Бюджетный дефицит и государственный долг. Особенности в Республике Беларусь
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической теории
Реферат
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Бюджетный дефицит и
государственный долг. Особенности в Республике Беларусь
Студента
А.А.
Наливайко
Руководитель
Э.И.
Лобкович
МИНСК 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие бюджетного
дефицита, его виды и регулирование
1.1
Понятие
бюджетного дефицита и причины его возникновения
1.2
Классификация
бюджетного дефицита
1.3
Источники
финансирования бюджетного дефицита
2. Понятие
государственного долга и его роль в экономике
2.1 Содержание, виды и способы
стабилизации государственного долга. Показатели государственного долга
2.2 Способы сокращения государственного
долга
3. Особенности бюджетного
дефицита и государственного долга в Республике Беларусь
3.1 Динамика бюджетного дефицита в
Республике Беларусь
3.2 Государственный долг Республики
Беларусь
Заключение
Список использованной
литературЫ
ВВЕДЕНИЕ
Определяющую роль в
формировании и развитии любого современного общества играет государственное
регулирование, обязательной составной частью которого является финансовая
система. Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет.
Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и
воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств,
обеспечивая возможность выполнения своих функций. Однако данная система
зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетного дефицита и,
как следствие, государственного долга. Состояние общегосударственных финансов
является одним из важнейших экономических показателей любой страны.
Бюджетный дефицит в
настоящее время является объективным явлением: он характерен для большинства
развитых стран мира. Существуют различные мнения по поводу того, какое влияния
оказывает бюджетный дефицит на экономическое развитие страны.
Тема является
актуальной, так как с проблемой дефицита бюджета сталкиваются в настоящее время
большинство стран мира, в том числе и Республика Беларусь. Кроме того, дефицит
бюджета является индикатором состояния экономики, а в условиях сложившейся
экономической ситуации особенно важно поддерживать стабильность национальной
экономики.
При
написании работы использовались Бюджетный кодекс Республики Беларусь,
соответствующие нормативно-правовые акты законодательства Республики Беларусь,
различные учебные пособия, инструктивно-методический материал, статьи
периодической печати, а также электронные ресурсы.
1.
Понятие бюджетного дефицита, его виды и регулирование
1.1
Понятие бюджетного дефицита и причины его
возникновения
Бюджетный дефицит – это
превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда. Являясь
финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от
государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не
покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек
производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета.[3, с.250]
Абсолютный размер
бюджетного дефицита не является существенным макроэкономическим показателем.
Наиболее рационально использовать следующие показатели бюджетного дефицита:
·
Удельный
вес дефицита государственного бюджета в ВВП
·
Удельный
вес дефицита государственного бюджета в объёме расходной части бюджета
Бюджетный дефицит
рассчитывают по формуле:
BD=G-T,
где G
– все государственные расходы; T
– доходы бюджета.
Доходы бюджета – это
денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в
соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти.
Доходы бюджета делятся на следующие основные группы:
·
Налоговые
доходы
·
Взносы
на государственное социальное страхование
·
Неналоговые
доходы
·
Безвозмездные
поступления
Выделяют следующие
возможные причины бюджетного дефицита:
Ø
Циклические
спады в экономике.
Ø
Рост
государственных расходов
Ø
Ограниченность
финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы
(сознательное сокращение налогов в целях стимулирования деятельности субъектов
хозяйствования или из-за низкой собираемости доходов) [3, с. 251]
Ø
Превышение
сбережений над инвестициями. [5, с. 429]
Ø
Чрезвычайные
обстоятельства (войны, стихийные бедствия и др.
1.2 Классификация
бюджетного дефицита
В мировой практике выделяют
следующие виды бюджетного дефицита:
ü
Циклический
ü
Структурный
Циклический бюджетный дефицит является результатом действия встроенных стабилизаторов
экономики. Встроенный (автоматический) стабилизатор – экономический механизм,
позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и
выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве
таких стабилизаторов в странах с рыночной экономикой обычно выступают
прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов и
система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного
налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для
переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики
сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов
макроэкономического управления.
Структурный дефицит государственного бюджета – разность между расходами и
доходами бюджета в условиях полной занятости при существующей системе
налогообложения. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между
фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценки
структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где
размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими
колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.
Также выделяют операционный, пер
Операционный дефицит – общий дефицит государственного бюджета за вычетом
инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
Обслуживание задолженности (т. е. выплата процентов по ней и постепенное
погашение основной суммы долга – его амортизация) является важной статьёй
государственных расходов.
Первичный дефицит государственного бюджета – это разность между величиной
общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита
является фактором увеличения долгового бремени.
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит – это существующий наряду с официальным,
скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной
(квазибюджетной) деятельностью государства.
Примерами квазифискальных операций
являются:
1) финансирование государственными
предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими
заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем
накопления взаимной задолженности;
2) накопление в коммерческих банках
большого портфеля недействующих ссуд - просроченных долговых обязательств
госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д. Эти кредиты,
в конце концов, выплачиваются за счет льготных кредитов центрального банка;
3) финансирование центральным банком
убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и
льготных кредитов правительству; кредиты рефинансирования коммерческим банкам
на обслуживание «плохих долгов», а также рефинансирование центральным банком
сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по
льготным ставкам и т.д. [2, с. 429 - 433]
Существуют несколько
концепций бюджетного дефицита. Первая концепция основывается на том, что бюджет
должен быть ежегодно сбалансирован.
Вторая концепция
базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического
цикла, а не за каждый год. он был сбалансирован в ходе экономического цикла.[2,
с. 216].
Третья
концепция связана с идеей функциональных финансов. В соответствии с этим вопрос
о сбалансированности бюджета - на ежегодной или на циклической основе -
второстепенный. Первоначальной целью государственных финансов является
обеспечение неинфляционной полной занятости, то есть сбалансирование экономики,
а не бюджета.[2, 217]. В соответствии с данной концепцией проблемы, связанные с
государственными дефицитами или излишками, малозначимы в сравнении с высшей
степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой
инфляции.
Для
устранения отрицательных последствий бюджетного дисбаланса необходимо
разработать государственную Программу сокращения бюджетного дефицита. В
условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим дефицит, если его
величина не превышает 2-3 % к валовому национальному продукту. Наличие
дефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует принятия
экстренных мер по его сокращению и стабилизации.
Сокращение
бюджетного дефицита должно осуществляться по специально разработанной программе.
Она должна предусматривать следующие меры:
1)
повышение
эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту
финансовых ресурсов - основного источника увеличения доходов бюджета;
2)
дальнейшее
развитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ;
разгосударствление и приватизация собственности;
3)
расширение
круга плательщиков должно осуществляться одновременно с улучшением налогового
законодательства;
4)
развитие
территориально-регионального хозрасчета.
5)
возможность
сокращения некоторых расходов государства, в частности, на военные расходы,
управление и т.п.;
6)
корректировка
трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям
реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей;
7)
реформирование
бюджетного процесса в целом. [1, с. 262]
Возможно
и другое решение - составление бюджета в двух вариантах в виде:
·
текущего
бюджета;
·
бюджета
развития.
Текущий
бюджет составляется по принципу баланса, т.е. с нулевым сальдо, а расходы сверх
предполагаемых доходов найдут отражение в бюджете развития, который будет иметь
отрицательное сальдо. В том и другом вариантах достигается цель: узаконить
целевой характер бюджетного дефицита, обеспечить возможность контроля над движением
привлекаемых ресурсов, их использованием и эффективностью.
1.3 Источники
финансирования бюджетного дефицита
Для финансирования
расходов, превышающих реальные доходы, необходимо изыскивать дополнительные
финансовые ресурсы. В связи с этим встаёт вопрос об источниках покрытия бюджетного
дефицита. Они разделяются на внешние и внутренние. Последние могут быть инфляционными
и неинфляционными. [3, с. 259]
К внутренним
неинфляционным источникам покрытия бюджетного дефицита относятся:
1)
Повышение
налоговых ставок;
2)
Долговое
финансирование (внутреннее);
3)
Кредиты
национального банка
4)
Отсрочка
платежей правительства
5)
Операции
с принадлежащим государству имуществом (приватизация государственной
собственности)
6)
Изменение
остатков средств бюджета
7)
Секвестирование
бюджета
Секвестирование-пропорциональное
снижение расходов (на 5 или 10,15% и т.д.) ежемесячно практически по всем статьям
бюджета до конца текущего финансового года. Секвестированию не подлежат защищенные
статьи, состав которых определяется высшими органами власти.
Внутренние инфляционные
Обычно правительства прибегают к монетизации дефицита в развивающихся странах и
странах с переходной экономикой в тех случаях, когда из-за значительного
внешнего долга исключается финансирование из иностранных источников, а
возможности внутреннего долгового финансирования практически исчерпаны.
При монетизации
бюджетного дефицита, когда уровень инфляции в стране возрастает, может
возникнуть «эффект Танзи» - сознательная отсрочка уплаты налогов налогоплательщиками,
что характерно для стран с переходной экономикой. В результате происходит
обесценение денег, а следовательно, будущих государственных доходов, что
экономически выгодно для налогоплательщика, но ведёт к возрастанию бюджетного
дефицита. [2, с. 105]
К внешним источникам
финансирования бюджетного дефицита относятся:
1)
Кредиты
международных финансовых организаций
2)
Кредиты
правительств иностранных государств
3)
Долговое
финансирование (внешнее) – продажа государственных ценных бумаг правительствам,
субъектам хозяйствования, населению других стран. Такой способ финансирования
возможен в том случае, если уровень внутренних процентных ставок выше
среднемирового. Установление таких ставок может быть результатом сознательных
действий центрального банка страны.
Страницы: 1, 2
|