рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Бюджетная политика государства: цели и перспективы


По данным таблицы 1.2 следует, что всего расходы увеличились на 1139,4 год в 2007 году по сравнению с 2006 годом или на 12,63 %; рост межбюджетных трансфертов составил – 398,2 тысячи рублей или 27,6 %.

1.2 Проблемы бюджетной политики


Современной российской бюджетной политике приходится решать ряд важных проблем.

Во-первых, стоит задача снятия административных ограничений и запретительного налогообложения по реализации организациями на внутреннем рынке продукции по цене ниже себестоимости и имущества, состоящего на балансе, по цене ниже остаточной стоимости.

Во-вторых, предстоит кардинально изменить существующее положение, при котором в доходную часть федерального бюджета практически не отчисляются дивиденды, адекватные доле государственного участия в собственности организаций, а также арендная плата и доходы от услуг, связанных с выполнением государственных функций.

В-третьих, с учетом приоритетного финансирования выплаты заработной платы, денежного довольствия, пенсий, стипендий, других социальных выплат и погашения части задолженности по ним расходную часть федерального бюджета целесообразно исполнять с применением механизма целевого финансирования. Важно не допускать сокращения объемов текущих поступлений налоговых платежей в денежной форме в федеральный бюджет.

В-четвертых, Правительство РФ предполагает изменить объемы и механизм финансирования аппаратов государственных внебюджетных фондов с целью сокращения расходов на их содержание и использования сэкономленных сумм для решения функциональных задач фондов.

В-пятых, в целях рационального управления кассовыми средствами федерального бюджета, минимизации остатков на бюджетных счетах важно централизовать все доходы и средства федерального бюджета на счетах органов федерального казначейства, переходя постепенно к единому счету федерального казначейства. Это обеспечит строго целевое использование средств бюджетных фондов.

В-шестых, назрела ревизия федеральных целевых программ с целью уточнения и упорядочения объемов финансирования программ с целью их оптимизации. /11, с. 15-25/.

В-седьмых, важно обеспечить строгое соблюдение государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции, вытеснить нелегального производителя с алкогольного и табачного рынков.

В-восьмых, необходима единая система мониторинга и управления государственным долгом, включая внешние займы субъектов РФ и органов местного самоуправления. Предстоит также разработать и принять программу погашения и обслуживания государственного долга на уровне государства, его субъектов и органов местного самоуправления с включением в нее нормативов, при несоблюдении которых выпуск долговых обязательств будет автоматически приостанавливаться.

1.3 Итоги бюджетной политики в 2000-2009 года


Начиная с 2000 года федеральный бюджет исполняется с превышением доходов над расходами.

Была ликвидирована просроченная кредиторская задолженность, включая многолетние бюджетные долги перед гражданами по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий.

Это способствовало нормализации состояния расчетов в экономике в целом./3, с. 1-3/.

Превышение бюджетных доходов над расходами и связанное с этим изменение государственной долговой политики позволило радикально (с более чем 100 процентов валового внутреннего продукта в 1999 году до 9 процентов валового внутреннего продукта к концу 2006 года) снизить масштабы государственного долга и расходы на его обслуживание.

Восстановлено доверие к России как к надежному финансовому партнеру. Кредитные рейтинги страны достигли инвестиционного уровня. Были отменены "необеспеченные федеральные мандаты" – расходные обязательства, установленные законодательными актами без определения источников их финансирования, общий объем которых в начале десятилетия более чем в полтора раза превышал возможности бюджетной системы страны.

С 2000 года формирование и исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляются по предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации единым правилам.

С этого времени все федеральные законы о федеральном бюджете на очередной финансовый год принимались до его начала, что в немалой степени обусловлено сложившимся конструктивным взаимодействием между палатами Федерального Собрания Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

Однако следует отметить, что подготовка нормативных правовых актов, необходимых для исполнения федеральных законов о федеральном бюджете, зачастую недопустимо затягивалась, что усугубляло проблему неравномерности расходования бюджетных средств в течение года.

Завершено формирование системы Федерального казначейства, осуществляющего в соответствии с едиными стандартами и процедурами кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

Это, в частности, увеличило степень сохранности бюджетных средств. Обеспечена прозрачность операций, реализуемых при исполнении бюджетов, повысилась оперативность предоставления и достоверность бюджетной отчетности.

Появились возможности для действенного контроля за целевым использованием бюджетных средств, принятием и исполнением бюджетных обязательств.

Внедрена основанная на международных стандартах система бюджетной классификации и бюджетного учета, существенно повысившая прозрачность и управленческую значимость бюджетной отчетности. На федеральном уровне и в ряде субъектов Российской Федерации осуществлен переход к формированию годового бюджета как составной части 3-летнего перспективного финансового плана.

Началось практическое внедрение бюджетирования, ориентированного на результаты, и современных методов финансового менеджмента.

Итогами и задачами бюджетной политики в период 2001 год служат:

В Бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной политике на 2001 год и на среднесрочную перспективу» содержались основные ориентиры бюджетной стратегии, направленной на осуществление глобальной налоговой реформы, реализацию Программы экономии государственных расходов и оказание адресной социальной помощи малоимущим гражданам страны, оздоровление бюджета и обеспечение его бездефицитности, снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен, совершенствование межбюджетных отношений и создание эффективной системы управления государственными финансами.

В рамках этих стратегических целей в Бюджетном послании Президента РФ были намечены первоочередные задачи бюджетной политики на 2001, ее приоритетные направления.

Среди них: принятие налоговых законов, призванных изменить налоговую систему страны, в т.ч. введение единой 13%-ной ставки подоходного налога; проведение инвентаризации и оценки эффективности всех бюджетных расходов и обязательств; сокращение тех государственных обязательств (т.н. «нефинансируемых мандатов»), которые не могут быть профинансированы в 2001; концентрация ресурсов федерального бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении заведомо неэффективных расходов; четкое разграничение расходных и налоговых полномочий между бюджетами трех уровней и переход на принципиально иную, чем прежде, систему оказания финансовой помощи регионам; завершение реструктуризации государственного долга; завершение формирования казначейской системы исполнения федерального бюджета и ускорение процесса перевода региональных и местных бюджетов на казначейское их исполнение; обеспечение прозрачности бюджетов и бюджетных процедур, переход к управлению государственными активами на новых принципах.

Распределение дополнительных доходов федерального бюджета на 2000 год, разработка федерального бюджета на 2001 год осуществлялись в соответствии с приоритетами, установленными Бюджетным посланием на 2001 год, – поддержкой вооруженных сил, правоохранительных органов, образования, проведения военной реформы. Были выделены значительные средства на ускорение судебной реформы.

Вместе с тем положительные тенденции в бюджетной сфере пока не стали устойчивыми. Они во многом явились результатом девальвации рубля и благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.

В 2001 году вступила в действие вторая часть Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая система стала менее обременительной и более прозрачной для налогоплательщиков. Появились стимулы для вывода из «тени» ранее укрываемых от налогообложения доходов, для роста налоговых поступлений.

Добросовестные плательщики налогов должны знать: чем меньше доходов укрывается, чем значительнее поступления в федеральный бюджет, тем больше возможности государства по дальнейшему снижению налогового бремени. Первый шаг по пути уменьшения ставок некоторых налогов был сделан в прошлом году.

Первые результаты сбора налогов по новым ставкам позволяют продолжить политику последовательного снижения налогового бремени.

Основными задачами бюджетной политики в 2002 году являлись:

Ø    бюджетная политика должна способствовать поддержанию устойчивых темпов экономического роста, снижению социального неравенства, достижению высокой эффективности государственных расходов. /4, с. 2-5/.

Отношения, возникающие между сектором государственных финансов и другими секторами экономики, должны стать примером ответственности за принятые обязательства, открытости, публичности и четкого соблюдения федерального законодательства;

Ø    важнейшей задачей бюджетной политики в 2002 году и на долгосрочную перспективу является поддержание макроэкономической сбалансированности;

Ø    профицит федерального бюджета в 2000 году составил 2,5 процента ВВП. На 2001 год также предусмотрена бездефицитность федерального бюджета. Такая политика должна быть продолжена в 2002 году и в последующие годы.

Федеральный бюджет должен быть в максимальной степени защищен от таких внешних воздействий, как изменение мировых цен на российские экспортные товары.

Для этого он должен формироваться из двух частей.

Первая его часть должна строиться на основе консервативного макроэкономического прогноза, исходя из пессимистической оценки значений цен на товары российского экспорта. Эти доходы обеспечивают финансирование государственных расходов независимо от влияния внешнеэкономической конъюнктуры.

Вторая часть федерального бюджета формируется за счет дополнительных доходов, получаемых в условиях более высоких экспортных цен.

Ø    Бюджетная политика должна быть скоординирована с денежно-кредитной, внешнеэкономической, структурной политикой.

Итогами бюджетной политика в 2002 году служат: федеральный бюджет в 2000 и 2001 годах был исполнен, а на 2002 год — сформирован с профицитом.

В составе бюджета образован финансовый резерв, призванный обеспечить безусловное выполнение долговых обязательств и поддержание макроэкономической стабильности.

Текущие платежи по обслуживанию и погашению долга осуществляются своевременно и в полном объеме.

В результате проведения взвешенной бюджетной политики и эффективного управления долгом смягчена долговая проблема.

Основные задачи бюджетной политики в 2003 году:

Ø    Бюджетная политика должна способствовать росту деловой активности, проведению структурных преобразований, обеспечению социальной стабильности.

Ø    Должно повыситься качество среднесрочного бюджетного планирования. Следует предусмотреть возможность утверждения Правительством Российской Федерации структуры бюджетных расходов на три предстоящих года. Перспективный финансовый план должен стать основой для формирования ежегодных бюджетных проектировок, отражающей финансовые последствия принимаемых решений;

Ø    Должны быть упразднены нормы законодательства, регулирующие бюджетные правоотношения и входящие при этом в противоречие с бюджетным законодательством. Бюджетный кодекс Российской Федерации должен четко определять границы сектора государственного управления, распространять на все операции данного сектора единые требования по бюджетной классификации, разграничивать полномочия по оплате государственных (муниципальных) обязательств по уровням бюджетной системы. Данное разграничение должно основываться прежде всего на разграничении собственности, порождающей конкретные обязательства./5, с. 6-8/.

Ø    В Бюджетный кодекс Российской Федерации должны быть внесены изменения, обеспечивающие переход к формированию бюджетов всех уровней в соответствии с принципом безусловности учета в них всех принятых государственных (муниципальных) обязательств. При этом возможность принятия новых обязательств должна определяться исключительно наличием бюджетных ресурсов для их реализации в течение всего времени действия новых обязательств.

Ø    В Бюджетный кодекс Российской Федерации необходимо внести также поправки, определяющие правовой статус финансового резерва, механизмы образования и использования его средств.

В 2003 году следует в основном завершить налоговую реформу, призванную создать налоговый режим, полностью обеспечивающий финансирование бюджетных обязательств, минимально обременительный с точки зрения администрирования, максимально благоприятный для экономической деятельности.

Формирование и исполнение профицитного бюджета создает финансовую основу для дальнейшего снижения государственного долга. В целях эффективного решения долговой проблемы в среднесрочной перспективе необходимо сформировать единую систему управления государственным долгом, для чего в кратчайшие сроки подготовить необходимые организационные решения.

Федеральный бюджет формируется и исполняется с профицитом, обеспечивающим его устойчивость к влиянию внешнеэкономической конъюнктуры. Дополнительные доходы федерального бюджета позволили сформировать финансовый резерв в объеме около 230 миллиардов рублей, что существенно снизило бюджетные риски.

Сделаны реальные шаги по переходу к среднесрочному финансовому планированию.

Продолжена реализация налоговой реформы, обеспечивающей снижение налоговой нагрузки на экономику и повышение собираемости налогов. Налоговая система становится более рациональной, сокращается число налогов, снижаются налоговые ставки.

Принятый в 2003 году в новой редакции Таможенный кодекс Российской Федерации позволит сделать более прозрачными таможенные процедуры, создаст стимулы для уменьшения потоков «серого» импорта и надлежащей уплаты таможенных пошлин и сборов.

Стало более ритмично осуществляться финансирование расходов федерального бюджета. Впервые лимиты бюджетных обязательств на очередной финансовый год были доведены до бюджетополучателей заблаговременно.

Заметно возрос уровень заработной платы в бюджетной сфере. В 2003 году у работников бюджетных организаций и учреждений она вырастет еще на 33 процента. В результате перерасчета размеров пенсий в соответствии с новой системой пенсионного обеспечения около 12 миллионов человек уже получили существенную прибавку к пенсии.

Главными задачами бюджетной политики в 2004 году остаются повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики страны на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы. В связи с этим бюджетная политика должна способствовать повышению качества и доступности бюджетных услуг, формированию благоприятного предпринимательского климата, повышению конкурентоспособности отечественной экономики, сокращению масштабов бедности, обеспечению социальной стабильности на основе одновременного роста доходов работников как государственного, так и частного сектора экономики./6, с. 1-4/.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.