рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Бюджет, его роль в развитии экономики и социальной сфере

p> Основной задачей, целью большинства проводимых социально-экономических преобразований является укрепление среднего класса, растущей год от года группы самодостаточных граждан — профессионалов, которые не ждут помощи от государства, а способны самостоятельно найти или создать себе рабочее место и обеспечить достойную жизнь для себя и своей семьи. Именно они во все времена и во всех странах являются той политической опорой, той цементирующей частью общества, которая обеспечивает стабильность и устойчивость развивающегося гражданского общества.

Любые программные меры Правительства, будь то развитие малого бизнеса или реформа местного самоуправления, совершенствование системы образования или здравоохранения, — все они благоприятствуют преумножению рядов среднего класса. Этим людям должна быть предоставлена свобода реального экономического выбора — вести свой бизнес, работать по найму, пользоваться социальными услугами, оказываемыми либо в частном, либо в государственном секторе, инвестировать свои накопления в государственные бумаги или в акции частных компаний. Только раскрепощение их инициативы на основе такого свободного выбора может обеспечить решение тех амбициозных задач, которые
Президент РФ поставил перед страной.

Достигнутые результаты позволили заложить в закон «О федеральном бюджете на 2004 год» значительный рост расходов в реальном выражении по большинству ключевых направлений государственной политики.

Радикальные меры запланированы и на 2005 г., когда предполагается снизить среднюю ставку единого социального налога на 5% эффективной ставки, что равнозначно снижению налоговой нагрузки еще на 0,5 процента ВВП. Именно такая разумная налоговая политика, а не бюджетные вливания в экономику, обеспечит наиболее эффективную поддержку национальной экономики.

Отличительной особенностью нынешнего этапа налоговой реформы является то, что он проводится полностью за счет федерального бюджета. Потери региональных бюджетов при отмене налога с продаж составят 62 млрд. руб., а сумма от передаваемых налогов с федерального уровня на уровень субъектов
Федерации составит 69 млрд. руб., в результате доля территориальных бюджетов в консолидированном бюджете страны, с учетом этих налоговых новаций увеличится, возрастет с 41 до 44%. А доля субъектов Федерации в общих расходах с учетом федеральной помощи, предоставляемой бюджетам регионов, повысится до 52%

За счет централизации неравномерных доходов из добывающих регионов, с учетом регионов-доноров, обеспечиваются более равномерные доходы субъектов
Федерации в целом. Эти доходы теперь составят до 44% доходов региональных бюджетов в консолидированном бюджете страны. Доходы федерального бюджета сокращаются на 0,6% ВВП, с 18,5 до 17,9%, непроцентные расходы сокращаются на 1%, с 13,3 до 12,3% ВВП. Общий прирост непроцентных расходов ограничен
304 млрд. руб., то есть на 15% относительно уровня 2003 г. Это позволит сконцентрировать расходы на приоритетных направлениях.

Важная задача, которую поставил перед нами Президент, — это повышение устойчивости экономики, федерального бюджета к воздействию внешнеэкономической конъюнктуры. Это также непосредственно связано с экономическим ростом.

Состояние государственных финансов влияет на множество факторов и условий экономического роста — темпы инфляции, валютный курс, доступность заемных ресурсов для экономики по более низким процентным ставкам. Страна, бюджет которой чрезмерно зависит от нестабильных и трудно прогнозируемых внешних рынков, не может рассчитывать на устойчивое экономическое развитие.
В связи с этим был создан Стабилизационный фонд в составе федерального бюджета Российской Федерации.

Сегодня на 35% доходы федерального бюджета формируются за счет доходов от нефти, нефтепродуктов и газа. Только нефть обеспечивает 13% доходной бюджетной системы страны, а для (федерального бюджета даже еще выше — 18%.
Изменение цены на нефть на 1 доллар означает изменение доходов консолидированного бюджета на 59 миллиардов, из них на 45 — для федерального бюджета. То есть, если цена на нефть снизится до 15-16 дол., как это было в середине 90-х годов, то для исполнения такого бюджета, как в
2004 г., не хватит 200 млрд. руб. Поэтому необходимо сохранять и накапливать Стабилизационный фонд для предотвращения таких ситуаций. Когда в 1998 г. цена на нефть упала до 12 дол. за баррель в среднем, страна столкнулась с проблемой девальвации и дефолта. Стабилизационный фонд навсегда обезопасит от таких ситуаций.

В 2004 г. Стабилизационный фонд пополнится на сумму в 83,4 млрд. руб.
Общий прогноз цены на нефть — 22 доллара за баррель, в расчете бюджета была заложена цена — 20 дол. за баррель. Разница между 20 и 22 поступит в
Стабилизационный фонд. Кроме того, в Стабилизационный фонд предполагается зачислить частично или полностью остатки средств федерального бюджета, в том числе средства финансового резерва, на конец 2003 г.

Само наличие Стабилизационного фонда способствует повышению суверенного рейтинга, снижению процентных ставок заимствований частным сектором в Российской Федерации, что оборачивается выигрышем для всей экономики.

В 2004 г. ожидается около 2400 млрд. руб. инвестиций за счет всех источников: предприятий, кредитов, государственного бюджета. Важная задача
— сохранить прирост этих инвестиций в тех темпах, которые обеспечивались в
2003 г.

Уровень инфляции в 2004 г. должен снизиться до 10%, (в 2000 г.- 20%).
В 2006 г. инфляция составит 5,5%, а к 2008 г. можно прийти к уровню, не превышающему 3%, т.е. Россия будет жить как цивилизованные страны, цены не будут расти, как сейчас, включая тарифы естественных монополий.

В ближайшие три года нужно также провести реструктуризацию бюджетного сектора. Это включает существенное увеличение эффективности за счет изменения форм бюджетных учреждений, планирования результатов их деятельности.

Преодоление бедности — задача, которую поставил президент, — достигается результатами проводимой экономической политики. За последние четыре года реальные доходы населения — это доходы за вычетом инфляции — возросли на 40% и в 2004 г. возрастут еще на 8%. Число граждан, проживающих ниже черты бедности, за последние три года сокращено с 27% до 20,5%. Этот процесс продолжится и в 2004 г.

В 2004 г. бюджеты субъектов Российской Федерации увеличатся на 451 млрд. руб., что означает прирост в среднем на 27%. При этом из 451 млрд. руб. прироста доходов 108 млрд. руб. будут направлены на самые необходимые расходы: 90 млрд. руб. — на прирост заработной платы и 18 млрд. руб. — на индексацию всех необходимых расходов, связанных с медикаментами, продовольствием, коммунальными услугами и прочим. В результате в Российской
Федерации только в 15-20 субъектах может сложиться дефицит по выплате заработной платы, в связи с чем Правительство предусмотрело соответствующие резервы в федеральном бюджете, которые позволят решить и эту проблему.

Общий уровень заработной платы в бюджетном секторе в 2004 г. составит
65% от уровня средней заработной платы в промышленности (в 2000 г. — 50%, в
2003 г. — 60%). Также продолжится рост расходов на социальную политику, на целый ряд социальных программ. В частности, на социальную помощь — на
20,9%, социальное обеспечение службы занятости — на 15%.[10]

Среди важнейших приоритетов, которые назвал Президент, — обеспечение национальной обороны и безопасности. Здесь также обеспечивается приоритетный прирост расходов на национальную оборону — на 19%, что выше уровня инфляции. Третий год подряд, включая и 2004 г., объем оборонного заказа наращивается на 1 млрд. дол. Это позволит обеспечить соответствующие закупки техники, ремонт подводных лодок, самолетов и т.д. Этих средств вполне достаточно для того, чтобы обеспечить надежность всех механизмов, применяемых в Вооруженных Силах. Сегодня ставится также задача увеличения прозрачности расходов силовых структур.

Продолжается сокращение государственного долга. В 2004 г. он снизится до 3% ВВП, что, конечно, существенно снижает риски неплатежей, дефолтов и недоверие к российскому бизнесу. Как результат — одно из ведущих международных рейтинговых агентств поставило Россию в десятку самых привлекательных инвестиционных стран мира — на восьмое место.

Бюджет 2004 г. является бюджетом продолжающегося экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики, уровня жизни населения за счет снижения налоговой нагрузки и решения других социальных задач. Такого прироста возможностей страны более чем за 15 последних лет не было.

Вся структура бюджета, все его конкретные элементы направлены на достижение основных показателей экономического роста, повышение уровня жизни, реальных доходов населения. Реальность выполнения поставленных задач является основным преимуществом федерального бюджета на 2004 г. Его успешное выполнение — залог дальнейшего устойчивого развития экономики страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате изучения литературы по интересующей теме и проблеме можно сделать следующие выводы:

- Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год. Это смета доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования. Государственному бюджету принадлежит центральное место в системе государственных финансов;

- Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.
Мы считаем, что должен быть принят соответствующий закон, что касается
Министерства финансов Российской Федерации. То наша основная задача - внесение изменений в бюджетное законодательство, в первую очередь в
Бюджетный кодекс, с точки зрения, правильной организации бюджетного процесса и предусмотрения соответствующих форм предоставления государственной поддержки либо в форме оплаты услуг, либо в форме предоставления субсидий этим организациям.
Предполагается, что 2004 г. станет ключевым для проведения реформы, так как в течение этого года будут параллельно идти процесс организации и становления мониторинга бюджетной сети, а также подготовка соответствующей нормативно-правовой базы. Работа будет строиться таким образом, чтобы осуществлялся постепенный переход к новому методу бюджетного планирования — бюджетированию, ориентированному на результат. В отличие от традиционного подхода, на первое место здесь выдвигается планирование и контроль результатов на основе сопоставления эффективности тех или иных бюджетных программ и предоставление достаточно широких полномочий распорядителям и получателям бюджетных средств. Основное условие для внедрения этого метода
— четкая формулировка целей и задач деятельности органов государственной власти и показателей, характеризующих их выполнение.

Считаю, для достижения уровня развитых стран требуется наладить ряд важных механизмов, в том числе и бюджет. Он в нашей стране построен на принципах и законах, но выполняются ли они? И в том ли направление идут реформа бюджета? Ответ пока не ясен. Прежде всего надо поставить четкие цели которые мы желаем достичь. И решить ряд вопросов, которые копятся у нас в стране второе десятилетие. Не допустить повторение ситуации 1998 года, и сделать бюджет основой основ на котором будет держаться стабильность и процветание в России.

Одной из важных составных принципов бюджета является его сбалансированность бюджета по всем 3 уровням. В настоящие время полностью сбалансирован только федеральный и частично региональный бюджет, местный бюджет пока остается без денег. Для этого надо четко разграничить цели и задачи каждого из бюджетов. На каждом из уровней бюджета решаются ряд проблем. Это и перераспределение состава и структуры средств между уровнями, так и изменение отношений внутри каждого из уровней в отдельности. Следует отметить что в целом государство идет правильным курсом, и по ежегодному увеличению ВВП на 7% это прекрасно видно. Значит, политика в плане бюджета идет полным ходом, и причем в правильном направление. Но это только начало реформ, много задач и проблем предстоит еще решить.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральные законы от 27.12.2000 №147-ФЗ «О федеральном бюджете на

2001 год» // Российская газета, 28 декабря 2000, с.2-4. и «О федеральном бюджете на 2002 год» // Российская газета, 30 декабря

2001, с.2-4.

2. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В.

Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2003.

3. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б.

Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 3-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2004.

5. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на 2004 год и на среднесрочную перспективу»//

Российская газета, 3 апреля 2004, с.3.

6. Ефимова Е.Г. Экономика для юристов: Учебник.- М.: Флинта, 1999.

7. Закон Ставропольского края от 28.12.2001 № 55-ГД «О краевом бюджете на

2002 год»//Ставропольская правда, 29 декабря 2001, с.2.

8. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник.- М.: Юристъ, 2000.

9. Кучеренко В. Бюджет 2004: двулик, но бездефицитен.// Российская газета, 2 марта 2004, с.2.
10. Кучеренко В. Сразу не разбогатеем, но и с бедностью сладим//Российская газета, 3 июня 2001, с .3.
11. Лескин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ //

Вопросы экономики, 1998. - №3. – с.18-38.
12. Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы // Вопросы экономики, 2001. - №3. – с.4-23.
13. Пономаренко Е. О бюджетно-налоговой политике на 2002 год (анализ концепции) // Экономист, 2001. - №11. – с.59-67.
14. Сабуров Е., Типенко Н., Чернявский А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения // Вопросы экономики, 2001. - №1.- с.56-71.
15. Сколько теневиков на свете? // Аргументы и факты, 2001. - №17. – с.6.
16. Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.:

Финансы, ЮНИТИ, 2002.
17. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.
18. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 1999.
-----------------------

[1] Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В.

Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2003.

[2] Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.:

Финансы, ЮНИТИ, 2002.

[3] Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы // Вопросы экономики, 2001. - №3. – с.4-23.

[4] Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В.

Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2003.

[5] Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В.

Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2003.

[6] Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.:
Финансы, ЮНИТИ, 2002г.

[7] Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы // Вопросы экономики, 2001. - №3. – с.4-23.

[8] Сабуров Е., Типенко Н., Чернявский А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения // Вопросы экономики, 2001. - №1.- с.56-71.

[9] Сабуров Е., Типенко Н., Чернявский А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения // Вопросы экономики, 2001. - №1.- с.56-71.

[10] Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на 2004 год и на среднесрочную перспективу»//

Российская газета, 3 апреля 2004 г., с.3.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.