21) иные
бюджетные полномочия.
4.2 Бюджетные
полномочия органов государственной власти субъектов РФ
Органы
государственной власти субъектов РФ осуществляют следующие полномочия:
1) установление
порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных
государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта
РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов,
осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении
бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных
фондов;
2) составление
и рассмотрение проектов бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных
государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта
РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов,
осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об
исполнении бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных
внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного
бюджета субъекта РФ;
3) установление
и исполнение расходных обязательств субъекта РФ;
4) определение
порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных
образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта РФ;
5) установление
нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных и (или) региональных
налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами,
подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ и законодательством о налогах и
сборах в бюджеты субъектов РФ;
6) установление
порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта
РФ;
7) предоставление
межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;
8) установление
общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных
бюджетов;
9) осуществление
государственных заимствований субъекта РФ, управление государственным долгом
субъекта РФ;
9) детализация
объектов бюджетной классификации РФ в части, относящейся к бюджету
соответствующего субъекта РФ;
10) временное
осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления;
11) в случае
и порядке, предусмотренных БК РФ, федеральными законами и принятыми в
соответствии с ними законами субъектов РФ, установление ответственности за
нарушение нормативных правовых актов субъектов РФ по вопросам регулирования
бюджетных правоотношений;
12) иные
бюджетные полномочия.
Органы
местного самоуправления осуществляют следующие бюджетные полномочия:
1) устанавливают
порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и
исполнения местного бюджета, осуществляют контроль за его исполнением и
утверждают отчет об исполнении местного бюджета;
2) составляют
и рассматривают проект местного бюджета, утверждают и исполняют местный бюджет,
осуществляют контроль за исполнением, составлением и утверждением отчета об
исполнении местного бюджета;
3) определяют
порядок предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
4) осуществляют
муниципальное заимствование, управление муниципальным долгом;
5) устанавливают
ответственность за нарушение нормативных правовых актов органов местного
самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;
6) иные
бюджетные полномочия.
Органы
местного самоуправления муниципальных районов осуществляют следующие бюджетные
полномочия:
1) устанавливают
нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных
налогов и сборов;
2) устанавливают
порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета
муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;
3) определяют
цели и порядок предоставления субвенций из бюджетов поселений в бюджеты
муниципальных районов, составляют отчет об исполнении консолидированного
бюджета муниципального района.
Органы
местного самоуправления поселений осуществляют бюджетные полномочия по
установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и
расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся
муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения.
5. Финансовое
планирование
В процессе
оборота валового продукта в стоимостной форме возникают финансовые отношения по
поводу создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых
ресурсов.
С помощью
финансового планирования осуществляется управление процессами создания,
распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов, объектом
которого являются фонды денежных средств.
С помощью
финансового планирования достигается сбалансированность народнохозяйственных, межотраслевых
пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, материальных
и финансовых ресурсов.
Финансовое
планирование обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с
материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении.
Любой
финансовый план решает задачи по организации управления финансами в
определенном звене управления.
В систему
финансовых планов входят перспективные финансовые планы и сводные финансовые
балансы, которые создаются на общегосударственном и территориальных уровнях
управления.
На всех
уровнях власти перспективное финансовое планирование осуществляется в целях:
1) обеспечения
координации экономического и социального развития и финансовой политики;
2) прогнозирования
объемов финансовых ресурсов;
3) прогнозирования
финансовых последствий программ;
4) определения
возможности реализации различных мер в области финансов.
На основе
показателей прогноза экономического и социального развития государства
разрабатывается перспективный финансовый план, в котором содержатся данные о
возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей
бюджета.
Составляется
перспективный финансовый план на три года по показателям бюджета, на каждый год
он корректируется на показатели уточненного прогноза социально-экономического
развития государства.
Сводный
финансовый баланс – баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в
государстве или на определенной территории. Он охватывает средства всех
бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, которые расположены на
определенной территории.
Сводные
финансовые балансы начали составляться в нашей стране в 30-х гг. XX в. Н. М.
Валуйский, В. А. Галанов, Н. С. Марголин, B. C. Павлов, Г. Я. Шахова, А. М.
Ляндо и др. внесли огромный вклад в теорию составления сводных финансовых
балансов.
Составление
сводного финансового баланса – это подготовительный этап разработки бюджета,
который позволяет связать материальные и финансовые пропорции в хозяйстве,
скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы; выявить
резервы дополнительных финансовых ресурсов на определенные мероприятия по
развитию государства; произвести прогнозные финансовые расчеты; разработать
направления финансовой политики.
Сводный
финансовый баланс государства разрабатывается Министерством экономики РФ
совместно с Министерством финансов РФ на основе макроэкономических показателей.
5.1 Территориальное
сводное финансовое планирование
Задачей
территориального сводного финансового баланса является определение объема финансовых
ресурсов, которые создаются, поступают и используются в регионе.
Разработка
территориальных сводных финансовых балансов сопровождается факторами:
1) разработка
программ, целью которых является объединение усилий территориальных органов
власти и предприятий;
2) большими
финансовыми затратами на осуществление этих программ;
3) необходимостью
сведения воедино различных видов финансовых планов, которые отражают стороны и
этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного и
используемого на данной территории: хозяйственных предприятий и организаций,
территориального бюджета, внебюджетных фондов и др.
Информационной
базой при разработке сводного финансового баланса региона являются данные
территориальных экономических, статистических, финансовых органов,
функциональных подразделений, территориальных органов власти, экономические
нормативы и лимиты по основным показателям развития региона, показатели
проектов планов развития территории, данные территориального бюджета,
внебюджетных фондов, балансов доходов и расходов предприятий.
С помощью
территориального сводного финансового баланса можно сбалансировать
материальные, финансовые ресурсы, которые используются в регионе; достигнуть
единства в развитии территории, повысить качество бюджетного планирования;
скоординировать использование финансовых ресурсов территориальных органов и
предприятий данной территории; определить объемы финансовых ресурсов, которые
потребуются для проведения мероприятий по развитию данной территории;
сконцентрировать финансовые ресурсы на важных направлениях развития территории;
выявить внутрирегиональные резервы для финансирования мероприятий; эффективно
использовать денежные средства, направляемые на развитие производства, и др.
6. Составление
проектов бюджетов
Составлению
проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического
развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики,
подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы
исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.
В Бюджетном
послании Президента РФ определяется бюджетная политика РФ на очередной
финансовый год.
Составление
проектов бюджетов является исключительной прерогативой Правительства РФ,
соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного
самоуправления.
Составление
проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы
субъектов РФ и муниципальных образований.
Для
своевременного и качественного составления проектов бюджетов финансовые органы
получают необходимые сведения от финансовых органов другого уровня бюджетной
системы РФ и от иных государственных органов, органов местного самоуправления и
юридических лиц.
Сведения,
необходимые для составления проектов бюджетов – это сведения о действующем на
момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве, о
предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других
уровней бюджетной системы; о видах и объемах расходов, передаваемых с одного
уровня бюджетной системы на другой; о нормативах финансовых затрат на
предоставление государственных или муниципальных услуг.
Составление
бюджета основано на:
1) Бюджетном
послании Президента РФ;
2) прогнозе
социально-экономического развития территории на финансовый год;
3) основных
направлениях бюджетной и налоговой политики территории на финансовый год;
4) прогнозе
сводного финансового баланса по территории на финансовый год;
5) плане
развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории
на очередной финансовый год.
К основным
характеристикам бюджета относятся: общий объем доходов бюджета, общий объем
расходов бюджета и дефицит бюджета.
Исходными
макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются объем
валового внутреннего продукта на очередной финансовый год, темп роста валового
внутреннего продукта в очередном финансовом году и уровень инфляции (темп роста
цен).
Перспективный
финансовый план – документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на финансовый
год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ,
субъекта РФ, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных
возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или
муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.
Перспективный
финансовый план законодательно не утверждается, разрабатывается в целях:
1) информирования
законодательных органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития
экономики и социальной сферы;
2) комплексного
прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ,
законов;
3) выявления
необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области
финансовой политики;
4) отслеживания
долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих
мер.
Перспективный
финансовый план разрабатывается на три года; первый – это год, на который
составляется бюджет; а следующие два года – плановый период, на протяжении
которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.
Базой для
формирования перспективного финансового плана является бюджет на текущий год.
Перспективный
финансовый план корректируется каждый год с учетом показателей уточненного
среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ,
муниципального образования, при этом плановый период сдвигается на один год
вперед, составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации.
Баланс
финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов РФ,
субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на
определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе
отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с
прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и
является основой для составления проекта бюджета.
7. Порядок
составления проекта федерального бюджета
Составление
проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не
позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.
Составление
проекта федерального бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной
политикой РФ, определенной в Бюджетном послании Президента РФ.
Порядок и
сроки составления проекта федерального бюджета определяются Правительством РФ.
Уполномоченный
орган исполнительной власти организует разработку прогноза
социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и уточнение
параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ,
положенного в основу перспективного финансового плана.
Министерство
финансов РФ организует разработку:
1) проектировок
основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу;
2) проекта
Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Проектировки
основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу
разрабатываются одновременно с проектом федерального бюджета на очередной
финансовый год на основе среднесрочной программы Правительства РФ,
среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ и прогноза
Сводного финансового баланса по территории РФ.
Первый этап
формирования федерального бюджета – это разработка федеральными органами
исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования
экономики РФ на очередной финансовый год, содержащего основные
макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики.
Министерство
финансов осуществляет разработку характеристик федерального бюджета на
финансовый год и распределение расходов федерального бюджета, рассматриваются
предложения о соотношениях между величиной прожиточного минимума и минимальным
размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости, минимальными
размерами стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, а также
предложения о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и
государственных пенсий, денежного содержания федеральных государственных
служащих, денежного довольствия военнослужащих в очередном финансовом году и на
среднесрочную перспективу.
Страницы: 1, 2, 3
|