рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Анализ современного состояния портфельных инвестиций в России

Анализ современного состояния портфельных инвестиций в России

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Финансовый менеджмент»

на тему «Анализ современного состояния портфельных инвестиций в России»



1. Цель и задачи управления инвестиционным портфелем акционерного общества


Инвестиционный портфель представляет собой совокупность входящих в него инвестиционных проектов и ценных бумаг. Основной целью управления данного портфеля является обеспечение наиболее эффективных путей реализации инвестиционной стратегии акционерного общества на отдельных этапах его развития. В процессе реализации основной цели при управлении портфелем решаются следующие действия.

Во-первых, обеспечение высоких темпов экономического развития акционерного предприятия за счет эффективной инвестиционной деятельности. Между эффективностью инвестиционной деятельности и темпами экономического развития существует прямая связь — чем выше объем продаж и прибыли, тем больше средств остается на инвестиции.

Во-вторых, обеспечение максимизации дохода (прибыли) от инвестиционной деятельности. Для целей экономического развития предприятия приоритетное значение имеет не валовая, а чистая прибыль. Поэтому при наличии нескольких инвестиционных проектов рекомендуется выбирать тот из них, который обеспечивает наибольшую сумму чистой прибыли на вложенный капитал.

В-третьих, обеспечение минимизации рисков. Инвестиционные риски многообразны и сопутствуют всем видам инвестиционной деятельности. При неблагоприятных условиях они могут вызвать не только потерю прибыли (дохода) от инвестиций, но и части инвестируемого капитала.

Поэтому для принятия решений по реализации инвестиционных проектов целесообразно существенно ограничивать инвестиционные риски.

В-четвертых, обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия в процессе осуществления инвестиционной деятельности. Данная деятельность связана с отвлечением финансовых ресурсов в больших размерах и на длительный срок, что может привести к снижению платежеспособности предприятия по текущим хозяйственным операциям. Кроме того, финансирование отдельных инвестиционных проектов осуществляется за счет привлечения заемных средств. Резкое повышение их удельного веса в пассиве баланса предприятия может привести к потере финансовой устойчивости предприятия в долгосрочном периоде. Поэтому, формируя инвестиционные источники, следует заранее прогнозировать, какое влияние они окажут на финансовую устойчивость и платежеспособность предприятия.

В-пятых, изыскание путей ускорения реализации инвестиционных проектов. Намеченные к реализации проекты должны быть выполнены как можно быстрее исходя из следующих соображений:

прежде всего высокие темпы реализации каждого проекта способствуют ускорению экономического развития предприятия в целом;

чем раньше реализуется проект, тем быстрее формируется дополнительный денежный поток в форме прибыли от инвестиций;

ускорение времени реализации проекта сокращает сроки инвестиционных рисков, связанных с неблагоприятным изменением конъюнктуры на рынке инвестиционных товаров.

Перечисленные задачи управления инвестиционным портфелем тесно взаимосвязаны. Так, обеспечения высоких темпов развития предприятия можно достигнуть за счет подбора высокодоходных проектов и ускорения их реализации. В свою очередь максимизация прибыли (доход) от инвестиций, как правило, сопровождается ростом инвестиционных рисков, что требует их оптимизации. Минимизация инвестиционных рисков является важнейшим условием обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия в процессе осуществления инвестиционной деятельности.

Следовательно, исходя из рассмотренных задач управления инвестиционным портфелем приоритетной из них является не максимизация прибыли от инвестиционной деятельности, а обеспечение высоких темпов экономического развития предприятия при достаточном уровне его финансовой устойчивости в процессе этого развития.

С учетом перечисленных выше задач определяется программа действий по формированию и реализации инвестиционного портфеля:

исследование внешней инвестиционной среды и прогнозирование конъюнктуры на рынке инвестиционных товаров. Сюда относятся:

правовые условия инвестиционной деятельности в разрезе форм инвестиций;

анализ текущего состояния рынка;

прогноз конъюнктуры рынка в разрезе сегментов в целом;

разработка стратегических направлений инвестиционной деятельности предприятия, что предполагает формирование целей инвестирования на ближайшую перспективу;

разработка стратегии формирования инвестиционных ресурсов для реализации выбранной инвестиционной стратегии. К таким ресурсам относятся собственные средства: чистая прибыль, амортизационные исчисления и привлеченные средства с кредитного и фондового рынков;

поиск и оценка инвестиционной привлекательности реальных проектов, отбор наиболее эффективных из них. Тщательная экспертиза выбранных проектов, расчет уровня доходности и ранжирование по этому показателю выбранных проектов для инвестирования;

оценка инвестиционного качества отдельных финансовых инструментов и отбор наиболее эффективных из них (например, акций и корпоративных облигаций);

формирование инвестиционного портфеля и его оценка по критериям доходности, риска и ликвидности. Расчет ведется по каждому инвестиционному проекту и фондовому инструменту. Сформированный инвестиционный портфель можно рассматривать как реализуемую в текущем периоде совокупность инвестиционных программ;

текущее планирование и оперативное управление отдельных инвестиционных программ и проектов (календарные планы и бюджеты реализации отдельных инвестиционных проектов);

организация мониторинга реализации отдельных проектов (контроль и анализ за ходом реализации);

подготовка решений о своевременном выходе из неэффективных проектов и продаже отдельных финансовых инструментов, реинвестирование высвобождаемого капитала. Если фактическая эффективность проектов (ценных бумаг) окажется ниже расчетной, то принимается решение о выходе из таких проектов и определяются формы такого выхода (реализация активов, акционирование, поглощение отдельных фирм и т. д.);

корректировка инвестиционного портфеля путем подбора других проектов или фондовых инструментов, в которые реинвестируется высвобождаемый капитал.


2. Анализ состояния и перспектив развития портфельных инвестиций

Ключевой задачей, которую должен выполнять фондовый рынок в России, является обеспечение гибкого межотраслевого перераспределения инвестиционных ресурсов, максимально возможного притока отечественных и зарубежных инвестиций в реальный сектор экономики, а также создание благоприятных условий для стимулирования накоплений и трансформации сбережений в инвестиции.

С учетом специфики российского рынка ценных бумаг в рамках переходной экономики складывающаяся модель должна содействовать достижению следующих целей:

а) макроэкономической стабилизации;

б) создания условий для экономического роста;

в) эффективного финансирования внутреннего государственного долга;

г) надежной защиты прав инвесторов;

д) развития процессов интеграции отдельных регионов;

е) стимулирования вложения капитала преимущественно в российскую экономику.

В то же время текущее развитие народного хозяйства происходит в условиях глубокого инвестиционного кризиса. Он выражается как в остром дефиците финансовых ресурсов на рынке, так и в нежелании инвесторов (внутренних и внешних) вкладывать средства в реальный сектор, и прежде всего в промышленность. Главная причина — высокий уровень инвестиционных рисков — политических, рыночных, законодательных, валютных и др. Б такой ситуации особое значение приобретает мобилизация внутренних источников инвестиций и в особенности денежных средств населения.

Институциональные реформы, которые были осуществлены в 90-е гг., не могут считаться завершенными без создания надежного финансового сектора, способного мобилизовать и предоставить реформируемой экономике инвестиционные ресурсы для нее. Стимулирование производства и инвестиций, структурная перестройка и повышение эффективности экономики являются определяющими факторами становления конкурентоспособности финансового рынка.

Принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить в ближайшие годы, очевидно, что хозяйство России не может полагаться на бюджетную систему и банковский сектор для обеспечения финансирования реструктуризации экономики. Очевидно, что роль рынка ценных бумаг в этой связи приобретает исключительно важное значение.

Фондовый рынок в России получил свое развитие в 1991 г. после принятия известного Постановления Совета Министров РСФСР «Об утверждении Положения об акционерных обществах» от 25.12.1990, № 60. Для первого этапа были характерны такие процессы, как появление первых открытых акционерных обществ (ОАО), появление государственных облигаций на биржевых торгах, создание десятков бирж, начало функционирования первых инвестиционных компаний и др. К концу этого этапа было закончено формирование первичной базы развития портфельных инвестиций. Постановление Совета Министров РСФСР «Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг на фондовых биржах в РСФСР» от 28.12.1991, № 78 на пять последующих лет стало основным документом, регулирующим инвестиционную деятельность в стране.

Второй этап развития портфельных инвестиций (1992-1994 гг.) характеризовался процессом приватизации и разгосударствления предприятий. В этом периоде законодательство было направлено на создание основ организационного рынка государственных ценных бумаг. Наибольшее влияние на развитие фондового рынка в 1992-1994 гг. оказал Указ Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 01.07.1992, № 721. Технология чековой (ваучерной) приватизации стала в свою очередь решающей для развития инфраструктуры фондового рынка.

По имеющимся оценкам, именно в 1994 г. рынок ценных бумаг в России впервые стал оказывать сильнейшее влияние на общеэкономическое развитие страны. Так, расширение рынка государственных краткосрочных облигаций (ГКО) в 1994 г. позволило в определенной мере уменьшить размер свободных денежных ресурсов, оказывающих негативное влияние на курс рубля к доллару и на темпы инфляции. 1994 г. ознаменовался также осуществлением первых вложений иностранных инвесторов в акции российских приватизационных предприятиях. Таким образом, в 1994 г. совпали во времени два качественных сдвига:

резкое увеличение предложения ценных бумаг вследствие интенсификации эмиссионной деятельности;

значительный рост спроса на инвестиционные ценности.

К концу 2004 г. в России сформировался ряд новых институциональных структур:

а) корпоративный центр экономики (более 50 тыс. акционерных обществ открытого и закрытого типа);

б) биржевой и внебиржевой рынки корпоративных ценных бумаг, включая их инфраструктуру и вторичный рынок акций приватизированных предприятий;

в) система институциональных инвесторов (инвестиционных компаний и фондов);

г) социальный слой формальных собственников (около 40 млн акционеров приватизированных государственных предприятий).

В результате быстрого развития фондового рынка потребности эмитентов переросли те возможности, которые предоставляла инфраструктура рынка. Если в 1992-1993 гг. можно было констатировать, что развитие его инфраструктуры опережало развитие рынка ценных бумаг в целом, то в 1995-1996 гг. ситуация поменялась на обратную. Быстрое развитие фондового рынка поставило в качестве одного из ключевых вопросов создание новой нормативной базы.

Для третьего этапа развития рынка ценных бумаг (1995 г. - июль 1998 г.) характерны следующие признаки:

выход в 1995-1997 гг. законодательной и нормативной базы, определяющей инвестиционально-регулятивные аспекты функционирования фондового рынка в России;

позитивные качественные изменения, связанные с развитием инфраструктуры рынка — около 200 лицензированных регистраторов, 6 лицензированных депозитариев и подготовка к созданию центрального депозитария, создание и развитие Российской торговой системы (РТС), формирование системы саморегулируемых организаций — участников рынка;

общие благоприятные тенденции и значительные резервы в развитии ликвидности и стабильности рынка;

вступление в силу в 1996 г. федеральных законов «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг».

Решение проблемы привлечения инвестиций в экономику России является одной из актуальных задач и во многом зависит от развития фондового рынка. С помощью данного рынка предполагалось облегчить условия для привлечения иностранных инвестиций на российские предприятия и доступ последних к более дешевому, по сравнению с банковским, кредитом капиталу. До настоящего времени эта проблема не решена.

К числу наиболее острых, ухудшающих инвестиционный климат проблем относятся: слабая защита акционеров, недостаточное развитие инфраструктуры фондового рынка по сравнению с западными аналогами, высокая налоговая нагрузка на эмитентов, инвесторов и др.

Определенные надежды на разрешение данной проблемы появились в связи с выходом в свет в апреле 1996 г. Федерального Закона РФ «О рынке ценных бумаг», который заменил свыше ПО охватывающих сферу его действия нормативных документов. Нелишенный некоторых противоречий, он представляет собой значительный вклад в развитие регулирования фондового рынка. Данным законодательным актом регулируются финансовые отношения, возникающие при выпуске и обращении всех видов эмиссионных ценных бумаг и связанные с деятельностью профессиональных участников с единым государственным регулированием и информационным обеспечением фондового рынка. Функции главного координатора рынка ценных бумаг возложены на Федеральную комиссию по ценным бумагам (ФКЦБ) при Правительстве РФ, которой придан статус федерального ведомства. Основные операторы были объединены в Профессиональную ассоциацию участников фондового рынка России (НАУФОР). Создана также профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), которая призвана способствовать развитию инфраструктуры рынка. Указом Президента РФ от 01.07.1996, № 1008 была утверждена «Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации», определяющая стратегию и основные положения государственной политики, а также развитие нормативной базы рынка. Важнейшими целями, достижение которых формулировалось в Концепции, являлись формирование в России самостоятельного национального фондового центра, привлечение в экономику через рынок ценных бумаг иностранных инвесторов и др. Российский фондовый рынок на третьем этапе развития (1995-1998 гг.) был представлен несколькими сегментами, а именно: рынками государственных долговых обязательств, муниципальных и региональных займов, корпоративных ценных бумаг, эмитированных банками и другими инвестиционными институтами.

Вместе с тем структура фондового рынка отличалась диспропорциональностью, так как большая часть оборота (свыше 80 %) приходилась на торговлю государственными ценными бумагами. Данный сегмент фондового рынка оказался наиболее продвинутым, с относительно развитой инфраструктурой, высоким уровнем регулирования, а следовательно, и технической надежностью. Созданный в 1992 г. с целью финансирования дефицита федерального бюджета, он стремительно развивался и занял большую долю всего рынка ценных бумаг. По мнению одних специалистов, рынок государственных бумаг оказался в тупике, а по мнению других, — на распутье.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.