рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Бюджетно-налоговая политика в Республике Беларусь

В результате реализации предложенных направлений будут обеспечены сбалансированность бюджетов и устойчивость бюджетной системы, безусловное выполнение принятых расходных обязательств, повышение эффективности и результативности расходов бюджетов. [11

Основные показатели консолидированного бюджета и целевых бюджетных фондов в 2006 году исполнены с превышением плановых назначений. В консолидированный бюджет поступило 38,4 трлн. Рублей с учетом доходов Фонда (ФСЗН), или 102,3% годового плана. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 37,3 трлн. рублей. В реальном выражении это на 13,9% больше чем за 2005 год. Профицит консолидированного бюджета составил 1,14 трлн. рублей.

При этом бюджет сохранил свою социальную направленность. Расходы на социально-культурную сферу, социальную политику были приоритетными в течение всего 2006 года и составили более 60% расходов. Своевременно и полностью были профинансированы заработная плата, пенсии, стипендии. Это позволило обеспечить заработную плату работников бюджетной сферы в декабре 2006 года в среднем на уровне 614,9 тыс. руб., или 287,3 доллара США при запланированных 265 долларах в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы. В реальном выражении рост заработной платы в бюджетной сфере составил 123,4% при прогнозе 106%.

Надежно была обеспечена экономическая безопасность страны. Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2007 года составил 837,9 млн. долларов при утвержденном лимите 2 млрд. долларов. [4 с.24-27]

В 2007 году бюджетно-налоговая политика направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста, упрощение налоговой системы, оптимизацию налоговой нагрузки, обеспечение финансовыми ресурсами приоритетных направлений государственных расходов.

Отменен чрезвычайный налог (ставка 3% от фонда заработной платы) и отчисления в государственный фонд содействия занятости ( ставка 1 % от фонда заработной платы). Отмена чрезвычайного налога и отчислений в государственный фонд содействия занятости уменьшило доходы республиканского бюджета соответственно на 560 и 188 млрд. руб.

Для упрощения исчисления и взимания местных налогов и сборов отменены местные целевые сборы, уплачиваемые по ставке 3% от прибыли, оставшейся в распоряжении организаций после налогообложения, а также установлена единая предельная ставка местных налогов с продаж товаров в розничной торговле и налога на услуги в размере 10% вместо действующих в 2006 г. дифференцированных ставок (на продажу импортных товаров - 15%, других товаров - 5%, на услуги - 10%). Это позволило значительно упростить ведение учета и исчисление этих налогов. Применение упрощенной системы налогообложения заменяет необходимость уплаты совокупности установленных налогов, сборов (пошлин) путем внесения налога по ставке 10% от валовой выручки. При этом действует упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета и статистической отчетности; для индивидуальных предпринимателей, а также организаций-субъектов малого предпринимательства (малые предприятия).

Валовой внутренний продукт в 2006 году составил 109,2%, в 2007 – 108%,

Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю) в 2006 году составил 107 %, в 2007- 108%.

Реальные денежные доходы населения в 2006 году – 115 %, в 2007 – 108%.

Реальная заработная плата в 2006 году – 117,8%, в 2007 -108%.

Розничный товарооборот в 2006 году -117,5%, в 2007- 110%.

Дефицит консолидированного бюджета в 2006 году составил -1% к ВВП, в 2007 году -1,5% к ВВП.

Бюджет 2008 года сформирован в соответствии с целями и задачами Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы и традиционно является социально-ориентированным. Его характеризует более активное участие в реализации экономической политики правительства.

Планируется, что тем роста ВВП в 2008 г. составит 108,5%, индекс-дефлятор ВВП-109%, индекс потребительских цен (в среднем за год) - 106-107%, темп роста реальной заработной платы работников бюджетной сферы- 107-108%, курс белорусского рубля к доллару США в среднем за 2008г. – 2228 руб. и на конец 2008г.-2255 руб. В расчетах использовался номинальный объем ВВП в 2007г.– 95400 млрд. руб. (оценка), прогноз на 2008 г.- 112800 млрд.руб.

При формировании доходной части бюджета реализован ряд мер по упрощению, совершенствованию системы налогообложения, а также снижению уровня налоговой нагрузки.

Отменяются:

Один из «оборотных» налогов (источник формирования дорожного фонда) – налог с пользователей автомобильных дорог (взимаемый по ставке 1% от выручки). При этом в расходах сохраняется формирование государственного целевого бюджетного фонда – дорожного фонда;

Местные сборы с пользователей по трем объектам обложения (за осуществление торговли, строительства объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц и за размещение наружной рекламы на иностранном языке). Потери доходов местных бюджетов составят 42,1 млрд.руб. (0,04% к ВВП);

Отчисления в государственный целевой бюджетный фонд развития строительной науки (в 2007 г.- в размере 0,5% от себестоимости выполненных строительно-монтажных работ и в сумме около 40 млрд. руб).

Будет реализована также система мер по упрощению взимания налогов на добавленную стоимость, на прибыль, экологического и подоходного налогов, госпошлины, арендной платы за землю.

В результате потери доходов бюджета составят 1,3 трлн. руб. Частично они будут компенсированы за счет увеличения налоговой базы и роста налоговых поступлений, которые оцениваются в 300 млрд. руб.

В новых условиях в распоряжении субъектов хозяйствования останутся средства на общую сумму около 1 трлн. руб., которые могут стать источником дополнительных инвестиций в развитие производства.

Снижение налоговой нагрузки в 2008 г. в сравнении с минувшим годом составит 0,9 процентных пункта ВВП.

Доходы консолидированного бюджета (включая средства ФСЗН) определены в сумме 50,2 трлн. Руб., или с ростом на 7,7%.

Основным доходным источником, как прежде, является налог на добавленную стоимость. На его долю приходится около трети доходов бюджета без учета государственных целевых бюджетных фондов.

Значительную долю в доходах бюджета занимают налоги на доходы и прибыль, уплачиваемые организациями, - 13,9% (около 4,7 трлн. руб.), акцизы – 9,7% (3,3 трлн. руб.), а также подоходный налог – 10,2% (3,4 трлн. руб.).

Продолжается рост доли доходов от внешнеэкономической деятельности за счет увеличения поступлений вывозных пошлин на нефтепродукты. Суммы экспортных пошлин на нефтепродукты в 2006г., составляли 345,4 млрд.руб., в 2007 г.- на уровне 4 трлн. Руб., в 2008г. – 4,4 трлн. Руб.

Доходы республиканского бюджета прогнозируются в сумме 38,2 трлн. Руб. (рост на 8%), из них государственных целевых бюджетных фондов – в сумме 4,4 трлн.руб.

В том числе доходы республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки – в сумме 2,3 трлн.руб., или с ростом к текущему году на 16%; инновационных фондов – более 1,5 трлн.руб. (93,2%); фондов охраны природы – 438 млрд.руб. (107,2%); фонда национального развития – 100 млрд. руб.; фонда организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья – 30 млрд. руб., или с ростом на 20%.

Поступления в фонд социальной защиты населения предусматриваются в сумме 12 трлн.руб., или с ростом на 10,1%.

Расходы консолидированного бюджета прогнозируются в общей сумме 52,4 трлн.руб., исходя из запланированных доходов и источников финансирования дефицита бюджета – 2,2 трлн.руб. Это составляет 46,4% к ВВП против 48,6% по 2007 году. Рост против ожидаемого исполнения минувшего года- на 6 трлн.руб., или 13%.

Доля расходов на финансирование отраслей социальной сферы, жилищного строительства, поддержку населения, субсидирование тарифов на оказываемые населению жилищно-коммунальные и транспортные услуги составит в 2008 г. 61% объема консолидированного бюджета (32,4 трлн.руб.).

Бюджетные ассигнования на выплату заработной платы и начисления запланированы в сумме 11,1 трлн.руб. и возрастают на 12%. Это позволит повысить среднемесячную заработную плату работникам бюджетной сферы к концу 2008 г. до размера 770-780 тыс.руб., что эквивалентно 345 долл. США. При этом будет обеспечен прогнозный реальный рост заработной платы в бюджетной сфере на 7-8% к уровню 2007г.

До 4,9 трлн.руб. возрастут расходы консолидированного бюджета на здравоохранение и составят 4,3% ВВП. В абсолютном выражении их рост (без капитальных вложений) составит 16,4%. Расходы сформированы на основе норматива бюджетной обеспеченности на одного жителя. Минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на одного жителя по Республике Беларусь (с учетом средств на ликвидацию катастрофы на АЭС) определен в размере 503 тыс.руб., или с ростом к утвержденному на 2007 г. на 16,2%.

В республиканском бюджете расходы на здравоохранение запланированные в сумме 1026 млрд.руб. (с ростом на 12,3%).

За счет средств республиканского бюджета в 2008 г. будут финансироваться 88 организаций здравоохранения различной ведомственной подчиненности, за счет местных бюджетов – 2182 организации.

Расходы консолидированного бюджета на образование запланированы в сумме более 6,4 трлн.руб., что на 16,7% выше ожидаемых расходов минувшего года.

Предусмотренные средства направляются на содержание более 10 тыс. учреждений образования, из них: 3,1 тыс. дошкольных , 3,8 тыс. учреждений общего среднего образования, 37 высших учебных заведений, 133 средних специальных учреждения, 227 учреждений профессионально-технического образования.

В составе расходов республиканского бюджета на образование предусматривается 155,1 млрд. руб. на реализацию государственных программ, включая:

Президентскую программу «Дети Беларуси» на 2006-2010 годы – в сумме 2,7 млрд. руб.;

Государственную программу возрождения и развития села на 2005-2010 годы – 120,1 млрд. руб.;

Государственную программу развития общего среднего образования на 2007-2016 годы – 18,1 млрд. руб.;

Государственную программу развития среднего специального образования 2006-2010 годы – 5,6 млрд. руб.

Расходы на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации по консолидированному бюджету прогнозируются в сумме 1188,7 млрд. руб. (с ростом на 14,5%), по республиканскому бюджету – 488,2 млрд. руб.

За счет этих средств дальнейшее развитие получит система спорта высших достижений и подготовка спортивного резерва, которая включает содержание 11 училищ олимпийского резерва, 8 школ высшего спортивного мастерства, 14 центров олимпийской подготовки, 10 центров олимпийского резерва, 457 детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва.

В республиканском бюджете предусмотрены целевые средства на подготовку и участие белорусских спортсменов в летних Олимпийских играх 2008 года в Китае.

В части физкультурно-оздоровительной работы с население за счет предусмотренных в бюджете средств будет содержаться более 22 тыс. спортивных сооружений, проведено более 15 тыс. спортивных мероприятий с участием более 1,9 млн. человек. [2]

Расходы на социальную политику (без учета ФСЗН) в консолидированном бюджете определены в сумме 3 трлн. Руб.

В бюджете нашли отражение изменения, связанные с упорядочением социальных льгот для отдельных категорий населения.

В результате отмены льгот и привилегий в соответствии с Законом Республики Беларусь«О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» высвободилось 168 млрд. руб. бюджетных средств (в ценах 2007 года), которые направляются на оказание государственной адресной социальной помощи малообеспеченному населению, реализацию государственных программ в сфере охраны материнства и детства, а также на проведение дополнительных мероприятий по реабилитации территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС.

Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах государственной поддержки населения» увеличивается критерий нуждаемости при оказании государственной адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам. Для ежемесячного пособия – с 60 до 100% бюджета прожиточного минимума для единовременного социального пособия-с 60 до 120%. Местными бюджетами на 2008 г. на указанные цели предусмотрено 37,4 млрд. руб. против 5,9 млрд. руб. в 2007 г.

Предполагается также изменение условий предоставления и размера безналичных жилищных субсидий, которые будут предоставляться дифференцированно, в зависимости от места проживания. Порог совокупного дохода для расчета субсидии будет снижен. Увеличение ассигнований на эти цели в бюджете на 2008 г. составит 6,8 млрд. руб.

По-прежнему одним из важнейших приоритетов социально-экономического развития страны остается жилищное строительство. Для решения этой проблемы из консолидированного бюджета в 2008 г. выделяется около 1122 млрд. руб., или на 19% больше по сравнению с 2007г.

С участием бюджета будет построено более 1,58 млн.кв.м. жилья в сельских населенных пунктах и малых городских поселениях, включая 114,4 тыс.кв.м в агрогородках, жилье для отселения граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах, жилые помещения социального пользования.

Расходы фонда социальной защиты населения определены в сумме 12 трлн.руб. В расходах фонда в 2008 г. новым является то, что за счет его средств предусматривается направить 117,6 млрд. руб. на финансирование мероприятий по обеспечению занятости.

На финансирование Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2006-2010 годы направляется 625,3 млрд. руб.(с учетом капитальных вложений), или больше, чем в текущем году, на 16,1 млрд.руб.

Расходы консолидированного бюджета на национальную экономику предлагается в сумме 12,3 трлн.руб., или с ростом на 21,2%.

В Государственной программе возрождения и развития села на 2005-2010 годы на финансирование агропромышленного комплекса из бюджета в 2008 г. предусмотрено 2,8 трлн.руб., а в бюджете – почти 4 трлн. Руб. При этом в республиканском фонде поддержки сельхозпроизводителей, формируемом за счет сбора в размере двух процентов выручки от реализации продукции, аккумулируются средства в общей сумме около 2,3 трлн. руб.

Впервые в республиканском бюджете предусматриваются средства на сдерживание тарифов на оплату электрической и тепловой энергии.

В связи с изменением условий поставки нефти в Республику Беларусь, начиная с 2007 г. в республиканском бюджете предусматриваются субсидии нефтеперерабатывающим организациям. В 2008 г. на эти цели предусматривается 3,7 трлн.руб., или с ростом к 2007 г.- 1,4 трлн.руб.

На национальную оборону предлагается направить 1,3 трлн. руб.(рост на 4,3%), на правоохранительную деятельность – 2,2 трлн. руб. (рост на 9,9%).

Расходы на международную деятельность предусмотрены в сумме 282,9 млрд.руб., или с ростом на 11,8% к ожидаемому исполнению 2007 г.

На открытие и содержание дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь за рубежом в 2008 г предусматривается 104,9 млрд.руб., или с ростом на 19,7%.

Отчисления в бюджет Союзного государства составляет 122,3 млрд.руб. исходя из размера долевых отчислений Республики Беларусь.

В расходах на финансирование аппаратов уставных органов межгосударственной интеграции предусмотрены средства на уплату долевых отчислений в бюджеты интеграционных органов в размере 11,9 млрд.руб.

Дефицит республиканского бюджета в 2008 г. прогнозируется в сумме 2,2 трлн. руб., или 1,9% к ВВП. Такой уровень дефицита бюджета обусловлен реализацией активной политики государства по поддержке и развитию реального сектора экономики. Речь идет не о проедании, а о вливании дополнительных ресурсов в экономику для ее развития.

С 2008 года отменен налог с пользователей автомобильных дорог, взимаемого по ставке 1% с выручки от реализации товаров (работ, услуг). При этом ставка НДС осталась неизменной, на уровне 18%, хотя ранее планировалось не поднять.

Отменен также ряд местных сборов. Так, в 2008 году не будут взиматься местные сборы за осуществление торговли и строительства объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц, за размещение наружной рекламы и зарегистрированных товарных знаков (знаков обслуживания) на иностранных языках.

С 01.01.2008 г. НДС облагаются все виды имущественных прав, а не только имущественные права на объекты интеллектуальной собственности.

С 2008 г. налогом облагается валовая прибыль.

Основным новшеством по подоходному налогу является снижение с 20% до 15% ставки налога по доходам, полученным по месту основной работы.[2]

Рекомендации по совершенствованию бюджетно-налоговой политики:

Практика поддержки за счет бюджета предприятий, нередко осуществляющих производство низкоэффективной, неконкурентоспособной продукции и услуг, должна трансформироваться в оказание всемерной помощи предприятиям – экспортёрам продукции при условии обеспечения ими своевременного возврата используемых средств.

Необходимо добиваться сокращения объёмов льготного кредитования субъектов хозяйствования за счёт средств бюджета. Для этого необходимо разработать экономический механизм мобилизации собственных средств заёмщиков на указанные цели. При этом целесообразно установить в законодательном порядке, предоставляемым банками субъектам хозяйствования на льготных условиях, не выдаются.

Таким образом, политика государственных расходов, с одной стороны, не должна быть расточительной и на деле ориентировать бюджетную политику на умеренно жесткие показатели, притом что, с другой стороны, эти расходы должны принимать форму инвестиций, когда можно будет добиваться больших результатов за счет мультипликационного эффекта.

Дальнейшее развитие должна получить инфраструктура фондового рынка, главным образом за счет активизации работы таких финансовых институтов, как центральный депозитарий и фондовая биржа. Одновременно требуется принятие системы мер по повышению их привлекательности для первичных инвесторов и поддержанию ликвидности государственных ценных бумаг на вторичном рынке. С целью активизации первичного и вторичного рынков государственных ценных бумаг необходимы следующие меры:

в случае ухудшения ликвидности банковской системы (особенно в периоды перечисления налоговых платежей) – поддержание Национальным банком ликвидности рынка государственных ценных бумаг за счет расширения операций на открытом рынке и предоставления ломбардных кредитов;

возврат к практике предоставления льгот по обязательному резервированию для банков – держателей государственных ценных бумаг;

совершенствование системы торгов на межбанковской валютной бирже;

расширение числа инвесторов через организацию Национальным банком региональных торговых площадок на базе Национального банка, а также путем подготовки Министерством финансов условий выпуска государственного облигационного сберегательного займа для физических лиц;

создание условий для расширения доступа нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг.

Критерий дефицита бюджета по сути выполняет роль регулятора с отрицательной обратной связью, а потому должен играть ведущую роль в иерархии индикаторов экономической безопасности страны.

Подводя итог можно также отметить, что существенное значение имеют активная позиция и координация деятельности центрального аппарата и местных органов власти. [2, с.10-11]

Бюджетно-налоговая политика должна быть направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа.

Одним из приоритетных направлений налоговой реформы должно быть упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику. Этот процесс должен сопровождаться мерами по существенному расширению базы налогообложения и увеличению фактической собираемости налогов и будет включать следующие мероприятия по реформированию налоговых платежей:

- завершение работы по отмене всех оборотных налогов и сборов, взимаемых с выручки от реализации товаров и услуг на республиканском и местных уровнях;

- снижение нагрузки на фонд заработной платы путем отказа от практики взимания чрезвычайного налога, оптимизации ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в ФСЗН Министерства труда и социальной защиты РБ и отчислений в фонд содействия занятости.

-снижение и унификация таможенных пошлин.

При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика должна быть направлена на оптимизацию государственных обязательств, повышения эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования. Упорядочению государственной поддержки реального сектора экономики будут способствовать сокращение объема субсидий и льгот, ликвидация перекрестного субсидирования в сфере жилищно-коммунальных услуг на основе пересмотра тарифов и рационализации ценообразование, оптимизация бюджетных субсидий на оказание транспортных услуг населению, принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок.[10, с.7]


Заключение


Анализ экономической литературы и периодической печати, выполненный в ходе работы, позволил нам сделать нижеследующие выводы.

1) Дискреционная и недискреционная фискальная политика проводятся в комплексе, в зависимости от текущей динамики ВВП. Дискреционная политика даёт эффект в краткосрочном периоде.

2)Согласно кейнсианской концепции фискальной политики дефицит государственного бюджета, как правило, увеличивается в период экономического спада и сокращается в периоды оживления и подъёма экономики. При этом не всегда обеспечивается стабилизация экономики и рост ВВП.

3)Особенностями бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь является:

- высокий уровень дотаций для экономики по сравнению с развитыми странами;

- преимущественное проведение дискреционной стимулирующей фискальной политики, направленной на поддержание стратегически важных производств и недопущение массовой безработицы;

- после 2001 года, когда темпы инфляции сократились, фискальная политика приобрела направление стимулирующей инвестиционной политики;

- снижение общего уровня централизации в бюджете финансовых ресурсов для дальнейшей стабилизации экономических процессов и экономического роста.


Литература


1. Бартенев С.А. История экономических учений: Учебник/ С.А.Бартенев: - М.- Экономист –2004 – 45с.

2. Закон о бюджете РБ на 2008 год. // Консультант плюс (электронная база данных).

3. Корбут Н.П. Об итогах исполнения бюджета за 2005 год и задачах на 2006 год // Финансы. Учет. Аудит.- 2006. - №2. с.3-4

4. Корбут Н.П. Финансы Беларуси: оснований для пессимизма нет.// Экономика Беларуси.- 2007- №1, стр.24-27

5. Лейонхуфвуд А. Макроэкономическая теория в 20-м столетии: основные вехи развития./ Вопросы Экономики –2006- №11. стр.26-45

6. Лемешевский И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3). Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. - МН.: ООО “ФУАинформ” 2004-576с.

7. Макроэкономика : учеб. пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / Т.С. Алексеенко [и др.]; Л.П.Зеньковой.- Минск: ИВЦ Минфина, 2007. -38с.

8. Макроэкономика: учеб. пособие/И.В.Новикова,А.П.Морова,А.О.Тихонов и др.; по ред. И.В.Новиковой и Ю.М.Ясинского.-Мн.:акад.упр.при Президенте Республики Беларусь, 2006 -33 с.

9. Околова С., Борисова В. Социально-экономические аспекты бюджетной политики. // Финансы. Учет. Аудит.- 2006. - №2. с 15

10. Полоник С.С. Проблемы и перспективы социально-экономического развития Республики Беларусь/ С.С. Полоник, Я.М. Александрович, А.В. Богданович.// Белорусский экономический журнал.-2006- №1. стр.7

11. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 4 ноября 2006 г. №1475. Об утверждении основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы.// Консультант плюс (электронная база данных).

12. Учебник им. М.В.Ломоносова. М.А. Миклашевская, Холопов. Международная экономика. 1998. Москва. cтр.252-254

13. Экономическая теория. Учебное пособие М.И.Плотницкий, М.К.Радько, Г.А.Шмарловская. Минск. Современная школа, 2006 г. 392 с., стр. 285-293.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.