рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Аудит расчётов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость

Аудит расчётов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

1 Теоретические основы налогообложения добавленной стоимости

1.1 Предпосылки становления и развития налоговой системы

1.2 История развития налога на добавленную стоимость в России

1.3 Сущность, структура и основные элементы налога на добавленную стоимость

1.4 Экономические основы и регулирующая роль налога на добавленную стоимость

1.5 Ответственность за нарушение налогового законодательства в части уплаты НДС

2 Исследование особенностей налогообложения налогом на добавленную стоимость в ОАО «Фирма Новител»

2.1 Технико-экономическая характеристика объекта исследования

2.2 Учётная политика предприятия в целях налогообложения

2.3 Порядок исчисления и особенности уплаты налога на добавленную стоимость в ОАО «Фирма Новител»

2.4 Налоговая декларация, особенности её заполнения

3 Основные пути совершенствования учЁта расчЁтов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость в организации ОАО «Фирма Новител»

3.1 Постановка налогового планирования на предприятии

3.2 Соблюдение требований оформления счетов-фактур и книг покупок и продаж

3.3 Возможности оптимизации налогообложения

Заключение

Список использованной литературы



Введение


Актуальность темы дипломной работы обусловлена следующими факторами.

Налог на добавленную стоимость – наиболее распространенный налог на товары и услуги в системах налогов различных стран.

Основой взимания налога на добавленную стоимость, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимается путём включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.

Актуальность аудиторской проверки налога на добавленную стоимость при проведении аудита связана с тем, что налоги представляют собой часть отношений экономического субъекта с государственными и контролирующими органами и нарушения в данной области могут повлечь за собой существенные последствия для экономического субъекта.

Также актуальность выбранной темы определяется тем, что налог на добавленную стоимость стабильно занимает первое место по уровню собираемости налогов в бюджет.

В начале 90 - х годов в России начались рыночные преобразования. Реформированию были подвергнуты все сферы экономической жизни общества. Особенное внимание уделялось ранее неизвестным в нашей стране налоговым отношениям. Одним из первых обязательных платежей, введенных в практику налогообложения, является налог на добавленную стоимость, введённый с 1992 года, и с тех пор идут дискуссии о методах его исчисления и составе облагаемого оборота. НДС фактически заменил прежний налог с оборота и налог с продаж, превзойдя их по роли и значению в доходах в бюджет. В отличие от налога с оборота НДС взимается многократно, по мере приращения стоимости, так что налоговые платежи поступают более равномерно.

Целью данного исследования является исследование роли налога на добавленную стоимость в регулировании экономической деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть действующий порядок исчисления и взимания НДС;

- рассмотреть отражение в бухгалтерском учёте операций по учёту расчётов с бюджетом по НДС;

- дать краткую характеристику объекту практического исследования;

- изучить порядок исчисления, уплаты и бухгалтерского учёта НДС в ОАО «Фирма Новител»;

- рассмотреть возможности совершенствования налогообложения НДС в ОАО «Фирма Новител».

Объектом практического исследования послужило предприятие оптовой торговли – ОАО «Фирма Новител».

Предметом дипломной работы является роль налога на добавленную стоимость.

Структурно дипломная работа состоит из введения, трёх глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Первая глава дипломной работы посвящена теоретическим аспектам налогообложения добавленной стоимости, в ней раскрыта сущность и правовое регулирования данного вида налогообложения.

Во второй главе проведено исследование постановки налогообложения добавленной стоимости в ОАО «Фирма Новител».

Третья глава посвящена разработке предложений по оптимизации налогообложения добавленной стоимости в ОАО «Фирма Новител».



1 Теоретические основы налогообложения добавленной стоимости


1.1 Предпосылки становления и развития налоговой системы


Налоги - это сложное и многоаспектное явление, концентрирующее в себе экономические и социально-политические отношения в обществе. Возникновение государства как политического института, требующего постоянного финансового обеспечения и развития рыночных отношений, потребовало, чтобы действующие налоги были приведены в строгую систему. Значение и структура этой системы определяются социально-экономическим строением общества и государства. Создание соответствующей налоговой системы является основной макроэкономической задачей любого государства.

Понимание структуры налоговой системы основывается на определении понятия "система". В переводе с греческого система означает целое, составленное из частей. Система - это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность и единство.

Для каждого государства общее содержание и характер налоговой системы определяются налоговым законодательством, а также нормами, регулирующими ее отношения с другими государствами. При этом желательно создать такую налоговую систему, которая, с одной стороны, обеспечивает достаточное и стабильное финансирование бюджета, а с другой - стимулирует налогоплательщиков к высокоэффективному труду.

В ныне действующем налоговом законодательстве понятие "налоговая система" отсутствует. Это понятие может быть охарактеризовано с разных сторон. Например, по мнению Д.Г. Черника и А.З. Дадашева, налоговая система РФ представлена совокупностью налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны [41, с.17].

По мнению Е.Н. Евстигнеева, налоговая система - взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.

В Федеральном законе от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации " налоговая система определялась как совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке [5].

Такие определения не полностью раскрывают её сущность и являются слишком узкими, так как в них налоговая система сведена к простой совокупности налогов и сборов, взимаемых на территории страны.

Понятие "налоговая система" не является однозначным. В широком понимании оно базируется на трёх основах:

- совокупность налогов и сборов, взимаемых государством;

- налоговое законодательство, регулирующее налоговые отношения в государстве;

- участники налоговых правоотношений, обеспечивающие налоговое производство.

Налоговой системе свойственны признаки, характеризующие любую систему: поэлементный состав системы, взаимосвязанность элементов, органическая целостность и единство, непрерывное развитие и т.д. Кроме того, эти определения не включают в себя ряд обязательных элементов, которые непосредственно формируют налоговую систему государства: состав налогоплательщиков, налогооблагающий состав, система налогового контроля и налоговой безопасности, система принципов налогообложения, система налогового законодательства и права.

Из выше сказанного можно сказать, что налоговая система в широком смысле представляет собой систему общественных отношений, складывающихся в процессе установления, исчисления, взимания и уплаты налогов и сборов. Элементами налоговой системы являются не только совокупность налогов и сборов, взимаемых на территории страны, но и налогооблагающие органы (финансовые, налоговые, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов), налогоплательщики, налоговые агенты, их права и обязанности, принципы организации и функционирования налоговой системы, а также нормы налогового права. Все эти элементы неразрывно взаимосвязаны.

Необходимо здесь отметить, что понятия "налоговая система" и "система налогов" нетождественны. Система налогов является своеобразным ядром налоговой системы, и "налоговая система" - более широкое понятие, характеризующее экономические и правовые показатели и параметры.

Важнейшими параметрами, характеризующими налоговую систему, являются:

1) налоговый потенциал государства и его территорий - финансовые ресурсы, которые могут быть мобилизованы в бюджет за счёт взимания налогов и сборов;

2) доля налогов и сборов в доходах бюджетов. Основную часть доходов бюджетов различных стран составляют налоги (80 - 90%). В России также доля налогов в доходах бюджета примерно соответствует мировым показателям (80% в 2008 г.);

3) общее количество налогов и сборов. В первой части НК РФ [1] (ст. ст. 13, 14, 15) установлены 9 федеральных, 3 региональных и 2 местных налога, но их количество не постоянно;

4) стабильность налогового состава. Желательно, чтобы налоговый состав был определённым и стабильным в течение длительного времени. Это дает возможность налогоплательщику планировать свою деятельность на перспективу и удобно государству для планирования и прогнозирования доходов бюджета;

5) соотношение прямых и косвенных налогов. Это соотношение зависит от уровня развития страны. Поскольку механизм взимания и контроля косвенных налогов прост, в менее развитых странах их доля высока. В России также высока доля косвенных налогов, примерно 70%. Низкая доля прямых налогов в РФ по сравнению с другими странами обусловлена также незначительной составляющей налога на доходы физических лиц (13%) и низкими доходами основной массы населения. В развитых странах доля подоходного налога с физических лиц составляет 24 - 72% налоговых поступлений;

6) уровень налогообложения (налоговое бремя). Это обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы налоговых поступлений к валовому национальному продукту. В последние годы в России происходит постоянное снижение налогового бремени, сейчас оно составляет примерно 27%;

7) собираемость налогов и сборов. В предыдущие годы в РФ широкие масштабы приобрело укрывательство от налогообложения. По большинству налогов государство собирало чуть более половины причитающихся сумм. Только один из шести налогоплательщиков исправно и в полном объёме платил налоги;

8) налоговая способность физических лиц и организаций. От этого показателя напрямую зависит собираемость налогов и сборов. Современное состояние отечественных налогоплательщиков характеризуется их пониженной налоговой способностью, что связано с падением производства, низкими доходами основной массы налогоплательщиков и другими причинами;

9) уровень налоговой культуры населения. Под налоговой культурой населения необходимо понимать осведомленность населения относительно своих налоговых обязанностей и готовность добросовестно осознанно исполнять их. Этой проблеме уделяется особое внимание во всех развитых странах. Ею занимаются налоговые органы, органы образования, средства массовой информации [22].

1.2 История развития налога на добавленную стоимость в России


Налог на добавленную стоимость (далее также - налог, НДС) введен с 1 января 1992 г. Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость [4]", в ст. 1 которого было определено, что налог представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров (работ и услуг), и вносится в бюджет по мере их реализации.

При разработке проекта части второй Налогового Кодекса были предложены некоторые изменения действующего в то время порядка применения налога. В частности, в пояснительной записке к проекту Налогового кодекса РФ говорилось о следующем:

- в число плательщиков НДС включены предприниматели. При этом предусматривается, что предприниматели имеют право на освобождение от уплаты налога в течение каждого последующего налогового периода, если в течение двух предыдущих кварталов их ежеквартальная выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превышала 250 тыс. рублей;

- предполагается, что НДС будет уплачиваться на основании счетов-фактур. В связи с переходом к системе счетов-фактур возмещение (возврат) налога по материальным ресурсам производственного назначения будет производиться не по мере оплаты этих товаров поставщикам, а по получении счетов-фактур от поставщиков (продавцов) независимо от факта оплаты приобретаемых материальных ресурсов. Так же, как и по налогу на прибыль, предусмотрены механизмы сглаживания для налогоплательщиков негативных финансовых последствий такого перехода;

- освобождение от обложения НДС товаров (работ, услуг), реализуемых на экспорт, вместо применения нулевой ставки создает дополнительные проблемы для российских экспортеров. Для того чтобы снять эти проблемы и создать для российских предприятий равные конкурентные условия с иностранными компаниями, предлагается установить нулевую ставку при реализации экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и транспортных услуг;

- для сокращения отвлечения собственных оборотных средств предприятий впервые за время действия в России налога на добавленную стоимость (с 1992 г.) предлагается производить зачёт или возмещение из бюджета сумм налога, уплаченных при приобретении основных средств и нематериальных активов за счет бюджетных ассигнований, а также сумм налога по вводимым в эксплуатацию законченным капитальным строительством объектам независимо от источника финансирования;

- предприятия, реализующие товары в режиме оптовой торговли, начисляют НДС по установленной ставке ко всей продажной цене товара, а в бюджет уплачивают разницу между суммой налога, полученной от покупателя, и суммой налога, уплаченной поставщикам товаров. Предприятия же розничной торговли уплачивают налог на добавленную стоимость только с торговой наценки и при этом не имеют права на зачёт налога, уплаченного поставщикам товаров. Если торговое предприятие одновременно занимается оптовой и розничной торговлей, у него возникают трудности при исчислении налога и ведении бухгалтерского учёта. В связи с этим предусматривается установить порядок определения облагаемого оборота у предприятий розничной торговли и общественного питания, аналогичный порядку, применяемому предприятиями оптовой торговли.

За время действия гл. 21 Кодекса в её положения неоднократно вносились изменения и дополнения, а именно - в соответствии со следующими Федеральными законами:

- Федеральный закон от 29 декабря 2000 г. № 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации [7]" устранил имеющиеся в части второй Кодекса неточности, противоречия и технические ошибки. Кроме того, уточнен порядок освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС, предусмотренный ст. 145 Кодекса, а также уточнена льгота в отношении учреждений, оказывающих образовательные, культурные, лечебно-оздоровительные, физкультурно-спортивные, научные, информационные, правовые или иные услуги социальной направленности, имея в виду её ориентацию на оказание таких услуг именно инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.