Аудит расчётов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Теоретические основы
налогообложения добавленной стоимости
1.1 Предпосылки становления и
развития налоговой системы
1.2 История развития налога на
добавленную стоимость в России
1.3 Сущность, структура и основные
элементы налога на добавленную стоимость
1.4 Экономические основы и
регулирующая роль налога на добавленную стоимость
1.5 Ответственность за нарушение
налогового законодательства в части уплаты НДС
2 Исследование особенностей
налогообложения налогом на добавленную стоимость в ОАО «Фирма Новител»
2.1 Технико-экономическая
характеристика объекта исследования
2.2 Учётная политика предприятия в
целях налогообложения
2.3 Порядок исчисления и
особенности уплаты налога на добавленную стоимость в ОАО «Фирма Новител»
2.4 Налоговая декларация,
особенности её заполнения
3 Основные пути совершенствования
учЁта расчЁтов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость в организации ОАО
«Фирма Новител»
3.1 Постановка налогового
планирования на предприятии
3.2 Соблюдение требований
оформления счетов-фактур и книг покупок и продаж
3.3 Возможности оптимизации
налогообложения
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы дипломной работы
обусловлена следующими факторами.
Налог на добавленную стоимость – наиболее
распространенный налог на товары и услуги в системах налогов различных стран.
Основой взимания налога на добавленную
стоимость, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая
на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог традиционно относят
к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных
надбавок взимается путём включения в цену товаров, перенося основную тяжесть
налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.
Актуальность аудиторской проверки налога
на добавленную стоимость при проведении аудита связана с тем, что налоги
представляют собой часть отношений экономического субъекта с государственными и
контролирующими органами и нарушения в данной области могут повлечь за собой
существенные последствия для экономического субъекта.
Также актуальность выбранной темы
определяется тем, что налог на добавленную стоимость стабильно занимает первое
место по уровню собираемости налогов в бюджет.
В начале 90 - х годов в России начались
рыночные преобразования. Реформированию были подвергнуты все сферы
экономической жизни общества. Особенное внимание уделялось ранее неизвестным в
нашей стране налоговым отношениям. Одним из первых обязательных платежей,
введенных в практику налогообложения, является налог на добавленную стоимость,
введённый с 1992 года, и с тех пор идут дискуссии о методах его исчисления и
составе облагаемого оборота. НДС фактически заменил прежний налог с оборота и
налог с продаж, превзойдя их по роли и значению в доходах в бюджет. В отличие
от налога с оборота НДС взимается многократно, по мере приращения стоимости,
так что налоговые платежи поступают более равномерно.
Целью данного исследования является исследование роли налога на добавленную
стоимость в регулировании экономической деятельности.
Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть действующий порядок
исчисления и взимания НДС;
- рассмотреть отражение в бухгалтерском учёте
операций по учёту расчётов с бюджетом по НДС;
- дать краткую характеристику объекту
практического исследования;
- изучить порядок исчисления, уплаты и
бухгалтерского учёта НДС в ОАО «Фирма Новител»;
- рассмотреть возможности
совершенствования налогообложения НДС в ОАО «Фирма Новител».
Объектом практического исследования послужило предприятие оптовой
торговли – ОАО «Фирма Новител».
Предметом дипломной работы является роль налога на добавленную
стоимость.
Структурно дипломная работа состоит из введения, трёх глав, разбитых
на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Первая глава дипломной работы посвящена
теоретическим аспектам налогообложения добавленной стоимости, в ней раскрыта
сущность и правовое регулирования данного вида налогообложения.
Во второй главе проведено исследование
постановки налогообложения добавленной стоимости в ОАО «Фирма Новител».
Третья глава посвящена разработке
предложений по оптимизации налогообложения добавленной стоимости в ОАО «Фирма
Новител».
1 Теоретические основы налогообложения добавленной
стоимости
1.1 Предпосылки становления и развития налоговой системы
Налоги - это сложное и многоаспектное
явление, концентрирующее в себе экономические и социально-политические
отношения в обществе. Возникновение государства как политического института,
требующего постоянного финансового обеспечения и развития рыночных отношений,
потребовало, чтобы действующие налоги были приведены в строгую систему.
Значение и структура этой системы определяются социально-экономическим строением
общества и государства. Создание соответствующей налоговой системы является
основной макроэкономической задачей любого государства.
Понимание структуры налоговой системы
основывается на определении понятия "система". В переводе с
греческого система означает целое, составленное из частей. Система - это
совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом,
которая образует определенную целостность и единство.
Для каждого государства общее содержание и
характер налоговой системы определяются налоговым законодательством, а также
нормами, регулирующими ее отношения с другими государствами. При этом
желательно создать такую налоговую систему, которая, с одной стороны,
обеспечивает достаточное и стабильное финансирование бюджета, а с другой - стимулирует
налогоплательщиков к высокоэффективному труду.
В ныне действующем налоговом
законодательстве понятие "налоговая система" отсутствует. Это понятие
может быть охарактеризовано с разных сторон. Например, по мнению Д.Г. Черника и
А.З. Дадашева, налоговая система РФ представлена совокупностью налогов и
сборов, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и
физических лиц на территории страны [41, с.17].
По мнению Е.Н. Евстигнеева, налоговая
система - взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном
государстве существенных условий налогообложения.
В Федеральном законе от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации " налоговая система
определялась как совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных
платежей, взимаемых в установленном порядке [5].
Такие определения не полностью раскрывают
её сущность и являются слишком узкими, так как в них налоговая система сведена
к простой совокупности налогов и сборов, взимаемых на территории страны.
Понятие "налоговая система" не
является однозначным. В широком понимании оно базируется на трёх основах:
- совокупность налогов и сборов, взимаемых
государством;
- налоговое законодательство, регулирующее
налоговые отношения в государстве;
- участники налоговых правоотношений,
обеспечивающие налоговое производство.
Налоговой системе свойственны признаки,
характеризующие любую систему: поэлементный состав системы, взаимосвязанность
элементов, органическая целостность и единство, непрерывное развитие и т.д.
Кроме того, эти определения не включают в себя ряд обязательных элементов,
которые непосредственно формируют налоговую систему государства: состав
налогоплательщиков, налогооблагающий состав, система налогового контроля и
налоговой безопасности, система принципов налогообложения, система налогового
законодательства и права.
Из выше сказанного можно сказать, что налоговая
система в широком смысле представляет собой систему общественных отношений,
складывающихся в процессе установления, исчисления, взимания и уплаты налогов и
сборов. Элементами налоговой системы являются не только совокупность налогов и
сборов, взимаемых на территории страны, но и налогооблагающие органы
(финансовые, налоговые, таможенные органы, органы государственных внебюджетных
фондов), налогоплательщики, налоговые агенты, их права и обязанности, принципы
организации и функционирования налоговой системы, а также нормы налогового
права. Все эти элементы неразрывно взаимосвязаны.
Необходимо здесь отметить, что понятия
"налоговая система" и "система налогов" нетождественны.
Система налогов является своеобразным ядром налоговой системы, и
"налоговая система" - более широкое понятие, характеризующее
экономические и правовые показатели и параметры.
Важнейшими параметрами, характеризующими
налоговую систему, являются:
1) налоговый потенциал государства и его
территорий - финансовые ресурсы, которые могут быть мобилизованы в бюджет за счёт
взимания налогов и сборов;
2) доля налогов и сборов в доходах бюджетов.
Основную часть доходов бюджетов различных стран составляют налоги (80 - 90%). В
России также доля налогов в доходах бюджета примерно соответствует мировым
показателям (80% в 2008 г.);
3) общее количество налогов и сборов. В
первой части НК РФ [1] (ст. ст. 13, 14, 15) установлены 9 федеральных, 3
региональных и 2 местных налога, но их количество не постоянно;
4) стабильность налогового состава.
Желательно, чтобы налоговый состав был определённым и стабильным в течение длительного
времени. Это дает возможность налогоплательщику планировать свою деятельность
на перспективу и удобно государству для планирования и прогнозирования доходов
бюджета;
5) соотношение прямых и косвенных налогов.
Это соотношение зависит от уровня развития страны. Поскольку механизм взимания
и контроля косвенных налогов прост, в менее развитых странах их доля высока. В
России также высока доля косвенных налогов, примерно 70%. Низкая доля прямых
налогов в РФ по сравнению с другими странами обусловлена также незначительной
составляющей налога на доходы физических лиц (13%) и низкими доходами основной
массы населения. В развитых странах доля подоходного налога с физических лиц
составляет 24 - 72% налоговых поступлений;
6) уровень налогообложения (налоговое бремя).
Это обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и
определяемый как отношение общей суммы налоговых поступлений к валовому
национальному продукту. В последние годы в России происходит постоянное
снижение налогового бремени, сейчас оно составляет примерно 27%;
7) собираемость налогов и сборов. В
предыдущие годы в РФ широкие масштабы приобрело укрывательство от
налогообложения. По большинству налогов государство собирало чуть более
половины причитающихся сумм. Только один из шести налогоплательщиков исправно и
в полном объёме платил налоги;
8) налоговая способность физических лиц и
организаций. От этого показателя напрямую зависит собираемость налогов и
сборов. Современное состояние отечественных налогоплательщиков характеризуется
их пониженной налоговой способностью, что связано с падением производства,
низкими доходами основной массы налогоплательщиков и другими причинами;
9) уровень налоговой культуры населения.
Под налоговой культурой населения необходимо понимать осведомленность населения
относительно своих налоговых обязанностей и готовность добросовестно осознанно
исполнять их. Этой проблеме уделяется особое внимание во всех развитых странах.
Ею занимаются налоговые органы, органы образования, средства массовой
информации [22].
1.2 История развития налога на добавленную стоимость в
России
Налог на добавленную стоимость (далее
также - налог, НДС) введен с 1 января 1992 г. Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость [4]", в ст. 1 которого
было определено, что налог представляет собой форму изъятия в бюджет части
прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства
товаров (работ и услуг), и вносится в бюджет по мере их реализации.
При разработке проекта части второй
Налогового Кодекса были предложены некоторые изменения действующего в то время
порядка применения налога. В частности, в пояснительной записке к проекту
Налогового кодекса РФ говорилось о следующем:
- в число плательщиков НДС включены
предприниматели. При этом предусматривается, что предприниматели имеют право на
освобождение от уплаты налога в течение каждого последующего налогового
периода, если в течение двух предыдущих кварталов их ежеквартальная выручка от
реализации товаров (работ, услуг) не превышала 250 тыс. рублей;
- предполагается, что НДС будет
уплачиваться на основании счетов-фактур. В связи с переходом к системе
счетов-фактур возмещение (возврат) налога по материальным ресурсам
производственного назначения будет производиться не по мере оплаты этих товаров
поставщикам, а по получении счетов-фактур от поставщиков (продавцов) независимо
от факта оплаты приобретаемых материальных ресурсов. Так же, как и по налогу на
прибыль, предусмотрены механизмы сглаживания для налогоплательщиков негативных
финансовых последствий такого перехода;
- освобождение от обложения НДС товаров
(работ, услуг), реализуемых на экспорт, вместо применения нулевой ставки
создает дополнительные проблемы для российских экспортеров. Для того чтобы
снять эти проблемы и создать для российских предприятий равные конкурентные
условия с иностранными компаниями, предлагается установить нулевую ставку при
реализации экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и
транспортных услуг;
- для сокращения отвлечения собственных
оборотных средств предприятий впервые за время действия в России налога на
добавленную стоимость (с 1992 г.) предлагается производить зачёт или возмещение
из бюджета сумм налога, уплаченных при приобретении основных средств и
нематериальных активов за счет бюджетных ассигнований, а также сумм налога по
вводимым в эксплуатацию законченным капитальным строительством объектам
независимо от источника финансирования;
- предприятия, реализующие товары в режиме
оптовой торговли, начисляют НДС по установленной ставке ко всей продажной цене
товара, а в бюджет уплачивают разницу между суммой налога, полученной от
покупателя, и суммой налога, уплаченной поставщикам товаров. Предприятия же
розничной торговли уплачивают налог на добавленную стоимость только с торговой
наценки и при этом не имеют права на зачёт налога, уплаченного поставщикам
товаров. Если торговое предприятие одновременно занимается оптовой и розничной
торговлей, у него возникают трудности при исчислении налога и ведении
бухгалтерского учёта. В связи с этим предусматривается установить порядок
определения облагаемого оборота у предприятий розничной торговли и
общественного питания, аналогичный порядку, применяемому предприятиями оптовой
торговли.
За время действия гл. 21 Кодекса в её
положения неоднократно вносились изменения и дополнения, а именно - в
соответствии со следующими Федеральными законами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2000 г. № 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской
Федерации [7]" устранил имеющиеся в части второй Кодекса неточности,
противоречия и технические ошибки. Кроме того, уточнен порядок освобождения от
исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС, предусмотренный ст. 145
Кодекса, а также уточнена льгота в отношении учреждений, оказывающих
образовательные, культурные, лечебно-оздоровительные, физкультурно-спортивные,
научные, информационные, правовые или иные услуги социальной направленности,
имея в виду её ориентацию на оказание таких услуг именно инвалидам,
детям-инвалидам и их родителям;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|