p> После согласования всех бюджетных расчетов с ведомствами и субъектами
Федерации бюджетный департамент Министерства финансов РФ составляет
окончательный проект федерального бюджета, который представляется в
Правительство Российской Федерации. Проекты территориальных бюджетов составляются финансовыми органами
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Для составления проектов бюджетов территориальные финансовые органы
имеют право на получение информации не только от территориальных органов
исполнительной власти, но и от вышестоящих финансовых органов.
Финансовые органы субъектов Российской Федерации получают из Министерства
финансов РФ следующие материалы: . предполагаемые изменения налогообложения; . расходы, передаваемые в бюджеты субъектов РФ, и объемы передаваемых соответствующих средств; . порядок формирования Фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределение его средств; . субвенции и дотации, предполагаемые к передаче субъектам РФ.
Финансовые органы муниципальных образований получают от финансовых органов
субъектов Российской Федерации следующие материалы: . предполагаемые изменения отчислений по закрепленным за местными бюджетами доходам; . порядок формирования регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и распределение его средств; . субвенции и дотации, предполагаемые к передаче местным бюджетам. Порядок организации и проведения работ по составлению проекта территориального бюджета аналогичен работам, проводимым в Министерстве финансов РФ. В ходе работы по составлению проекта бюджета в случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов территориальных бюджетов территориальный исполнительный орган власти представляет в вышестоящий исполнительный орган власти необходимые расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, перечня доходов и расходов, подлежащих передаче из вышестоящего бюджета, а также данные об изменении состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию. Исполнительный орган субъекта Федерации и муниципального образования может
вносить в вышестоящий исполнительный орган власти предложения по изменению
и уточнению проектируемых вышестоящим органом власти бюджетных нормативов и
показателей. Разногласия по этим вопросам рассматриваются вначале в
вышестоящем исполнительном органе власти. Результаты рассмотрения
разногласий отражаются в составляемом протоколе, в котором содержатся
обоснование предложений и обоснование отказа. В случае необходимости
решения этих вопросов на паритетных началах создается согласительная
комиссия, решение которой доводится до сведения нижестоящих и вышестоящих
органов власти. Окончательное решение принимается вышестоящим
представительным органом власти. Кроме составления проекта бюджета на планируемый год, исполнительные
органы власти субъектов Федерации и муниципальных образований в целях
составления консолидированного бюджета Российской Федерации, обеспечения
единой финансово-бюджетной политики государства должны подготовить и
представить в вышестоящий орган исполнительной власти следующие документы и
материалы: . прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и муниципального образования на очередной год; . основные направления бюджетной и налоговой политики субъекта Российской Федерации и муниципального образования на очередной год; . прогноз сводного финансового баланса по территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования на очередной год; . прогноз консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на очередной год; . адресную инвестиционную программу на очередной год; . программу приватизации государственных предприятий на очередной год. Дополнительно к этим материалам исполнительные органы субъектов
Российской Федерации подготавливают: . структуру внутреннего долга субъекта Российской Федерации и программу внутренних заимствований, предусмотренных на планируемый год для финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации; . программу предоставления гарантий исполнительного органа субъекта Российской Федерации на планируемый год; . оценку ожидаемого исполнения бюджета субъекта Российской Федерации за текущий год. КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ. Консолидированный бюджет — объединенный бюджет территориальных единиц,
регионов, образующих единую административно - территориальную совокупность
(автономию, республику, государство). В отличие от государственного бюджета
консолидированный бюджет не утверждается ни на законодательном, ни на каком
то другом уровне, а выступает в качестве обычного свода статистических
показателей.
При установлении проектов нормативов отчислений от федеральных налогов в
бюджеты субъектов Федерации и сумм дотаций в эти бюджеты за основу берется
отнюдь не каждый территориальный бюджет, а консолидированный бюджет
национально - государственного и административно - территориального
образования. В первые шесть месяцев 1997 г. дефицит консолидированного бюджета был
равен 4,9 % ВВП. Доходная и расходная части консолидированного бюджета
составили соответственно 20,9 % и 25,8 % ВВП. Примерно четверть всех
доходов консолидированного бюджета составили в 1997 г. поступления от НДС.
Вторым крупнейшим источником пополнения консолидированного бюджета остается
налог на прибыль. Крупнейшими расходными статьями консолидированного бюджета продолжают
оставаться национальная экономика, образование и национальная оборона.
Наибольшие расходы по статье «Национальная экономика» приходятся на жилищно-
коммунальное хозяйство, которые в первой половине 1997 г. составили 3,7 %
ВВП Дня консолидированного бюджета недоимка по НДС составляет 45,7 %, по
акцизам - 7,1%, по налогу на прибыль - 17,7%. 4. РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА Получив от финансовых органов проекты соответствующих бюджетов, органы
исполнительной власти рассматривают и при необходимости вносят поправки и
дополнения. Правительство Российской Федерации до 15 августа года,
предшествующего планируемому, рассматривает прогноз социально-
экономического развития России, проекты федерального бюджета и бюджетов
государственных целевых фондов, проекты сводного финансового баланса и
материалы, характеризующие финансово-бюджетную политику на планируемый год. 1. После изучения этих документов и работы с ними Правительство вносит
на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации проект федерального закона о федеральном бюджете на планируемый
год. Вместе с этим документом в Государственную Думу направляются: . предварительные итоги социально-экономического развития Российской Федерации за истекший период текущего года; . прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на планируемый год; . основные направления бюджетной и налоговой политики на планируемый год; . прогноз сводного финансового баланса по территории Российской Федерации на планируемый год; . прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации на планируемый год; . основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета субъектов Российской федерации в планируемом году; . порядок индексации заработной платы работников бюджетной сферы на планируемый год; . федеральные целевые программы и федеральные программы по развитию регионов, предусмотренные к финансированию из федерального бюджета на планируемый год; . федеральная адресная инвестиционная программа на планируемый год; . расчеты по статьям классификации доходов федерального бюджета, разделам и подразделам функциональной классификации расходов и дефициту федерального бюджета на планируемый год; . международные договора Российской Федерации, вступившие в силу для Российской Федерации и содержащие ее финансовые обязательства на планируемый год, включая нератифицированные международные договоры Российской Федерации о государственных внешних заимствованиях и государственных кредитах; . программа государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставления государственных кредитов Российской Федерацией иностранным государствам на планируемый год, структура внешнего долга Российской Федерации по видам задолженности и с разбивкой по отдельным государствам в планируемом году; . структура государственного внутреннего долга Российской Федерации и программа внутренних заимствований, предусмотренных на планируемый год для финансирования дефицита федерального бюджета; . программа предоставления гарантий Правительства Российской Федерации на планируемый год и отчет о предоставлении гарантий за истекший период текущего года; . программа развития государственных казенных предприятий и государственных унитарных предприятий. Вместе с проектом федерального закона о федеральном бюджете на
планируемый год Правительство Российской Федерации вносит в Государственную
Думу проекты федеральных законов о бюджетах государственных федеральных
внебюджетных фондов, о повышении минимального размера пенсии, о порядке
индексации и перерасчета государственных пенсий, о повышении минимального
размера оплаты труда, о приостановке или отмене федеральных законов,
реализация которых требует осуществления расходов, но не предусмотрена в
федеральном бюджете на планируемый год. Если требуется внесение изменений и
дополнений в законодательные акты Российской Федерации о налогах, а также о
тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на
планируемый год, то Правительство Российской Федерации одновременно с
проектом федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год
вносит проекты соответствующих федеральных законов. Кроме того, до 1 октября года, предшествующего планируемому,
Правительство РФ представляет в Государственную Думу: 1) оценку ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий год и
консолидированного бюджета Российской Федерации за отчетный год; 2) программу предоставления средств федерального бюджета на
планируемый год на возвратной основе по каждому виду расходов и отчет о
предоставлении средств на возвратной основе за отчетный год и истекший
период текущего года; 3) поквартальное распределение доходов и расходов федерального бюджета
на планируемый год. Центральный банк Российской Федерации до 1 октября текущего года
представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой
государственной денежно-кредитной политики на планируемый год,
предварительно согласованный с Президентом РФ и Правительством РФ. 2. Получив указанные выше документы и материалы, Совет Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации или в период парламентский
каникул Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации направляет его в Комитет Государственной Думы по бюджету,
налогам, банкам и финансам. Совет Государственной Думы утверждает также комитеты, ответственные за
рассмотрение отдельных разделов и подразделов федерального бюджета. По
каждому разделу расходов федерального бюджета назначается не менее двух
ответственных комитетов, одним из которых является Комитет по бюджету. Рассмотрение в комитетах Государственной Думы поступивших материалов
по проекту бюджета проводится депутатами совместно с приглашаемыми для этой
работы экономистами, учеными, представителями министерств, ведомств,
территориальных органов исполнительной власти, которые готовят заключения
по разделам проекта бюджета, вносят предложения по доходам и расходам. Совет Государственной Думы или в период парламентских каникул
Председатель Государственной Думы на основании заключения Комитета по
бюджету принимает решение о том, что проект федерального закона о
федеральном бюджете на планируемый год принимается к рассмотрению
Государственной Думой либо подлежит возвращению в Правительство Российской
федерации на доработку. Проект федерального закона о федеральном бюджете на
планируемый год может быть возвращен на доработку в Правительство
Российской Федерации, если состав представленных материалов не
соответствует требованиям законодательных документов о бюджете. В случае
необходимости доработанный законопроект со всеми необходимыми документами и
материалами представляется в Государственную Думу Правительством Российской
Федерации в десятидневный срок и вновь рассматривается Советом
Государственной Думы. 3. Затем проект федерального закона о федеральном бюджете в течение
трех дней направляется Советом Государственной Думы Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,
комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной
инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату
Российской Федерации на заключение. 4. После рассмотрения проекта бюджета в комитетах он с замечаниями и
предложениями депутатов выносится на обсуждение Государственной Думы,
которая может обсуждать его в четырех чтениях. 1) При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете
на планируемый год в первом чтении Государственная Дума рассматривает
концепцию и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации,
основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы
взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской
Федерации, программу государственных внешних заимствований Российской
Федерации и предоставления государственных кредитов Российской Федерации
иностранным государствам на планируемый год в части источников внешнего
финансирования покрытия дефицита федерального бюджета. Рассматриваются
также основные показатели федерального бюджета, в том числе: доходы
федерального бюджета в разрезе групп, подгрупп и статей классификации
доходов бюджетов Российской Федерации; распределение доходов от федеральных
налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов
Российской Федерации; размеры несбалансированности (дефицит) федерального
бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета
на очередной финансовый год и источники покрытия дефицита; общий объем расходов федерального бюджета в целом. В течение 15 дней со дня внесения проекта федерального закона о
федеральном бюджете на планируемый год комитеты Государственной Думы
готовят и направляют в Комитет по бюджету заключения по проекту
федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год с
предложениями о принятии или об отклонении представленного законопроекта, а
также предложения и рекомендации по вопросам, рассматриваемым в первом
чтении. На основании заключений комитетов Государственной Думы по основным
характеристикам федерального бюджета Комитет по бюджету готовит свое
заключение по проекту федерального закона о федеральном бюджете на
планируемый год, а также проект постановления Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации «О принятии проекта федерального
закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении» и
представляет их на рассмотрение на пленарном заседании Государственной
Думы. На пленарном заседании Государственная Дума заслушивает доклад
Правительства Российской Федерации и содоклады Комитета Государственной
Думы по экономической политике и Комитета по бюджету и принимает решение о
принятии или об отклонении указанного законопроекта. В случае принятия
Государственной Думой законопроекта в первом чтении утверждаются основные
показатели федерального бюджета. В случае отклонения проекта федерального закона о федеральном бюджете
в первом чтении Государственная Дума может:
Страницы: 1, 2, 3, 4
|