рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Бюджет государства, его социально-экономическая сущность и значение в условиях рынка

Изменение структуры доходов в части их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы вызвано сильной зависимостью экономики и бюджета от сырьевого сектора, которая создает серьезные макроэкономические риски.

Доходы федерального бюджета в 2008 году составят 6644,4 млрд. рублей. По своей величине основными источниками доходов федерального бюджета являются: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на прибыль организации, таможенные пошлины. На их долю приходится примерно 85 % от общего объема доходов бюджета[1].

Так же, на протяжении периода с 2008 по 2010 годы основную часть поступлений в федеральный бюджет составляют доходы без учета нефтегазовых доходов, которые составляют 64,1 % (4261,3 млрд. руб., в 2009 году – 68,5%, 5113,5 млрд. руб., в 2010 году – 71%, 5741,7 млрд. руб.). В то время как нефтегазовые доходы в перспективе стремятся к снижению: с 35,9% в 2008 году (2383,1 млрд. руб.) до 29% к 2010 году (2348,3 млрд. руб.).


Табл. 2 Структура доходов федерального бюджета на 2008-2010 гг.

Доходы федерального бюджета

2008 год

2009 год

2010 год

Сумма, млрд. руб

Уд. вес, %

Сумма, млрд. руб

Уд. вес, %

Сумма, млрд. руб

Уд. вес, %

Нефтегазовые доходы

2383,1

35,9

2351,9

31,5

2348,3

29,0

Доходы без учета нефтегазовых доходов

4261,3

64,1

5113,5

68,5

5741,7

71,0

Налог на прибыль организаций

533,38

8,0

583,76

7,8

636,28

7,9

Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ

1404,1

21,1

1914,5

25,6

2206,5

27,3

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

888,97

13,4

1029,8

13,8

1182,5

14,6

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

36,57

0,6

39,5

0,5

37,31

0,5

Государственная пошлина, сборы

32,24

0,5

34,5

0,5

36,56

0,5

Прочие налоговые доходы, задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

435,79

6,6

496,36

6,6

562,8

7,0

Целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей

1,3

0,0

2,1

0,0

2,7

0,0

Прочие доходы

929,04

14,0

1013,1

13,6

1077

13,3

Итого

6644,4

100

7465,5

100,0

8090

100,0


Основным фактором существенного снижения доходов федерального бюджета по отношению к ВВП является снижение доли нефтегазового сектора в экономике страны (для примера: 20,7% в 2006 году до 14,9% в 2010 году).

В результате замедления темпов роста добычи и экспорта нефти и газа по сравнению с темпами роста ВВП, прогнозируемого снижения цен на нефть до 50 долл. США/бар. в 2010 году и сохраняющегося в среднесрочной перспективе укрепления реального курса рубля нефтегазовые доходы федерального бюджета сократятся (с 8,1% ВВП в 2007 году до 5,2% ВВП в 2010 году). При этом доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета сокращается с 45% в 2006 году до 29% в 2010 году. Можно отметить, что при формировании нефтегазовых доходов на 2008 год и на период до 2010 года были учтены следующие перечисления: от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (в части доходов федерального бюджета); вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный, товары, выработанные из нефти. Самый большой объем доходов в 2008 году принесут вывозные таможенные пошлины на нефть сырую (15% от общих доходов).

Статья «Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ» имеет самое большое положительное отклонение – 4,5% и характеризуется устойчивым ростом показателей (2008г. – 21%, 2009 – 25%, 2010г. – 27%).

Аналогичная ситуация наблюдается по статье «Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ», где рост суммы доходов на протяжении трехлетнего периода определен с 888,97 до 1182,5млрд. руб. (13 и 15% соответственно).

Статьи «Государственная пошлина, сборы» и «Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами» схожи по показателям и динамике – незначительное отрицательное отклонение (-0,02%, при сумме доходов 36% и удельном весе 0,5%).

Изменение основных показателей макроэкономического прогноза в целом приведет к увеличению доходов федерального бюджета на 501,8 млрд. рублей. На увеличение доходов федерального бюджета окажут влияние следующие факторы:

-рост ВВП – на 323,5 млрд. рублей;

-изменение объемов импорта – на 144,2 млрд. рублей;

-увеличение прибыли прибыльных предприятий, объема производства и реализации подакцизной продукции, объема добычи полезных ископаемых и прочих объемных показателей – на 115,1 млрд. рублей;

-изменение структуры объемных показателей – на 6,8 млрд. руб.;

-изменение экспортных цен на газ природный – на 2,3 млрд. руб..

Вместе с тем, доходы федерального бюджета уменьшатся в результате:

-изменения цены на нефть марки «Юралс» - на 74,2 млрд. рублей;

-изменения объемов экспорта – на 9,7 млрд. рублей;

-снижения курса рубля по отношению к доллару США – на 6,2 млрд. рублей.

В результате влияния прочих факторов доходы федерального бюджета увеличатся на 156,7 млрд. рублей.

Доля доходов федерального бюджета в ВВП в 2008 году составит 19,14% и по сравнению с 2007 годом снизится на 1,24 процентных пункта, в том числе за счет изменения налогового законодательства – на 0,67% к ВВП, значений макроэкономических показателей и влияния прочих факторов – на 0,57% к ВВП.

Таким образом, можно сделать вывод, что в перспективе планируется снижение удельного веса нефтегазовых доходов в общей структуре доходов и в отношении к ВВП. В то время как ненефтегазовые доходы в трехлетний период должны вырасти с 64% до 71% в общей сумме доходов.


2.3 Характеристика состава и структуры расходов федерального бюджета


При анализе расходов федерального бюджета можно сделать вывод, что использование концепции «ненефтегазового баланса бюджета» позволит обеспечить стабильный уровень государственных расходов вне зависимости от колебаний внешней конъюнктуры и поддерживать долгосрочную макроэкономическую устойчивость.

Значительная часть прироста государственных непроцентных расходов направлена на повышение жизненного уровня работников организаций бюджетной сферы, федеральных государственных служащих, военнослужащих и приравненных с ним лиц, а также на повышение уровня жизни пенсионеров и других граждан, в отношении которых на федеральном уровне существуют финансовые обязательства.


Табл. 2. Расходы федерального бюджета за 2008 - 2010 гг.

Расходы федерального бюджета

2008 год

2009 год

2010 год

Сумма, млрд. руб.

Уд. вес, %

Сумма, млрд. руб.

Уд. вес, %

Сумма, млрд. руб.

Уд. вес, %

1. Общегосударственные вопросы

828,78

12,61

899,84

12,08

963,1

11,90

2. Национальная оборона

509,1

7,75

566,74

7,61

596,19

7,37

3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

521,84

7,94

642,61

8,62

693,51

8,57

4. Национальная экономика

702,32

10,69

789,62

10,60

528,55

6,53

5. Жилищно-коммунальное хозяйство

54,56

0,83

56,29

0,76

51,86

0,64

6. Охрана окружающей среды

9,33

0,14

10,21

0,14

10,96

0,14

7. Образование

307,19

4,68

313,64

4,21

339,85

4,20

8. Культура, кинематография, СМИ

83,81

1,28

73,01

0,98

67,58

0,84

9. Здравоохранение, физическая культура и спорт

211,69

3,22

245,22

3,29

295,36

3,65

10. Социальная политика

270,86

4,12

342,67

4,60

396,54

4,90

11. Межбюджетные трансферты

2281,56

34,73

2423,12

32,52

2720,97

33,63

12. Условно утвержденные расходы


0,00

186,3

2,50

404,5

5,00

13. Секретные статьи расходов

789,26

12,01

901,87

12,10

1021

12,62

Итого

6570,3

100,00

7451,15

100,00

8089,97

100,00

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.