Следует отметить, что в
состав федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных
бюджетов) входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых
источников и имеющие целевое расходование средств. В соответствии с законом о
федеральном бюджете выделены следующие целевые бюджетные фонды:
· Федеральный дорожный фонд РФ;
· Фонд развития таможенной системы РФ;
· Фонд воспроизводства
минерально-сырьевой базы;
· Фонд развития Федеральной пограничной
службы РФ;
· Фонд Министерства РФ по атомной
энергии;
· Федеральный фонд Государственной
налоговой службы РФ и Федеральной службы налоговой полиции РФ;
· Федеральный экологический фонд РФ;
· Фонд восстановления и охраны водных
ресурсов;
· Государственный фонд борьбы с
преступностью.
Целевые бюджетные фонды
гарантируют с большей надежностью их использование по назначению.
Бюджеты, входящие в
бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в
друга, т. е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный
бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
Кроме федерального и
территориальных бюджетов (бюджетов субъектов Российской Федерации и местных
бюджетов), в бюджетную систему входят государственные внебюджетные фонды
(Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд
занятости населения РФ, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды,
субъектов РФ обязательного медицинского страхования). Средства этих фондов по
экономическому содержанию и направленности их использования мало чем отличаются
от бюджетных средств. До 1991 г. они входили в состав государственного бюджета,
в настоящее время имеется тенденция включения внебюджетных фондов в бюджет.
Так, в 1999 г. в бюджет включены средства внебюджетного Федерального дорожного
фонда РФ.
Итак, бюджетная система
современной России состоит из трех звеньев: Федерального бюджета,
территориальных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Бюджетная система
Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях и
государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права
совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и
бюджетов государственных внебюджетных фондов (Бюджетный кодекс РФ, принятый в
1998г. и вступивший в силу с 1 января 2000г.).
Принципы функционирования
бюджетной системы РФ.
Функционирование
бюджетной системы Российской Федерации основано на следующих основополагающих
принципах:
1. единство бюджетной системы;
2. разграничение доходов и расходов между
уровнями бюджетной системы;
3. самостоятельность бюджетов разных
уровней;
4. полнота отражения доходов и расходов
бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
5. сбалансированность бюджета;
6. эффективность и экономность
использования бюджетных средств;
7. общее (совокупное) покрытие расходов
бюджетов;
8. гласность;
9. достоверность бюджета;
10.
адресность и
целевой характер использования бюджетных средств.
1. Принцип единства
бюджетной системы – это единство правовой базы, денежной системы, форм
бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения
бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов
бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств
федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.
2. Принцип разграничения
доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации
означает закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и
полномочий по осуществлению расходов за органами власти Российской Федерации,
органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления.
3. Важнейшим является
принцип самостоятельности всех бюджетов, который означает:
· право законодательных
(представительных) органов государственной власти и органов местного
самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять
бюджетный процесс;
· наличие собственных источников
доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии
с законодательством Российской Федерации;
· законодательное закрепление
регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов
соответствующих бюджетов;
· право органов государственной власти
и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления
расходования средств соответствующих бюджетов;
· право органов государственной власти и
органов местного самоуправления самостоятельно определять источники
финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
· недопустимость изъятия доходов,
дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм
превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.
4. Принцип полноты
отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных
фондов предполагает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов
государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат
отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в
обязательном порядке и полном объеме. Все государственные и муниципальные
расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных
внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
5. Принцип
сбалансированности бюджета означает, что каждый бюджет должен быть
сбалансирован, т. е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен
соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников
финансирования его дефицита.
6. Принцип эффективности
и экономности использования бюджетных средств предполагает, что при составлении
и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны
исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием
определенного бюджетом объема средств.
7. Принцип общего
покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей
суммой доходов из источников финансирования его дефицита.
8. Принцип гласности
предполагает:
·
обязательное
опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их
исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а
также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных)
органов государственной власти, органов местного самоуправления;
·
обязательную
открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и
принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим
разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа
государственной власти, либо между законодательным (представительным) и
исполнительным органами государственной власти.
9. Принцип достоверности
бюджета – это надежность показателей прогноза социально-экономического развития
соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
10. Принцип адресности и
целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства
выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с
обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Вывод. Следует обратить
внимание, что из всех перечисленных принципов только принцип единства,
самостоятельности и разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной
системы можно отнести собственно к принципам построения бюджетной системы.
Однако именно они определяют бюджетную систему как единое целое. Остальные
принципы, при всей их важности, в большей степени определяют бюджетный процесс.
Основные функции
управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения
ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных
мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет.
Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной
системы РФ. Федеральный бюджет – основной финансовый план государства,
утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. В Конституции РФ
(ст. 71) зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находится
федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального
развития.
Через федеральный бюджет
осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового
продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного
хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет
возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления,
мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием
науки, подготовкой высококвалифицированных специалистов.
Средства федерального
бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки
экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития
перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых
территориально-производственных комплексов.
Большую роль играет
федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств
массовой информации.
Для решения этих задач
федеральный бюджет в соответствии с Законом «Об основах налоговой системы» и
Налоговым кодексом Российской Федерации наделен федеральными налогами и неналоговыми
доходами.
Таким образом, Бюджет
играет важную экономическую, социальную и политическую роль в
воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на
финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного
хозяйства, государство влияет на перераспределение национального дохода между
отраслями. Через бюджет доходы рентабельных отраслей перераспределяются в
отраслях с низкой рентабельностью. Финансируя за счет бюджетного фонда
содержание учреждений и организаций социальной сферы, государство обеспечивает
воспроизводство рабочей силы. Через бюджет перераспределяются доходы между
федеральным уровнем и административными территориями.
Доходы федерального
бюджета. В соответствие с бюджетным кодексом РФ, доходы бюджета – это денежные
средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с
действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти
субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Все доходы государства от
способа из извлечения могут быть объединены в 2 группы:
·
налоги и другие
обязательные платежи;
·
прочие доходы.
К налоговым доходам
федерального бюджета относятся:
1.
федеральные
налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым
законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке
бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы
Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на
очередной финансовый год;
2.
таможенные пошлины,
таможенные сборы и иные таможенные платежи;
3.
государственная
пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К неналоговым доходам
федерального бюджета относятся:
1.
доходы от
использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы
от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении
органов государственной власти Российской Федерации;
2.
доходы от продажи
имущества, находящегося в государственной собственности, – в порядке и по
нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными
правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;
3.
часть прибыли
унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты
налогов и иных обязательных платежей, – в размерах, устанавливаемых Правительством
РФ;
4.
прибыль Банка
России – по нормативам, установленным федеральными законами;
5.
доходы от
внешнеэкономической деятельности;
6.
доходы от
реализации государственных запасов и резервов.
Расходы федерального
бюджета. Под расходами бюджета понимаются денежные средства, направляемые на
финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Расходы госбюджета – это
экономические отношения, связанные с распределением и использованием
централизованных денежных фондов государства по отраслевому, целевому и
территориальному назначению.
Расходы бюджета тесно
связаны с функциями государства. У каждого государства есть 4 первоочередные
функции: экономическая, социальная, управления, военная. Поэтому и в расходах
бюджета основное место занимают 4 группы : экономического назначения (на
финансирование НХ), расходы на социально-культурные мероприятия – финансирование
отраслей, обслуживающих население, в основном, путем предоставления бесплатных
услуг (здравоохранение, образование, расходы на предоставление социальной
помощи отдельным слоям и категориям населения; расходы на управление – связаны
с финансированием органов исполнительной и законодательной власти,
осуществляющих управление страной. В условиях государственного кредита есть и
расходы на обслуживание государственного долга; военные расходы.
В соответствии с
действующим в Российской Федерации законодательством исключительно из
федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:
·
обеспечение
деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской
Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их
территориальных органов;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|