Изменение структуры
доходов в части их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы
вызвано сильной зависимостью экономики и бюджета от сырьевого сектора, которая
создает серьезные макроэкономические риски.
Доходы федерального бюджета в 2008 году составят
6644,4 млрд. рублей. По своей величине основными источниками доходов
федерального бюджета являются: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на
добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на прибыль организации, таможенные
пошлины. На их долю приходится примерно 85 % от общего объема доходов бюджета[1].
Так же, на протяжении периода с 2008 по 2010 годы
основную часть поступлений в федеральный бюджет составляют доходы без учета
нефтегазовых доходов, которые составляют 64,1 % (4261,3 млрд. руб., в 2009 году
– 68,5%, 5113,5 млрд. руб., в 2010 году – 71%, 5741,7 млрд. руб.). В то время
как нефтегазовые доходы в перспективе стремятся к снижению: с 35,9% в 2008 году
(2383,1 млрд. руб.) до 29% к 2010 году (2348,3 млрд. руб.).
Табл. 2 Структура доходов федерального бюджета на
2008-2010 гг.
Доходы федерального бюджета
|
2008 год
|
2009 год
|
2010 год
|
Сумма, млрд. руб
|
Уд. вес, %
|
Сумма, млрд. руб
|
Уд. вес, %
|
Сумма, млрд. руб
|
Уд. вес, %
|
Нефтегазовые доходы
|
2383,1
|
35,9
|
2351,9
|
31,5
|
2348,3
|
29,0
|
Доходы без учета нефтегазовых
доходов
|
4261,3
|
64,1
|
5113,5
|
68,5
|
5741,7
|
71,0
|
Налог на прибыль организаций
|
533,38
|
8,0
|
583,76
|
7,8
|
636,28
|
7,9
|
Налоги на товары (работы, услуги)
реализуемые на территории РФ
|
1404,1
|
21,1
|
1914,5
|
25,6
|
2206,5
|
27,3
|
Налоги на товары, ввозимые на
территорию РФ
|
888,97
|
13,4
|
1029,8
|
13,8
|
1182,5
|
14,6
|
Налоги, сборы и регулярные платежи
за пользование природными ресурсами
|
36,57
|
0,6
|
39,5
|
0,5
|
37,31
|
0,5
|
Государственная пошлина, сборы
|
32,24
|
0,5
|
34,5
|
0,5
|
36,56
|
0,5
|
Прочие налоговые доходы,
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным
платежам
|
435,79
|
6,6
|
496,36
|
6,6
|
562,8
|
7,0
|
Целевые отчисления от всероссийских
государственных лотерей
|
1,3
|
0,0
|
2,1
|
0,0
|
2,7
|
0,0
|
Прочие доходы
|
929,04
|
14,0
|
1013,1
|
13,6
|
1077
|
13,3
|
Итого
|
6644,4
|
100
|
7465,5
|
100,0
|
8090
|
100,0
|
Основным фактором существенного снижения доходов
федерального бюджета по отношению к ВВП является снижение доли нефтегазового
сектора в экономике страны (для примера: 20,7% в 2006 году до 14,9% в 2010
году).
В результате замедления темпов роста добычи и
экспорта нефти и газа по сравнению с темпами роста ВВП, прогнозируемого
снижения цен на нефть до 50 долл. США/бар. в 2010 году и сохраняющегося в
среднесрочной перспективе укрепления реального курса рубля нефтегазовые доходы
федерального бюджета сократятся (с 8,1% ВВП в 2007 году до 5,2% ВВП в 2010
году). При этом доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального
бюджета сокращается с 45% в 2006 году до 29% в 2010 году. Можно отметить, что
при формировании нефтегазовых доходов на 2008 год и на период до 2010 года были
учтены следующие перечисления: от налога на добычу полезных ископаемых в виде
углеводородного сырья (в части доходов федерального бюджета); вывозных
таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный, товары, выработанные из нефти.
Самый большой объем доходов в 2008 году принесут вывозные таможенные пошлины на
нефть сырую (15% от общих доходов).
Статья «Налоги на товары (работы, услуги)
реализуемые на территории РФ» имеет самое большое положительное отклонение –
4,5% и характеризуется устойчивым ростом показателей (2008г. – 21%, 2009 – 25%,
2010г. – 27%).
Аналогичная ситуация
наблюдается по статье «Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ», где рост
суммы доходов на протяжении трехлетнего периода определен с 888,97 до
1182,5млрд. руб. (13 и 15% соответственно).
Статьи «Государственная
пошлина, сборы» и «Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными
ресурсами» схожи по показателям и динамике – незначительное отрицательное
отклонение (-0,02%, при сумме доходов 36% и удельном весе 0,5%).
Изменение основных показателей макроэкономического
прогноза в целом приведет к увеличению доходов федерального бюджета на 501,8
млрд. рублей. На увеличение доходов федерального бюджета окажут влияние
следующие факторы:
-рост ВВП – на 323,5 млрд. рублей;
-изменение объемов импорта – на 144,2 млрд. рублей;
-увеличение прибыли прибыльных предприятий, объема
производства и реализации подакцизной продукции, объема добычи полезных
ископаемых и прочих объемных показателей – на 115,1 млрд. рублей;
-изменение структуры объемных показателей – на 6,8
млрд. руб.;
-изменение экспортных цен на газ природный – на 2,3
млрд. руб..
Вместе с тем, доходы федерального бюджета уменьшатся
в результате:
-изменения цены на нефть марки «Юралс» - на 74,2
млрд. рублей;
-изменения объемов экспорта – на 9,7 млрд. рублей;
-снижения курса рубля по отношению к доллару США –
на 6,2 млрд. рублей.
В результате влияния прочих факторов доходы
федерального бюджета увеличатся на 156,7 млрд. рублей.
Доля доходов федерального бюджета в ВВП в 2008 году
составит 19,14% и по сравнению с 2007 годом снизится на 1,24 процентных пункта,
в том числе за счет изменения налогового законодательства – на 0,67% к ВВП,
значений макроэкономических показателей и влияния прочих факторов – на 0,57% к
ВВП.
Таким образом, можно сделать вывод, что в перспективе
планируется снижение удельного веса нефтегазовых доходов в общей структуре
доходов и в отношении к ВВП. В то время как ненефтегазовые доходы в трехлетний
период должны вырасти с 64% до 71% в общей сумме доходов.
2.3 Характеристика
состава и структуры расходов федерального бюджета
При анализе расходов
федерального бюджета можно сделать вывод, что использование концепции
«ненефтегазового баланса бюджета» позволит обеспечить стабильный уровень
государственных расходов вне зависимости от колебаний внешней конъюнктуры и
поддерживать долгосрочную макроэкономическую устойчивость.
Значительная часть прироста государственных
непроцентных расходов направлена на повышение жизненного уровня работников
организаций бюджетной сферы, федеральных государственных служащих,
военнослужащих и приравненных с ним лиц, а также на повышение уровня жизни
пенсионеров и других граждан, в отношении которых на федеральном уровне
существуют финансовые обязательства.
Табл. 2. Расходы
федерального бюджета за 2008 - 2010 гг.
Расходы федерального бюджета
|
2008 год
|
2009 год
|
2010 год
|
Сумма, млрд. руб.
|
Уд. вес, %
|
Сумма, млрд. руб.
|
Уд. вес, %
|
Сумма, млрд. руб.
|
Уд. вес, %
|
1. Общегосударственные вопросы
|
828,78
|
12,61
|
899,84
|
12,08
|
963,1
|
11,90
|
2. Национальная оборона
|
509,1
|
7,75
|
566,74
|
7,61
|
596,19
|
7,37
|
3. Национальная безопасность и
правоохранительная деятельность
|
521,84
|
7,94
|
642,61
|
8,62
|
693,51
|
8,57
|
4. Национальная экономика
|
702,32
|
10,69
|
789,62
|
10,60
|
528,55
|
6,53
|
5. Жилищно-коммунальное хозяйство
|
54,56
|
0,83
|
56,29
|
0,76
|
51,86
|
0,64
|
6. Охрана окружающей среды
|
9,33
|
0,14
|
10,21
|
0,14
|
10,96
|
0,14
|
7. Образование
|
307,19
|
4,68
|
313,64
|
4,21
|
339,85
|
4,20
|
8. Культура, кинематография, СМИ
|
83,81
|
1,28
|
73,01
|
0,98
|
67,58
|
0,84
|
9. Здравоохранение, физическая
культура и спорт
|
211,69
|
3,22
|
245,22
|
3,29
|
295,36
|
3,65
|
10. Социальная политика
|
270,86
|
4,12
|
342,67
|
4,60
|
396,54
|
4,90
|
11. Межбюджетные трансферты
|
2281,56
|
34,73
|
2423,12
|
32,52
|
2720,97
|
33,63
|
12. Условно утвержденные расходы
|
|
0,00
|
186,3
|
2,50
|
404,5
|
5,00
|
13. Секретные статьи расходов
|
789,26
|
12,01
|
901,87
|
12,10
|
1021
|
12,62
|
Итого
|
6570,3
|
100,00
|
7451,15
|
100,00
|
8089,97
|
100,00
|
Страницы: 1, 2, 3, 4
|