, так и в нежелании инвесторов (внутренних и внешних)
вкладывать средства в реальный сектор, и прежде всего в промышленность. Главная
причина — высокий уровень инвестиционных рисков — политических, рыночных,
законодательных, валютных и др. Б такой ситуации особое значение приобретает
мобилизация внутренних источников инвестиций и в особенности денежных средств
населения.
Институциональные
реформы, которые были осуществлены в 90-е гг., не могут считаться завершенными
без создания надежного финансового сектора, способного мобилизовать и
предоставить реформируемой экономике инвестиционные ресурсы для нее.
Стимулирование производства и инвестиций, структурная перестройка и повышение
эффективности экономики являются определяющими факторами становления
конкурентоспособности финансового рынка.
Принимая во
внимание масштаб задач, которые предстоит решить в ближайшие годы, очевидно,
что хозяйство России не может полагаться на бюджетную систему и банковский
сектор для обеспечения финансирования реструктуризации экономики. Очевидно, что
роль рынка ценных бумаг в этой связи приобретает исключительно важное значение.
Фондовый
рынок в России получил свое развитие в 1991 г. после принятия известного
Постановления Совета Министров РСФСР «Об утверждении Положения об акционерных
обществах» от 25.12.1990, № 60. Для первого этапа были характерны такие
процессы, как появление первых открытых акционерных обществ (ОАО), появление
государственных облигаций на биржевых торгах, создание десятков бирж, начало
функционирования первых инвестиционных компаний и др. К концу этого этапа было
закончено формирование первичной базы развития портфельных инвестиций.
Постановление Совета Министров РСФСР «Об утверждении Положения о выпуске и
обращении ценных бумаг на фондовых биржах в РСФСР» от 28.12.1991, № 78 на пять
последующих лет стало основным документом, регулирующим инвестиционную
деятельность в стране.
Второй этап
развития портфельных инвестиций (1992-1994 гг.) характеризовался процессом
приватизации и разгосударствления предприятий. В этом периоде законодательство
было направлено на создание основ организационного рынка государственных ценных
бумаг. Наибольшее влияние на развитие фондового рынка в 1992-1994 гг. оказал
Указ Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий,
добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от
01.07.1992, № 721. Технология чековой (ваучерной) приватизации стала в свою
очередь решающей для развития инфраструктуры фондового рынка.
По имеющимся
оценкам, именно в 1994 г. рынок ценных бумаг в России впервые стал оказывать
сильнейшее влияние на общеэкономическое развитие страны. Так, расширение рынка
государственных краткосрочных облигаций (ГКО) в 1994 г. позволило в
определенной мере уменьшить размер свободных денежных ресурсов, оказывающих
негативное влияние на курс рубля к доллару и на темпы инфляции. 1994 г.
ознаменовался также осуществлением первых вложений иностранных инвесторов в
акции российских приватизационных предприятиях. Таким образом, в 1994 г.
совпали во времени два качественных сдвига:
резкое
увеличение предложения ценных бумаг вследствие интенсификации эмиссионной
деятельности;
значительный рост
спроса на инвестиционные ценности.
К концу 2004
г. в России сформировался ряд новых институциональных структур:
а) корпоративный
центр экономики (более 50 тыс. акционерных обществ открытого и закрытого типа);
б) биржевой и
внебиржевой рынки корпоративных ценных бумаг, включая их инфраструктуру и
вторичный рынок акций приватизированных предприятий;
в) система
институциональных инвесторов (инвестиционных компаний и фондов);
г) социальный
слой формальных собственников (около 40 млн акционеров приватизированных
государственных предприятий).
В результате
быстрого развития фондового рынка потребности эмитентов переросли те
возможности, которые предоставляла инфраструктура рынка. Если в 1992-1993 гг.
можно было констатировать, что развитие его инфраструктуры опережало развитие
рынка ценных бумаг в целом, то в 1995-1996 гг. ситуация поменялась на обратную.
Быстрое развитие фондового рынка поставило в качестве одного из ключевых
вопросов создание новой нормативной базы.
Для третьего
этапа развития рынка ценных бумаг (1995 г. - июль 1998 г.) характерны следующие
признаки:
выход в
1995-1997 гг. законодательной и нормативной базы, определяющей
инвестиционально-регулятивные аспекты функционирования фондового рынка в
России;
позитивные
качественные изменения, связанные с развитием инфраструктуры рынка — около 200
лицензированных регистраторов, 6 лицензированных депозитариев и подготовка к
созданию центрального депозитария, создание и развитие Российской торговой
системы (РТС), формирование системы саморегулируемых организаций — участников
рынка;
общие
благоприятные тенденции и значительные резервы в развитии ликвидности и
стабильности рынка;
вступление в
силу в 1996 г. федеральных законов «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных
бумаг».
Решение
проблемы привлечения инвестиций в экономику России является одной из актуальных
задач и во многом зависит от развития фондового рынка. С помощью данного рынка
предполагалось облегчить условия для привлечения иностранных инвестиций на
российские предприятия и доступ последних к более дешевому, по сравнению с
банковским, кредитом капиталу. До настоящего времени эта проблема не решена.
К числу
наиболее острых, ухудшающих инвестиционный климат проблем относятся: слабая
защита акционеров, недостаточное развитие инфраструктуры фондового рынка по
сравнению с западными аналогами, высокая налоговая нагрузка на эмитентов,
инвесторов и др.
Определенные
надежды на разрешение данной проблемы появились в связи с выходом в свет в
апреле 1996 г. Федерального Закона РФ «О рынке ценных бумаг», который заменил
свыше ПО охватывающих сферу его действия нормативных документов. Нелишенный
некоторых противоречий, он представляет собой значительный вклад в развитие
регулирования фондового рынка. Данным законодательным актом регулируются
финансовые отношения, возникающие при выпуске и обращении всех видов
эмиссионных ценных бумаг и связанные с деятельностью профессиональных
участников с единым государственным регулированием и информационным
обеспечением фондового рынка. Функции главного координатора рынка ценных бумаг
возложены на Федеральную комиссию по ценным бумагам (ФКЦБ) при Правительстве
РФ, которой придан статус федерального ведомства. Основные операторы были
объединены в Профессиональную ассоциацию участников фондового рынка России
(НАУФОР). Создана также профессиональная ассоциация регистраторов,
трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), которая призвана способствовать
развитию инфраструктуры рынка. Указом Президента РФ от 01.07.1996, № 1008 была
утверждена «Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации»,
определяющая стратегию и основные положения государственной политики, а также
развитие нормативной базы рынка. Важнейшими целями, достижение которых
формулировалось в Концепции, являлись формирование в России самостоятельного
национального фондового центра, привлечение в экономику через рынок ценных
бумаг иностранных инвесторов и др. Российский фондовый рынок на третьем этапе
развития (1995-1998 гг.) был представлен несколькими сегментами, а именно:
рынками государственных долговых обязательств, муниципальных и региональных
займов, корпоративных ценных бумаг, эмитированных банками и другими инвестиционными
институтами.
Вместе с тем
структура фондового рынка отличалась диспропорциональностью, так как большая
часть оборота (свыше 80 %) приходилась на торговлю государственными ценными
бумагами. Данный сегмент фондового рынка оказался наиболее продвинутым, с
относительно развитой инфраструктурой, высоким уровнем регулирования, а
следовательно, и технической надежностью. Созданный в 1992 г. с целью
финансирования дефицита федерального бюджета, он стремительно развивался и
занял большую долю всего рынка ценных бумаг. По мнению одних специалистов,
рынок государственных бумаг оказался в тупике, а по мнению других, — на
распутье.
Страницы: 1, 2, 3
|