рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Бюджетный дефицит и профицит


2.3 Политика снижения дефицита бюджета в США


Характерной чертой современного этапа является рост размеров бюджетных дефицитов. Суммарный дефицит бюджета США за 2010-2019 годы при сохранении нынешней динамики составит 9 трлн долларов. Такой вывод содержится в обнародованном накануне прогнозе административно-бюджетного управления (АБУ) Белого дома [23].

Дефицит федерального бюджета США за половину финансового года, начавшегося 1 октября 2008 года, года превысил 311 миллиардов долларов, увеличившись на 20,5 процента по сравнению с тем же периодом годом ранее. Никогда в США дефицит бюджета не был таким большим – прежний рекорд был установлен в 2006 году, когда за шесть месяцев расходы превысили доходы на 302 миллиарда долларов.

Доходы США за первую половину фискального года составили 1,146 триллиона долларов, что на 2,2 процента больше, чем годом ранее. Расходы выросли на 5,7 процента до 1,457 триллиона.

Согласно докладу АБУ, общие расходы правительства в 2009 году составят 3,653 трлн долларов, а поступившие в бюджет доходы – 2,074 трлн. Таким образом, бюджетный дефицит достигнет в этом финансовом году, который закончился 30 сентября, рекордной суммы в 1,58 млрд долларов. Этот показатель превышает прошлогодний более чем в 3 раза.

Еще в мае экономисты предсказывали, что из-за принимаемых администрацией Барака Обамы мер по выводу страны из экономического кризиса и финансирования продолжающихся кампаний в Афганистане и Ираке дефицит превысит 1,8 трлн долларов. Тем не менее последние оценки АБУ на 262 млрд меньше. Частично это объясняется тем, что федеральное правительство предоставило в рамках программы оказания помощи национальным банкам меньшие суммы, чем предполагалось.

Оценки Белого дома в целом совпадают с обнародованным прогнозом бюджетного управления конгресса США. Этот независимый орган повторяет слова вашингтонской администрации, заявляя, что дефицит американского бюджета в 2009 году составит 1,587 трлн долларов, а в 2010-м – 1,381 трлн, то есть 11,2 и 9,6% ВВП соответственно. Тем не менее, эксперты конгресса более оптимистичны в отношении долгосрочной перспективы. По их оценкам, общий дефицит в 2010-2019 годах составит немногим более 7 трлн долларов [23].

Огромные бюджетные дефициты США вызывают очень тяжелые последствия, имеющие международный характер. Высокий ссудный процент ведет к значительному оттоку капиталов из Западной Европы и других стран в США, усиливает их экономические и социальные трудности.

В свою очередь интенсивный приток иностранного капитала в США, в основе которого лежит бюджетный дефицит, наряду с рядом положительных факторов обернулся для них превращением из страны-кредитора в крупного мирового должника.

Основными методами покрытия бюджетных дефицитов служат выпуск государственных займов и эмиссия кредитных денег. Однако оба эти источника дают в конечном счете отрицательный эффект. Выпуск государственных займов наряду с ростом государственного долга влечет за собой сокращение совокупного потребительского спроса со стороны лиц-покупателей займов, отвлечение крупных средств от их производительного использования. Что касается эмиссии кредитных денег в целях покрытия бюджетного дефицита, то она еще больше усиливает присущую современному капитализму инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в сфере экономики и социальных отношений.

Эксперты бюджетного управления США указывают, что триллионные дефициты прекратятся уже к 2011 году – к этому времени ожидается подъем экономики. Тем не менее, траты государства на протяжении ближайших десяти лет будут расти, достигнув к 2019 году почти 5 трлн долларов.

Цифра проектного дефицита возобновила подозрения, что правительство США вынуждено будет продавать рекордное количество долговых обязательств. Финансирование дефицита бюджета за счет казначейских обязательств – единственный путь, повышение затрат означает, что рынку придется стать источником денег.

В конце февраля 2009 г. Б. Обама публично пообещал к 2013 г. наполовину сократить огромный дефицит федерального бюджета США, унаследованный от прежней администрации. Глава Белого дома также объявил, что поручил вице-президенту Джо Байдену контроль за исполнением пакета экономических стимулов на 787 млрд долл. За прозрачность расходования средств в рамках экономического плана будет отвечать Эрл Девани, в прошлом работавший в Секретной службе США [23].

По данным источников в администрации Б. Обамы, президент надеется выполнить свое обещание по сокращению бюджетного дефицита за счет повышения налогов для богатых американцев, а также урезания государственных расходов на пребывание американских войск в Ираке.

Президент США Барак Обама заявил, что для снижения дефицита американского бюджета, возможно, потребуется создание специальной комиссии, которая будет оценивать варианты структурных реформ с точки зрения их влияния на бюджетный дефицит. Президент США также заявил, что он не подпишет даже нейтральный для дефицита бюджета закон о здравоохранении – Обама настаивает, чтобы новый законопроект предусматривал снижение расходов на медицинские выплаты [20].

Итак, с учетом исследования политики снижения дефицита бюджета в США в России можно предложить следующее: осуществлять строгий контроль за прозрачностью расходования бюджетных средств; повысить налоги для состоятельных россиян; создать специальную комиссию, которая будет оценивать варианты структурных реформ с точки зрения их влияния на бюджетный дефицит.

Заключение


Бюджетная политика государства регулирует финансовые потоки между секторами национальной экономики, формирует государственные фонды денежных ресурсов и обеспечивает решения социально-экономических задач по предоставлению коллективных и индивидуальных благ в виде товаров и услуг за счет ресурсов бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов. Регулирующим и контролирующим инструментом ее является бюджетный дефицит (профицит). Это сложная финансово-экономическая категория, в которой отражаются и проявляются пропорции бюджетной системы, взаимосвязи между потоками доходов государства (прежде всего налоговыми поступлениями) и потребностями в государственном финансировании, обеспечивающем эффективную реализацию всех функций государства (регулирующую и управленческую, оборонную, социальную, инвестиционную, внешнеэкономическую). Основными причинами дефицита бюджетов являются войны и спады, стагнация и периоды депрессии производства; неоправданный рост расходов и их неэффективность.

В случае возникновения профицита бюджета, принимаются меры по его сокращению путем: сокращения привлечения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности; для федерального бюджета – путем сокращения привлечения доходов от реализации государственных запасов и резервов; направления бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств; увеличения расходов бюджета; сокращения налоговых доходов бюджета. Финансирование дефицита бюджетов осуществляется за счет государственных и муниципальных займов и за счет эмиссии новых денег; за счет внешнего заимствования и заимствования внутри страны.

Различают два типа бюджетно-налоговой политики, в которой формируется тот или иной подход к бюджетному дефициту: стимулирующая бюджетно-налоговая и сдерживающая бюджетно-налоговая (фискальная рестрикция). Государство законодательно воздействует на параметры, определяющие и регулирующие размеры бюджетного дефицита. Один из главных принципов бюджетной системы РФ – сбалансированность бюджетов. Нормативное регулирование размеров бюджетного дефицита, предусмотренное Бюджетным кодексом определяет: размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ, а бюджета субъекта Федерации – 15% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета; размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

В 1999-2008 гг. федеральный бюджет РФ исполнялся с профицитом. Сверхпрофицит федерального бюджета РФ направлялся в Стабилизационный фонд (с 2008 г. – Резервный фонд и Фонд будущих поколений). В 2005-2008 гг. профицит федерального бюджета вырос на 84,31 млрд.руб. и составил в 2008 г. 1697,19 млрд.руб. Начиная с 2009 г. федеральный бюджет прогнозируется с дефицитом. По предварительной оценке Минфина, дефицит федерального бюджета в 2009 году по итогам исполнения составит 3 триллиона 32 миллиарда 121,2 миллионов рублей. Дефицит бюджета 2009 г. покрывается за счет Резервного фонда, накопленного во времена высоких цен на нефть. Источники внутреннего финансирования дефицита прогнозируются в размере 3 триллиона 243 миллиардов 911,8 миллионов рублей, источники внешнего финансирования – минус 211 миллиардов 790,6 миллионов рублей.

В 2010-2012 гг. федеральный бюджет будет дефицитным, хотя размер дефицита будет постепенно снижаться – с 7,5 процента ВВП страны в 2010 г. до 3 процентов ВВП в 2012 г. в целях сокращения дефицита бюджета Правительство РФ нацелено на: сокращение неэффективных расходов; существенное сокращение расходов на инвестпрограммы, в том числе на строительство объектов транспортной системы и культуры; отсутствие индексации зарплат бюджетников. Для покрытия дефицита бюджета в 2010 году, помимо Резервного фонда, правительству придется расконсервировать Фонд национального благосостояния, а также увеличить объем внутренних заимствований и впервые с 1998 года вернуться к внешним заимствованиям. Пополнить бюджет планируется за счет дополнительных доходов путем введения квотирования этилового спирта для производства вино-водочной продукции.

С учетом исследования политики снижения дефицита бюджета в США в России можно предложить следующее: осуществлять строгий контроль за прозрачностью расходования бюджетных средств; повысить налоги для состоятельных россиян; создать специальную комиссию, которая будет оценивать варианты структурных реформ с точки зрения их влияния на бюджетный дефицит.





Список использованных источников


1.                 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (с изм. и доп.)// СПС Консультант Плюс

2.                 Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник/ А.М. Бабич. – М.: Финансы, 2009. – 687 с.

3.                 Бликанов, А.В. Бюджетный дефицит как индикатор состояния государственных финансов/ А.В. Бликанов// Финансы и кредит. – 2008. – №5. – С. 15-17.

4.                 Быля, А.Б. Роль стабилизационных фондов в финансовой системе страны/ А.Б. Быля// Финансовое право. – 2008. – № 7. – С. 10-14.

5.                 Бюджет-2010: работы еще много, но дефицит зафиксирован // news.mail.ru

6.                 Бюджетная политика – важный инструмент в борьбе с кризисом// Финансы. – 2009. – №4. – С. 3-7.

7.                 Васильев, С.В. Специальный налоговый режим как инструмент налогового стимулирования инновационной деятельности/ С.В. Васильев// Финансовое право. – 2008. – №9. – С. 16-19.

8.                 Гарагозов, Д. Инструментарий в условиях бюджетного дефицита / Д. Гарагозов// Автомобильные дороги. – 2009. – №3. – С. 25-28.

9.                 Гетман-Павлова, И.В. Управление Стабилизационным фондом РФ: проблемы правового регулирования/ И.В. Гетман-Павлова// Банковское право. – 2007. – №4. – С. 12-18.

10.            Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие/ под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 303 с.

11.            Государственные и муниципальные финансы: учебник/ под ред. И.Д. Мацкуляк. – М.: РАГС, 2009. – 680 с.

12.            Данилина М.В. Изменения в стратегии формирования и использования резервного фонда и фонда национального благосостояния/ М.В. Данилина/// Финансы и кредит. – 2008. – №10. – С. 37-53.

13.            Дефицит бюджета-2009 может превысить ожидания// www.vesti.ru

14.            Дефицит бюджета "по Кудрину"// Вопросы социального обеспечения. – 2009. – №5. – С. 21.

15.            Заявления по важнейшим вопросам: о бюджетной политике в 2010-2012 годах / Д. А. Медведев // Вопросы социального обеспечения. – 2009. – N№11. – С. 3-4.

16.            Кудрин: Дефицит бюджета в 2010 году составит до 5% ВВП// www.rosbalt.ru

17.            Любимцев, Ю. Бюджетный дефицит как фактор экономической политики/ Ю. Любимцев// Экономист. – 2007. – №7. – С. 55-62.

18.            Минфин РФ: Дефицит бюджета 2009 года составит 7,4%// www.regnum.ru

19.            Морозова, Е.А. Бюджетная задолженность в системе финансовых отношений Российской Федерации / Е.А. Морозова// Экономические науки. – 2007. – №10. – С. 45-48.

20.            Обама: нужна комиссия для оценки вариантов снижения дефицита бюджета// www.gazeta.ru

21.            Правительство одобрило бюджет-2010// www.lenta.ru

22.            Скворцов, С. Дефицит бюджетного оптимизма / С. Скворцов// БОСС. Бизнес: организация, стратегия, системы. – 2009. – №3. – С. 9.

23.            Суммарный дефицит бюджета США за 2010-2019 годы может составить 9 трлн долларов// www.banki.ru

24.            Фадеев, Ю. Стабфонд без будущего / Ю. Фадеев // БОСС. Бизнес: организация, стратегия, системы. – 2008. – №2. – С. 90-93.

25.            Финансы: учебник/ под ред. А.И. Архипова. – М.: Проспект, 2009. – 640 с.

26.            Финансы: учебник/ под ред. М.В. Романовского. – М.: Юрайт, 2007. – 504 с.

27.            Финансы: учебник/ под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 432 с.

28.            Финансы: учеб. пособие/ Под ред. В.П. Литовченко. – М.: Дашков и Ко, 2008. – 724 с.

29.            Финансы: учебник/ под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Дашков и Ко, 2007. – 724 с.

30.            Финансы: учебник/ под ред. С.И. Лушина. – М.: Российская экономическая академия, 2009. – 615 с.



Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.