рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Антикризисные инструменты финансовой стабилизации

Антикризисные инструменты финансовой стабилизации

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

АНТИКРИЗИСНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ

А. Зарубежная практика стабилизации банковского сектора

Б. Оценка результативности мер по стабилизации банковского сектора Украины

ВЫВОДЫ

ИСТОЧНИКИ



ВВЕДЕНИЕ


В работе рассмотрен вопрос обеспечения антикризисной стабилизации финансовых систем стран мира и Украины, проанализирован инструментарий регуляции ликвидности банков и финансирования реального сектора как основы экономического возобновления, обоснованы результирующие оценки и ожидания с акцентированием на необходимости реализации первоочередных стабилизационных мер в Украине.

В глобализированном мире практически свободное перемещение капитала приводит к мгновенному распространению как достижений, так и ошибок-потерь, которые становятся общим достоянием не только регионального, но и планетарного масштаба. Поэтому современный кризис квалифицируется как «кризис экономического мирового порядка, который называется "глобализация"» в которой ключевую роль сыграла асимметрия информации, а "размывание" национальных границ (рынков) является общим признаком ландшафта мировой экономики.


АНТИКРИЗИСНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ


Обеспечение стабильного развития экономики и финансовой системы в значительной степени зависит от действенности средств ограничения спекулятивного роста финансовых рынков. Решение комплекса вопросов в таком контексте ориентируется на усиление регулятивного мониторинга функционирования разных сегментов финансовых рынков, постоянную оценку и переоценку стоимости финансовых активов, величины отрыва доходности финансовых трансакций от сделок в реальном секторе экономики, ожидаемой полезности и отдачи авансированных денежных средств.

По оценкам экспертов, одна из основных проблем финансовой сферы в условиях трансформационной экономики заключается во фрагментарном развитии и неполноте финансовых рынков. Вполне очевидно, что указанные фрагментарность и неполнота имеют, прежде всего, недостатки регулятивного характера. Обозначенная коллизия проявляется фактически повсеместно (в том числе и в Украине), но не сводится только к проблеме "незрелости" финансовых рынков и не может быть решена при их отрыве от реального сектора экономики.

Ход финансового кризиса 2008—2009 гг. подтвердил крах спекулятивной экономики с подпиткой за счет необеспеченной кредитной экспансии. По экспертным оценкам, при этом мировая экономика "откатилась" на уровень 2002-2003 гг., а по результатам 2008 г. падение капитализации международного рынка акций достигло 42%. Оценки потерь от финансового кризиса постоянно увеличиваются - в конце 2008 г. их вариативность колебалась в пределах от 1,5 трлн. дол. до 5 трлн. дол., а по состоянию на начало августа 2009 г. только в группе стран G-20 — выросла до 10 трлн.дол. (в том числе 9,2 трлн. дол. потеряли развитые страны). В 2008 г. реальный ВВП США уменьшился на 1,9%, а производство — на 3,9%, что является наибольшим падением со времен Великой депрессии 30-х годов. В 2009 г. ожидаемые списания по ипотечным кредитам в США могут достичь невиданной прежде суммы - 30 млрд. дол. От нынешнего кризиса страдают 65% государств мира, чего также не случалось в новейшей истории.

Для Украины, вследствие очевидного кредитного сжатия (после спекулятивной кредитной экспансии), крайне обострилась проблема ликвидности рынков и банков; девальвация гривни только в 2008 г. составила 58% и продолжается в 2009 г.; прошлогоднее отрицательное сальдо внешнего торгового баланса достигло 13,5 млрд. дол.; снизились показатели развития секторов экономики (кроме аграрного), что в целом вызвало падение суверенных и квазисуверенных рейтингов.

Нынешний финансовый кризис особенно остро проявился в банковском секторе иностранных государств и Украины. Финансовые инновации усилили зависимость банков и других учреждений от операций на фондовом рынке. В который раз подтвердился бесспорный факт, что именно стабильность банков определяет "финансовый пульс" экономики. Несмотря на это, во время кризиса проявилась слабость национальных банковских и других финансовых регуляторов, когда спекулянты откровенно пренебрегли рестрикциями регуляторов при осуществлении спекулятивных сделок (арбитражных, форексных). В банковской сфере Базельские стандарты достаточности капитала не обезопасили от глобальных финансовых катаклизмов. На сегодня основные связанные с кризисом проблемы хозяйствующих субъектов во всех секторах экономики заключаются в закрывшихся рынках и дефиците качественных активов. В кризисных условиях существующие методики определения стоимости активов и платежеспособности контрагентов оказались недейственными, сложные структурированные финансовые инструменты — провокационными, а рейтинги и индексы — нерелевантными.

Субъективные иллюзии достаточности раскрытия информации показали неадекватность оценок транспарентности рынков, что проявилось в фактически произвольных докризисных спекулятивных манипуляциях и инсайдерской торговле информацией. Постепенно неединичное финансовое рейдерство стало антитезисом финансовой стабильности макро- и микрорынков под эгидой МФО. Для многих стран недостаточно аргументированная так называемая "концепция ускоряемой экономики" оказалась словесной эквилибристикой в рамках более явной модели то ли зависимо-догоняющего, то ли аутсайдерского развития.

В течение последних двух лет для финансовых систем мира оставались нерешенными три такие взаимосвязанные проблемы:

а) ликвидность (недостаточность капитала);

б) снижение и нестабильность стоимостной оценки активов;

в) нарушения функционирования финансовых рынков.

Поскольку нынешний кризис преимущественно является кризисом ликвидности, то проблема ликвидности является основной, а вопрос ее восстановления — первоочередным. В условиях открытой экономики обострение ликвидности выступает фактически платой (штрафной санкцией) за злоупотребления трансграничными кредитными операциями и заимствованиями.

Первые и последующие попытки осуществления антикризисных мер показали, что регулятивный ресурс государств и центробанков был и остается определяющим фактором стабилизации рынков и банковских систем. Пока власть не решала проблем ликвидности банковского сектора и надлежащего финансирования сектора реального, до тех пор экономического восстановления не наступало. Государство фактически "компенсирует провалы рынка", когда реализация концепции "саморегулирования" оказалась ограниченной, а классический тезис о "невидимой руке" рынка трансформировался в более действенный тезис о "спасительной руке" государства.

В разных странах соответствующие действия монетарной и исполнительной власти сводятся к поддержанию ликвидности финансовых учреждений и проявляются в реализации следующих регулятивных и финансовых инструментов:

а) рефинансирование центробанками банков второго уровня в пределах имеющихся резервов;

б) изменения в дисконтной политике при снижении учетных ставок;

в) использование ресурсов МФО — МВФ, группы Всемирного и других банков;

г) другие меры (инструменты страхования и гарантирования).

Повсеместно разрабатываются антикризисные программы и пакеты (правда, разного смыслового наполнения).

Анализ регулятивных и финансовых инструментов кризисного и посткризисного менеджмента (в первую очередь, банковского) приводится далее в разрезе зарубежных и отечественного финансовых рынков.


А. Зарубежная практика стабилизации банковского сектора


В условиях прошлогодней эскалации кризиса руководители центробанков и министерств финансов стран G-7 на экстренной встрече в Вашингтоне 10 ноября 2008 г. обнародовали план из пяти пунктов по стабилизации рынков и возобновлению циркуляции кредита. В частности, это — поддержка системно важных финансовых институтов и избежание их краха; разблокирование кредитных и денежных рынков; обеспечение широкого доступа банков и других финансовых структур к ликвидности и финансированию; гарантирование надежности национальных программ страхования вкладов; возобновление функционирования вторичных рынков ипотечных и других ценных бумаг. Неделю спустя, на следующем антикризисном саммите, опять в Вашингтоне, в расширенном формате G-20 продолжилось обсуждение средств реформирования мировой финансовой системы и вывода мировой экономики из кризиса.

Заседание G-20 в Лондоне 2 апреля 2009 г, одновременно с обсуждением результативности антикризисных мер, показало, что отдельным бенефициаром (выгодополучателем) этого саммита стал МВФ. Ожидается трехкратный рост капитала этой организации — до 750 млрд. дол. (в том числе за счет эмиссии впервые запланированных облигаций фонда). До конца 2010 г. суммарные ожидаемые вложения G-20 в поддержку экономики могут достичь 5 трлн. дол. Одновременно планируется продажа крупной партии золота из запасов МВФ (ориентировочно на 50 млрд. дол.) для финансирования бедных стран. В 2014 г. необходимые объемы льготного кредитования за счет ресурсов МВФ могут достичь 17 млрд. дол. (в том числе 8 млрд. дол. в 2009—2010 гг.).

Следующее заседание G-20 в Питтсбурге в конце сентября 2009 г. с углублением решений предыдущего саммита завершилось принятием совместного заявления участников о целенаправленном движении к бескризисному развитию на основе Рамочного соглашения об уверенном, устойчивом и сбалансированном росте. Последний саммит G-20 определился как главный международный экономический форум на постоянной основе, который в этом статусе, как предполагается, заменит форматы встреч G-7 и G-8. На учрежденный новый орган - Совет по финансовой стабильности - возлагаются задачи по координации международных усилий в борьбе с кризисом, разработке правил наднационального финансового регулирования и надзора, с выработкой упреждающих антикризисных мер.

Другие примеры антикризисных действий отдельных стран таковы. В феврале 2009 г. Конгресс США поддержал выделение денежных средств на финансирование планов администрации Б. Обамы по стабилизации экономики США в условиях кризиса в объеме 787 млрд. дол., которые предполагается направить на инфраструктурные проекты, налоговые субсидии для малого бизнеса и физических лиц, а также на другие цели. Одновременно остатки денежных средств в рамках прошлогоднего плана Полсона предполагается направить на создание специального банка, в котором будут собраны так называемые "плохие" активы. 23 февраля 2009 г. ФРС США, совместно с Министерством финансов США и другими организациями, заявили о возможности конвертации доли государства в капитале банков из привилегированных акций в простые, то есть тем самым усиливается роль государства в управлении банками.

В конце февраля 2009 г. страны ЕС согласовали вопросы двукратного увеличения своих взносов в капитал МВФ. Раньше — в декабре 2008 г. — ЕС принял план стимулирования экономик стран — своих членов в 2009 г. в объеме около 200 млрд. евро, которые предусматривается (согласованно с соответствующими мерами в США) направить на кредитование частного сектора экономики, содействие развитию малого и среднего бизнеса одновременно со снижением налогов и сокращением бюджетных расходов. Франция выделяется на фоне других стран низкой инфляцией - 0,7% в 2008 г., а в январе 2009 г. здесь даже имела место дефляция на уровне 0,4%. В феврале 2009 г. французское правительство обнародовало намерения предоставить кредит в 3 млрд. евро (что эквивалентно 3,89 млрд. дол.) проблемным автопроизводителям "Peugeot", "Citroen" и "Renault", что было отрицательно воспринято другими странами -партнерами по ЕС, с обвинениями в протекционизме. Также в феврале 2009 г. бундестаг Германии одобрил второй план выделения 50 млрд. евро на меры по экономическому стимулированию (первый в объеме 31 млрд. евро был предоставлен в 2008 г.). Канцлер ФРГ считает необходимым разработать Всемирную экономическую хартию для "обеспечения устойчивого развития мировой экономики, смягчения последствий кризиса и создания условий для справедливой глобализации". Проблемы экономики Великобритании вынудили ее правительство активизировать политику по привлечению заимствований, объем которых за 2008 г. вырос до 47,8% ВВП страны. Прямая помощь правительства британским банкам (за счет предоставления им кредитов и приобретения банковских акций) достигла 2,03 трлн. дол. (или 81,8% ВВП страны) и оценивается как крупнейшая в мире государственная поддержка банковского сектора. Несмотря на такой государственный патернализм, в 2009 г. показатели кредитования реального сектора экономики Великобритании продолжали снижаться, что признано экспертами как рекордное падение с 1997 г.

По данным ООН, в 2009 г. Всемирный банк выделил на борьбу с последствиями кризиса 58,8 млрд. дол., что на 54% превышает соответствующие расходы предыдущего года. По состоянию на 1 июля 2009 г., финансовый сектор стран G-20 получил прямое финансирование в объеме 1,1 трлн. дол., на выкуп финансовых обязательств израсходовано 1,9 трлн. дол., на обеспечение ликвидности - 2,5 трлн. дол., на предоставление гарантий - 4,6 трлн. дол.

Характерным проявлением поиска путей преодоления кризиса становятся попытки отдельных стран и регионов сформировать автономные, не зависимые от других стран и регионов, условия стабилизации собственных рынков. Финансовая регионализация становится формой обезопасить себя от глобальных катаклизмов и является ответом-отказом от модели однополярного финансового мира, с традиционной до последнего времени концентрацией ресурсов в Нью-Йорке и Лондоне. Фактически этим ставится вопрос о перспективах развития англо-американской рыночной модели, с углублением процесса перестройки геоэкономической и геополитической структур.

Так, например, еще на саммите "Азия - Европа" в Пекине 24 октября 2008 г. были озвучены намерения создать региональные валютные резервы в объеме 80 млрд. дол. в формате "10+3" (страны АСЕАН, Китай, Япония и Республика Корея), которыми бы смогли пользоваться страны — участницы соответствующего соглашения. В дальнейшем, в августе 2009 г., Китай предложил странам АСЕАН 25 млрд. дол. для развития региональных торгово-экономических связей путем создания двух специальных инвестиционных фондов. Лидеры стран - членов "ALBA" (региональной, альтернативной Америке, боливарианской организации, в состав которой входят Венесуэла, Куба, Боливия, Никарагуа, Доминика и Гондурас) заявили о создании собственной единой валюты — сукре - как противовеса американскому доллару и об отказе от него при осуществлении взаиморасчетов. Возможно появление также других альтернативных финансовых образований с частичной "регионализацией" функций МВФ.


Б. Оценка результативности мер по стабилизации банковского сектора Украины


В Украине стабилизация банковского сектора обеспечивалась в рамках индикации перманентных изменений в денежно-кредитной и валютно-курсо-вой политике, которые, в свою очередь, обусловливались процессами развития как внешних, так и внутренних финансовых рынков.

По состоянию на 1 января 2009 г., общий объем денежной массы в Украине достиг 514744 млн. грн., то есть в течение года его прирост составил 118588 млн. грн. (или 29%). При этом доля наличности в структуре денежной массы составила 30%, увеличившись за 2008 г. на 2% (или на 43640 млн. грн.).

В течение 2008 г. депозитный рынок Украины вырос в 1,27 раза — как в части депозитов юридических лиц (на 22%), так и в части депозитов физических лиц (на 31%). Однако это был самый низкий темп накопления депозитов за последние 4 года. В валютной структуре депозитных денежных средств преобладали депозиты в национальной валюте (55,9%). В 2008 г. кредитный портфель отечественных банков вырос почти на 72% (или на 307056 млн. грн.) — до 733919 млн. грн. (в том числе только за декабрь — на 9,3%). При оценке этих количественных показателей следует учесть факт переоценки кредитов в иностранной валюте вследствие девальвации гривни. Темпы роста кредитного портфеля банков Украины в 2006 г. (71%) и в 2007 г. (74,1%) сопоставимы с соответствующей динамикой 2008 г. При этом в 2008 г. преобладали кредиты юридическим лицам (62,7%).

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.