Анализ влияния налоговых платежей на доходы физических лиц
Анализ влияния налоговых платежей на доходы физических лиц
Физические
лица в общем понимании – это люди, члены общества. Основной чертой физического
лица является его принадлежность определенному биологическому виду – homo
sapiens, т.е. физическое лицо – это человек, индивид.
Физическое
лицо как участник гражданских правоотношений обладает рядом общественных и
естественных признаков и свойств, которые определенным образом
индивидуализируют его и влияют на его правовое положение – его правовой статус.
К таким признакам и свойствам следует отнести: имя, гражданство, возраст,
семейное положение, пол. По российскому законодательству физическое лицо
обретает правоспособность
в момент рождения
и утрачивает её в момент смерти.
Обладает дееспособностью, полная дееспособность приобретается после достижения
лицом совершеннолетия.
Правоспособность
способность иметь гражданские права и нести обязанности;
Дееспособность —
способность своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. В
различных отраслях права дееспособность определяется различными возрастными
категориями. Полная дееспособность наступает с 18 лет, а также с момента
вступления несовершеннолетнего в брак. Подросток может быть эмансипирован при
достижении 16 лет, если он работает по трудовому договору или занимается
предпринимательством .
Платя налоги, граждане
вступают с государством в налоговые правоотношения, которые отличаются от
других имущественных (например, гражданских) отношений тем, что в них
присутствует неравенство сторон, т.е. подчинение одной стороны
(налогоплательщика) другой (государству). В налоговых правоотношениях
государство всегда выступает в лице своих органов, наделенных властными
полномочиями. Правоотношения в налоговой сфере возникают, изменяются и
прекращаются в результате наступления юридических фактов (фактов,
устанавливающих, изменяющих или прекращающих права тех или иных лиц).
Налогоплательщиками и
плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в
соответствии с Налоговым кодексом
возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. К физическим лицам —
налогоплательщикам и плательщикам сборов относятся:
·
граждане РФ;
·
иностранные
граждане — лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие гражданство (подданство)
иностранного государства;
·
лица без
гражданства — лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательства
наличия гражданства иностранного государства.
Физическими лицами
являются индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном
порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, а также частные нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатские
кабинеты. К налоговым резидентам РФ относятся физические лица, фактически
находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в 12 месяцах, следующих подряд
(дни приезда и дни отъезда считаются днями нахождения на территории РФ).
Краткосрочные (до 6 месяцев) выезды за пределы РФ для лечения или обучения при
этом не учитываются. На правовой статус налогоплательщика не влияет его
возраст, поскольку обязанность по уплате налога возникает в момент приобретения
объекта налогообложения.
Налогоплательщик — это
особый (специальный) правовой статус лица, на которое в соответствии с законом
возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Обязательными элементами
правового статуса налогоплательщика выступают общие, т. е. одинаковые для
физических лиц и организаций, права и обязанности, закрепленные нормами
налогового права, а также ответственность за нарушение законодательства о
налогах и сборах. НК РФ указывает перечень прав и обязанностей российских налогоплательщиков
и плательщиков сборов.
Перечень обязанностей налогоплательщиков
(плательщиков сборов) можно классифицировать по различным основаниям.
В
зависимости от юридических фактов, лежащих в основе возникновения обязанности
налогоплательщиков (плательщиков сборов), выделяются:
1.обязанности, вытекающие из факта наличия объекта налогообложения:
-уплачивать законно
установленные налоги в бюджет и во внебюджетные фонды своевременно и в полном
объеме (возникает только с момента вступления в законную силу нормативного
акта, предусматривающего уплату конкретно определенного вида налога);
-вести в установленном
порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
-представлять в налоговый
орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем
налогам, которые они обязаны уплачивать;
-представлять налоговым
органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты
налогов;
-выполнять законные
требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства
о налогах и сборах;
-не препятствовать
законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими
своих служебных обязанностей;
2.обязанности, не зависящие от факта наличия объекта
налогообложения:
-постановка на учет в
налоговых органах;
-предоставление
налоговому органу необходимой информации и документов.
В
зависимости от принадлежности к общему или специальному статусу налогоплательщика налоговые
обязанности подразделяются на:
·
общие для всех
категорий налогоплательщиков;
·
специальные
(возложенные только на организации и индивидуальных предпринимателей).
Установленный НК РФ
перечень обязанностей не является исчерпывающим, налогоплательщики могут нести
и иные обязанности, установленные законодательством.
Закон устанавливает
следующие права налогоплательщиков:
·
получать по месту
своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в
письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и
сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке
исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков,
полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы
налоговых деклараций и разъяснения о порядке их заполнения;
·
получать от Министерства
финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения федерального
законодательства о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах
Российской Федерации и муниципальных образований — по вопросам применения
соответственно законодательства субъектов РФ и нормативных правовых актов
муниципальных образований о местных налогах и сборах;
·
использовать
налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном
законодательством о налогах и сборах;
·
получать
отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;
·
на своевременный
зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов,
пеней, штрафов;
·
представлять свои
интересы лично либо через своего представителя;
·
представлять
налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате
налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
·
присутствовать
при проведении выездной налоговой проверки;
·
получать копии
решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате
налогов;
·
требовать от
должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и
сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
·
не выполнять
неправомерных актов и требований налоговых органов, иных уполномоченных органов
и их должностных лиц, не соответствующих НК РФ или иным федеральным законам;
·
обжаловать в
установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и
действия (бездействие) их должностных лиц;
·
требовать
соблюдения налоговой тайны.
Налогоплательщики имеют
также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о
налогах и сборах. Различный статус граждан как плательщиков налогов определяет
применение соответствующих налоговых льгот, ставок налога, порядка исчисления и
сроков уплаты денежных средств в бюджет.
Налогообложение
физических лиц в различных странах базируется, с одной стороны, на обязательном
участии каждого гражданина в поддержке государства частью своих доходов, с
другой стороны, на обеспечении государством населению определенного набора
общественно полезных товаров, работ и услуг. Государство не должно лишать
плательщика платежеспособности и в целях удовлетворения своих фискальных
потребностей обязательно должно анализировать возможные социальные последствия
снижения или повышения налогов с граждан.
Физические лица являются
налогоплательщиками по таким налогам, как:
- налог на доходы
физических лиц,
- налог на имущество
физических лиц,
- транспортный налог,
- земельный налог.
Изучение сущности и
функций налога на доходы физических лиц является актуальным с момента его
возникновения, так как данный налог платит каждое физическое лицо, получившее
доход. В соответствии с этим, вопросы налогообложения доходов физических лиц
касаются каждого человека, получающего какой-либо доход. Для того чтобы каждое
физическое лицо платило подоходный налог, нужно дать разъяснения, для каких
целей данный налог взимается, а раскрыть эти цели можно, объяснив сущность и
функции подоходного налога. В результате повышается налоговая культура, и как
следствие, возрастает роль налога на доходы физических лиц в формировании
доходной базы бюджетов всех уровней.
Сущность налога на доходы
физических лиц заключается в том, что, как и любой другой налог, подоходный
налог является одним из инструментов регулирования экономики, с помощью
которого государство пытается решить различные задачи. При взимании налога на
доходы физических лиц возникают взаимоотношения граждан и государства по поводу
формирования общегосударственных фондов денежных средств для осуществления
экономических, социальных и политических задач.
Налог на доходы
физических лиц - это не только экономическая категория, но и одновременно
финансовая категория. Как финансовая категория, налог на доходы физических лиц
выражает общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, свои признаки и
черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют его из
всей совокупности финансовых отношений.
Изучение налогов с
населения в развитии предоставляет возможность сделать выводы о том, что налогообложение
граждан в различных странах базировалось на сопоставимых принципах. Первый из
них – обязательное участие каждого гражданина в поддержке государства частью
своих доходов, второй – обеспечение государством населению определенного набора
«неделимых благ». Нарушение этого хрупкого баланса отношений в пользу
государства приводит к нежеланию граждан уплачивать налоги и к сокрытию ими
своих доходов, иначе говоря, налогоплательщиков нельзя лишать
платежеспособности. Государство должно беречь своих плательщиков, ибо их нельзя
поменять. В налоговых отношениях государства с гражданами наиболее ярко
проявляется философский закон единства и борьбы противоположностей. Поэтому
действия, осуществляемые в целях удовлетворения фискальных потребностей
государства, должны обязательно анализироваться на предмет их возможных социальных
последствий. Повышение налогов с населения увеличивает доходы бюджета только на
один налоговый период, поскольку уже в следующем база для их уплаты может резко
сократиться. Снижение же налогов с граждан стимулирует рост доходов населения,
увеличение потребления, рост производства товаров и услуг и, как следствие,
рост всех налоговых поступлений. В России взимание налогов с граждан имеет
длительную историю, но общая тенденция развития была нарушена продолжительным
периодом централизованного управления экономикой страны.
Отношения физического
лица с бюджетом по уплате налогов можно представить следующей схемой (рис. 1)
(При этом следует помнить, что к физическим лицам относятся и предприниматели,
работающие без образования юридического лица).
Рис. 1. Отношения
физических лиц с бюджетом по уплате налогов
Центральное место в системе
налогообложения физических лиц принадлежит налогу на доходы физических лиц.
Как и любой другой налог,
подоходный налог является одним из экономических рычагов государства, с помощью
которого оно пытается решить различные трудносовместимые задачи: обеспечение
достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней; регулирование уровня
доходов населения и, соответственно, структуры личного потребления и сбережений
граждан; стимулирование наиболее рационального использования получаемых
доходов; помощь наименее защищенным категориям населения.
Подоходное
налогообложение обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных
доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок
налогообложения стимулировать стабильные доходы бюджета за счет повышения
ставок налога по мере роста заработков граждан. Кроме того, тяжесть бремени индивидуального
подоходного налога во многом определяет уровень обложения и другими налогами.
Цели взимания и основные черты подоходного налога в России во многом схожи с
характером принятых во многих промышленно развитых странах аналогичных налогов.
Место подоходного налога в налоговой системе определяется следующими факторами:
Страницы: 1, 2
|