Антикризисные инструменты финансовой стабилизации
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
АНТИКРИЗИСНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ
А. Зарубежная практика стабилизации
банковского сектора
Б. Оценка
результативности мер по стабилизации банковского сектора Украины
ВЫВОДЫ
ИСТОЧНИКИ
ВВЕДЕНИЕ
В работе рассмотрен вопрос обеспечения антикризисной
стабилизации финансовых систем стран мира и Украины, проанализирован инструментарий
регуляции ликвидности банков и финансирования
реального сектора как основы экономического возобновления,
обоснованы результирующие оценки и ожидания с акцентированием на необходимости реализации первоочередных стабилизационных
мер в Украине.
В глобализированном мире
практически свободное перемещение капитала приводит к мгновенному
распространению как достижений, так и ошибок-потерь, которые становятся общим
достоянием не только регионального, но и планетарного масштаба. Поэтому современный
кризис квалифицируется как «кризис экономического мирового порядка, который
называется "глобализация"» в которой ключевую роль сыграла асимметрия
информации, а "размывание" национальных границ (рынков) является
общим признаком ландшафта мировой экономики.
АНТИКРИЗИСНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ
Обеспечение стабильного развития экономики и финансовой
системы в значительной степени зависит от действенности средств ограничения
спекулятивного роста финансовых рынков. Решение комплекса вопросов в таком
контексте ориентируется на усиление регулятивного мониторинга функционирования
разных сегментов финансовых рынков, постоянную оценку и переоценку стоимости
финансовых активов, величины отрыва доходности финансовых трансакций от сделок
в реальном секторе экономики, ожидаемой полезности и отдачи авансированных
денежных средств.
По оценкам экспертов, одна из основных проблем финансовой
сферы в условиях трансформационной экономики заключается во фрагментарном
развитии и неполноте финансовых рынков. Вполне очевидно, что указанные
фрагментарность и неполнота имеют, прежде всего, недостатки регулятивного
характера. Обозначенная коллизия проявляется фактически повсеместно (в том
числе и в Украине), но не сводится только к проблеме "незрелости"
финансовых рынков и не может быть решена при их отрыве от реального сектора
экономики.
Ход финансового кризиса 2008—2009 гг. подтвердил крах
спекулятивной экономики с подпиткой за счет необеспеченной кредитной экспансии.
По экспертным оценкам, при этом мировая экономика "откатилась" на
уровень 2002-2003 гг., а по результатам 2008 г. падение капитализации международного
рынка акций достигло 42%. Оценки потерь от финансового кризиса постоянно
увеличиваются - в конце 2008 г. их вариативность колебалась в пределах от 1,5
трлн. дол. до 5 трлн. дол., а по состоянию на начало августа 2009 г. только в
группе стран G-20 — выросла до 10 трлн.дол. (в том
числе 9,2 трлн. дол. потеряли развитые страны). В 2008 г. реальный ВВП США уменьшился
на 1,9%, а производство — на 3,9%, что является наибольшим падением со времен
Великой депрессии 30-х годов. В 2009 г. ожидаемые списания по ипотечным
кредитам в США могут достичь невиданной прежде суммы - 30 млрд. дол. От
нынешнего кризиса страдают 65% государств мира, чего также не случалось в новейшей
истории.
Для Украины, вследствие очевидного кредитного сжатия (после
спекулятивной кредитной экспансии), крайне обострилась проблема ликвидности
рынков и банков; девальвация гривни
только в 2008 г. составила 58% и продолжается в 2009 г.; прошлогоднее
отрицательное сальдо внешнего торгового баланса достигло 13,5 млрд. дол.;
снизились показатели развития секторов экономики (кроме аграрного), что в целом
вызвало падение суверенных и квазисуверенных рейтингов.
Нынешний финансовый кризис особенно остро проявился в банковском
секторе иностранных государств и Украины. Финансовые инновации усилили
зависимость банков и других учреждений от операций на фондовом рынке. В который
раз подтвердился бесспорный факт, что именно стабильность банков определяет
"финансовый пульс" экономики. Несмотря на это, во время кризиса
проявилась слабость национальных банковских и других финансовых регуляторов,
когда спекулянты откровенно пренебрегли рестрикциями регуляторов при
осуществлении спекулятивных сделок (арбитражных, форексных). В банковской сфере
Базельские стандарты достаточности капитала не обезопасили от глобальных
финансовых катаклизмов. На сегодня основные связанные с кризисом проблемы
хозяйствующих субъектов во всех секторах экономики заключаются в закрывшихся
рынках и дефиците качественных активов. В кризисных условиях существующие
методики определения стоимости активов и платежеспособности контрагентов
оказались недейственными, сложные структурированные финансовые инструменты —
провокационными, а рейтинги и индексы — нерелевантными.
Субъективные иллюзии достаточности раскрытия информации показали
неадекватность оценок транспарентности рынков, что проявилось в фактически
произвольных докризисных спекулятивных манипуляциях и инсайдерской торговле
информацией. Постепенно неединичное финансовое рейдерство стало антитезисом
финансовой стабильности макро- и микрорынков под эгидой МФО. Для многих стран
недостаточно аргументированная так называемая "концепция ускоряемой
экономики" оказалась словесной эквилибристикой в рамках более явной модели
то ли зависимо-догоняющего, то ли аутсайдерского развития.
В течение последних двух лет для финансовых систем мира
оставались нерешенными три такие взаимосвязанные проблемы:
а) ликвидность (недостаточность капитала);
б) снижение и нестабильность стоимостной оценки активов;
в) нарушения функционирования финансовых рынков.
Поскольку нынешний кризис преимущественно является кризисом
ликвидности, то проблема ликвидности является основной, а вопрос ее восстановления
— первоочередным. В условиях открытой экономики обострение ликвидности
выступает фактически платой (штрафной санкцией) за злоупотребления
трансграничными кредитными операциями и заимствованиями.
Первые и последующие попытки осуществления антикризисных мер
показали, что регулятивный ресурс государств и центробанков был и остается
определяющим фактором стабилизации рынков и банковских систем. Пока власть не
решала проблем ликвидности банковского сектора и надлежащего финансирования
сектора реального, до тех пор экономического восстановления не наступало.
Государство фактически "компенсирует провалы рынка", когда реализация
концепции "саморегулирования" оказалась ограниченной, а классический
тезис о "невидимой руке" рынка трансформировался в более действенный
тезис о "спасительной руке" государства.
В разных странах соответствующие действия монетарной и исполнительной
власти сводятся к поддержанию ликвидности финансовых учреждений и проявляются в
реализации следующих регулятивных и финансовых инструментов:
а) рефинансирование центробанками банков второго уровня в
пределах имеющихся резервов;
б) изменения в дисконтной политике при снижении учетных
ставок;
в) использование ресурсов МФО — МВФ, группы Всемирного и других
банков;
г) другие меры (инструменты страхования и гарантирования).
Повсеместно разрабатываются антикризисные программы и пакеты
(правда, разного смыслового наполнения).
Анализ регулятивных и финансовых инструментов кризисного и
посткризисного менеджмента (в первую очередь, банковского) приводится далее в
разрезе зарубежных и отечественного финансовых рынков.
А. Зарубежная практика стабилизации банковского сектора
В условиях прошлогодней эскалации кризиса руководители
центробанков и министерств финансов стран G-7 на экстренной встрече в Вашингтоне 10 ноября 2008 г. обнародовали
план из пяти пунктов по стабилизации рынков и возобновлению циркуляции кредита.
В частности, это — поддержка системно важных финансовых институтов и избежание
их краха; разблокирование кредитных и денежных рынков; обеспечение широкого
доступа банков и других финансовых структур к ликвидности и финансированию;
гарантирование надежности национальных программ страхования вкладов; возобновление
функционирования вторичных рынков ипотечных и других ценных бумаг. Неделю
спустя, на следующем антикризисном саммите, опять в Вашингтоне, в расширенном
формате G-20 продолжилось обсуждение средств
реформирования мировой финансовой системы и вывода мировой экономики из
кризиса.
Заседание G-20 в
Лондоне 2 апреля 2009 г, одновременно с обсуждением результативности антикризисных
мер, показало, что отдельным бенефициаром (выгодополучателем) этого саммита
стал МВФ. Ожидается трехкратный рост капитала этой организации — до 750 млрд.
дол. (в том числе за счет эмиссии впервые запланированных облигаций фонда). До
конца 2010 г. суммарные ожидаемые вложения G-20 в поддержку экономики могут достичь 5 трлн. дол.
Одновременно планируется продажа крупной партии золота из запасов МВФ
(ориентировочно на 50 млрд. дол.) для финансирования бедных стран. В 2014 г.
необходимые объемы льготного кредитования за счет ресурсов МВФ могут достичь 17
млрд. дол. (в том числе 8 млрд. дол. в 2009—2010 гг.).
Следующее заседание G-20 в Питтсбурге в конце сентября 2009 г. с углублением решений
предыдущего саммита завершилось принятием совместного заявления участников о
целенаправленном движении к бескризисному развитию на основе Рамочного
соглашения об уверенном, устойчивом и сбалансированном росте. Последний саммит G-20 определился как главный международный
экономический форум на постоянной основе, который в этом статусе, как
предполагается, заменит форматы встреч G-7 и G-8.
На учрежденный новый орган - Совет по финансовой стабильности - возлагаются задачи
по координации международных усилий в борьбе с кризисом, разработке правил
наднационального финансового регулирования и надзора, с выработкой упреждающих
антикризисных мер.
Другие примеры антикризисных действий отдельных стран таковы.
В феврале 2009 г. Конгресс США поддержал выделение денежных средств на
финансирование планов администрации Б. Обамы по стабилизации экономики США в
условиях кризиса в объеме 787 млрд. дол., которые предполагается направить на
инфраструктурные проекты, налоговые субсидии для малого бизнеса и физических
лиц, а также на другие цели. Одновременно остатки денежных средств в рамках
прошлогоднего плана Полсона предполагается направить на создание специального
банка, в котором будут собраны так называемые "плохие" активы. 23
февраля 2009 г. ФРС США, совместно с Министерством финансов США и другими
организациями, заявили о возможности конвертации доли государства в капитале
банков из привилегированных акций в простые, то есть тем самым усиливается роль
государства в управлении банками.
В конце февраля 2009 г. страны ЕС согласовали вопросы
двукратного увеличения своих взносов в капитал МВФ. Раньше — в декабре 2008 г.
— ЕС принял план стимулирования экономик стран — своих членов в 2009 г. в
объеме около 200 млрд. евро, которые предусматривается (согласованно с
соответствующими мерами в США) направить на кредитование частного сектора экономики,
содействие развитию малого и среднего бизнеса одновременно со снижением налогов
и сокращением бюджетных расходов. Франция выделяется на фоне других стран
низкой инфляцией - 0,7% в 2008 г., а в январе 2009 г. здесь даже имела место
дефляция на уровне 0,4%. В феврале 2009 г. французское правительство
обнародовало намерения предоставить кредит в 3 млрд. евро (что эквивалентно
3,89 млрд. дол.) проблемным автопроизводителям "Peugeot", "Citroen" и "Renault", что было отрицательно воспринято другими
странами -партнерами по ЕС, с обвинениями в протекционизме. Также в феврале
2009 г. бундестаг Германии одобрил второй план выделения 50 млрд. евро на меры
по экономическому стимулированию (первый в объеме 31 млрд. евро был
предоставлен в 2008 г.). Канцлер ФРГ считает необходимым разработать Всемирную
экономическую хартию для "обеспечения устойчивого развития мировой
экономики, смягчения последствий кризиса и создания условий для справедливой
глобализации". Проблемы экономики Великобритании вынудили ее правительство
активизировать политику по привлечению заимствований, объем которых за 2008 г.
вырос до 47,8% ВВП страны. Прямая помощь правительства британским банкам (за
счет предоставления им кредитов и приобретения банковских акций) достигла 2,03
трлн. дол. (или 81,8% ВВП страны) и оценивается как крупнейшая в мире
государственная поддержка банковского сектора. Несмотря на такой
государственный патернализм, в 2009 г. показатели кредитования реального
сектора экономики Великобритании продолжали снижаться, что признано экспертами
как рекордное падение с 1997 г.
По данным ООН, в 2009 г. Всемирный банк выделил на борьбу с
последствиями кризиса 58,8 млрд. дол., что на 54% превышает соответствующие
расходы предыдущего года. По состоянию на 1 июля 2009 г., финансовый сектор
стран G-20 получил прямое финансирование в
объеме 1,1 трлн. дол., на выкуп финансовых обязательств израсходовано 1,9 трлн.
дол., на обеспечение ликвидности - 2,5 трлн. дол., на предоставление гарантий -
4,6 трлн. дол.
Характерным проявлением поиска путей преодоления кризиса становятся
попытки отдельных стран и регионов сформировать автономные, не зависимые от
других стран и регионов, условия стабилизации собственных рынков. Финансовая
регионализация становится формой обезопасить себя от глобальных катаклизмов и
является ответом-отказом от модели однополярного финансового мира, с
традиционной до последнего времени концентрацией ресурсов в Нью-Йорке и
Лондоне. Фактически этим ставится вопрос о перспективах развития
англо-американской рыночной модели, с углублением процесса перестройки
геоэкономической и геополитической структур.
Так, например, еще на саммите "Азия - Европа" в
Пекине 24 октября 2008 г. были озвучены намерения создать региональные валютные
резервы в объеме 80 млрд. дол. в формате "10+3" (страны АСЕАН, Китай,
Япония и Республика Корея), которыми бы смогли пользоваться страны — участницы
соответствующего соглашения. В дальнейшем, в августе 2009 г., Китай предложил
странам АСЕАН 25 млрд. дол. для развития региональных торгово-экономических
связей путем создания двух специальных инвестиционных фондов. Лидеры стран -
членов "ALBA" (региональной, альтернативной
Америке, боливарианской организации, в состав которой входят Венесуэла, Куба,
Боливия, Никарагуа, Доминика и Гондурас) заявили о создании собственной единой
валюты — сукре - как противовеса американскому доллару и об отказе от него при
осуществлении взаиморасчетов. Возможно появление также других альтернативных
финансовых образований с частичной "регионализацией" функций МВФ.
Б. Оценка результативности мер по стабилизации банковского сектора
Украины
В Украине стабилизация банковского сектора обеспечивалась в
рамках индикации перманентных изменений в денежно-кредитной и валютно-курсо-вой
политике, которые, в свою очередь, обусловливались процессами развития как
внешних, так и внутренних финансовых рынков.
По состоянию на 1 января 2009 г., общий объем денежной массы
в Украине достиг 514744 млн. грн., то есть в течение года его прирост составил
118588 млн. грн. (или 29%). При этом доля наличности в структуре денежной массы
составила 30%, увеличившись за 2008 г. на 2% (или на 43640 млн. грн.).
В течение 2008 г. депозитный рынок Украины вырос в 1,27 раза
— как в части депозитов юридических лиц (на 22%), так и в части депозитов физических
лиц (на 31%). Однако это был самый низкий темп накопления депозитов за
последние 4 года. В валютной структуре депозитных денежных средств преобладали
депозиты в национальной валюте (55,9%). В 2008 г. кредитный портфель
отечественных банков вырос почти на 72% (или на 307056 млн. грн.) — до 733919
млн. грн. (в том числе только за декабрь — на 9,3%). При оценке этих
количественных показателей следует учесть факт переоценки кредитов в
иностранной валюте вследствие девальвации гривни. Темпы роста кредитного портфеля банков Украины в 2006 г.
(71%) и в 2007 г. (74,1%) сопоставимы с соответствующей динамикой 2008 г. При
этом в 2008 г. преобладали кредиты юридическим лицам (62,7%).
Страницы: 1, 2, 3
|